Как легко продуть батарею отопления – сложная задача с простыми решениями

Как продуть батареи отопления

Эффективность прогрева жилого помещения в значительной мере определяется тем, насколько качественно проведены сезонные работы по подготовке его отопительной системы к эксплуатации. Вот почему с приходом холодов производится проверка всего входящего в систему отопления оборудования, а при необходимости – и его ремонт. При этом возможны ситуации, когда исправные на вид батареи с началом эксплуатационного периода нагреваются очень слабо или совсем не греют.

Объясняется это чаще всего тем, что во внутреннем пространстве батарей образуются так называемые «воздушные пробки». Для их устранения достаточно продуть радиатор отопления, после чего указанная неисправность, как правило, исчезает.

Подготовка к удалению воздушных пробок

Схема развоздушивания

Схема развоздушивания

Перед тем как продуть батареи отопления в первую очередь следует побеспокоиться об инструменте, используемом при проведении ремонтных работ. В рабочий комплект должны входить следующие наименования:

  • ключ для регулировки вентиля Маевского;
  • отвертка и разводной ключ;
  • небольшая емкость (лучше всего, ведро);
  • промывочная жидкость WD-40 (керосин) и ветошь для протирки.

Следует обязательно убедиться в том, что именно воздушные пробки являются действительной причиной обнаруженной неисправности.

Если батареи плохо нагреваются

Если батареи плохо нагреваются

Удостовериться в этом вы сможете по характерному и отчетливо различимому «бульканию» в батареях, которые плохо нагреваются, несмотря на то, что горячая вода исправно поступает в систему. После выяснения причин отсутствия нормального нагрева радиаторов отопления, вы смело можете приступать к удалению пробок.

Способы удаления пробок

Откройте клапан терморегулятора

Откройте клапан терморегулятора

Общий порядок проведения операций по их удалению выглядит следующим образом:

  1. При наличии термостата в системе отопления следует полностью открыть его регулирующий клапан (заметьте, что порой этого бывает достаточно для восстановления нормального обогрева системы).
  2. В случае отсутствия термостата необходимо будет воспользоваться клапаном, располагающимся на специальном вентиле, который принято называть краном Маевского.
  3. С помощью специального ключа слегка ослабьте давление клапана; при этом появление отчетливо слышного шипения будет свидетельствовать о том, что воздух начал «выходить» из системы.

Читайте также: Видео про то как правильно установить насос отопления – установка насоса в систему отопления

Кран Маевского

Кран Маевского

Специалисты рекомендуют повторять эту процедуру несколько раз, последовательно стравливая воздух небольшими порциями. И лишь после полного его вывода из системы через кран Маевского должна потечь вода, которая собирается в подготовленную ранее емкость. После того как давление воды в кране стабилизируется, а шипение в батареях полностью исчезнет – вы можете возвратить клапан в прежнее положение.

В том случае, когда ваши радиаторы не оснащены специальным клапаном для стравливания воздуха – советуем воспользоваться еще одним способом его удаления. Указанный метод предполагает использование специальной жидкости (керосина или смеси WD-40), которые наносятся на верхнюю заглушку радиатора в районе резьбы.

Затем при помощи разводного ключа заглушка осторожно отворачивается вплоть до появления характерного шипения выходящего из батареи воздуха и просачивания воды, стекающей в подготовленную заранее емкость. После того как шипение прекратилось – верните заглушку в прежнее положение, наложив прежде на резьбу несколько ниток специальной уплотнительной ленты ФУМ.

Удаления накипи методом продува

Отложения в батарее

Отложения в батарее

Довольно частой причиной плохого прогрева батарей в квартире является оседание на их стенках накипи и посторонних частиц, попадающих в систему отопления вместе с горячей водой.

Исследования показали, что при толщине отложения накипи всего в 1 мм теплоотдача батареи снижается сразу на 15%. Вот почему перед началом эксплуатационного сезона желательно продуть систему отопления в соответствии с рекомендациями специалистов.

Но прежде вам нужно будет убедиться в том, что именно накипь является причиной появившихся проблем, что обычно сопровождается следующими характерными проявлениями:

  1. В случае образования толстого слоя накипи стояк отопительной системы несколько горячее самих радиаторов.
  2. При обследовании радиаторов на ощупь обнаруживается разная степень их прогрева в разных блоках.
  3. Наблюдается неравномерность прогрева отдельных секций в пределах одной батареи.

Окончательно убедившись в наличии накипи, вы можете перейти к выбору наиболее подходящего способа ее удаления в бытовых условиях. При этом вам следует знать о том, что наиболее эффективным, но вместе с тем и самым дорогостоящим, является метод гидравлической продувки системы, который широко применяется наряду с другими известными способами прочистки (такими как химическая обработка, например).

Гидравлическая прочистка

Как уже отмечалось ранее, гидравлическая продувка отопительной системы является наиболее эффективным приемом прочистки батарей от скопившейся на их стенках накипи.

Промывка отопления

Промывка отопления

При реализации этого метода в действующий стояк под высоким давлением подается рабочая смесь, состоящая из обычной воды и сжатого воздуха. Для ее получения в домашних условиях вам потребуется компрессор соответствующей мощности, обеспечивающий требуемое давление в прочищаемом канале и гарантирующий удаление накипи, скопившейся на стенках батарей.

Гидравлическая прочистка

Практика показала, что для современных квартир с чугунными радиаторами способ гидравлической продувки является наиболее подходящим вариантом организации работ по их прочистке. В том случае, если реализация этого способа в домашних условиях невозможна – вы можете демонтировать батареи и сдать их на прочистку в сервисный центр, располагающий всем необходимым для этого оборудованием.

Как правильно спустить воздух из батареи отопления: в квартире или доме, с помощью крана Маевского и другими способами

Знать о том, как спустить воздух из батареи отопления, должен каждый хозяин частного дома или квартиры с водяным отоплением. Всё дело в том, что скопившийся воздух в радиаторе становится непреодолимым препятствием и перекрывает поток теплоносителя.

В результате радиатор обогрева перестаёт полноценно функционировать, то есть вся или часть его поверхности перестаёт нагреваться и отдавать тепло в окружающее пространство.

