Россия заняла 21 место в рейтинге энергоэффективности

Министерство энергетики представило новый рейтинг энергоэффективности российских регионов

Министерство энергетики представило новый рейтинг энергоэффективности российских регионов по итогам прошлого года. Все субъекты федерации в нем разделены на три группы по уровню бюджетной обеспеченности, которую рассчитывает Минфин. Это сделано потому, что подавляющее большинство элементов рейтинга непосредственно связаны с возможностями бюджета и сравнивать, скажем, Москву или Санкт-Петербург с Дагестаном было бы не совсем корректно.

Цель рейтинга — активизировать работу региональных властей в области повышения энергоэффективности бюджетного сектора.

Главным показателем статистической отчетности, который мог бы хоть как-то охарактеризовать работу регионов в области энергоэффективности, теоретически может служить энергоемкость ВРП. Но сам по себе он мало о чем говорит, как, впрочем, и его динамика. Именно поэтому при составлении рейтинга эксперты Минэнерго взяли в расчет сразу несколько дополнительных факторов, непосредственно влияющих на энергосбережение и энергоэффективность в регионе. Это, в частности, доля в регионе зданий бюджетного сектора с предварительным классом энергоэффективности D и выше, доля натриевых ламп и светодиодов в системах освещения, доля отпуска тепловой энергии с ТЭЦ в крупнейших городах за последние три года.

Расчет рейтинга производился на основе данных Росстата и информации, предоставленной субъектами федерации при подготовке государственного доклада, а также энергетических деклараций.

Первая группа — регионы с высокой бюджетной обеспеченностью

Безоговорочным лидером как своей группы (регионов с высокой бюджетной обеспеченностью), так и всего рейтинга, стал Санкт-Петербург, набравший в общей сложности 65,3 балла. Во многом это обусловлено высокими темпами внедрения индивидуальных тепловых пунктов с автоматическим погодным регулированием (АИТП) в бюджетном секторе.

По показателю энергоэффективности теплоснабжения бюджетного сектора этот регион тоже вырвался в абсолютные лидеры, набрав 9,6 балла из 10 возможных. Не исключено, что такие результаты питерские власти показали потому, что с недавних пор доля внедрения АИТП включается в суммарный показатель KPI глав администраций муниципальных районов Санкт-Петербурга. Как только это произошло, городской комитет по энергетике и инженерному обеспечению разработал комплексную программу развития систем коммунальной инфраструктуры до 2025 года. Она предусматривает, среди прочего, строительство различных объектов тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения общей стоимостью свыше 870 млрд рублей. При этом доля бюджетных средств составит порядка 15% общего объема инвестиций.

Вторая группа — регионы со средней бюджетной обеспеченностью

Лидер прошлогоднего рейтинга — Ханты-Мансийский автономный округ — на этот раз занял только второе место. Драйверами такого изменения стали недостаточно высокий уровень энергоэффективных источников света в уличном и дорожном хозяйстве и средний уровень оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепла. В целом же по интегральному показателю этот регион отстает от Санкт-Петербурга на 3,5 балла. Далее следуют Москва, вытеснившая с третьего места Татарстан (который опустился на одну ступеньку) и Ленинградская область. О Татарстане стоит сказать особо. Этот регион уже давно считается одним из передовиков в области энергоэффективности в России. Энергоемкость его ВРП снизилась в прошлом году почти на четверть к показателям 2007 года, который принято считать точкой отсчета для оценки энергоэффективных мероприятий. И это, судя по всему, не предел. К 2020 году власти республики намерены снизить этот показатель еще на 16%. Что же касается непосредственно прошлого года, то татарстанские бюджетники довольно резко уменьшили расход воды, но при этом незначительно выросло потребление тепловой энергии и газа, в основном из-за сильных морозов в конце года.

За счет новой технологии использования парогазовых установок «Татэнерго» намерена добиться снижения потребления электроэнергии на 1,5 млрд кВт⋅ч. Но еще больше татарские власти ставят на экономию тепла. Благодаря отказу от центральных тепловых пунктов и переводу потребителей на АИТП расход воды в Казани должен снизиться на 27%, потери в квартальных тепловых сетях — на 23%, а общая экономия тепловой энергии в городе достигнет 20%.

