Почему принято желать «С легким паром!»: история традиции

20+ неожиданных фактов о самой главной новогодней комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Традиция смотреть один и тот же фильм в канун Нового года есть во многих странах. Например, в Чехии традиционным рождественским и новогодним фильмом считается русская сказка «Морозко». Французы предпочитают комедию «Дед Мороз — отморозок» — ее они знают практически наизусть. У нас же символом Нового года стал фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Из года в год картина собирает у телевизоров людей разных поколений, которые с удовольствием смотрят новогоднюю сказку о том, как четыре друга отправились в баню.

Мы в AdMe.ru 31 декабря в баню, конечно, не ходим, но зато смотрим фильм «Ирония судьбы», поэтому нам было очень интересно узнать подробности о съемках любимой новогодней истории.

В самом начале фильма есть ошибка, на которую почти никто не обращает внимания

  • Досадный киноляп можно увидеть в начальных титрах: в слове «исключительно» создатели картины пропустили букву Л. Ошибку заметили не сразу, и в дальнейшем решили не исправлять. Сейчас она стала своеобразной особенностью фильма.
  • Кстати, в «Иронии судьбы» есть еще один ляп, связанный с русским языком. Как известно, главная героиня Надя работает учительницей. Однако в разговоре с Ипполитом она ошибается и произносит: «Я забыла одеть праздничное платье». По правилам русского языка она должна была сказать «надеть».

В основу фильма легла пьеса, которая была написана по реальным событиям

  • Пьесу под названием «С легким паром, или Однажды в новогоднюю ночь» в 1969 году написали кинорежиссер Эльдар Рязанов и его друг, драматург Эмиль Брагинский. Причем сюжет был взят из реальной жизни. Знакомый Рязанова и Брагинского действительно однажды 31 декабря пошел в баню, потом поехал к друзьям, которые отмечали годовщину свадьбы и сильно напился. Тогда один из гостей решил пошутить над выпившим другом: привез его на Киевский вокзал, подкупил проводницу поезда «Москва — Киев», разместил товарища в общем вагоне, оставив ему только веник, портфель и 15 копеек. Чем закончилась эта история — точно неизвестно, но именно она вдохновила творческий дуэт на создание легендарного фильма.

Изначально в театральной постановке Рязанов решил «пересадить» главного героя с поезда на самолет, ведь иначе тот протрезвел бы по пути в Ленинград. Кстати, есть свидетельства, что в старых вариантах пьесы главного героя звали не Женя Лукашин, а Женя Алкашин. Позднее его решили сделать положительным персонажем, поэтому пьянство героя решили оправдать праздником. Именно так эта история стала новогодней.

Пьесу поставили в Вахтанговском театре за 12 дней и хотели уже делать премьеру, но руководство сочло историю слишком несерьезной. В итоге комедию поставил Театр мимики и жеста. Позднее Эльдар Рязанов решил экранизировать спектакль, но на «Мосфильме» ему отказали. К счастью, на помощь пришло «Гостелерадио», которое дало добро на съемки двухсерийного телевизионного фильма.

Актеров на роли Нади и Жени выбрали случайно

В пробах на роль Нади участвовали такие именитые советские актрисы, как Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих, но никто не попадал в образ на 100 %. Тогда режиссер вспомнил об исполнительнице главной роли в польской мелодраме «Анатомия любви» Барбаре Брыльской. Рязанов лично позвонил актрисе в Варшаву и пригласил ее на пробы. Увидев буквально несколько кадров, режиссер тут же утвердил ее на роль Нади.

Чтобы зрители не заметили польского акцента Барбары, было принято решение, что героиню будет озвучивать актриса Валентина Талызина, которая также исполнила роль Вали, подруги Нади. А песни за Брыльскую пела Алла Пугачева. Правда, по чьему-то недосмотру в титрах не была указана эта информация. Валентина Талызина очень обиделась и даже говорила, что Брыльска незаслуженно получила государственную премию за свою работу.

С легким паром Пожелание приносящее здоровье

С легким паром — так обычно мы говорим человеку после помывки. И не важно душ это был, или баня. Главное — легкость после этой процедуры.

— С легким паром! – сказала Наташка, когда я, укутавшись, как египетская мумия, вышла из ванной, — Ну как? Согласись, счастье, что дали горячую воду.

— Ага, — я расслабленно уселась в кресло, — счастье.

— Я сейчас чайку организую, — Наташка поднялась на ноги и двинулась в сторону кухни.

— А можно кофейку? – мне казалось, что для самого полного, просто всеобъемлющего счастья, мне не хватает именно чашечки ароматного кофейку.

— Ну блин, что ж ты все портишь… После бани надо непременно чай, настоянный на травках, да с медом. А ты: ко-фе-ю…, — Наташка возмущенно покачала головой, — Надо же традиций придерживаться хоть иногда.

Я минутку подумала, прислушиваясь к себе. Мне было почти хорошо, а для полного хорошо не хватало одного – кофею.

Наверное, осознав, что со мной традиционной каши не сваришь, Наташка пошаркала на кухню.

А я задумалась. Почему в нашей стране так заведено – пожелание легкого пара не до того, как ты зайдешь в баню, а уже после того. Кажется, где здесь логика?