Фото - Завоздушивание панельного прибора отопления (синий цвет)

Завоздушивание панельного прибора отопления (синий цвет)

Чтобы устранить это явление, нужно выпустить воздух из батареи. Как это сделать своевременно и эффективно, об этом пойдёт речь в данной статье. Проведение такой операции не вызывает особых затруднений, если система отопления собрана правильно с учётом всех особенностей водяного обогрева помещений. В течение всего отопительного сезона необходимо время от времени проводить профилактические мероприятия такого характера.

Причины и признаки образования воздушных пробок в системе отопления

Появление воздушных пробок внутри радиаторов, прежде всего, связано с запуском системы обогрева в начале отопительного сезона и по окончании её капитального ремонта. Но практика показывает, что завоздушивание может происходить во время интенсивной эксплуатации сети отопления. Тому есть несколько причин:

  • незапланированные ремонтные работы (сборка и разборка) элементов системы отопления;
  • перегрев теплоносителя, в результате чего выделяются газы, которые будут завоздушивать батареи;
  • использование загрязнённого теплоносителя с воздушными примесями;
  • заливка в систему дополнительного объёма воды;
  • узлы соединений элементов радиаторов и трубопроводов начинают пропускать воду;
  • при монтаже отопительной системы не соблюдена горизонтальность коллекторов радиаторов;
  • отсутствие автоматики стравливания воздуха;
  • засоренность ржавчиной внутренних проходов в радиаторах;
  • низкое давление в трубопроводах с горячей водой.

Признаками завоздушивания могут быть:

  1. Тактильно ощущают холодные участки поверхности батареи;
  2. Падает температура в помещении;
  3. В автономных системах отопления становится заметным повышение расхода топлива;
  4. В радиаторах слышится, как булькает и журчит теплоноситель.

Опасные последствия завоздушенности батарей отопления

Скопления газов в отопительной системе приводит к образованию воздушных пробок. Радиаторы становятся холодными, насос не может продавить теплоноситель через воздушные заторы. Это может привести к тому, что выйдет из строя не только насос, но и сам котёл. Отсутствие нормальной циркуляции воды в системе вызовет их перегрев и в итоге поломку.

Не знаете куда пожаловаться, если в квартире холодные батареи?

В местах мелкого скопления воздуха, который не сильно влияет на нагрев радиаторов, могут возникнуть очаги коррозии. Кислород активно вступает в связь с металлом батареи, что вызывает появление ржавчины и разрушение стенки сегмента отопительного прибора.

Фото - Результат коррозии коллектора батареи

Результат коррозии коллектора батареи от воздушных пробок

Неравномерный прогрев металла вызывает деформационные усилия, которые отрицательно влияют на плотность соединений элементов радиаторов и труб. В результате возникает протечка системы, и горячая вода будет поступать наружу.

Когда нужно стравливать воздух из батарей

Любой газ намного легче воды, и поэтому, попадая в радиатор, он начинает скапливаться в верхней точке. Если процесс будет продолжаться, то воздух начинает расширяться и опускать уровень воды. В результате 50% объёма радиатора и более может оставаться без воды. Отопительный прибор практически перестаёт функционировать. Поэтому стравливать воздух из батарей нужно обязательно в любом случае.

Чтобы знать, когда нужно спустить воздух из радиатора отопления в квартире многоэтажного дома, надо понимать, когда чаще всего он туда попадает. Это происходит при следующих обстоятельствах.

  1. По окончании отопительного сезона в летний период службы теплоснабжения осуществляют профилактические мероприятия, в течение которых теплоноситель сливают из системы, как частично, так и полностью. Перед началом холодов в систему заливают новую воду. Вместе с ней в радиаторы попадают газовые смеси.
  2. Владельцы частных домов летом часто сами занимаются ремонтом автономной системой отопления. В результате неумелых действий в систему обогрева заходит воздух.
  3. В многоквартирных домах с чугунными батареями в летний период специально спускают воду. Это делают, чтобы избежать работ по замене прокладок между регистрами. Если в системе оставлять теплоноситель, то старые радиаторы могут потечь в местах соединений секций из-за охлаждения воды и падения давления. Когда придётся запускать систему отопления снова, в неё зайдёт большое количество воздуха.
  4. За летний период объём теплоносителя заметно уменьшается в объёме. При открытии запорной арматуры из-за отрицательного давления заливаемая вода всасывает в себя газы и заполняет ими все стояки.

Как спустить воздух из батарей отопления в квартире

Спустить воздух из батареи отопления, возможно с помощью воздушного клапана. На сегодня существует два способа спустить смесь газов правильно. Делается это с помощью крана Маевского или автоматического воздухоотводчика. В старых чугунных батареях выгонять пробки можно только через обычный кран или заглушки.

Как легко продуть батарею отопления – сложная задача с простыми решениями

Системы обогрева домов иногда нуждаются в очистке. Очищать можно как все трубы целиком, так и отдельные части. Жителям частных домов и владельцам автономных отопительных циклов важно знать, как продуть батарею самостоятельно.

Почему плохо греют батареи?

Часто системы отопления перестают функционировать на полную мощность по причине образования воздушной пробки. Пробка — скопление воздуха в трубах. Определить ее наличие можно по характерному звуку в радиаторах (бульканье).

Для избавления от воздушных пробок достаточно стравить воздух термостатом или применить кран Маевского, полностью выпустив воду и накопившийся воздух.

Второй причиной снижения мощности отопительного прибора является скопление накипи. В этом случае теплоотдача батарей может снижаться более чем на 15 процентов.

На проблему могут указывать несколько факторов: неравномерное распределение тепла в радиаторе, меньший прогрев батареи относительно стояка.

Для прочистки системы от накипи необходима продувка загрязненных приборов отопления. Ее можно проводить самостоятельно различными методами.

Как определить, что воздух в батареях

Легкий гул, бульканье, или любой другой посторонний шум, не свойственный обычной перегонке воды может означать, что в батарее образовалась пробка.

Для избавления от проблемы достаточно спустить воздух. Для этого на батареях и современных радиаторах имеются специальные части (краны, термостаты).

Методы прочистки

Как продуть засорившуюся батарею отопления без помощи специалистов?

Существует ряд возможных способов, которые выполняются непосредственно хозяином дома и отличаются оборудованием.

Как продуть батареи: как спустить воздух из системы краном Маевского

Кран Маевского обычно стоит на батареях. Чтобы устранить пробку, нужно его открыть.

Читайте также:  Как сделать непрозрачным забор из рабицы или других материалов: способы с фото

С шипящим звуком начнет выходить воздух. Его нужно стравливать, пока не польется вода.

