ЛЗШ принцип действия

ЛЗШ (Страница 1 из 3)

Мы уже начали обсуждение различных вариантов организации ЛЗШ.
Хотелось бы обсудить все достоинства и недостатки обоих методов.
Обсуждение началось в теме, см. полное обсуждение :
http://rza.communityhost.ru/thread/?thr … =533309302

Выборка из обсуждения:
rz_a:
Большое спасибо.
Пока искал информацию по ЛЗШ и схемы её построения нашел, что существует два типа построения схем: последовательное и параллельное. Хотелось бы узнать, какую схему ЛЗШ лучше использовать. Doro на своем сайте отдает предпочтение параллельному соединению контактов реле защит, как более надежному и работающему при выводе для проверки защиты любого присоединения. Здесь (http://energoproekt.blogspot.com/2010/1 … -lzsh.html), например, наоборот, отдают предпочтение последовательному соединению контактов, так как имеется возможность постоянно контролировать цепь ЛЗШ и при её обрыве токовые отсечки вводного и секционного выключателя блокируются.

grsl:
У меня нет опыта с последовательным подключением, всегда делали только с параллельным.
Один раз не сработало верно, на секционнике был сгоревший контакт.

Мнение уваженного коллеги РТФ1 :
Используем параллельное соединение контактов, проблем тоже нет и не было.

Мнение уважаемого коллеги Yuko:
Я за последовательное соединение контактов.
Намедни на одной из ПС при к.з. на фидере излишне отработала ЛЗШ и погасила обе секции 10 кВ (один из трансформаторов был выведен). Причина срабатывания – разрыв в цепи блокировки ЛЗШ от защиты этого фидера. Схема используется параллельная (есть только замыкающие контакты). А вот если бы была возможность использовать схему с последовательным соединением, и соответственно имелся бы контроль исправности цепи блокировки, этого бы не произошло.

В дальнейшем тема развилась ещё в дополнительную плоскость:
rz_a:
А в схеме с параллельным соединением контактов, когда на защиту СВ приходят две пары шинок ЛЗШ от двух секций, важно ли от какой именно секции пришел сигнал? И если для защиты нет разницы, с какой секции приходит сигнал, то можно ли в целях экономии количества входов МП терминала поставить два промежуточных реле, а их вторичные контакты соединить параллельно на вход терминала защиты?
Можно ли в целях уменьшения количества задействованных входов собрать точно так же
промежуточные реле для дуговой защиты?

grsl:
ИМХО, НИ в коем случае не ставить промреле. они внесут ещё серьёзную задержку .
В одном из проектов столкнулся с такой проблемой, там был всего один вход.
Я поставил диоды развязки, тип не помню, данные: 1000В 1А.
Проекту 3 года, тьфу, тьфу.

Предлагаю развить и добить эту тему до победного конца.

Слава прав, что сейчас так делают. Но раньше, на ЭМ, именно промреле и ставили. Понятно, речь о том, что промреле убивает быстродействие, которое может дать МП.
Слава. А тьфу-тьфу – это защита правильно работала при к.з. на шинах, или правильно не работала при к.з. не на шинах (это скорее), или вообще к.з. не было?

Как забугорный я должен отметить что оба принципа ЛЗШ должны рассматриваться и с точки зрения типов используемых защит.
Что я имею ввиду, на некоторых “простых” МП терминалах не сделать логику с НЗ контактами, т.е. можно только параллельное подключение контактов.

Я бы привёл тут пример контактов блокриовок , где используется огромное число контактов включённых последовательно.

Скажемне вижу действительно проблемного случая с ЛЗШ на последовательно подключёных контактах, главное прописать установку накладки в случае замены реле или профпроверки.

В крайнем случае будет работать МТЗ с большей выдержкой времени.

Собственно по этому можно и без накладки (ключа). При параллельном соединении тоже ничего страшного не произойдёт при работах на ячейке. Если случайным образом совпадёт КЗ на шинах с замкнутым состоянием контакта. Да и то лучше измерительную или подобную ей клемму ставить. Разобрал клемму, потом собрал. Ключ или накладку оперативники чаще забудут, чем релейщики клемму.

Добрый день!
По выбору или предпочтению схемы может стоит обратиться к эксплуатационной статистике. Или оценить надежность схемы, расчет. Что скажут форумчане о работе/неисправностей ЛЗШ в своих энергосистемах.

На всех п/ст последовательно. Благодаря контролю пару раз вовремя выявляли неисправность. Про плюсы/минусы параллельного соединения ничего не скажу.

grsl:
Приветствую! Быстродействующая логическая защита шин с использованием GOOSE, применяемое в ABB, приходилось ли применять? Ваше мнение об этом.

Ох сложный вопрос.
На goose ещё нет.
Первый проект у НАС ( конечно 🙂 ) на goose на реле АББ ( REF615, REF630) пущен в конце ноября прошлого года, потому наработка нулевая.
Я не заложил там ЛЗШ, не было нужды, там работает АВР на два входа и на секционник.

НО система ЛЗШ+УРОВ+Блокировки по связи сделаны у нас в одном проекте на реле АББ REF541, проекту 2.5 года, 58 реле 11.5кВ, две шины и секционик. Уже прошли не одно КЗ. Есть ещё такого плана проекты, но они гораздо помельче. протокол LON

На среднем напряжении считаю что связь хорошее и полезное дело, если уже вы меня спросили про АББ, то я считаю что при использовании REF615 просто жаль не использовать goose. Кроме того по неофициальной нашей проверке, потому нельзя на это основываться, время ЛЗШ можно будет снизить до 50-60мс вместо 100мс.

Честно признаю есть недоработки, мало обратили внимание на профпроверки, .т.е. для работников АББ дело подготовки рабочего места 10мин, а вот оперативники путаются. В принципе это и недоработка самого стандарта 61850.

Теперь почему я лично вижу огромные достоинства в ЛЗШ+УРОВ на среднем напряжении в использовании связи.
Итак ЛЗШ мы все рассматриваем как ТО, всё верно пока не перешли на резистивную нейтраль.
Тогда получите ещё требования по селективности для КЗ на землю и нужно будет ещё один ЛЗШ от КЗ на землю , ТКЗ иногда меньше чем нагрузочные токи.