Или мы просто со временем уже забыли, что и как правильно желать.

Оказывается, что нет.

История гласит, что на Руси баня всегда считалась особенным местом. Там не просто осуществлялась помывка тела. Нет, там очищалась душа от неприятностей, тело от болячек, а ум от неправильных мыслей.

Шла полная очистка организма.

Ведуньи знали, какую именно травку надо заварить, чтоб ее запах проработал все ваши «зажимы» — внешние и внутренние. Знающие ведуньи собирали, таким образом, целые сборы, чтоб все работало в комплексе.

Человек заходил в баню грязный, усталый, а выходил чистый и обновленный.

Сегодня врачи так объясняют пожелание легкого пара: мол, у грязного человека поры закрыты, поэтому кожа в полную силу вдыхать не может. Поэтому для только что вошедшего пар не легкий, а очень даже тяжелый.

А когда человек попарится, все поры очистятся, тогда он словно новорожденный. Кажется, что тело дышит каждой порой.

Вот только тогда именно, когда наступают ощущения вдыхания каждой порой, мы и можем пожелать легкого пара. Потому что только теперь тело может воспринимать тот букет ароматов, который дарит нам целебный сбор.

Поэтому из бани человек выходил очищенный просто на ментальном уровне.

А дальше уже могли быть вариации: зимой можно было в сугроб ухнуть, летом в пруд.

Это уже для достижения самого пика удовольствия.

Сейчас, когда в каждом доме есть ванная, в баню мы ходим редко. Но всегда это для нас не просто поход, это особенное событие.

Мы покупаем всякие сборы для парной, иногда запасаемся даже веником, пытаясь интуитивно вернуть старинные знания.

И ведь, согласитесь, получается.

Баня всегда приносит удовольствие. И если правильно и с умом все делать, то и здоровье.

Я еще не сказала вам о самом главном. В каждой бане, пусть даже самой общественной, есть домовой. Именно в его обязанности входит чистить после нас углы бани от дурных мыслей и мохнатой немощи. Я не говорю о грязи, это дело рук специального персонала.

Домовой следит за здоровым духом бани.

Так что, заходя в баню, надо быть степенным и почтительным. Никаких бранных слов, никакого недовольства. Просто расслабьтесь, пусть все ненужное покинет вас на всех уровнях.

Вот вы когда-нибудь задумывались, почему многие любят петь в ванной. Нет? Вы думаете, это просто у вас привычка такая?

Должна вас огорчить, это все наш друг домовой. Это он вьет из вас затейливые веревки. Ну, любит он, когда поют, любит. Так что, если вы человек податливый, то бязательно запоете. А он оценит ваш вокал. И оценит намного выше, чем ваши соседи.

Так что, покидая баню, обязательно оставьте на столе конфету или баранку – домовой их любит. Уважьте его.

Я уже расчесывала волосы, когда Наташка пришла с подносом.

Аромат кофе поднимался и манил, словно флейта крысолова.

— Спасибо, — я повесила полотенце на сушилку и положила мыло в виде розочки в мыльницу, — спасибо, домовуха.

— Ты с кем это? – Наташка материализовалась в дверном проеме, — Опять шаманишь? А мне спасибо не надо?

— Надо. Спасибо тебе.

Я вышла из подъезда, и свежий ветер окутал меня прохладой. И это просто эффект горячей воды… А если, действительно, русская баня? Это какой же эффект будет?

— С легким паром! – пожелала я себе.

Мне нравится эта традиция – пожелание легкого пара. Теперь я знаю почему.

Я всегда рада видеть вас на страницах сайта «Хочу все знать»

Другие похожие статьи можно прочитать на страничке «Интересное».

О духовном содержании фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!» более 40 лет, но он не теряет ни своей популярности, ни актуальности. Вокруг него постоянно вспыхивают споры. В частности, его авторов временами обвиняют в том, что их фильм пропагандирует предательство (своей невесты и своего жениха), лень и безответственность, а также рекламирует алкоголизм. Есть и более оригинальные обвинения: в кинокомедии профанируется мотив новогоднего и рождественского чуда: собрались друзья, крепко выпили, и – о, диво дивное! – главный герой нашел свою настоящую любовь! Разберемся с этими обвинениями sine ira et studio – без гнева и пристрастия. Действительно ли фильм «Ирония судьбы» пропагандирует предательство, алкоголизм и лень?