Интересно! Во время шипения можно подумать, что нарушилась работа системы. Однако, такой звук – обычное физическое явление, в процессе стравливания воздуха невозможно сломать радиатор.

Нужно дождаться появления ровной струи воды. Это означает, что пробка устранена, операция по спасению тепла завершена.

Гидравлическая продувка

Гидравлический способ продувки – наиболее эффективный, но дорогой.

Внимание! Гидравлический метод особенно эффективен для чугунных радиаторов.

  1. С помощью компрессора внутрь батареи попадает смесь воды и воздуха, подверженного сжатию.
  2. В трубах создаётся высокое давление, налет и накипь отслаиваются от стенок труб.

Преимущества — экологичность и эффективность. Не требуется использование вредных химикатов, которые отравляют воду. Недостаток — трудность исполнения. Придется полностью отсоединить прибор и обратиться в сервисный центр, т.к. необходимо компрессорное оборудование.

Индивидуальная прочистка

Способ подойдет жителям многоквартирных домов. Он наиболее прост в исполнении.

Такую очистку необходимо провести всем жителям дома. Иначе, система засорится снова.

Всё, что требуется от владельца отопительного прибора – отсоединить его, отнести в ванную, тщательно промыть водой с моющим средством. Ванну нужно обложить тряпками, чтобы не повредить эмаль. Устранить накипь или налет можно моющими таблетками для чайников, уксусом и прочими средствами.

Проблема устранится, когда с другого конца польется чистая вода. Обязательно прополоскать очищенный прибор, смыв следы используемого средства, или, вымыв оставшуюся и отслоившуюся грязь/накипь. После, батарею нужно подсоединить.

После того, как подобную процедуру проделает каждый житель, можно запускать отопительную систему.

Конечно, согласовать с каждым из соседей проведение подобной работы затруднительно. Однако, при наличии серьезной проблемы, даже гидравлический метод не поможет надолго при общем загрязнении.

Прочистка при помощи кальцинированной соды

Применение соды – индивидуальная очистка, с использованием конкретного очищающего средства.

Техническая кальцинированная очистительная сода стоит недорого, обладает свойством размягчать (не устранять) налет. Для большей эффективности следует постучать по стенкам радиатора. Один край прибора следует закрыть, дать раствору соды постоять внутри.

Достижение цели также отмечается по выливанию незагрязненной воды с противоположного края.

Интересно! Вместо соды активно используют молочную сыворотку и специальные средства для очистки автомобильных радиаторов.

Пневмогидроимпульсивная промывка

Метод не требует демонтажа радиатора. Однако, потребуется специальный пистолет.

Пневмогидроимпульсивная очистка возможна, если диаметр сечения радиатора превышает 15 см

Пистолет позволяет удалять накипь, производить точечную чистку.

Метод химической очистки

Химию нужно использовать, когда ни один из методов не работает (при сильных засорах).

Органические кислоты, щелочи-растворители, растворы активных элементов быстро размягчают налет и накипь.

Внимание! Алюминиевые радиаторы нельзя очищать таким методом. Химические реагенты могут значительно нарушить герметичность алюминия. Это приведет к выходу оборудования из строя. Изделия из чугуна и других выносливых металлов возможно очищать таким способом.

Потребуется использование профессионального оборудования: шланги, насосы, различные герметичные емкости и химические смеси. Работу нужно проводить аккуратно, важно защитить кожу и дыхательные пути.

Перед подключением к системе нужно тщательно промыть радиатор изнутри чистой водой, с целью удаления химического раствора.

Нужно ли приобретать профессиональное оборудование для прочистки

Если нет причин для частой продувки — оборудование не потребуется.

Обычно, в частных или многоквартирных домах с частой проблемой засоров, очистку системы производят раз в год. Если в семейный бюджет не вписываются затраты на обращение в сервисный центр – имеет смысл приобрести компрессор.

Профилактические меры

Единственная мера профилактики – своевременная очистка. При ее отсутствии трубы засоряются.

Тщательную прочистку следует проводить минимум раз в год. Интервал может меняться, в зависимости от частоты появления засоров и пробок.

Проблему уменьшения мощности отопительных приборов можно легко решить продувкой в домашних условиях.

Как легко продуть батарею отопления – сложная задача с простыми решениями

Часто системы отопления перестают функционировать на полную мощность по причине образования воздушной пробки. Пробка — скопление воздуха в трубах. Определить ее наличие можно по характерному звуку в радиаторах (бульканье).

Для избавления от воздушных пробок достаточно стравить воздух термостатом или применить кран Маевского, полностью выпустив воду и накопившийся воздух.

Второй причиной снижения мощности отопительного прибора является скопление накипи. В этом случае теплоотдача батарей может снижаться более чем на 15 процентов.

На проблему могут указывать несколько факторов: неравномерное распределение тепла в радиаторе, меньший прогрев батареи относительно стояка.

Для прочистки системы от накипи необходима продувка загрязненных приборов отопления. Ее можно проводить самостоятельно различными методами.

Подготовка к удалению воздушных пробок

Схема развоздушивания

Перед тем как продуть батареи отопления в первую очередь следует побеспокоиться об инструменте, используемом при проведении ремонтных работ. В рабочий комплект должны входить следующие наименования:

  • ключ для регулировки вентиля Маевского;
  • отвертка и разводной ключ;
  • небольшая емкость (лучше всего, ведро);
  • промывочная жидкость WD-40 (керосин) и ветошь для протирки.

Следует обязательно убедиться в том, что именно воздушные пробки являются действительной причиной обнаруженной неисправности.

Если батареи плохо нагреваются

Удостовериться в этом вы сможете по характерному и отчетливо различимому «бульканию» в батареях, которые плохо нагреваются, несмотря на то, что горячая вода исправно поступает в систему. После выяснения причин отсутствия нормального нагрева радиаторов отопления, вы смело можете приступать к удалению пробок.

Определение проблемы

Для выявления воздушных пробок в отоплении нужно:

  • попробовать на ощупь батареи, и в случае, когда часть поверхности будет холодной или еле теплой, это будет означать воздух есть в системе;
  • в случае, если температура в помещении снизилась безо всяких на то причин;
  • если в радиаторе слышно бульканье.

Проверить нуждается ли система в стравливании очень просто, постучав предметом из металла по верхней части батареи, после чего, то же самое, проделать в ее нижней части. В месте возникновения пробки звук будет более звонким.