Кстати пример можно видеть в ДЗШ в сетях с резистивной нейтралью.

Далее, может быть наш дикий вариант, когда ещё и компенсированная нейтраль, правда бог миловал, там ЛЗШ не надо делать.

Теперь УРОВ, используя возможности связи, можно разделить на два УРОВ-а, с пуском по току и без. уже делали так кстати в том проекте с 58 реле, даже уже работало и даже раз излишне, но опять таки по причине ошибки персонала, там нет релейщиков.

По связи работаем по принципу ИЛИ ( т.е. параллельные контакты), но с проверкой связи и тогда всегда можно сразу определить с каким фидером пропалал связь и времени заблокировать ЛЗШ.

Всё что написал, также относиться и к другим производителям защит.

Ну и если уже начали беседу про гусей.
Кстати всё что я пишу, моё личное мнение, основание только на моём личном опыте.

Я противник концепта колец в 61850 для защит, считаю что это усложняет систему и таким образом ухудшает надёжность.
Резервирование надо использовать на уровне защит, а не гусей, свичей и т.д. и т.п.
Если ЛЗШ заблокировалось, то бог с ним, есть классическая селективность.
Потому работать только в звезде, свичи с двойным БП от двух батарей и всё.
Оптику закладывать с 50% резервом.

grsl – Резервирование надо использовать на уровне защит, а не гусей, свичей и т.д. и т.п.

С этим согласен, в дополнении статейка http://www.ensor.ru/discussions/articles/iec61850.html

Не знаю кто написал статью, но он/она прав/права.
Подчеркнул, в том в чём согласен полностью

Основные принципы применения протокола МЭК 61850:
1. МЭК 61850 – это перспективная технология, переход к которой от более традиционных версий должен производиться последовательно. Непременными условиями такого перехода являются совершенствование инструментальных средств, оборудования, самого стандарта, а также накопление опыта по эксплуатации технологии и готовых типовых решений.

2. “Реализация МЭК 61580 любыми способами” – это крайне неверный и обреченный на неудачу подход.

3. Пока оптимальными являются всё же технические решения, основанные на комбинации протоколов МЭК 61580 и 60870-5-104. Это объясняется несовершенством пока ещё нового протокола, а также наличием тщательно проработанных и уже неоднократно опробованных решений на базе предшествующих технологий.

4. Если какие-либо функции успешно и эффективно реализованы в стандарте 60870-5-104, то смысла переносить их в новых протокол попросту нет.

5. Все заказчики должны предварительно максимально четко и ясно определять для себя планы, задачи и цели по внедрению стандарта.

6. Требуется разрабатывать и предлагать не только комплексные решения на базе протокола МЭК 61580, рассчитанные на внедрение на новых объектах, но также и решения для существующих систем автоматизации с возможностями их постепенного обновления и развития.

Непонял связи с протоколом 60870-5-104,
Это имхо разные вещи, 60870-5-104 телепротокол, а 61850 станционный и имхо у него нет выхода за пределы ПС.

Предлагаю тему резервирования связи и асу продолжить в специализированной теме:

Поясни, зачем? Предположим, пробило опорный изолятор. Даже за две-три секунды ток замыкания на землю не повредит оборудование РУ. По сравнению с токами КЗ это и не ток даже. Нагрузки больше, чем ток ОЗЗ.

Это так кажется, такое однофазное КЗ на входе кабелей в КРУ очень быстро переходит в межфазное КЗ.
Сейчас наблюдал такое в трёх ячейках, а там нейтраль конденсированная., ОЗЗ около 1А .

Кроме того может случиться что сети не дадут тебе большую выдержку по времени и на шинах предприятия надо будет ломать голову с классической селективностью.

Сегодня приходится одним проводом/контактом делать оба ЛЗШ, в принципе работает и так, проверено годами.

Следующий случай, однофазное КЗ на шинах тогда будет отключаться ТЗНП с других концов линий.

В дополнение сказанным Славой:
При низкоомном резистивном заземлении нейтрали в сетях среднего напряжения ток замыкания на землю может быть более 100А. Это конечно меньше ток нагрузки, но может вызвать уже значительные повреждения в месте замыкания. Кроме этого, есть ограничения на допустимое время протекания тока (несколько секунд) через резисторы в нейтрали. При низкоомном заземлении нейтрали защиты должны действовать на отключение и селективно. Поэтому здесь ЛЗШ напрашивается.
При высокоомном заземлении нейтрали защиты могут действовать как на отключение, так и на сигнал. При действии на отключение также желательна ЛЗШ.

Тема перекликается разделом Защиты от однофазных замыканий на землю

См. также
Методические указания по выбору режима заземления нейтрали в сетях напряжением 6 И 10 кB дочерних обществ и организаций ОАО «ГАЗПРОМ». СТО ГАЗПРОМ 2-1.11-070-2006.
http://www.stroyplan.ru/docs.php?showitem=49862

Юрий Целебровский. Области применения различных систем заземления нейтрали. Новости электротехники N5, 2004
http://www.news.elteh.ru/arh/2004/29/04.php

Продолжение обсуждения наверное надо вести здесь:

В дополнение к перечню коллеги evdbor:

Дуговая защита на фототиристорах ТФ-132-25-10
http://rza.communityhost.ru/thread/?thr … __start=31

Там и сегодня шло обсуждение. В русле последних постов в той теме вопрос, независимо от типа защит. Вроде по всем правилам считается, что для одной с.ш. СН и НН достаточно одной защиты на токовом принципе (ДЗШ или ЛЗШ) и одной ЗДЗ. А там, если Вы заметили, перечисляются уже несколько ЗДЗ на одну систему шин (плюс к токовым ЗШ). Чем это вызвано и насколько обосновано?

Несколько позже я заметил, что названная мной тема – в ЗДЗ. Я создал тему ЗДЗ и поместил туда этот вопрос. Впрочем, с ЛЗШ он тоже стыкуется.