«И осознать сиротство…»

Функция подлинно художественного произведения – не только и не столько что-либо пропагандировать, к чему-либо призывать, сколько отражать действительность. На наш взгляд, «Ирония судьбы» – зеркало позднего советского общества со всеми его достоинствами и недостатками, с его добродетелями, грехами и пороками. Как сказал бы Блок, «я глаза, я смотрю». И первое, что бросается в глаза, – сиротство и безотцовщина советской интеллигенции хрущевско-брежневской эпохи. Сокрушенный и осмеянный Хрущевым и хрущевцами образ «отца народов» попытались заменить архетипом Родины-Матери или просто Матери. Результатом оказались утрата мужественности частью советских мужчин, сиротство и безотцовщина. Отметим, что в фильме «Ирония судьбы» ни у Жени Лукашина, ни у Нади нет отцов. Могут возразить, что, поскольку герои фильма ориентировочно 1941–1942 годов рождения, их отцы могли погибнуть на фронтах Великой Отечественной. Возможно, однако если бы это было так, то скорее всего в фильме это было бы обозначено: на почетном месте могли бы висеть портреты погибших отцов. Их отсутствие выглядит весьма значимым. В центре фильма – классные мамы, об отцах – ничего, скорее всего имел место развод. И отметим, что безотцовщина – ситуация стандартная, вписывающаяся во всеобщую стандартизацию названий улиц, домов, мебели, замков и т.д. А результат безотцовщины – понятен: бессемейность. А также тепличные люди, выросшие «за кремовыми шторами» или «незадернутыми гардинами».

Личная неустроенность, безотцовщина – ситуация стандартная, вписывающаяся в стандартизацию всего вокруг

Блоковскими словами можно отчасти охарактеризовать настроение некоторых слоев советского общества:

Когда мы изменяем женам,
а жены – нам, когда, узнав
о поруганьи чьих-то прав,
грозим министрам и законам
из запертых на ключ квартир…

Насчет грозить министрам, этого в фильме почти что нет, если не считать иронии по поводу стандартных названий: улица Строителей, проспект Труда и т.д. За ними может крыться замаскированная критика улиц Маркса и проспектов Ленина. Но это все. А вот насчет измен…

Нелюбовь

В теме предательства, на наш взгляд, гораздо важнее история Нади до ее знакомства с Ипполитом. Она в течение многих лет встречалась с человеком, у которого была семья. И этот, так сказать, мужчина предавал свою жену, предавал и Надежду: что называется, взял девочку и поставил ее на полочку. Все выгоды разом: и семья, и любовница. Доводилось, хотя и весьма редко, сталкиваться с такими случаями среди поколения родившихся в 1930–1940-е годы, когда умные, тонкие, добрые женщины всю жизнь не заводили семью и встречались с возлюбленными, ждали у моря погоды, временами делали аборты и в результате умирали в одиночестве. На фоне таких трагедий и предательств как-то меркнет сюжет об оставлении невесты, тем более если невеста сама отказалась от жениха.

Действительно, рассмотрим внимательнее линию отношений Гали и Жени Лукашина. Галя в лицо бросает Наде слова: «Вы – хищница». Но посмотрим, как ведет себя она сама. Галя с порога, еще не став женой, отвергает друзей Жени… И главное: ставит его маму за скобки: «А мама пусть наготовит и уйдет к соседям». Это не только неуважение к старшим и потребительство, это еще и отсутствие настоящей любви: если ты любишь кого-то, ты почитаешь его родителей и уважаешь его близких. Та ревность и те обвинения, с которыми она обрушивается на несчастного Женю: якобы он специально уехал в Ленинград, чтобы возобновить свою прежнюю связь, – также показывают отсутствие любви. Ведь, согласно апостолу Павлу, «любовь долготерпит, милосердствует… все покрывает, всему верит, всего надеется… Любовь никогда не престает» (1 Кор. 13: 4, 7–8). Вспомним фильм «Кадкина всякий знает» (1976) – о возвратившемся с войны солдате Кузьме Кадкине, который принес домой ребенка отставшей от поезда матери: при всей соблазнительности ситуации жена, не веря, что это не его ребенок, тем не менее прощает, потому что любит. Все завершается благополучно, потому что мать в конце концов находит своего ребенка, однако счастливый конец обусловлен прежде всего доверием и терпением, царящими в семье Кадкина.

В «Иронии судьбы» другой исход, поскольку Галя не любит, а устраивается, находит умного, доброго, тонкого врача, потенциально покорного мужа. С другой стороны, Женя не слишком ее и любит: он скорее также устраивает свою жизнь, боясь остаться в одиночестве после смерти мамы. В общем, ситуация напоминает известный еврейский анекдот: «Мойша, ты хорошо ли женился? Да нет, окнами во двор».

Читайте также:  Как правильно выбрать радиатор отопления: о чём врут продавцы

«Мело, мело по всей земле»

Но далее начинается вихрь событий, который и уносит «незадернутые гардины», разрушает жилье «окнами во двор». Представить Евгения Лукашина алкоголиком невозможно: жизнь у него и так слишком насыщена работой, встречами с друзьями, поиском невесты, чтобы заливать тоску-печаль водкой. Как раз таким образом, как он, напиваются малопьющие или вообще непьющие люди, особенно без закуски и после бессонной ночи на дежурстве. На роль «тупого алкаша», как выразились в некоторых демотиваторах, он явно не подходит. То, что с ним произошло, скорее действительно напоминает новогоднее чудо: как бы человек ни был пьян, он не смог бы улететь: его не пустят в самолет по чужому билету – разве что перепьется весь персонал аэропорта. Или произойдет что-то совершенно необычайное. Характерен мотив бури, или метели, в фильме: так, пассажир в аэропорту говорит, что придется ему из-за нелетной погоды встречать Новый год в кресле – или зала ожидания, или самолета. В буре, метели есть, конечно, нечто инфернальное. Вспоминаются пушкинские «Бесы»:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

«Эй, пошел, ямщик. » – «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам».