Более того, уже в ближайшем будущем Казань может стать первым крупным городом в России, бюджетная сфера которого полностью перейдет на АИТП. Соответствующая программа принята в республике весной этого года. Она, среди прочего предполагает обязательную установку индивидуальных тепловых пунктов с автоматическим погодным регулированием во всех новых строениях и зданиях с июля нынешнего года. Правда, пока это не касается многоквартирных домов. Но в Минэнерго рассчитывают, что со временем и они будут оснащены АИТП.

Третья группа — регионы с бюджетной обеспеченностью ниже средней

А вот высокое место Ленинградской области объясняется небывалой для наших чиновников дисциплиной местной бюрократии. Этот регион совершил настоящий рывок, поднявшись в рейтинге с 29-го места на пятое. Но произошло это главным образом потому, что в Ленобласти резко — на 25 процентных пунктов — выросла доля учреждений, сдавших энергетическую декларацию. Учитывая крайне высокую плотность результатов в верхней части рейтинга, это просто не могло не оказать столь сильный позитивный эффект.

Середняки и беднота

Среди субъектов федерации со средней бюджетной обеспеченностью лидерство сохранила Мурманская область. Этот регион лишь ненамного обошел своих преследователей — Липецкую и Белгородскую области. Именно Мурманская область была выбрана в качестве пилотного региона по подготовке и реализации проектов за счет внебюджетных источников, в том числе с использованием механизмов так называемого энергосервисного договора. Он, в частности, позволяет окупить кредит на покупку и установку светодиодов или АИТП за счет сэкономленного света и тепла. Например, в Мончегорске благодаря энергосервисному договору в прошлом году стартовал проект модернизации уличного освещения. Всего было заменено свыше 5300 уличных светильников. Власти региона намерены использовать энергосервисные контракты для модернизации водоканалов в Кировске и в Апатитах.

Что же касается Белгородской области, то она, как и два года назад, отличается практически полностью энергоэффективным освещением в уличном и дорожном хозяйстве. А в Липецкой области можно отметить небывало высокий уровень оснащенности многоквартирных домов приборами учета. Он составляет свыше 90%, при среднем показателе по России 61,6%. Именно это и обеспечило Белгородской и Липецкой областям ведущие позиции в своей группе.

Наконец, лидерами в группе с низкой бюджетной обеспеченностью стали Ставропольский край, Марий Эл и Чувашия, что позволило им войти в топ-15 сводного рейтинга. При этом Ставропольский край поднялся с 53-го места сразу на девятое. В первую очередь это произошло за счет сдачи в полном объеме энергетических деклараций, а также утверждения рекомендаций к зданиям, строениям и сооружениям. Чего нельзя сказать, например, о Севастополе, Дагестане и Чукотке. Эти регионы — аутсайдеры рейтинга эффективности. Ни одно их бюджетное учреждение не сдало энергетическую декларацию, да и современные энергосберегающие технологии там ни в уличном и дорожном освещении, ни в теплоснабжении почти не внедряются.

Самые энергоэффективные страны в мире 2018

По теме:

После высказывания Анатолия Чубайса об «электрорасточительности» и «энергоэффективности» пошла волна обсуждений. Мы тоже внесли в это свой вклад. Однако событием стало то, что вчера в утреннем эфире «Вести FM» Владимир Соловьев в эмоциональной и издевательской форме оценил мнение главы «Роснано» о расточительстве.

«Слушайте, я, конечно, понимал, что Чубайс ни черта не понимает, но что ему даже лень посмотреть таблички…»

Владимир Соловьев

Анатолий Чубайс примерно так же ответил в Фейсбуке:

«Мог ли такой крупный энергетик и телевизионный эксперт, как В.Р. Соловьев не вступить в дискуссию об энергоэффективности, спрашиваем мы, простые телезрители? Нет, не мог не вступить – отвечает лично сам эксперт. И вступает! Посмотрите ключевой фрагмент. Посмотрите до конца – какая глубина, какая точность, какая страсть – человек же в конце просто заходится! По-моему, это любовь!»