Это так, конечно. Так отключится или ЗДЗ или ЛЗШ, когда перейдёт в междуфазное. Если успеет за 0,5-1,5 сек.
Извини, за предприятия не думал 🙂 Конечно, не дадим большую выдержку, но ведь не звери же. Сколько можем – дадим 🙂

:pardon:

Не звери вы сетевики.
Получил тут от вас уставки на вход, изверги рода человеческого, вот что сумел себе вышибить, даже выгрыз.
Пишу по памяти:
22кВ
МТЗ
2400А 0.1с
1500А 0.3с
320А, к=0.1 NI

ТЗНП
160А 0.1с
80А 0.3с

ОЗЗ
1А, 4000В, 0.7с

А у меня 4-е выключателя в серию..

Это у вас там звериный оскал капитализма 🙂 С такими уставками – что у них на подстанции-то ? И 0,3″ ИМХО мало. Минимум 0,5″, потом ступеньки по 0,3 можно. Особенно когда куча трансформаторов на линии.

Очень жёсткие требования, времена всё время сокращают. Твой КЗ влияет на соседей.
Начали с 2400А 0с и без токозависимой характеристики, но пошли навстречу, иногда не идут.

Сергей, 0.3с работает без проблем, 0.2 работает без проблем, по живому проверено многие сотни раз.

В распредподстанциях неселктивность исправляется АПВ, а если АПВ блокировано, то есть только токозависимая характеристика, ТО отменяется.
Стандартная логика ТО с готовностью первого АПВ, после первого неудачного АПВ ТО блокируется.
ТО и на ТЗНП, для ОЗЗ 3-х кратное АПВ, первое АПВ через 0.3с.

Потому без ЛЗШ сегодня невозможно, причём ЛЗШ внутри предприятий идут и между внутренними ПС кабелями.

Вот думаю может действительно перейти на последовательную сборку контактов для ЛЗШ.
Кроме того хочу обратиться к сетям с просьбой разрешить один АПВ и на предприятиях в случае неселективности, неофициально беседовал, не разрешили, попробую ещё.

xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

А забыл ещё.
Это перечислил защиты электрические.
А ещё есть защита технологическая-тепловая.
Тебе не дают переходить разрешённый предел заявленной нагрузки.

Это смотря какой ток уставки и топология сети. Когда у тебя 30 км воздушки 10кВ с проводом 50 мм2 в магистрали и сотня КТП на ней с небольшой в общем нагрузкой, то БТН может здорово насолить. особенно когда к этому фидеру в ремонтном режиме или во время ликвидации аварии повесят ещё такой же.
Ставили 0,3. Мало. БТН спадает до уставеи за 0,35-0,4с.
Просто звери. Львы :crazy:

Так вот, ещё собираются добавки делать.
Поговаривают о контроле гармоник. защите от небаланса.

Логическая защита шин

До развития микропроцессорной техники для защиты подстанций напряжением свыше 1000 вольт применялись различные системы на реле. Они потребляли огромное количество энергии для собственных нужд, были сложны в настройке и не отличались надёжностью. Сегодня эту задачу выполняют системы логической защиты шин, построенные на электронных блоках.

Читайте также:  Материал для строительства декоративного водоема на участке

Защита и автоматика ввода

Релейная защита и автоматика

РЗиА – это система, предназначенная для защиты подстанции от аварийного режима работы. Она представляет собой сложнейший комплекс электрических и электронных устройств. Релейная защита и автоматика непрерывно контролируют состояние сети и, при необходимости, производят в ней различные переключения.

Любая РЗиА обладает селективностью (избирательностью). Т.е. она отключает именно тот участок энергосистемы, на котором возник ненормальный или аварийный режим работы. Соответственно, без напряжения остаётся часть потребителей, а не все сразу. Особенно это необходимо в случаях, когда отключение подразумевает нарушение тех. процессов предприятий, сопровождающихся риском возникновения ЧС или финансовых убытков.

Также релейная защита характеризуется быстродействием. Под этим свойством подразумевают время, затраченное на отключение повреждённого участка линии. Быстродействие тесно связано с селективностью. Уставка допустимого времени протекания аварийной ситуации учитывается в настройках терминала РЗиА, и от него зависит, на каком именно участке линия будет отделена от общей системы.

Дополнительная информация. Быстродействие защиты является её важнейшей характеристикой. Для правильной настройки нужна золотая середина. Если выдержки времени подобраны так, что они слишком короткие или продолжительные, то система будет отключать линии, которые в этом не нуждаются, т.е. будут происходить ложные срабатывания.

Терминал РЗиА

Из чего состоит ЛЗШ

Отвечая на вопрос «ЛЗШ защита что это», можно сказать, что она включает в себя сложный комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для отключения линии при внештатном режиме работы. Все их условно можно разделить на 3 категории:

  1. Датчики – устройства, считывающие в реальном времени информацию о состоянии энергосистемы. Например, ток и напряжение на силовых шинах, частоту, сдвиг фазы и cosф нагрузки, а также температуру трансформаторов, окружающего воздуха и тому подобные показатели. Вся эта информация поступает в контроллер.
  2. Микропроцессорные терминалы – вычислительный орган системы. С натяжкой его можно назвать компьютером. Внешне представляет собой небольшую коробку с экраном, отображаемым состояние сети, и множеством кнопок для настройки прибора и его взаимодействия с человеком.
  3. Исполнительные органы – по аналогии с ПК это периферийные устройства. К ним относятся высоковольтные выключатели, вентиляторы и насосы систем охлаждения, различные приводы для коммутирующих устройств.

Упрощённо всё это работает следующим образом. На шинах подстанции возникает какая-либо внештатная ситуация, например, короткое замыкание. Трансформаторы тока регистрируют критическое превышение этого параметра. С них сигнал передаётся в микропроцессорный терминал, который его обрабатывает. При этом учитывается ток короткого замыкания, его продолжительность и ряд других характеристик. Затем терминал подаёт сигнал на исполнительный орган – вакуумный выключатель, который отключает участок линии, поражённый коротким замыканием.