И действительно, взрыв необузданного веселья, в том числе и пьяного, на Новый год несет в себе нечто инфернальное. Некоторые религиоведы считают, что среди языческих божеств существует одно очень популярное, англо-славянское – Novy God называется. От своих поклонников требует обжорства и пьянства. А еще – человеческих жертв. В период с 30 декабря по 2 января этому «богу» приносятся сотни человеческих всесожжений (жертвенниками и дровами служат дома и квартиры). В его честь убиваются, отравляются и замораживаются сотни человек. Но даже если сходит все благополучно, то для многих и многих за бурным весельем следует опустошенность, и угар от развеселых попоек отравляет как минимум первые дни Нового года. И эта опустошенность видна и в конце фильма – страшная усталость, которую испытывают Евгений и Надежда.

Советский лозунг «человек – кузнец своего счастья» уже неактуален, теперь людей сводит и разводит Судьба

Однако в метели и буре может быть нечто благое – перст Божия Промысла, как в «Буре» Шекспира или в повести Пушкина «Метель», в которой происходит событие, сходное с тем, о каком фильм «Ирония судьбы»: невеста меняет жениха не по своей воле в результате совершенно неожиданного стечения обстоятельств.

И если в более ранней советской традиции, в том числе и в новогодних фильмах, в частности в кинокартине «Карнавальная ночь», доминировал гуманистический лозунг «Человек – сам кузнец своего счастья», то в «Иронии судьбы» появляется тема Судьбы и выявляется то, что очевидно для верующего: успех зависит не от бегущего, «не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9: 16). При этом, разумеется, не отменяются ни бег, ни подвиг.

Чужие близкие

Невозможно представить Евгения Лукашина лентяем и придурком-алкашом, как его рисуют в некоторых демотиваторах. Он – труженик, настоящий врач, добрый, чуткий и внимательный, человек тонкой духовной организации. Надежда – отличный учитель, которую любят и ученики, и подруги. Они – добрые, отзывчивые люди, которые заслуживают счастья.

Конечно, на первый взгляд выглядит недостойным поступок Нади с Ипполитом, который предстает образцовым человеком и идеальным женихом. Однако в отношениях его с Надей слишком много натянутого и подавляющего с его стороны. Он подавляет Надю и своим моральным превосходством, и своей социальной успешностью, своим богатством. Если бы он стал ее мужем, то съел бы ее, замучил своей ревностью. Опять-таки, та сцена, которую он устраивает ей, обнаружив московского гостя, во многом естественна (отсутствие брюк на мужчине, пьяный вид и т.д.), однако выходит за пределы разумного и необходимого. В логически правильную голову Ипполита почему-то не приходит одна вполне естественная мысль: если действительно Надя решила ему изменить и между ней и Лукашиным что-то было, то почему это произошло за час до Нового года, на празднование которого он был приглашен? Какой разумный человек будет организовывать такой противоестественный треугольник с возможным «боем быков»? И, тем не менее, он в ярости благородной хлопает дверью – и делает это неоднократно. Причина сему одна: гордость, и последствия ее – печальны. Как говорится, не рвите нить дружбы: останутся узелки. А если вы делаете это неоднократно, от нити не останется ничего…

Почему Надя выбрала Евгения Лукашина? Потому что она поняла в общении с ним, что возможны иные отношения – искренние, добросердечные, основанные на доверии, та любовь, которая «все покрывает, всему верит, всего надеется» (1 Кор. 13: 7).

In vino veritas?

Коснемся и вопроса пьянства и его якобы рекламы в «Иронии Судьбы». Должен разочаровать противников фильма: на самом деле он является мощным средством антиалкогольной пропаганды. Лукашин действительно отталкивающе смешон, когда он лыка не вяжет и в одних трусах предстает перед Надей. Мои знакомые так объясняют своим детям вред пьянства: «Будешь пить – в чужом городе окажешься. Как багаж. И тебя из чайника поливать будут». И народ любит Женю отнюдь не в пьяном виде, а когда он истрезвляется, в немалой степени – благодаря постигшей его беде. Отметим, что в движении фильма Женя Лукашин и Ипполит как бы обмениваются состоянием: Лукашин трезвеет и умнеет, а правильный Ипполит напивается в случайной компании до того, что по нему ходят как по мостовой. Однако, заявившись в пьяном виде, он бросает Евгению и Надежде в лицо горькую правду, упрекая Лукашина в том, что тот напивается в бане, случайно попадает в другой город, забывает там московскую невесту и обзаводится новой, «а все потому, что он человек высоких моральных устоев», и предупреждает: «за такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое очень трудно». Он залезает под душ, пародируя баню Жени и его друзей, а потом выходит на мороз, несмотря на сопротивление (впрочем, несколько слабое) Лукашина и Нади, говоря: «Я, может быть, хочу умереть». Показательно сочетание христианского взгляда на нравственность и совершенно нехристианского стремления покончить с собой.