«Есть нюанс. Владимир Рудольфович читает цифры про электровооруженность, измеряемую в киловатт-часах на человека. А мы спорили об энергоэффективности экономики. Она оценивается через энергоемкость и измеряется в рублях ВВП на тонну условного топлива. Это – разные показатели. Перепутал человек энергоемкость и электровооруженность.

Владимир Рудольфович, не расстраивайтесь. Не в первый раз. Вступили не туда, с вами это постоянно случается. Обтереться, подучить матчасть (это учебник за второй курс, я могу прислать) и снова вперёд! Ждём вас снова на арене (извините, зачеркнуто) на экране наших голубых телевизоров!»

Если посмотреть полное видео Анатолия Чубайса про энергорасточительность и энергоэффективность, то можно понять, что чиновник понимает это так:

Читайте также:  О том, как переживают зимние морозы американцы

У России низкая энергоэффективность, так как электроэнергию используют неэффективно. Поэтому нужно поднять цены до мировых, чтобы люди и предприятия начали к ней бережнее относится – повышать эту самую эффективность. Электроэнергия ведь станет дороже.

Другим способом точку зрения Анатолия Чубайса наше издание объяснить не в состоянии. Будем рады сторонней помощи.

Самые энергоэффективные страны в мире 2018 года

По данным рейтинга, составленного Американским советом по энергоэффективной экономике (The 2018 International Energy Efficiency Scorecard) за 2018 год, Россия занимает 21 место из 25 имеющихся – 34,5 баллов. В первой тройке Германия и Италия (делят 1-ое место с 75,5 баллами), на третьем месте Франция – 73,5 балла. Китай обогнал США, заняв 8-ое место с 59,5 баллами. У США 10-ое место и 55,5 баллов.

А теперь к главному. Анатолий Чубайс сказал, что основным показателем определения энергоэффективности страны является отношение общего уровня потребления электроэнергии к ВВП. Это соответствует подходу той же Международной энергетической ассоциации (МЭА). Мы решили проверить, настолько ли Россия энергонеэффективна, взяв значение общего энергопотребления страны и разделив его на объем ВВП (использовались данные The 2018 International Energy Efficiency Scorecard). Вот, что у нас получилось:

Рейтинг самых энергоэффективных стран в мире, 2018

Kiloton oil equivalent (ktoe) – килотонна нефтяного эквивалента

При этом стоит отметить, что у нас действительно низкая энергоэффективность при более меньшем, чем в ряде других стран энергопотреблении. Затрачивая 274,7 ktoe мы производим товаров и услуг всего на 1 млрд долл. Просто получается, что используя этот объём электроэнергии мы производим ВВП намного меньше других. Об этом так же говорил Анатолий Чубайс. Поэтому мы решили проверить и понять, какие страны самые энергоэффективные, составив их рейтинг, используя формулу МЭА.

Энергоэффективность = Общее конечное потребление энергии / ВВП

Однако картина меняется, когда мы изучаем потребление электроэнергии. У России оно не так велико (смотрите по графе «Total final energy consumption (ktoe)» – «Общее конечное потребление энергии (ktoe)»).

Страны по потреблению электроэнергии

Проблема в том, что затрачивая этот объём мы не производим достаточное количество стоимости – того самого ВВП. Причина в старом и недостаточно эффективном оборудовании, используемом на производстве. Отметим, что по данным Росстата российские промышленные предприятия примерно на 50% обновили основные фонды. Это и есть оборудование. Также сложность в отсутствии применения технологий энергосбережения, тех же «умных» ламп, которые сейчас повсеместно внедряют в жилых домах Москвы. Остается надеяться, что и до других городов дойдет. Вот, над чем нужно работать, а не над увеличением цен. Но об этом Анатолий Чубайс ничего не сказал.

Начнут ли предприятия обновлять своё оборудование из-за роста цены на электроэнергию, начнут ли внедрять технологии «энергосбережения» – спорный вопрос. Когда же «Роснано» предложит свои решения в области энергетики? Проект литий-ионных батарей, в который инвестировали 15 млрд руб., провалился. То же самое с производством поликремния для солнечных батарей – оказалось, что проект неудачный из-за неблагоприятной рыночной ситуации. В него вложили около 26 млрд руб. Лучше бы инвестировали в молодые стартапы. Может, следует начать не с обсуждения энергоэффективности России, а с повышения эффективности корпорации «Роснано»?