Трансформаторы тока

Схемы организации ЛЗШ

Большинство комплексов логической защиты шин реализуется по последовательной или параллельной схеме. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, но принцип работы ЛЗШ похож в обоих случаях.

При последовательной схеме отдельные контакты следуют друг за другом. Пока все из них замкнуты, на вход блокировки ЛЗШ поступает сигнал, предотвращающий срабатывание защиты. Если хоть один контакт релейного терминала разомкнётся, то общая цепочка будет нарушена.

Последовательная схема ЛЗШ

В случае с параллельной схемой контакты изначально находятся в нормально разомкнутом положении. Для срабатывания ЛЗШ также необходимо, чтобы один из них изменил своё состояние, т.е. замкнулся.

Параллельная схема ЛЗШ

Поведение ЛЗШ при внешнем КЗ

Принцип действия логической защиты шин основан на отсечке линии при возникновении в ней тока короткого замыкания. В данном случае подразумевается, что КЗ произошло где-то за пределами подстанции. Пока линия находится в нормальном режиме работы, контакты ЛЗШ формируют сигнал блокировки. Он препятствует срабатыванию защиты, поэтому система находится под напряжением. Как только происходит КЗ или серьёзная перегрузка по току, контакты ЛЗШ размыкаются. Происходит включение защиты. Расчёт времени отключения линии напрямую зависит от интенсивности КЗ и настроек, внесённых наладчиком в терминал РЗиА.

Дополнительная информация. На воздушных линиях электропередач возможны неустойчивые короткие замыкания. Они могут быть вызваны перехлёстом проводов из-за ветра. В таком случае замыкание носит кратковременный характер, после его исчезновения линия снова включается в работу устройством автоматического повторного включения (АПВ).

Работа ЛЗШ при КЗ на шинах

Другая цель применения ЛЗШ – это отключение напряжения при возникновении короткого замыкании на шинах. При этом речь идёт о КЗ, происходящем непосредственно на территории распределительного устройства (РУ) или подстанции. Данная ситуация имеет особенность. Замыкание происходит в непосредственной близи от трансформатора. Сопротивление шин до точки КЗ имеет минимальное значение. Ток замыкания будет крайне высоким, вплоть до десятков тысяч ампер. Терминал РЗиА, регистрируя такое большое значение, соберёт цепочку ЛЗШ быстрее, чем, если бы авария сформировалась где-то далеко от подстанции. Если по каким-либо причинам данный каскад защиты не отработает, то питание отключится тем, который стоит выше по цепи. При этом из работы выйдет вся секция. Срабатывание будет неселективным, что является нежелательным.

Надежность ЛЗШ

ЛЗШ, с точки зрения тестирования на работоспособность, имеет отличие от прочих видов защит. Она редко срабатывает при испытаниях сотрудниками измерительных лабораторий. Объясняется это тем, что ЛЗШ отводится менее значимая роль, соответственно, она имеет более длительные по времени выдержки срабатывания и просто не успевает опередить другие виды защит.

Чаще всего логическая защита шин даёт сбой вследствие КЗ трансформатора тока либо его виткового замыкания. К счастью, происходит такое довольно редко. В этом случае трансформатор просто не в состоянии корректно измерить протекающий через контролируемую им шину ток. Поэтому не может сформироваться сигнал блокировки защиты ЛЗШ, что приводит к её непреднамеренному срабатыванию.

Важно! Перед отключением проводов от трансформатора тока его выводы требуется замкнуть между собой. В противном случае в обмотке ТТ возможно наведение высоковольтного потенциала, который опасен для жизни обслуживающего персонала и может привести к повреждению оборудования.

ЛЗШ является сравнительно простой и действенной системой по обеспечению бесперебойной работы энергосистемы. Её применение ощутимо снижает негативные последствия аварийных ситуаций, а также существенно уменьшает риск их возникновения.

Видео

Проект РЗА

Сайт о релейной защите и цифровых технологиях в энергетике

Логическая защита шин (ЛЗШ)

ЛЗШ - принцип действия

Сегодня логическая защита шин является неотъемлемой частью системы релейной защиты и автоматики распределительных устройств 6-35 кВ. Ее распространению способствовал переход от электромеханической элементной базы к микропроцессорным блокам РЗА. Еще 15-20 лет назад вы вряд ли бы увидели ЛЗШ в проекте.

Назначение ЛЗШ

Логическая защита шин нужна, чтобы сократить время отключения коротких замыканий на шинах 10 кВ.

При коротком замыкании на шинах 10 кВ логическая защита шин устраняет его практически без выдержки времени (0,1-0,15 с), а при замыкании на присоединении – ЛЗШ блокируется, позволяя устранить КЗ нижестоящим защитам.

Простые защиты, вроде максимальной токовой, не могут выполнить селективное отключение короткого замыкания на шинах 6-35 кВ без выдержки времени, что приводит к увеличению повреждения в распределительном устройстве, особенно на уровнях распределения “ПС” и “РТП”, где уровень токов коротких замыканий обычно высок.

Стандартное время срабатывания МТЗ ввода 6-10 кВ – 1-2 секунды, против 0,1-0,15 секунд у ЛЗШ. Выигрыш в быстродействии очевиден.

Область применения ЛЗШ

В основном логическую защиту шин применяют для радиальных распределительных сетей 6-35 кВ, особенно массово для напряжения 6-10 кВ.

Большое количество присоединений в таких сетях не позволяют эффективно использовать дифференциальные защиты шин (дорого) и неполные дифференциальные защиты шин (обычно защищают реактированые линии, которые редко применяют в распределительных сетях).

Читайте также:  Какими способами можно производить обработку древесины от гниения?

В этих условия ЛЗШ является единственной недорогой защитой, позволяющей быстро отключить короткие замыкания на шинах 6-35 кВ.