Отметим и следующую черту: комедия подразумевает счастливый конец. Однако закрытого happy end в фильме нет. В конце на вопрос Нади: «Я кажусь вам легкомысленной?», звучит ответ: «Поживем – увидим». Поэтому в фильме нет безусловного оправдания Надежды и Евгения Лукашина, как и нет картины их безоблачного счастья. Концовка фильма разомкнута.

«С тобой я буду»

И в заключение вернемся к теме сиротства советской интеллигенции, на сей раз – на более глубоком уровне. В фильме подспудно ощущается тоска по Богу и прежде всего – в песнях и стихах, которые выполняют функцию хора в античной трагедии.

Песни и стихи комментируют события, словно хор в античной трагедии, и в них ощущается тоска по Богу

Это – и пастернаковское «Никого не будет в доме» с явлением рождественского чуда, и цветаевское «Благословляю Вас на все четыре стороны». Однако наиболее интересной с религиозной точки зрения представляется «Баллада о прокуренном вагоне», автор которой Александр Кочетков был близок к религиозно-философским кругам, в частности – к Вячеславу Иванову. Самое ее начало является удивительно библейским:

– Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, –
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.

– Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы, –
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду –
Ты понесешь с собой, любимый, –
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

Что это, как не библейское учение о браке и единстве любящих? Разве это не созвучно словам книги Бытия:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2: 23–24).

И это стихи о молитве, способной спасти от беды и погибели:

– Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного, –
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
– Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Эти пронзительные строки, по мнению ряда литературоведов (Кукулина и других), легли в основу знаменитого военного стихотворения К. Симонова «Жди меня, и я вернусь», в особенности – эти:

– Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
– За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.

Удивительна история создания этого стихотворения, о которой рассказала в своих записях жена поэта Нина Григорьевна Прозрителева. Лето 1932 года супруги провели у родственников на Кавказе, и Александр Кочетков должен был уехать в Москву раньше жены. Билет был куплен до станции Кавказской, после чего нужно было пересесть на поезд Сочи–Москва. Нина Григорьевна вспоминала, что супруги никак не могли расстаться, и уже во время посадки, когда проводник попросил провожающих покинуть поезд, Нина Григорьевна, повинуясь неодолимому предчувствию беды, в буквальном смысле вызволила мужа из вагона. Она настояла на том, чтобы Александр сдал билет и отложить отъезд на три дня. Через три дня Кочетков уехал и, благополучно добравшись до Москвы, столкнулся с искренним удивлением и даже потрясением друзей, которые оплакивали его, посчитав погибшим в страшном крушении поезда Сочи–Москва, унесшем жизни десятков человек. Три дня отсрочки, на которых настояла Нина Григорьевна, спасли поэту жизнь. Благодарный Александр первым же письмом прислал ей стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне». Оно пронизано размышлениями о роли судьбы в жизни человека и о великой силе любви, способной уберечь человека от трагических перипетий. Оно трагично, это не только благодарность Богу и супруге за избавление от гибели, но и муки совести из-за того, что он остался жив, а другие погибли.

К сожалению, поэт не увидел публикации своего стихотворения: цензура 3,5 десятилетия тормозила выход его в свет в силу богоискательских и религиозных мотивов, содержащихся в нем. Издали его только в 1966 году в сборнике «День поэзии», через 13 лет после смерти Александра Кочеткова. Однако судьба стихотворения была сходной с грибоедовским шедевром «Горе от ума»: несмотря на запрет печати, оно было всем известно, переписывалось от руки и передавалось из уст в уста, как и история создания этих строк. Благодаря фильму «Ирония судьбы» стихотворение получило всесоюзную известность.

Луч света в царстве тьмы

При просмотре фильма «Ирония судьбы» невольно вспоминаешь сон Версилова из романа Достоевского «Подросток». Версилов представляет себе человечество, оставшееся без Бога. Устанавливается некая «гуманистическая утопия», которая не внушает ужаса; но она полна такой пронзительной, терпкой печали, такой разрывающей сердце тоски, что воспоминание о ней остается в душе незаживающей раной. Версилов представляет себе, что бой уже кончился и борьба улеглась.

«Настало затишье, и люди остались одни. Великая прежняя идея оставила их; великий источник сил, до сих пор питавший и гревший их, отходит, как то величавое, зовущее солнце в картине Клода Лоррена. И люди вдруг поняли, что они остались совсем одни, и разом почувствовали великое сиротство. И вот тогда весь избыток прежней любви к Богу обратился бы у людей на природу, на мир, на людей, на всякую былинку. Сознав свою конечность, они стали бы прижиматься друг к другу теснее и любовнее. Они просыпались бы и спешили бы целовать друг друга, торопясь любить, сознавая, что дни коротки, что это все, что у них остается… О, они торопились бы любить, чтоб затушить великую грусть в своих сердцах…»

Потеряв Бога, «они торопились бы любить, чтоб затушить великую грусть в своих сердцах»

Идея богооставленности превращается в чистейшую лирическую тему: последний день человечества, заходящее солнце, осиротевшие люди, прощальные поцелуи перед вечной разлукой, ослепительная вспышка угасающей на земле любви. А теперь вспомним знаменитые строки Б. Окуджавы:

Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это все любви
Чистейшие моменты.

Давайте жить во всем
Друг другу потакая,
Тем более что жизнь –
Короткая такая.