Как выпустить воздух из батареи?

Ответ на вопрос, как спустить воздух из радиатора отопления, зависит от типа установленного на нем воздухоотводчика. Эти устройства необходимы для облегчения удаления лишнего газа из системы. Их стоит монтировать в тех зонах, где есть риск образования пробок, либо, что еще удобнее, – на каждой батарее. Возможные варианты:

  • кран Маевского (ручной регулятор);
  • автоматическая (поплавковая) система.

Кроме того, на батарее может быть установлен водоразборный кран либо заглушка.

Кран Маевского

Кран Маевского представляет собой запорный клапан игольчатого типа. Он монтируется в торце радиатора вверху. Если необходимо спустить воздух, его следует открутить с помощью специального ключа, который можно купить в хозяйственном магазине, или обычной отвертки. Некоторые модели оснащаются пластиковой рукояткой, для их открытия не нужны инструменты.

Использование крана Маевского для избавления от воздушных пробок в батарее

Этапы работы по удалению воздуха:

  1. Поставить под запорный клапан емкость для сбора теплоносителя.
  2. Плавно открутить кран Маевского. При этом начнет выходить воздух, что будет сопровождаться шипением. Необходимо дождаться вытекания равномерной струйки воды – это признак устранения пробки. Обычно на это требуется 5-7 минут.
  3. Закрыть клапан.

В процессе развоздушивания вода может начать выходить под давлением, брызгая в разные стороны. Следует положить ветошь на воздухоотводчик, чтобы жидкость впитывалась в нее и плавно стекала в емкость. Стоит учитывать, что вода может быть достаточно горячей, важно избегать ее попадания на кожу.

Важно: Перед открытием крана Маевского не нужно перекрывать весь стояк отопительной магистрали или дожидаться остывания теплоносителя. Эти действия не только являются лишними, но и снижают эффективность развоздушивания из-за падения давления в системе отопления.

Автоматический воздухоотводчик

Если установлен автоматический воздухоотводчик, то вопрос, как правильно спустить воздух из батареи, не возникает. Это устройство, которое может иметь прямую или угловую конструкцию, работает в автономном режиме. Оно монтируется на радиатор строго вертикально или горизонтально.

Автоматический воздухоотводчик оснащен поплавком, который герметично закрывает клапан при условии достаточного уровня воды в системе. Как только в батарее скапливается воздух, поплавок опускается, отверстие открывается, и газ выходит. То есть развоздушивание происходит без участия человека.

Радиатор с автоматическим отводчиком воздуха

Недостатком такого прибора для отвода воздуха является восприимчивость к качеству воды. Наличие примесей в теплоносителе приводит к скорой поломке механизма. В связи с этим следует использовать фильтры. Кроме того, нужно периодически заменять уплотнительное кольцо и чистить иглу клапана. В противном случае вода может начать подтекать.

Заглушка

Непростая задача – выпустить воздух из батареи отопления, если воздухоотводчик отсутствует, а вместо него установлена заглушка. Перед началом работы следует перекрыть доступ теплоносителя к радиатору.

Современные секционные батареи оснащаются верхними заглушками. Полностью снимать фитинг не нужно. Достаточно осторожно медленно провернуть его, сделав несколько оборотов, и дождаться, пока воздух выйдет. Предварительно все смежные поверхности стоит защитить тряпками.

Развоздушить старый чугунный радиатор сложнее, так как обычно заглушка на нем надежно зафиксирована паклей и краской. Алгоритм действий:

  1. Нанести на место соединения фитинга и батареи немного растворителя. Подождать 10-20 минут.
  2. Поставить под отверстие ведро. Положить тряпки на полу.
  3. С помощью разводного ключа открутить заглушку (неполностью), чтобы начал выходить воздух.
  4. Обмотать резьбу уплотнительным материалом и закрутить заглушку.

Удаление воздуха из старого чугунного радиатора может потребовать больше усилий

Важно делать все аккуратно. Если не перекрыть воду и снять фитинг полностью, то из отверстия польется горячая вода под давлением.

Определить, что воздушная пробка устранена, можно, оценив температуру батарей. Секции, которые раньше были холодными, должны потеплеть.

На многих старых батареях стоят обычные водоразборные краны. При откручивании вентиля из отверстия начинает течь вода, а вместе с ней выходит накопившийся воздух. Может потребоваться слить несколько ведер жидкости, чтобы убрать весь лишний газ.

Для облегчения работы, желательно использовать длинный гибкий шлаг: один конец присоединить к крану, а второй – опустить в унитаз. Вентиль необходимо открывать максимально, чтобы обеспечить высокую скорость вытекания воды.

Частный дом

При возникновении воздушной пробки в отопительной системе частного дома нужно не только работать с каждой батареей в отдельности, но и производить удаление из всей системы в целом. Процедура может несколько отличаться в зависимости от того, используется система отопления с открытым или закрытым расширительным баком. Но в целом она сводится к тому, что и батарей выпускается воздух с помощью одного из описанных выше способов.

Воздушные пробки снижают эффективность работы отопительных систем и повышают риск поломок. Удалить лишний воздух из радиатора можно самостоятельно. Проще всего это сделать, если установлен ручной воздухоотводчик. В дальнейшем важно выяснить причину возникновения проблемы и устранить ее. В сложных ситуациях лучше обращаться к сотрудникам жилищно-эксплуатационных контор.

При первом столкновении с проблемой, как стравить воздух из батарей отопления, видео помогут вам избежать ошибок.


Как спустить воздух самостоятельно

Эту операцию можно осуществить разными способами — в зависимости от того, принудительной или естественной является циркуляция.

Выпустить воздух из батареи отопления можно следующими способами:

  1. Из системы с естественной циркуляцией воды воздух удаляется через расширительный бак, установленный в верхней точке трубопровода.
  2. Для принудительной циркуляции спуск воздуха осуществляется через специально предусмотренный для этого воздухосборник, установленный в самой верхней точке. В таком случае подающий трубопровод прокладывают с подъемом по направлению подачи теплоносителя. Воздушные массы, поднимающиеся по стояку, удаляются через воздушные краны, установленные также в верхних точках магистрали.
  3. Во всех случаях обратный трубопровод прокладывается с понижением уровня в направлении слива.
Читайте также:  Как постирать вещь чтобы она села

Если стандартные способы удаления пробки не действуют, то увеличив давление в отопительной системе до значения, близкого к максимальному, ее можно выдавить через воздухоотводчики. Если это действие не приведет к освобождению системы, рекомендуется стравливать пробку через ближайшее разъемное соединение.