Россия вошла в благополучную группу стран в новом энергетическом рейтинге Всемирного банка

В рейтинге устойчивости энергетической политики в 111 странах мира Россия оказалась в благополучной «зеленой зоне». Это сообщает ТАСС со ссылкой на результаты нового исследования Всемирного банка (ВБ). Россия в группе лидеров заняла 27-е место с 77 баллами из 100 возможных.

В ВБ считают, что у России благополучно обстоят дела с доступом к источникам энергии (100 баллов) и хорошо – с энергоэффективностью (70 баллов). Чуть хуже (61 балл) показатель по возобновляемым источникам энергии, передает ТАСС.

Средний показатель стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей 35 наиболее состоятельных государств мира, – 85 баллов. Выше России стоят в рейтинге такие страны, как Румыния (87 баллов), Китай (81), Вьетнам (78). У последнего также самый высокий показатель по энергоэффективности среди всех развивающихся стран.

На первых пяти местах в рейтинге оказались Дания, США, Канада, Нидерланды и Германия. Замыкают список Сьерра-Леоне, Чад, Мавритания, Гаити и Сомали. Все партнеры России по группе БРИКС располагаются в «зеленой зоне» с общими показателями свыше 67 баллов. У Бразилии 72 балла, у Индии и ЮАР – по 70 баллов.

В общей «желтой зоне», куда вошли страны с показателями от 67 до 33 баллов, находится Саудовская Аравия. По оценке аналитиков ВБ, у нее все в порядке с доступом к источникам энергии, но показатель энергоэффективности средний, а индикатор по возобновляемым источникам энергии – провальный.

Всего в «зеленой зоне» рейтинга числятся 45 стран (последняя среди них – Украина). В «желтой зоне» – 40 стран, от Аргентины до Демократической Республики Конго. В «красной зоне» с показателями менее 33 баллов – 26 стран, от Лаоса до Сомали.

Во Всемирном банке пообещали продолжать и развивать это исследование и со временем представлять анализ показателей не только одномоментно, но и в динамике. Рейтинг «станет бесценным подспорьем для политического руководства и будет помогать ему выявлять и укреплять такие меры политики и регулирования, которые ускорят приток инвестиций, необходимый для обеспечения всеобщего доступа к современным, доступным и надежным источникам энергии», заявил руководитель профильного подразделения ВБ Рикардо Пулити.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её

Наши проекты

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 22 декабря 2006 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–26576.

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

За экономию не спрашивают

При составлении рейтинга учитывались, например, такие показатели, как снижение энергоемкости ВРП, энергоэффективность при строительстве и капитальном ремонте, эффективность освещения и отопления зданий в бюджетном секторе, популяризация энергосберегающего образа жизни, а также доля отраслевых госпрограмм, включающих показатели энергоэффективности.

Югра в своей категории заняла первое место с результатом 59 баллов. Доля энергоэффективных зданий здесь составляет 43 процента, энергоэффективного оборудования уличного и дорожного освещения – 76. Эти показатели выше среднероссийских более чем на 11 процентов. Несмотря на суровый климат, в жилищном фонде автономии удельный расход электроэнергии на общедомовые нужды многоквартирных домов и зданий бюджетной сферы также ниже общероссийских. “Фишкой” Югры стали энергосервисные контракты: только в 2016 году их заключено 15, большинство – на модернизацию систем отопления школ и детских садов Кондинского района, Урая и Пыть-Яха. Суммарная экономия в результате реализации всех заключенных с 2015 года контрактов составит более 89 миллионов рублей.

Читайте также:  Умные счетчики сократят потери воды и тепла до 50%

– Самый успешный энергосервисный контракт в автономном округе заключен в 2015 году с МАУ “Сургутская филармония”. По последним оценкам, экономия предприятия достигла 58 процентов, – говорит депутат окружной Думы Сергей Великий.

Кроме того, Югра стала безусловным лидером в стране по параметру “доля отраслевых госпрограмм, включающих показатели энергоэффективности”, который отражает заинтересованность властей всех уровней в процессе энергосбережения.