И действительно, культура позднего социализма, ее удивительный лиризм отражают это ощущение – вспышку угасающей на земле любви. К сожалению, ее хватило ненадолго: уже с конца 1980-х годов, с Перестройкой она погружается в социодарвинизм, в безобразие, ненависть и аморализм. Вспомним, что наши «гуманисты», в том числе и актеры, игравшие в «Иронии судьбы», в 1993 году подписали людоедское Письмо 42-х, одобрявшее расстрел Белого дома.

Что касается «Иронии судьбы», то этот фильм, являясь памятником эпохи позднего социализма со всем его величием и трагизмом, в то же время несет в себе отсвет угасающей на земле любви у людей, испытавших богооставленность. Мы, православные христиане, знаем цену этой вспышке и никогда не променяем на нее благодатные лучи вечного Солнца Правды – Христа, но в то же время не можем не отдать ей должного и справедливого.

Читайте также:  Неприятный запах из печи и камина: причины возникновения

§ 4. «С легким паром!»

§ 4. «С легким паром!»

«Баня — мать наша кости распаришь, все тело поправишь»

Знаете, как 250 лет назад Лжедмитрия уличили в том, что он не русский, а, стало быть, самозванец? Очень просто — он не ходил в баню Для русских это была первейшая примета «немца», «ляха», «латинянина», вообще иностранца, чужого человека Примета, увы, имеющая под собой основания.

Баня, унаследованная Европой от Древнего Рима, по крайней мере, дважды в ее истории умирала Первый раз баня исчезла в Европе между V и XII веком Так, крестоносцы, ворвавшиеся на Ближний Восток, поразили арабов своей дикостью и грязью Франки (крестоносцы) оценили по достоинству бани Востока и вернули в XIII веке этот институт в Европу. Однако уже во времена Реформации усилиями церковных и светских властей бани в Европе вновь были надолго искоренены как очаги разврата и заразы. Дело в том, что вместе с табаком и картофелем моряки Колумба привезли из Америки штамм сифилиса, против которого у европейцев не было иммунитета. Бани, как и традиция регулярно мыться, исчезли. Дамы при дворе Людовика — Солнце беспрерывно почесывались, и не только из-за насекомых. Поскольку они не всюду могли дотянуться, то были придуманы специальные блохоловки и длинные чесалки из слоновой кости, которые и сегодня можно увидеть в музеях. Кстати, духи — важное европейское изобретение — появились на свет как реакция на отсутствие бань.

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия — до половины. Историки утверждают, что великая чума, явившись из Китая и Индии, обошла всю Западную Европу до самых отдаленных мест и остановилась на границе Великого княжества Литовского, т. е. на границе распространения бань. Отголоски «черной смерти» проникли и в русские города, но размах бедствия был несопоставим с европейским и не нанес такого демографического урона, как в Европе.

В третий раз бани вернулись в Европу только в XIX веке. Говорят, что толчок к их возрождению дали те походные бани, с которыми русское войско дошло до Парижа в 1814 г. Однако это возрождение бань в Европе было не слишком быстрым. Скажем, в Берлине первая баня открылась в 1818 г., но только в 1889 г. было организовано «Немецкое общество народных бань» с девизом: «Каждому немцу баня — каждую неделю». К началу Первой мировой войны на всю Германию было только 224 бани.[12] Писатель Владимир Набоков вспоминает в своем мемуарном романе «Другие берега», что его спасением во время путешествий по Англии, Германии и Франции в 20–30-е годы XX века была резиновая походная ванна, которую он повсюду возил с собой. Ванные комнаты в Западной Европе — это в значительной мере достижение уже послевоенного времени.

А русская баня старше даже исторической памяти самих русских и никогда из нее не исчезала: сколько Русь помнит себя, столько она и помнит свою баню. А есть и более древние свидетельства. Например, Геродот (V век до Р.Х.) упоминает о жителях степей (Восточной Европы), которые парились в хижинах, поливая раскаленные камни водой. Предания, вошедшие в русские летописи, говорят о наличии бань у новгородцев во время легендарного путешествия апостола Андрея к славянам в I веке по Р.Х. Бани были известны и в Киевской Руси вплоть до ее гибели в XIII веке. В уставе великого киевского князя Владимира (966 г.) бани числились как «заведения для немогущих» (т. е. больных). По всей Руси, а затем и России, в селах и городах, на берегах рек, озер и ручьев строили бани. Интересно, что малороссы (современные украинцы) не знали бань: о них нет упоминания ни в их былинах, ни в песнях, ни в сказках…

Устройство русских бань уникально, разительно отличается и от римских терм и от турецких хаммамов. Они не похожи ни на азиатские, ни на европейские купальни.

Во-первых, их отличие в том, что русская баня всегда делалась только из дерева и была лишена роскоши. В римских термах были комнаты из мрамора, каждая с различной температурой. В русской же бане постепенность прогревания достигалась тем, что в одном помещении — парной — было устроено несколько полок на разной высоте: чем выше, тем жарче, тем сильнее пар.

Трудно сравнивать русскую баню и с финской электрической сауной: там пар более сухой, влажность воздуха только 10–30 % (что влечет за собой недостаток кислорода), тогда как в русской влажность воздуха составляет 45–55 %.