С осторожностью нужно применять ЛЗШ на подстанциях с крупными двигателями 6-10 кВ, которые могут давать подпитку внешнего короткого замыкания с уровнем тока, достаточным для пуска защит присоединений и вводов РУ. Это может привести к ложной работе ЛЗШ с неселективным отключением секции 6-10 кВ или блокировки ЛЗШ при ложном пуске защит присоединений.

В последнее время ЛЗШ, для удешевления проектов, стали применять в кольцевых сетях с многосторонним питанием (шины 6-35 кВ ПС, РП, ГТЭС и т.д.). Для этого пусковые органы защит выполняют направленными. Данный вариант нужно всесторонне рассматривать с учетом надежности системы релейной защиты и в случае особо ответственных объектов, отдавать предпочтение дифференциальной защите шин!

Структура ЛЗШ

ЛЗШ — это распределенная защита. Она не находится в одном конкретном терминале, а распределена по защитам вводов, СВ и отходящих присоединений (линий, трансформаторов, двигателей, БСК и т.д.).

Так как защита шин 6-35 кВ осуществляется вводными и секционным выключателями, то именно в терминалах ввода и СВ реализована отключающая токовая ступень (ЛЗШ), работающая с минимальной выдержкой времени (0,1-0,15 с).

Пусковые органы защит нижестоящих присоединений дают информацию о том, есть ли замыкание на присоединении, и в случае его наличия, замыкают выходные контакты своего терминала для передачи сигнала на терминалы ввода и СВ. Это выходной сигнал называется “Блокировка ЛЗШ”.

Блоки защиты присоединений соединены с блоками ввода и секционного выключателями медными шинками для передачи сигнала по схеме “выходные контакты – дискретный вход”. В настоящее время, рассматривается вопрос передачи сигналов “Блокировка ЛЗШ” посредством информационных каналов (технология МЭК-61850 GOOSE)

Принцип работы

Принцип работы рассмотрим на примере возникновения внутреннего (на шинах) и внешнего (на присоединении) замыканий.

Замыкание на шинах 6-35 кВ (в зоне действия ЛЗШ)

Замыкание в зоне действия ЛЗШ

  • Ток КЗ протекает от энергосистемы, через ТТ защиты ввода, к точке КЗ;
  • Защита ввода (и МТЗ и отдельная ускоренная ступень ЛЗШ) пускается от данного тока;
  • Защиты присоединений не пускаются потому, что через них ток КЗ не протекает (подпитки “снизу” нет)
  • Так как сигнал “Блокировка ЛЗШ” нижестоящими защитами не выдается, то защита ввода (ускоренная ступень ЛЗШ) отключает выключатель ввода с временем 0,1-0,15 секунд

Замыкание на присоединении (вне зоны действия ЛЗШ)

Замыкание вне зоны ЛЗШ

  • Ток КЗ протекает от энергосистемы, через ТТ защиты ввода и ТТ защиты фидера, к точке КЗ;
  • Происходит пуск защиты ввода (МТЗ и отдельной ускоренной ступени ЛЗШ) и защиты фидера (МТЗ и, возможно, ТО);
  • Защита присоединения мгновенно выдает сигнал пуска собственных защит (Блокировка ЛЗШ) на защиты ввода (через сухой контакт);
  • Защита ввода принимает сигнал “Блокировка ЛЗШ” и блокирует ускоренную ступень ЛЗШ (МТЗ ввода остается в работе);
  • Защита фидера отключает свой выключатель для устранения КЗ, МТЗ ввода возвращается;
  • При отказе защиты фидера, КЗ устраняет МТЗ ввода с выдержкой времени.

Зона действия ЛЗШ

Зона действия ЛЗШ показана на рис. 3

Зона действия ЛЗШ

Стоит отметить, что несмотря на название, ЛЗШ защищает не только сами шины, но и зону выключателей. Как и для дифференциальной защиты шин, ее зона действия определяется местами установки трансформаторов тока.

На этом об Основах ЛЗШ все! В следующий раз поговорим о возможных схемах реализации логической защиты шин в реальных проектах.

Дуговая и логическая защита шин

Дуговая защита — особый вид быстродействующей защиты от коротких замыканий, основанный на регистрации спектра света открытой электрической дуги.

Значительную опасность для комплектных распределительных устройств (КРУ) напряжением 6-10 кВ представляют внутренние короткие замыкания (КЗ), сопровождаемые электрической дугой (ЭД). Температура электрической дуги может достигать значений порядка 7000 … 12000 °C за время менее одного периода промышленной частоты.

Электрическая дуга воздействует на элементы конструкции КРУ, вызывая повреждения различной степени тяжести, а в случае отсутствия адекватных и своевременных мер по её ликвидации неминуемо приводит к их разрушению. Опыты, проведенные в научно-исследовательском центре испытаний высоковольтной аппаратуры (НИЦ ВВА), показывают, что открытая электрическая дуга в изолированных отсеках КРУ приводит к повреждению изоляции (как правило, это проходные изоляторы). Степень ущерба зависит от типа изоляционного материала, величины тока КЗ и времени его протекания.

Дуговая защита шин (ДуЗШ) или защита от дуговых замыканий (ЗДЗ) применяется для защиты сборных шин и элементов ошиновки распределительных устройств 6-10 кВ, размещенных в закрытых отсеках (КРУ или КРУН). Работа защиты основана, в основном, на физическом принципе. Может реагировать на два фактора: вспышка света в отсеках распредустройства и на механическое воздействие дуги. В связи с этим может применяться только в КРУ, где все токоведущие части размещены в закрытых отсеках.

ЗДЗ клапанного типа

На повышение давления воздуха в ограниченном отсеке ячейки КРУ реагирует ЗДЗ клапанного типа. В ЗДЗ этого типа в качестве датчика, реагирующего на повышение давления воздуха, используются специальные разгрузочные клапаны с путевыми выключателями, смонтированные в КРУ.

ЗДЗ с мембранным выключателем

Представляет из себя систему из шлангов, вентилей обратного давления и мембранного выключателя. В каждый защищаемый отсек ячейки подводится шланг, объединение шлангов производится через вентили обратного давления, объединённый участок подключается к мембранному выключателю, реагирующему на волны давления, создаваемые электрической дугой.