Воздухоотводчики

Они представлены двумя типами: ручными (чаще всего, кран Маевского) и автоматическими.

Ручные

Кран Маевского получил свое наименование по имени изобретателя. Устанавливается на торце радиатора отопления. С его помощью можно самостоятельно в любое время сбросить лишний воздух.

Цены на кран Маевского

Автоматические

Эти воздухоотводчики предназначены для автоматического сброса воздушных пробок. Это происходит по физико-техническим причинам: воздух под действием давления в трубопроводе через клапан воздухоотводчика выходит наружу.

Данный прибор требует регулярного очищения от микрочастиц ржавчины и постороннего сора, находящихся в любом теплоносителе.

Как стравить воздух из чугунной батареи с заглушкой

На чугунных батареях довольно часто устанавливается простая заглушка, закрученная на паклю, покрытую краской. Убрать ее, чтобы получить доступ к воде, довольно затруднительно, но возможно.

Для этого понадобятся следующие материалы, инструменты и емкости:

  • тазик или ведро;
  • большое количество тряпок;
  • разводной ключ;
  • растворитель для краски.

Перед началом работы желательно перекрыть стояк с целью безопасности, иначе при достаточно резком открытии можно полностью выкрутить заглушку, и воду из батареи тогда будет очень трудно остановить.

Действия по снятию пробки проводятся в следующем порядке:

  1. На пол под заглушку поставить емкость и постелить тряпки на случай утечки теплоносителя.
  2. Растворитель нанести на место, где установлена заглушка, выдержать 15 минут.
  3. После этого аккуратно разводным ключом откручивать по резьбе, пока заглушка не начнет поддаваться. Когда паровоздушная фракция станет стравливаться, будет слышен характерный звук. Признаком того, что воздух ушел, будет отсутствие звука.
  4. Далее обязательно на заглушку наматывается слой «фумки», и она ставится на место.
  5. При желании можно закрасить место стыка заглушки с батареей краской.

Удаление воздуха из радиатора в частном доме

Если есть необходимость выгнать пробки в частном доме, где имеется более одного отапливаемого этажа, развоздушивание радиаторов нужно начинать с самого нижнего уровня и заканчивать верхним.

Для повышения эффективности теплоснабжения дома и увеличения срока службы системы устанавливаются автоматические воздухоотводчики, позволяющие своевременно выпустить воздух из радиатора отопления.

Сколько нужно спускать воздух в батареях

Длительность процедуры определяют индивидуально. Все зависит от схемы, типа отопления, степени завоздушивания. Обычно процесс считается завершенный, когда из крана перестанет шипеть воздух, а вода потечет ровной струйкой.

Процесс развоздушивания считается завершенным, когда из крана стабильно струйкой течет вода

Чтобы уверенно убрать воздушную пробку в батарее отопления, через кран сливают 3 ведра воды. С таким количеством теплоносителя гарантированно уйдет весь воздух.

Виды воздухоотводчиков

Клапаны для удаления воздушных пробок бывают автоматическими и ручными. Ко второму типу воздухоотводчиков относят краны Маевского. Их используют не только для вывода воздуха, но и для его запуска, чтобы слить теплоноситель из системы.

Кран Маевского

Это устройство изготавливают из латуни, имеет простую, но надёжную конструкцию. Основные детали крана Маевского – это корпус и винт. Все детали клапана максимально плотно расположены друг другу, благодаря чему теплоноситель не может выйти наружу. Открывают кран с помощью специального ключа, отвёртки или рукой.

Перед тем как убрать воздух из системы отопления, необходимо подготовить ёмкость для теплоносителя и инструменты. Пошаговая инструкция удаления воздушных пробок с помощью крана Маевского:

  1. Если система отопления работает с помощью циркуляционного насоса, то его следует выключить на время сброса воздуха.
  2. Ключом, отвёрткой или рукой поворачивается кран на 1 оборот против часовой стрелки. Сразу же будет слышно шипение выходящего из радиатора воздуха.
  3. Как только начал вытекать теплоноситель, значит, воздушная пробка удалена, кран Маевского обратно закрывают.

Автоматический воздухоотводчик

Это устройство самостоятельно выводит воздух из системы отопления. Устанавливается либо вертикально или горизонтально. Состоит из латунного корпуса, поплавка, выпускного клапана и шарнирного рычага. Чтобы теплоноситель не мог протечь через него, воздухоотводчик оснащён защитным колпачком.

Принцип работы следующий: если воздуха в камере нет, то выпускной клапан закрыт. По мере его поступления внутрь поплавок опускается. Как только камера полностью заполняется, выпускной клапан открывается, и воздух выводится наружу. После чего поплавок снова закрывает выпускной клапан.

Сепаратор воздуха

Это устройство состоит из металлического корпуса, воздухоотвода, сливного крана и трубки с сеткой. В отличие от обычных воздухоотводчиков, сепаратор сам отбирает воздух из воды. Проходя через сетку теплоноситель завихряется, благодаря чему и образуются пузырьки воздуха. В итоге они поднимаются наверх, и газы удаляются через воздухоотводчик. Помимо воздуха сепаратор отделяет песок, ржавчину и другие примеси. Удаляют шлам через сливной кран, расположенный снаружи на дне корпуса.

Способы удаления воздушной пробки

Поскольку один или несколько из перечисленных факторов могут присутствовать во многих домах, то обязательно встает вопрос удаления воздуха в системе отопления. Эту операцию можно выполнить различными способами. Все зависит от того, с какой циркуляцией теплоносителя имеем дело – естественной или принудительной.

В системе отопления с естественной циркуляцией (имеется в виду верхняя разводка труб) образовавшуюся воздушную пробку можно удалить через расширительный бак – он находится в самой высокой точке по отношению ко всей системе.Прокладку подающего трубопровода следует произвести с подъемом к расширительному бачку. При нижней разводке труб воздух удаляют так же, как и в отопительных системах, снабженных циркуляционным насосом.