Римско-турецкие хаммамы (известны в Европе с 1856 г.) тоже состоят из нескольких помещений, где есть мраморное ложе («супа»), на котором банщик трет посетителя мочалкой с мылом и делает ему массаж жесткой рукавицей. И все-таки там нет такого оздоровительного эффекта, как в русской бане, хотя там и есть помещение, похожее на парную, где воздух может прогреваться до 70 градусов. Горячий воздух там поступает через отверстия в стенах и подводится к полу. Но в основных помещениях из белого мрамора температура не превышает 45 градусов. На русских такая низкая температура не производит сильного впечатления.

Японская банная процедура проста и недолга по времени. Она может происходить в сэнто (общественных банях) или фуро (традиционная семейная деревянная бочка), где вода в бочке или в бассейне на 8–10 человек нагревается до 45 градусов.

Итак, сравнение показывает, что русские бани уникальны. Раньше, до распространения ванных и душей, единственным средством омовения в России были бани. Их топили раз в неделю, и для всей семьи это был особенный день — почти праздничный, так его ждали. Даже сейчас, когда в каждой российской семье есть ванные и души, ритуал хождения в баню — особое удовольствие, сопровождаемое общением с друзьями и нередко — выпивкой. Бани и по сей день любят в России, да так сильно, что часто постройка «своей бани» является чуть ли не главной причиной строительства загородного дома, дачи, коттеджа. Баней «угощают» самых близких и дорогих друзей. Словом, если вы думаете, что в баню ходят только для того, чтобы соблюдать гигиену, то глубоко ошибаетесь.

Ходить в баню очень полезно и для здоровья, и для поднятия жизненного тонуса. Баня для русских — это хобби, увлечение, оздоровительное мероприятие. Традиция ходить в баню для них как своеобразный наркотик: навязчивое желание не дает покоя, и если вам вдруг по каким-то причинам долго не удается посетить баню, то возникает даже чувство некой неполноценности жизни. Для настоящих русских «мачо» баня — к тому же своеобразный символ свободы: от условностей (одежда), от социального статуса (голые люди все одинаковы — и работяги, и министры) и, что немаловажно, — от жен и подруг. Такая свобода скорее иллюзия, символ, который все-таки дорог мужскому сердцу.

Сейчас русская баня — это часто своего род клуб состоятельных «продвинутых» людей. Заметим, что, например, в Москве за годы перестройки закрылась почти половина бань (26 из 58), но оставшиеся — самые дорогие, с роскошной отделкой, с фонтанами и бассейнами, часто построенные еще на рубеже XIX–XX веков. Посещать их — дорогое удовольствие: самый дешевый билет стоит около $10, а с оплатой обязательного пива, чая и услуг массажиста эта цифра сильно увеличивается. Такое удовольствие доступно только состоятельным людям.

Вполне вероятно, что и вас, как будущего делового партнера, захотят «угостить» русской баней (даже если ее манерно называют иностранным словом «сауна»). И это приглашение нужно воспринимать как акт особого расположения к вам, как приглашение к неформальному дружескому общению, сближению, к уничтожению психологических барьеров и предубежденности. Поэтому лучше знать в деталях, что из себя представляют русские бани.

Обычная баня состоит как бы из трех помещений. Первое — это прихожая, раздевалка, которая в дорогих банях может иметь функцию клуба: с телевизором, пивным буфетом и другими атрибутами развлечения и отдыха. Рядом может находиться зал для гимнастики. Второе — мыльное отделение, где собственно моются с мылом и шампунем с помощью тазика, душа. Здесь же, в тепле, вы можете сделать себе массаж. Массажисты — это особые люди, их дело не столько массаж, сколько организация особой атмосферы, оказание личных услуг. Формально они могут быть непрофессионалами, поскольку для массажа в бане не нужна разрешительная документация, как в клинике. Третье помещение — собственно парилка, небольшой зал с полками, на которых вы можете расположиться: чем выше, тем пар горячее, а значит — здоровее, ибо «Пар костей не ломит», а только выгоняет болезни. Однако для парилки нужно иметь особую подготовку, чтобы напрасно не рисковать здоровьем. Здесь время от времени «делают пар» с помощью разных ароматических добавок: эвкалипта, липы и т. д.

Главное же в бане, кроме пара, конечно, — особый массаж с помощью веника, особого атрибута русской бани, который представляет из себя связки высушенных молодых березовых веток. Впрочем, веники могут быть и дубовые, липовые, из крапивы, хвойные… В любом случае перед употреблением веник должен полежать в горячей воде, размякнуть, и после этого без ущерба для вашего здоровья вас будут некоторым образом «бить» этим веником, а вернее — делать массаж. Со стороны это процедура выглядит жестоко: массируемый человек не в силах сдержать крики и стоны от движения горячего воздуха и ударов веником. Но по опыту известно, что именно эта процедура избавляет людей от многих недугов: ранней стадии простуды, ревматизма, люмбаго, усталости, пониженного давления и жизненного тонуса и др.