ЗДЗ фототиристорного типа

На световую вспышку от электрической дуги реагируют ЗДЗ фототиристороного типа. В качестве датчика, реагирующего на световую вспышку от электрической дуги используется фототиристор.

ЗДЗ волоконно-оптического типа

Как и ЗДЗ фототиристорного типа, данный тип ЗДЗ реагирует на световую вспышку от электрической дуги. В качестве датчика, реагирующего на световую вспышку от электрической дуги используется волоконно-оптический датчик (ВОД).

Логическая защита шин ЛЗШ

Логическая защита шин (ЛЗШ) может использоваться как в открытых, так и в комплектных распредустройствах. На первом рисунке приведена простейшая схема логической защиты шин в комплексе с МТЗ на вводе 10 кВ. При КЗ на шинах или на отходящей линии пускается защита на вводе от питающего трансформатора (срабатывает реле KA). МТЗ на вводе отстроена по времени от защит отходящих линий и действует на отключение выключателя в двух случаях:

– отказе защит или выключателя отходящей линии;

– коротком замыкании на сборных шинах.

Но отстройка по времени от защит отходящих линий затягивает отключение повреждения и приводит к излишнему повреждению оборудования. Для обеспечения достаточно быстрого и селективного отключения можно выполнить дополнительную цепочку из последовательно включенных контактов токовых реле отходящих линий.

При коротком замыкании на любой отходящей линии (КЛ1 – КЛn) срабатывает токовое реле KA1 в ее схеме и токовое реле KA в схеме ввода. Контактами KA1 блокируется действие защиты на реле KL.

При КЗ на шинах срабатывает реле KA в схеме ввода и нет срабатывания ни одного из реле KA1 в схемах отходящих линий. Реле KL срабатывает и действует на отключение выключателя ввода с запретом АПВ.

Схема достаточно простая, но имеет ряд недостатков:

  1. При выводе в проверку защиты любого присоединения разрывается вся цепь, защита выводится из работы.
  2. Большое количество последовательно соединенных элементов снижает надежность схемы в целом. Нарушение контакта в любом токовом реле или в соединительных проводах приводит к отказу защиты.

Более удобна и надежна схема, приведенная на следующем рисунке. Токовые реле всех отходящих линий соединены параллельно. Для исключения случайного срабатывания защиты при проверках РЗА присоединений включается последовательно с контактами собственных выключателей. В данном случае реле KL выступает в роли блокирующего.

24 Январь, 2021 1560 Печать

ЛЗШ принцип действия

Николай Гринев, руководитель группы РЗА

ЗАО ПФ «КТП-Урал» – это производственно-инжиниринговое предприятие, осуществляющее весь комплекс работ от проектирования до ввода в эксплуатацию подстанций на класс напряжения 35, 110 и 220 кВ. Предприятие предлагает оригинальные, нестандартные проектно-конструкторские решения с учетом индивидуальных пожеланий заказчика и конкретных условий эксплуатации, реализованных в продукции собственного производства. Для оптимизации работы над проектами проектная и конструкторская группы были объединены в проектно-конструкторский центр. Объединение усилий конструкторов и проектировщиков позволило предлагать заказчикам нестандартные решения и выполнять индивидуальные разработки. Параллельно идет работа по созданию и внедрению инновационных технологий.

Николай Васильевич Чернобровов, известный практик релейной защиты, один из основателей системы обслуживания устройств РЗА, писал: «Создание селективных быстродействующих защит является важной и трудной задачей техники релейной защиты. Эти защиты получаются достаточно сложными и дорогими, поэтому они должны применяться только в тех случаях, когда более простые защиты, работающие с выдержкой времени, не обеспечивают требуемой быстроты действия…».
Логика современных цифровых защит в настоящее время строится путем реализации алгоритмов – аналогов существующих реле предыдущих поколений. И хотя эти алгоритмы надежны и проверены временем, они, к сожалению, не всегда оптимальны.
ПУЭ регламентирует: «В качестве защиты сборных шин электростанций и подстанций 35 кВ и выше следует предусматривать, как правило, дифференциальную токовую защиту без выдержки времени, охватывающую все элементы, которые присоединены к системе или секции шин».
Высокая стоимость современных цифровых терминалов РЗ иногда подталкивает заказчика к отказу от дифференциальной защиты шин (ДЗШ) и поиску альтернативных вариантов. Такая тенденция вкупе с широкими возможностями микропроцессорных устройств дает основание для размышлений на эту тему.

В настоящее время для защиты шин среднего и низкого напряжений в качестве основных используются дифференциальная и логическая защиты.
Специалистам нашей компании довелось принимать участие в проектировании подстанции, в которой на стороне среднего напряжения предусматривалась возможность двустороннего питания. И хотя использование ДЗШ в условиях многостороннего питания – это, безусловно, наилучшее решение, однако ввиду высокой стоимости оно нецелесообразно. Логическая защита шин (ЛЗШ) в её классическом понимании также неприменима, т.к. может действовать неселективно, скажем, при КЗ в трансформаторе.
Сегодня активно развивается малая энергетика. Чтобы гарантировать бесперебойное электроснабжение, например, потребителей газовой отрасли, к шинам низкого напряжения подключаются ГТУ небольшой мощности (до 12 МВт), работающие на попутном газе. Похожая ситуация в нефтяной отрасли и не только. При этом количество подключаемых генераторов может быть более пяти. В случае замыкания в любом из питающих элементов возможно нарушение селективности классической ЛЗШ. Кроме того, при постоянно включенном секционном выключателе и замыкании на защищаемой секции с первой выдержкой времени будет отключаться секционный выключатель и лишь со второй – ввод.
Известно, что в условиях многостороннего питания применяются направленные токовые защиты. В простейшем виде – с реле направления мощности прямой последовательности. У направленных токовых защит на электромеханической и полупроводниковой элементной базе есть свои недостатки. Первый – наличие так называемой «мертвой» зоны, что и предопределяет их использование в основном для защиты линий. Второй – большие выдержки времени, особенно на источниках питания (впрочем, это относится ко всем токовым защитам с временной селективностью).
В микропроцессорных устройствах защиты эффект «мертвой» зоны устранен, например, с помощью контура памяти.