Стравить воздух из отопительной системы с естественной циркуляцией можно при помощи расширительного бака

В отопительных системах с принудительным режимом циркуляции теплоносителя в самой высокой точке устанавливают воздухосборник, специально предусмотренный для спуска воздуха. В этом случае подающий трубопровод прокладывают с подъемом по курсу движения теплоносителя, а поднимающиеся по стояку пузырьки воздуха удаляются через воздушные краны (их устанавливают в самых верхних точках). Во всех случаях обратный трубопровод необходимо прокладывать с уклоном в направление слива воды для ускоренного опорожнения при необходимости ремонта.

Обобщение по теме

Во время эксплуатации любой системы отопления на внутренних стенках металлических элементов образуется накипь, от которой необходимо периодически избавляться. В противном случае в разы ускоряется механический износ отопительного прибора, и падает эффективность обогрева. Избежать всего этого помогает прочистка батарей, которую можно осуществить несколькими методами.

Как продуть батареи отопления

Как продуть батареи отопления

Система отопления имеет один большой недостаток – частое присутствие воздуха в сети, который может находиться в любом месте. Воздух препятствует нормальной циркуляции теплоносителя, в результате чего теплоотдача радиаторов ухудшается. Чтобы избежать различных проблем, связанных с возникновением воздушных пробок, нужно знать, как продуть батареи отопления.

Причины появления воздуха в системе отопления

Воздух в системе

Воздух в системе

Воздушными пробками в системе водяного отопления удивить весьма сложно. С наступлением отопительного сезона и заполнением сети горячей водой во многих квартирах, размещенных на верхних этажах, батареи часто остаются холодными, в то время когда помещения снизу нагреваются полноценно. Если система закольцована, то весь стояк будет холодным. Причина такого явления известна и заключается она в скоплении в системе отопления воздуха. Причин для его появления существует много:

  • Проведение работ по ремонту отдельного участка сети, при котором происходит демонтаж и монтаж трубопроводов и элементов, врезанных в сеть. Попадание воздуха в систему в этом случае является вполне естественным.
  • Во время сборочных работ магистральной линии не был соблюден угол уклона.
  • Наличие пониженного давления в системе, при котором происходит падение уровня воды, в результате чего в незаполненные водой места попадает воздух.
  • Когда вода нагревается, в среде появляются пузыри воздуха. Так как воздух легче воды, то он поднимается и сосредотачивается в батареях и верхних участках сети. Таким образом создаются воздушные пробки.
  • Процесс заполнения системы проходит не по правилам. Сеть нужно наполнять горячей водой в медленном режиме с параллельным спуском воды из отопительной системы.
  • Плохая герметичность стыков и соединений элементов сети. Теплоноситель в этих проблемных местах понемногу незаметно подтекает и испаряется, а воздух засасывает внутрь.
  • Из-за неисправности возможна неудовлетворительная работа приборов воздухозабора.
  • Подсоединение к системе отопления «теплого пола», сеть которого расположена с перепадом высот.

Методы развоздушивания

Выпуск воздуха

Выпуск воздуха

Часто в системах отопления в квартире или доме наблюдаются одна или сразу несколько вышеперечисленных проблем. Их надо решать и выпускать воздух, чтобы батареи нормально нагревались и отдавали тепло комнатам. Операцию по выпуску воздуха из сети можно осуществлять разными методами. Во многом выбранный способ зависит от вида циркуляции горячей воды: принудительной или естественной.

  • В отопительной системе с естественной циркуляцией, которая устраивается при верхней разводке труб, от нежелательного воздушного затора можно избавиться при помощи расширительного бака. Он располагается на самой высокой отметке по сравнению со всей сетью. Подающую трубу нужно проложить с подъемом к расширительной емкости. Если разводка труб нижняя, схема развоздушивания происходит таким же образом, как в системах отопления, которые оборудованы циркуляционным агрегатом.
  • Если в системе отопления используется принудительная циркуляция, то в самой верхней точке монтируется воздухосборник, через который выпускается воздух. При таком режиме трубопровод по направлению движения горячей воды постепенно поднимается вверх, а воздушные пузырьки выпускаются через воздушные краны. Эти приборы всегда монтируют в точках, расположенных в самом верху сети. В случае необходимости ремонта, при котором происходит опорожнение системы, обратный трубопровод по всей своей длине устраивается с уклоном, способствующему сливу воды.

Обязательно наличие наклона

Обязательно наличие наклона

Типы воздухоотводчиков

Воздухоотводчики разделяют на автоматические и ручные. Ручные воздухоотводчики в быту называют кранами Маевского. Это приборы небольших размеров, которые устанавливаются в верхнем конце батареи. Обычно регулировка крана осуществляется вручную или же с использованием отвертки или ключа. Так как устройство малогабаритное, то и производительность низкая. Применение его локально – преимущественно для выпуска воздуха из радиатора отопления.

Автоматический и кран Маевского

Автоматический и кран Маевского

Воздухоотводчики второго вида работают без вмешательства извне и являются автоматическими. Они монтируются как на горизонтальных, так и на вертикальных участках сети. Такие устройства высокопроизводительны, но так как они сильно страдают от грязной воды, то устанавливаются в комплекте с фильтрами, причем как на трубопроводах подачи, так и на обратных. Автоматические приборы монтируются в закрытых системах отопления по длине трубопровода в разных местах. При таком варианте выпуск воздуха из каждого узла происходит отдельно. Развоздушивание системы на разных ступенях считается достаточно продуктивным. Если трубы прокладывать под определенным углом, выпуск воздуха будет происходить автоматически. Все просто и легко.

Обратите внимание! Выход воздуха из системы происходит за счет увеличения поступления количества теплоносителя и поднятия давления в сети. Если давление воды в системе падает, значит, трубы и устройства плохо загерметизированы. Перепад температуры свидетельствует о присутствии воздуха в батареях.

Определение проблемного места и исправление ситуации

Как определить проблемное место

Как определить проблемное место

Как правило, на присутствие воздуха в сети отопления указывают разные звуки в виде бульканья, а также протечки воды. Чтобы циркуляция горячей воды проходила в нормальном режиме воздух необходимо выпустить. При поиске места скопления воздуха можно воспользоваться обычным молотком, которым необходимо легко простукивать проблемные участки. Звонкий звук, исходящий при ударе инструмента, свидетельствует о наличие воздушного затора. Обычно он обнаруживается в квартирах на верхних этажах в радиаторах. Чтобы продуть радиатор отопления нужно максимально открыть термостат, затем это же сделать с краном Маевского, при этом под отверстие нужно подставить емкость для воды, которая будет вытекать.