На последнем месте в своей категории оказалась Свердловская область, у нее 21,6 балла. Здесь невелика доля энергоэффективных зданий – 17 процентов. Ниже общероссийского показатель оборудования индивидуальными теплопунктами с автоматическим регулированием температуры теплоносителя: 7 процентов против 12 в среднем по РФ для зданий бюджетной сферы и три против четырех – для многоквартирных домов. Также всего 20 процентов отраслевых госпрограмм предписывают стремиться к экономии ресурсов.

Лидирующие позиции в рейтинге занимают регионы, где есть политическая воля, направленная на решение таких задач, считает член рабочей группы по повышению энергоэффективности при правительстве РФ Дмитрий Серебряков.

– Например, многие субъекты занимаются энергоэффективным капитальным ремонтом, однако в Свердловской области такого нет, – отмечает он. – Это означает, что еще десятилетиями наши граждане будут переплачивать за коммунальные ресурсы.

По мнению игроков уральского рынка, портит показатели и отношение местных властей к инвесторам, готовым реализовать проекты в энергетике. Так, руководитель компании, занимающейся инвестициями в возобновляемые источники энергии, Алексей Елисеев рассказал, что в одном из муниципалитетов области его фирма намеревалась построить на собственные средства небольшую гидроэлектростанцию, вложив в проект порядка 70 миллионов рублей. После получения всех разрешительных документов компания была готова приступить к проектированию.

– Звоню главе муниципалитета с хорошими новостями, говорю, что теперь мы готовы купить земельный участок, а кроме того, модернизировать местные электрические сети, чтобы ввести станцию в эксплуатацию, – написал Елисеев на своей странице в социальной сети.

Однако чиновник интереса к проекту не проявил, предложив обсудить идею позже на “каком-нибудь совещании”.

– Когда к главе приходит предприниматель с проектом, подкрепленным суммой, аналогичной двухгодовому бюджету муниципалитета, а в ответ: “Извини, некогда”, это повод задуматься, – рассуждает Елисеев. – Теперь мы ищем новую территорию, где сможем построить мини-ГЭС. Условие одно – адекватность властей на местах и предсказуемость их поступков.

Отметим, что место для размещения станции и условия для этого инвестор в конце концов нашел в Челябинской области.

Рейтинг энергоэффективности регионов — пока второй

Опубликован второй рейтинг энергоэффективности регионов России. Разрабатывается он Минэнерго России, которое до недавнего времени было уполномоченным органом в вопросах реализации соответствующей государственной политики, однако по итогам заседания Правительства РФ 19 октября 2017 полномочия переданы Минэкономразвития России. Читать подробнее:

В этом году публика лицезреет новацию — на сайте Минэнерго России новость звучит как «журнал «Эксперт» опубликовал новый рейтинг энергоэффективности Минэнерго России» (даже не будем задаваться вопросом, чья энергоэффективность здесь обсуждается), и дана ссылка на статью в «Эксперте», где, в свою очередь, дана ссылка на Минэнерго. В программировании это называется циклической ссылкой, и без отладки система неизбежно повиснет, без намека на аналогии.

Причем самого документа — рейтинга энергоэффективности регионов, выпущенного в 2017 году, — на сайте Минэнерго нам найти не удалось — в одиночестве лежит прошлогодний рейтинг (без даты, но узнаваем).

Но работа проведена немалая — как со стороны Минэнерго России, так и на уровне регионов. Не очень понятно, что с этим будет дальше, но разобраться стоит.

Показатели, по которым рассчитывается рейтинг, отражают те ключевые направления, по которым Минэнерго России на протяжении последних лет работало с субъектами Федерации. Именно на эти направления ведомство нацеливало регионы в их работе по повышению энергоэффективности. Это работа с бюджетными организациями и органами управления, а также с модернизацией хозяйства городов и поселений, в первую очередь по освещению и теплоснабжению.

Таким образом, рейтинг лишь акцентирует эти направления.

Открыть рейтинг 2016 года (доступ к сайту Минэнерго осуществлен 28.09.2017г.)

Поскольку степень оснащенности, например, индивидуальными тепловыми пунктами, или возможность замены светильников на светодиодные, зависят от наличия средств в региональном и муниципальных бюджетах, рейтинг отдельно рассматривает три группы регионов в зависимости от их бюджетной обеспеченности (первая группа – т.н. регионы-доноры). Тем не менее, все ранги сопоставимы, и рейтинг может быть представлен от большего к меньшему по всей совокупности регионов.