Читайте также:  Как сделать деревянный пол на лагах в частном доме своими руками

Для обеспечения селективности в устройстве защиты любого явного или потенциального источника предлагается использовать орган направления мощности. Назовем его органом селективности. Он должен гарантировать формирование двух управляющих воздействий – «свой» или «чужой», в зависимости от знака мощности. «Свой» – при направлении мощности из защищаемого элемента, «чужой» – внутрь защищаемого элемента.
Направление проходящей мощности КЗ говорит о том, где возникло повреждение: на «своем» присоединении либо где-то ещё.

  • на каждом питающем элементе должны устанавливаться два комплекта направленной защиты: один – для блокировки устройств защиты других питающих элементов, второй – для отключения «своего» выключателя;
  • для защит, срабатывающих при одном направлении мощности, должна быть собрана схема блокировки вышестоящих защит нижестоящими.

Покажем на примере схемы, как организуется логическая защита шин. Для этого наметим к установке две независимые встречно-направленные ступени ЛЗШ: ЛЗШ-И (направление к шинам) и ЛЗШ-П (направление от шин) (рис. 1).
Энергосистему условно можно разбить на две области: область внешних и внутренних повреждений. При повреждении в области внешних замыканий должен отключаться выключатель поврежденного присоединения, при замыкании в защищаемой зоне – выключатели всех питающих элементов. Отметим, что при повреждении в области внешних замыканий сработает какая-либо блокирующая ступень ЛЗШ-П. Признаком замыкания в защищаемой зоне является одновременное несрабатывание всех комплектов ЛЗШ-П.
ЛЗШ может быть собрана по параллельной или последовательной схеме. Наиболее предпочтительной выглядит последовательная схема (рис. 2), обладающая важным качеством диагностики обрыва цепи. Логика, которая должна быть реализована в микропроцессорных устройствах, устанавливаемых на питающих вводах, показана на рисунке 3.
При наличии источников, значительно различающихся по мощности, для достижения нужной чувствительности необходимы два токовых органа, обеспечивающих различные уставки по току для ЛЗШ-И и ЛЗШ-П.

Рис.1. Схема размещения терминалов РЗ с комплектами ЛЗШ-И и ЛЗШ-П

Рис.2. Схема организации блокировки ВН-ЛЗШ

Рис.3. Упрощенная функционально-логическая схема организации ВН-ЛЗШ в терминале защиты «источника»

Уставки срабатывания ЛЗШ-И и ЛЗШ-П могут быть выбраны по известным условиям: ЛЗШ-И – по условию обеспечения необходимой чувствительности, ЛЗШ-П – по условию отстройки от максимальных нагрузочных токов.
Хочется отметить, что такое изменение логики окажется востребованным не только в терминалах защиты «очевидных» источников (трансформаторных вводов, генераторов, СВ), но и в устройствах РЗ «неочевидных» присоединений, например, отходящих линий (по ним в связи со спецификой их энергообъектов может происходить как потребление, так и генерация мощности), мощных двигателей или приемных концов параллельных линий, питающих защищаемые шины.
Итак, на стадии заводского программирования возможно дополнительно закладывать необходимое количество ступеней направленной МТЗ, орган направления мощности, контур памяти. Поскольку все реле в составе микропроцессорных устройств, за исключением выходных, виртуальны, предлагаемое изменение не должно повлечь за собой увеличение стоимости защиты.

Встречно-направленная ЛЗШ пригодна в первую очередь для сборных шин распредустройств, на которых нецелесообразно использовать ДЗШ. К ним можно отнести, во-первых, шины 35 кВ с небольшим количеством присоединений на подстанциях, где возможны режимы как выдачи, так и потребления мощности от сети; во-вторых, шины КРУ-6(10) кВ, размещенных на электростанциях небольшой мощности с работающими генераторами и оснащенных в обязательном порядке быстродействующей дуговой защитой.
При наработке положительного опыта эксплуатации предлагаемого алгоритма область его применения может оказаться ещё шире. Например, возможно предусматривать использование ВН-ЛЗШ на шинах 110 кВ и выше в качестве резервной по отношению к ДЗШ. В этом случае орган направления мощности должен выполняться с контролем нулевой и обратной последовательности.
Одновременное использование дифференциальной, встречно-направленной логической и максимальной токовой с временной селективностью защит повысит надежность релейной защиты.

Выводы

Применение встречно-направленной ЛЗШ позволит в ряде случаев отказаться от использования терминалов РЗ с функцией ДЗШ и в результате поможет снизить затраты на сооружение новых и реконструкцию старых энергообъектов.
Внедрить предложенный алгоритм в терминалы релейной защиты можно на стадии заводского программирования, без увеличения их стоимости.
Диагностика обрыва цепи, встроенная в алгоритм работы последовательной схемы организации ЛЗШ, а также высокая надежность микропроцессорных устройств обеспечат высокую надежность работы схемы в целом.
Широкие возможности цифровых устройств создали предпосылки для разработки новых алгоритмов работы релейной защиты, не имеющих аналогов в предыдущих поколениях защит. Пример такого алгоритма – ЛЗШ с абсолютной селективностью.

© ЗАО “Новости Электротехники”
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

ЛЗШ – логическая защита шин: схемы, принцип действия, назначение, реализация

lzh 2Определение логической защиты шин

Логическая защита шин в настоящее время входит в состав практически любого микропроцессорного терминала РЗА. Ее задача – отключить короткое замыкание на шинах РУ за минимально возможное время, ограничивающееся только собственным временем срабатывания электронной части терминала. Обычно это от 0,1 до 0,15 с.

Почему именно ЛЗШ является наиболее эффективной защитой для этой части РУ? Рассмотрим возможные варианты ликвидации КЗ на шинах.