Обратите внимание! Легкое шипение будет свидетельствовать о том, что воздух удаляется. Когда из крана потечет вода, значит клапан можно закрывать.

Как спустить воздух с батареи отопления

Как спустить воздух с батареи отопления

Воздух, скопившийся в системе отопления, перекрывает поток теплоносителя. Чтобы избавиться от воздушных пробок в теплосистеме, нужно спустить воздух из батареи. Техника развоздушивания зависит от конструкции радиаторов и особенностей самой системы.

Читайте также:  Материал для фундамента – общие положения о бетонной смеси, бутобетоне и сваях

Почему завоздушиваются радиаторы и к чему это приводит

Причины появления воздушных пробок могут быть различными:

  • Неправильно выбранный уклон при установке элементов самотечной системы. Если наклон недостаточен или отсутствует, циркуляция будет слабой, и появятся воздушные скопления.
  • Неверно проведенный монтаж систем с принудительной циркуляцией.
  • Низкий уровень давления в трубах. В их просвете появятся пустоты, заполняемые воздухом.
  • Использование неподходящего теплоносителя. Залитая в радиатор жидкость вступает в реакцию с металлом, из которого он сделан. В результате образуются кислород или водород. Они и создают газовоздушные пробки.
  • Перегрев теплоносителя. Чаще всего происходит в старых однотрубных системах. Из–за высокого давления температура кипения воды в них понижена, но в случае снижения давления носитель закипит, выделяя газы. Они и образуют воздушный затор.
  • Слишком активное заполнение пустых коммуникаций. Теплоноситель, поступая в трубы с большой скоростью, пузырится, а затем пузырьки превращаются в пробку.
  • Слабая герметизация. Воздух способен просачиваться внутрь тепловых коммуникаций даже через микроскопические дырочки. Поэтому небольшая щель или негерметичная арматура могут вызвать такую проблему.

Как спустить воздух с батареи отопления

Газовоздушные пробки губительны для тепловых коммуникаций. Батареи плохо и неравномерно прогреваются, а трубы могут издавать гул. Но самое неприятное – газообразные вещества, вступая в реакцию с металлом, окисляют и разрушают тепловые элементы. Приходится заниматься починкой и восстановлением. Поэтому от газовоздушных очагов необходимо избавляться. Обязательно надо найти причину завоздушивания и устранить ее. Стравливание воздуха – временное решение проблемы.

Как понять, что батарея завоздушена

Признаки возможного наличия воздушной пробки:

  • В помещении становится холодно. «Пострадавший» радиатор на ощупь прохладнее остальных и на нем ощущаются холодные участки. Если по прохладному месту постучать, раздастся звонкий звук. Зоны, заполненные жидкостью, звучат глуше.
  • Прислонившись ухом, можно услышать шипение, шум, бульканье. Иногда эти звуки достаточно громкие.
  • При незначительных газовых скоплениях нагрев не уменьшается и определить наличие пробки сложно. Но скопившиеся газы делают свое дело. Из–за них текут радиаторы и трубы, «летят» циркуляционные насосы для перекачки теплоносителя.

Если в доме происходит что–то похожее, значит, надо срочно выгонять воздух. Иначе в помещениях будет холодно, а элементы системы придется постоянно менять или ремонтировать.

Как спускать воздух с батарей отопления

Посмотрите, установлен ли на батарее кран Маевского – воздухоотводчик. Кран устанавливается к одному из присоединительных резьбовых фланцев. С ним выпускать скопившийся воздух проще всего. В остальных случаях потребуется больше усилий.

Как убрать воздух через кран

Краны Маевского, или воздушные клапаны, ставят в многоквартирных домах вместо запорно–регулировочной арматуры. Такая конструкция позволяет стравливать воздух и сливать воду. Кран представляет собой заглушку с головкой, на которой находится отверстие или желоб. В середине расположен кран под шлицевую отвертку. Самые удобные конструкции оснащены поворотным ключиком.

Порядок действий таков:

  1. Поверните краник. После нескольких оборотов с шипением начнет стравливаться воздух, а позже пойдет смесь газа и теплоносителя. Жидкость нужно слить. Слишком сильно крутить не следует, иначе носитель, проступающий под высоким давлением, обольет стены, пол и мебель.
  2. Воды придется сбросить порядочно. В многоэтажке потребуется выпустить 20–30 литров, то есть два-три ведра. В частном доме столько сливать не надо – достаточно дождаться момента, когда жидкость потечет ровной непузырящейся струйкой. После этого можно кран закрутить обратно.

Если вы не хотите постоянно заниматься стравливанием – купите и установите автоматизированный клапан. Цена его невелика. Но помните, что автоматика иногда дает сбои, поэтому отопление требует контроля. Автоматический клапан позволяет при необходимости выполнить ручной спуск воздушной пробки.

Как спустить воздух с батареи отопления

Как убрать воздух без крана

При отсутствии на радиаторе крана или клапана стравливать газовоздушную смесь придется через заглушку. Это плоский элемент, посаженный на паклю, который находится на противоположной стороне от ввода. В старых домах он часто закрашен несколькими слоями краски и плохо заметен.

Если нет возможности отсечь комнату от общедомовой теплосистемы, до начала работ перекройте общий стояк. Иначе произойдет потоп.

  • Разводной ключ.
  • Растворитель для краски.
  • Ведро или таз для слива воды.
  • Пакля

В первую очередь, размягчите растворителем краску на заглушке, чтобы появилась возможность ее открутить. Снимают элемент разводным ключом. Но даже после размягчения краски заглушка откручивается с большим трудом.Поэтому придется приложить усилия. Поворачивайте ключ медленно и аккуратно, пока не услышите шум выходящего воздуха. Стравите его и слейте примерно три ведра теплоносителя. Под заглушкой намотана пакля – замените ее новой. Затем все прикрутите на место.

Развоздушивать теплосистему таким образом достаточно хлопотно. Поэтому сейчас массово меняют старые радиаторы на новые модели, более удобные в эксплуатации.

Как спустить воздух из старых батарей

Такие модели – гармошки – стоят в домах, построенных очень давно. В них одна точка слива на весь стояк, и ее иногда сложно найти. Отыщите ее и приступайте к процессу:

Если слив предусмотрен на последнем этаже, на батарее в одной из квартир должен стоять кран. В таких теплосистемах он простой, с «барашком» или «бабочкой» на штоке. Его надо просто открыть и слить теплоноситель. Используйте термостойкую емкость, поскольку в старых однотрубных системах и их более позднем аналоге – ленинградках температура жидкости очень высокая.