Рейтинг содержит, кроме технических, также ряд организационных показателей, где наличие финансирования играет уже меньшую роль – это качество региональных отраслевых программ с точки зрения показателей энергоэффективности, нормативные возможности для энергоэффективности при капитальных ремонтах, популяризация энергоэффективного поведения и дисциплинированность в подаче энергетических деклараций.

В рейтинге учитываются следующие показатели:

  1. Снижение энергоемкости ВРП региона. На основании данных Росстата по определенной формуле, в учет берутся динамика за 3 последних года, имеющихся в статистике. В 2017 году это 2012-13, 2013-14 и 1014-15гг.

Технические показатели:

  1. Энергоэффективность зданий бюджетного сектора . Доля зданий с предварительным классом энергоэффективности D и выше взвешивается относительно максимального для России значения, а затем взвешивается на долю сданных в регионе энергодеклараций.
  2. Энергоэффективность в наружном освещении. Доля натриевых и светодиодных источников света в системах наружного освещения, взвешивается относительно максимального для России значения.
  3. Энергоэффективность освещения бюджетного сектора . Доля светодиодных источников света в освещении бюджетного сектора, взвешивается относительно максимального для России значения, а затем взвешивается на долю сданных в регионе энергодеклараций.
  4. Энергоэффективность теплоснабжения бюджетного сектора . Доля оснащения индивидуальными тепловыми пунктами с автоматическим регулированием после проведения капитального ремонта на сумму от 5 млн руб., а также в новых зданиях с 2011 года, взвешивается относительно максимального для России значения, а затем взвешивается на долю сданных в регионе энергодеклараций.
  5. Показатель динамики доли отпуска тепловой энергии с ТЭЦ в крупнейших городах за последние 3 года перестал учитываться во втором рейтинге.

Организационные показатели:

  1. Включение показателей энергоэффективности в госпрограммы . Доля отраслевых государственных программ субъекта Российской Федерации, включающих показатели энергоэффективности.
  2. Энергоэффективность при строительстве и капитальном ремонте . Наличие нормативных рекомендаций и требований к энергоэффективности при строительстве и капитальном ремонте.
  3. Популяризация энергосберегающего образа жизни . Участие в федеральных мероприятиях по популяризации энергосберегающего образа жизни.
  4. Развитие механизма энергетических деклараций .

Рейтинг задумывался как инструмент управления с целью отранжировать, какие из регионов насколько находятся в русле проводимой государственной политики и может являться неким инструментом оценки, позволяя сопоставить регионы между собой, чтобы через это влиять на их работу.

Предполагается, что добросовестные регионы уделяют внимание названным направлениям, и это позволяет достичь успехов в повышении энергетической эффективности, что, в свою очередь, отражается на их ранге в рейтинге.

По задумке Минэнерго, рейтинг показывает усилия уполномоченных органов субъекта Федерации в работе по повышению энергоэффективности. В то же время, это не административная оценка региона. Кроме того, рейтинг предоставляет новые информационные возможности для самих региональных команд – теперь есть объективные сравнительные данные для формирования планов и программ на уровне региона.

Результаты рейтинга позволяют делать определенные выводы, в том числе, руководителям регионов и уполномоченным органам на местах.

Низкие баллы при высокой бюджетной обеспеченности, например, сигнализируют о том, что средства не фокусируются в достаточной мере на рекомендованных направлениях, что не позволяет рассчитывать на хорошие показатели энергетической эффективности. Напротив, есть случаи, когда при невысокой бюджетной обеспеченности регионы достигают высоких мест – это значит, четко поставлена работа, максимум возможного делается за счет орг.усилий, изменений нормативной базы, повышения ответственности на различных уровнях и контроля.

Читайте также:  Как приготовить «Донскую уху» на костре: классический рецепт

Результат виден уже в новом рейтинге – несколько регионов серьезно повысили свои позиции, например, во второй группе Удмуртская республика подвинулась с 14 позиции на 4, а Новосибирская — с 22 на 10-ю.