Орлов Анатолий Владимирович

Первый вариант – применение дифференциальной защиты. Для ее реализации потребуются дополнительные обмотки трансформаторов тока на всех присоединениях секции. Их нужно соединить с дифференциальным реле, задача которого – в момент КЗ сложить токи, входящие на шины от фидеров питания и токи на отходящих присоединениях. В случае превышение током небаланса величины уставки реле дает команду на отключение. Система получается очень сложной, но со сложностью падает ее надежность.

К тому же трансформаторы тока с дополнительными обмотками дороже. Накладываются ограничения по проверкам РЗА присоединений: при случайной подаче тестового тока на него защита сработает ложно.

Вариант с использованием неполной дифференциальной защитой шин тоже не является достаточно эффективным.

Он отличается от предыдущего тем, что используются трансформаторы тока только питающих линий и мощных потребителей. Но его применение, ко всему прочему, сильно ограничено.

Васильев Дмитрий Петрович

Следующая возможность защитить шины – МТЗ питающих линий. В принципе, его и выполняют в подавляющем большинстве случаев. Но у этого вида защиты есть существенный недостаток. Для отстройки МТЗ от коротких замыканий на отходящих присоединениях ее выдержка времени должна быть больше, чем у МТЗ потребителей. На практике это 1 – 3 секунды.

С увеличением тока КЗ каждая секунда его действия становится фатальной для электрооборудования. Чем дольше горит дуга, тем больше разрушений она приносит.

Из чего состоит ЛЗШ

Элементы логической защиты шин не сосредоточены в одном месте. Это система, объединяющая терминалы защит питающих и отходящих линий.

lzh 1

Отходящие линии при запуске собственных защит (обычно – МТЗ), формируют сигнал блокировки ЛЗШ. Для этого на каждом из них выделяется по одному дискретному выходу. Сигналы от всех отходящих линий секции поступают на дискретные входы терминалов фидеров питания. Для передачи используется система шин питания и управления, входящая в состав любого современного распределительного устройства. На этом, собственно, вся конструктивная часть и заканчивается. Остается выставить правильные настройки ЛЗШ на всех терминалах, задать назначение дискретных входов и выходов.

Терминалы секционных выключателей получают сигнал блокировки ЛЗШ от присоединений обоих секций, которые они соединяют. Для этого используются разные дискретные входы.

Схемы ЛЗШ

ЛЗШ – логическая защита шин: схемы, принцип действия, назначение, реализация

ЛЗШ – логическая защита шин: схемы, принцип действия, назначение, реализация

ЛЗШ – логическая защита шин: схемы, принцип действия, назначение, реализация

ЛЗШ – логическая защита шин: схемы, принцип действия, назначение, реализация

Работа ЛЗШ при внешнем КЗ

При внешнем коротком замыкании запускается МТЗ присоединения, на котором оно произошло. Естественно, отключение произойдет по истечении выдержки по времени, предусмотренной для данного тока замыкания.

Но, при наличии ЛЗШ, терминал выполнит еще одну задачу: выдаст сигнал ее блокировки.

Он поступит на терминалы фидеров, питающих секцию.

На этих терминалах, если произойдет срабатывание МТЗ, запустится ЛЗШ. Именно в них она настроена на отключение, на отходящих элементах оно не нужно, их задача – только передача сигнала о том, что КЗ находится в их зоне действия, и они готовы его ликвидировать.

Васильев Дмитрий Петрович

Появление сигнала блокировки приведет к тому, что ЛЗШ на терминалах питающих линий остановится, и отключения не произойдет.

В случае отказа МТЗ отходящей линии короткое замыкание будет устранено МТЗ питающего фидера или УРОВ. За отказ ЛЗШ не отвечает.

Работа ЛЗШ при КЗ на шинах

Если короткое замыкание произошло на шинах РУ, сигнала блокировки от отходящих линий не поступит, так как ток КЗ через них не проходит. Запуск МТЗ питающих шины линий при отсутствии сигнала блокировки приведет к мгновенному действию ЛЗШ на отключение присоединений. Причем отключатся независимо друг от друга все выключатели, через которые в данный момент осуществляется питание. Если помимо ввода включен секционный выключатель, то ЛЗШ сработает и на нем.

Защита носит название логической именно потому, что ее работа связано с анализом места КЗ в системе: если ни один терминал отходящей линии не видит замыкание, значит – оно на шинах.

Зона, охваченная защитой, ограничивается местами установки трансформаторов тока всех присоединений секции. В этом она похожа на дифференциальную защиту шин, реализованную классическим образом. При срабатывании ЛЗШ формируется сигнал запрета АВР на поврежденную секцию.

Надежность ЛЗШ

В отличие от других защит, ЛЗШ редко срабатывает при проверках РЗА персоналом электролабораторий. При работе на отходящих присоединениях сигнал блокировки, хоть и поступает на входы терминалов линий питания, но вреда не приносит. Возможен только отказ в работе при совпадении фактора наличия проверочного тока на отходящем фидере и реальном КЗ на шинах, но вероятность такого казуса невелика.

При проверке РЗА питающей линии тем более ничего не произойдет. Если на шины приходит питание через секционный выключатель или другую линию питания, то их логические защиты работают независимо от проверяемой линии питания, достучаться до них оттуда нереально.

Этим ЛЗШ выгодно отличается от дифференциальных защит, работая в зоне действия которых можно ошибочно устроить масштабную техногенную аварию.

Васильев Дмитрий Петрович

Отказы в работе ЛЗШ связаны, в основном, с короткими замыканиями на выводах трансформаторов тока. Дифференциальные защиты шин определяют КЗ на них с помощью реле, установленных в каждой фазе. Любое из реле, сработав, даст команду на отключение. В случае же с ЛЗШ наоборот: если через трансформатор тока любой из фаз отходящего фидера пойдет ток КЗ, сформируется сигнал блокировки.

Поэтому, если при КЗ в комплектной ячейке дуга перескочит за выводы трансформатора, произойдет отказ ЛЗШ. И замыкание будет устранено только с выдержкой времени МТЗ питающего фидера.

Ссылка на основную публикацию