Если барашка на штоке нет, воспользуйтесь разводным ключом или грейферным захватом. Как правило, после нескольких оборотов начинает выходить пузырящаяся вода.

На многих старых батареях нет сливных устройств. Придется откручивать ключом заглушку, расположенную сбоку на корпусе. Перед этим нужно размочить растворителем присохшие к ней слои краски. После развоздушивания и слива воды поменяйте паклю под заглушкой и все прикрутите обратно.

Убрать воздушную пробку можно и из подвала, но придется долго разбираться в хитросплетении труб, искать свой стояк и откручивать на нем вентили. Лучше обратиться к специалистам, чтобы не оставить без тепла весь дом. В старых домах с прямоточной системой воздух надо стравливать из расширительного бачка, находящегося на чердаке или последнем этаже. Это тоже лучше доверить сотрудникам ЖЭКа.

Как сливать воду из батарей разных типов

Методика развоздушивания в большей степени зависит не от типа или материала батареи, а установленных на ней воздухоотводящих устройств. Это могут быть обычные регулирующие краны, клапаны Маевского или автоматические воздухоотводчики.

Как спустить воздух с батареи отопления

Как слить воду из чугунных батарей

На старых чугунных моделях стоит простая запорно-регулировочная арматура. В этом случае достаточно просто повернуть «барашек» или вентиль и слить воду. Если на радиаторе установлена заглушка, открутите ее разводным ключом. Основная проблема – несовершенство старых коммуникаций. Не всегда можно убрать завоздушенность даже на последнем этаже. Нередко приходится спускаться в подвал или подниматься на чердак к расширительному бачку, чтобы открыть вентиль.

Современные чугунные модели оснащают воздухоотводчиками. Для любителей старины есть даже модификации кранов Маевского, выпущенные в ретро–стиле. От стандартных вариантов они отличаются только дизайном. Конструктивных отличий в них нет.

Для удаления пробки возьмите емкость и поднесите ее к устройству для слива. Поворачивайте вентиль ключом или отверткой. Выльется вода с пузырьками. Чтобы гарантированно избавиться от проблемы, придется стравить примерно 30 литров.

Чугунные батареи, произведенные в наши дни, лучше укомплектовать автоматическими воздухоотводящими устройствами, не требующими постороннего вмешательства. В этом случае ничего спускать не придется – газовоздушная смесь будет выходить автоматически.

Как слить воду со стальных и биметаллических батарей

Эти современные модели оснащаются клапанами Маевского. На устройстве имеется винт, который нужно слегка открутить отверткой или ключом. Через боковое отверстие начнет выходить воздух. Затем через него нужно стравить воду. В многоэтажном доме – примерно 30 л, а в частном – меньше, до исчезновения воздушных пузырьков.

На стальные и биметаллические модели желательно устанавливать автоматический воздухоотводчик. Они сразу стравит газы. Иначе водород и кислород, содержащиеся в радиаторном пространстве, вступят в реакцию с металлическими поверхностями. Появится ржавчина, начнутся протечки и придется все ремонтировать.

Как слить воду с алюминиевых радиаторов

На алюминиевых радиаторах всегда ставятся воздухоотводчики автоматического или ручного типа. Иначе алюминий, легко контактирующий с водородом и кислородом, быстро потеряет прочность.

В этом случае устранить завоздушивание достаточно легко. При наличии ручного клапана Маевского возьмите емкость и подставьте ее под радиатор. Проверните винт, находящийся в середине, ключом или отверткой, выпустив воздух. Затем слейте воду и все закрутите.

Чтобы радиатор из алюминия прослужил долго, на него крайне желательно поставить автоматический воздухоотводчик. Однако при очень жесткой воде автоматика может забиваться, давать сбои и не спускать скопившиеся газы. Поэтому периодически придется проверять наличие пробок.

Для этого приложите ухо к радиатору и прислушайтесь. Если слышны шум, гул, другие странные звуки, значит, внутри образовался воздушный затор, от которого нужно избавиться.

Как избежать воздушных пробок

Легче всего избежать появления воздушных пробок на автономном отоплении. Главное – все правильно смонтировать:

  • Возле котла и на коллекторах поставить воздухоотводчик, по которому уйдет основной объем образовавшейся газовоздушной смеси.
  • За котлом установить сепаратор, убирающий мелкие воздушные пузырьки. Водный поток в сепараторе затормаживается, пузыри укрупняются и удаляются через специальный отвод.
  • На каждый радиатор установить автоматические краны Маевского, через которые газы выходят наружу.

Если теплосистему автономного типа оснастить таким образом, завоздушивания в ней не будет.

В прямоточной системе пробок можно избежать, если правильно выставить наклон элементов. Тогда газовоздушная смесь уйдет через расширительный бачок.

В остальных случаях воздух в батареях будет скапливаться. Его образование можно уменьшить, если следить за герметичностью, правильно проводить монтажи, заливать только подходящий теплоноситель и контролировать его температуру. Не помешает поставить автоматические клапаны для постоянного отвода газов из системы.

Как спустить воздух с батареи отопления

Советы от специалистов

  • Воду в начале отопительного сезона в систему теплоснабжения заливайте медленно, не провоцируя появление пробок. Желательно залив проводить только снизу.
  • При первом пуске не протапливайте очень сильно. Пусть сначала трубы и радиаторы прогреются до 60 градусов. Потом слейте немного воды и усильте нагрев.
  • При спуске воды через кран Маевского полностью его не выкручивайте и не снимайте. Из–за высокого давления вкрутить устройство обратно будет очень сложно. Краны вообще не надо резко открывать, чтобы не сорвать и не залить квартиру кипятком.
  • Если удаление воздуха не дало результатов, нужно проверить всю теплосистему. Возможно, причина кроется в забитых в трубах или стояках, которые нужно продувать и прочищать.

В целом, избавиться от завоздушенности отопительной системы в несложных ситуациях можно самостоятельно, но требуется внимательность и осторожность. При наличии сомнений целесообразнее доверить дело специалистам, которые уверенно ориентируются в тепловой разводке дома или квартиры, имеют необходимые инструменты и навыки.

Ссылка на основную публикацию