В первой группе все немного перемешались. Санкт-Петербург поднялся с третьего места на первое, подвинув ХМАО, Татарстан сдвинулся со второго на четвертое, его подвинула Москва, которая была на четвертом, а стала на третьем. Большинство субъектов здесь повысили количество баллов, за исключением Татарстана ( в прошлом рейтинге — 58,9 балла, в нынешнем — 57,4), Тюменской области (51,6 и 47,1 соответственно), ЯНАО (45 и 39), Ярославской (40 и 37,5), А, например, Ленинградская область повысила баллы с 41,6 до 53,3, Московская — с 43,9 до 50,0, и они повысили места в группе. В то же время Самарской области дополнительные баллы не помогли (30,7 в прошлом году и 37,1 в нынешнем), и она осталась на предпоследнем месте.

Если поставить регионы в общий ряд, также можно сделать множество выводов. Так, лучший в третьей группе Ставропольский край со своими 49,9 балла вписывается в тройку лидеров второй группы и в середнячки в первой. А аутсайдер первой группы Свердловская область была бы в последней четверти во второй группе и в середине в третьей (30, 9 балла).

Учитывая, что ряд показателей взвешиваются к максимальному по всем регионам, мало улучшать собственные показатели, надо бежать быстрее, чем средний регион, чтобы расти в рейтинге.

Осталось понять, будет ли следующий рейтинг по этой же методике, и насколько дальновидны регионы, поставившие на лидерство.

Источник таблиц: сайт журнала «Эксперт»

Статья «Эксперта» на сайте Минэнерго России

Россия заняла шестое место в рейтинге 2016 Energy Trilemma среди стран-лидеров в области обеспечения энергетической безопасности

Согласно новой версии рейтинга Energy Trilemma, представленной 11 октября 2016 года в рамках 23-го Всемирного Энергетического Конгресса в Стамбуле, Россия за период с 2014 по 2016 годы существенно улучшила свои позиции, поднявшись с 11 на 6 место, продемонстрировав значительный прогресс в одном из параметров Энергетической Трилеммы: обеспечении энергетической безопасности.

Согласно Всемирному Энергетическому Совету, устойчивость энергетических систем можно оценить по трём основным параметрам — энергетическая безопасность, справедливое распределение энергетических ресурсов и забота об окружающей среде. Эти параметры формируют Энергетическую Трилемму. Параметр «энергетическая безопасность» подразумевает эффективное управление первичными энергоресурсами из внутренних и внешних источников, надёжность энергетической инфраструктуры и способность поставщиков энергии удовлетворять текущие и перспективные потребности.

Рейтинг Energy Trilemma 2016: Сравнительная оценка устойчивости национальных энергетических систем подготовлен Всемирным Энергетическим Советом при содействии Oliver Wyman и Центра оценки глобальных рисков Marsh & McLennan Companies. Составители рейтинга провели сравнительную оценку 125 стран с точки зрения их способности обеспечивать безопасность, доступность и экологичность своих энергетических систем.

В шестой ежегодной версии рейтинга была представлена новая методология на базе комплекса из 35 показателей. Особый акцент был сделан на разнообразии, качестве и доступности поставок энергоресурсов, а также на способность национальных энергетических систем к адаптации под воздействием меняющихся обстоятельств.

С точки зрения доступности электроэнергии и использования экологически чистых способов приготовления пищи общие позиции участвующих в рейтинге 125 стран за период с 2000 года улучшились на 85% и 74% соответственно. При этом отмечено повышение активности в области использования более чистых источников энергии, что нашло своё отражение в снижении объёмов выброса углекислого газа до 0.27 тонн CО2/доллар США в 2014 году. На этом фоне доля возобновляемых источников энергии в мире поднялась до 9.7% по итогам 2015 года.

Джоан МакНутон (Joan MacNaughton), исполнительный председатель World Energy Trilemma, отметила: «Актуальность вопросов доступности энергии и климатических изменений сегодня высока как никогда, что находит своё отражение в парижском соглашении COP 21, в Плане ООН по ответственному использованию энергоресурсов (UN Sustainable Energy Goals) и активном обсуждении данных проблем в рамках G20. Процесс смещения приоритетов в сфере энергетики стимулирует расширение спектра используемых источников энергии и способствует повышению безопасности поставок энергоресурсов на фоне более ответственного отношения к защите окружающей среды. В сочетании с существенным повышением доступности современных видов энергии (85% на сегодняшний день по сравнению с 80% в 2000 году) это является отличным примером того, как комплексный подход к решению вопросов энергетики помогает нам двигаться в сторону экологически безопасного будущего.

Принимая во внимание тот факт, что только 13 из 125 стран сегодня имеют оценку ААА за прогресс в сфере достижения целей Трилеммы, наша задача состоит в том, чтобы помогать руководителям государств в создании необходимых условий для привлечения дополнительных инвестиций и внедрения инновационных технологий, способных обеспечить энергетическую безопасность без ущерба для окружающей среды».

Франсуа Остин (Francois Austin), руководитель энергетического направления Oliver Wyman, сказал: «Концепция Трилеммы призвана задать направления для совершенствования государственной политики, стимулирования активности инвесторов и развития мировой энергетической индустрии в целом.

Руководителям государств Рейтинг Energy Trilemma помогает аргументировать свои позиции при разработке и внедрении политического курса в области энергетики для укрепления энергетической безопасности, улучшения доступности энергоресурсов и развития мер по защите окружающей среды. В свою очередь инвесторы сегодня активно изучают новые сферы для инвестиций в энергетический сектор, опираясь на информацию, представленную концепции Трилеммы, а лидеры мировой энергетической индустрии, в том числе международные и национальные нефтяные компании, используют данные нашего рейтинга для построения долгосрочных стратегий».

Данные по странам — лидерам рейтинга, а также региональный анализ показали:

  • 9 из 10 ведущих позиций в рейтинге занимают страны Европы, что является наглядной демонстрацией эффективности совместной работы по созданию долгосрочных политических курсов в сфере энергетики. При этом перед Европой всё еще стоит задача по реформированию своей энергетической инфраструктуры с целью оптимизации структуры рынка, создания системы управления спросом на энергоресурсы и эффективного использования квот на выбросы углекислого газа.
  • Новая Зеландия вошла в первую десятку рейтинга, продемонстрировав наилучшие показатели среди стран Востока, а Филиппины получили высокую оценку за обеспечение экологической безопасности. Азиатский регион в целом сегодня сталкивается с проблемой растущего спроса в сфере энергетики и необходимостью удовлетворения огромного спроса на энергоресурсы в будущем. Странам Азии необходимо снизить свою зависимость от импорта энергоресурсов за счёт создания надёжной энергетической инфраструктуры, укрепления торговых взаимоотношений и активизации использования возобновляемых источников энергии, что в комплексе позволит региону встать на путь создания устойчивой и экологически безопасной энергосистемы.
  • Имея в своих руках почти 50% мировых запасов нефти и газа, страны Ближнего Востока и Северной Африки должны решить проблемы диверсификации и снижения объёма потребляемой энергии для улучшения своих показателей в сфере защиты окружающей среды. На сегодняшний день лидером региона являются ОАЭ, чьи усилия по диверсификации позволили в рамках рейтинга получить место в группе стран с «положительной динамикой».
  • Странам Латинской Америки необходимо уделить дополнительное внимание устойчивости своих энергосистем под воздействием экстремальных погодных явлений, а также улучшить ситуацию в сфере справедливого распределения энергоресурсов. Положительным примером для них может стать Уругвай, получивший лучшие оценки в своём регионе за успешную реализацию энергетического перехода.
  • В африканском регионе южнее Сахары наилучшие показатели продемонстрировали Маврикий (49), Габон (67) и Южная Африка (84). При этом регион в целом всё еще демонстрирует крайне низкий уровень доступности энергии, несмотря на богатые природные запасы и обширный потенциал для использования возобновляемых источников. Чтобы удовлетворить растущий спрос в области энергетики, страны региона должны озаботиться вопросами привлечения инвестиций, укрепления работоспособности государственных институтов и развития энергетической инфраструктуры на региональном и местном уровнях.
  • Несколько стран G7, среди которых Германия, США и Великобритания, продемонстрировали негативные изменения, что свидетельствует о трудностях реформирования энергетики в странах с высоким уровнем индустриализации.

Источник: Компания Oliver Wyman

Добавить комментарий