Естественно, что распаренный, раскаленный человек, выдержавший все муки парилки и битья веником, посчитает за счастье любую возможность как-то охладиться. Поэтому особое острое удовольствие он испытывает, если прыгнет в холодный бассейн, а лучше — в снег или в прорубь замерзшей реки рядом. Можно только отдаленно себе представить, какие острые ощущения испытывает человек при такой процедуре, и в какой степени они его закаляют, делают нечувствительным к холоду и простуде.

Если вас приглашают в баню, не стоит сразу от этого отказываться. Лучше преодолеть свои страхи и предубеждения и согласиться. Тем более что это может открыть для вас новый вид удовольствия, сделать вас здоровее. Есть и практический интерес: неформальное наведение мостов с будущими партнерами, дающее большую отдачу, чем несколько «русских обедов» с водкой.

А главное: разве можно понять русский характер, не побывав в русской бане?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

HoFFmaNN666 › Блог › “Ирония судьбы, или С лёгким паром!” — или почему я его ненавижу(с) — решил поделиться

Согласен с автором (моя точка зрения) абсолютно… Не понимал этого фильма и не интересен…

Читать или нет — выбор ваш!)))

Боюсь, что скоро меня арестуют за осквернение национальных святынь, но мне «Ирония судьбы» категорически не нравится. Не нравятся три женщины, отвоевывающие друг у друга тридцатишестилетнего переростка. Не нравится сам переросток, этот новогодний секс-символ страны с мятой физиономией. А больше всего не нравится, как истово мы любим всех этих героев, как верим, что это и есть настоящая рождественская история, в которой хорошие люди делают всех вокруг счастливыми и сами в итоге находят свое счастье.

В этом фильме есть все, из чего состоит «любовь по-русски»: и взрослый мужик, который, споткнувшись о собственные штаны на пути в сортир, зовет на помощь маму; и женщина, которой несколько лет пудрят мозги, а в новогоднюю ночь наконец бросают; и другая женщина, которая две серии подряд целуется с дышащим перегаром гражданином, а потом едет за ним в другой город, хотя никто ее не звал; и будущая свекровь, которая, глядя на все это безобразие, говорит, поджав губы: «Поживем – увидим». Наше, наше кино!

Истина в том, что так думать можно только с большого перепоя. Обильные новогодние возлияния привели к тому, что мы не просто уважаем всех этих Надь и Лукашиных – мы сделали их национальными героями. Мы считаем, что их отношения – это и есть романтика. Наши дети растут с убеждением, что по этому сценарию надо жить, встречаться и любить. А мы лишь улыбаемся и вздыхаем: «Ах, как мило», вместо того чтобы ужасаться: «Не приведи господь!» Мы делаем звук погромче, вместо того чтобы выключить Женю Лукашина.

Ведь что такое есть этот Лукашин? Вот какое объявление он мог бы дать сейчас на сайте знакомств? «Врач районной поликлиники, не амбициозный, зарплата скромная. Даже в Новый год практически не имею карманных денег. Подвержен влиянию – ради «общего» дела могу легко отказаться от принципов и, например, напиться в бане, если этого захотят друзья. Возраст – под сорок. Все еще живу с мамой в одной маленькой комнате. С другой женщиной существовать на общей территории не могу – меня раздражает, когда она ходит туда-сюда. Мама не раздражает, а сексуальная партнерша раздражает. Жениться поэтому, само собой, боюсь. В любой сложной ситуации прикидываюсь дурачком. Пока женщины из-за меня выясняют отношения, сижу в сторонке, пою «Если у вас нету тети» и гадаю: кому же в конце концов я достанусь? Нормально, открыто общаться могу, только когда «выпью, разбуянюсь, расхрабрюсь».

Надя Шевелева. Эта женщина настолько себя не любила, что довольствовалась странными, мучительными отношениями – встречалась с женатым мужчиной «два раза в неделю в течение десяти лет». Может ли самостоятельный человек позволить несчастному роману длиться так долго? Нет, на это способен лишь тот, кому нравится упиваться жалостью к себе. Собственно, Надя сама об этом и говорит: «Бывало, приду домой, сяду в кресло и давай себя жалеть». Удобная барышня. О чем думал ее хахаль – понятно. Кому ж не понравится красивая, честная, а главное – молчащая учительница русского и литературы без претензий? Гораздо интереснее было бы узнать, о чем думала в течение этих двух пятилеток жена хахаля. Наверняка по старой советской традиции с криком «Ах ты сучка крашеная!» бегала выдергивать Надюшины космы, и не раз. Мужик не вступался – «он и сейчас женат». Десять лет, вся молодость. Из года в год все выходные и праздники в одиночку. Если это не садо-мазо, то что?

Читайте также:  Рассказываем о том, как получить мягкий пар в бане

Отношения с женатиком прекратились из-за ультиматума супруги, других вариантов тут быть не может. Поплакала наша Надя, может, вены пару раз повскрывала и встретила наконец «серьезного, положительного, красивого» Ипполита, который подарил ей французские духи, собственную фотографию и предложил руку и сердце, а не один лишь секс по расписанию. Но выдержать такое счастье Надежда не смогла – бросила благородного Ипполита ради незнакомого «забулдыги». Во-первых, забулдыга – «Какая вы мегера!» – хамил. Во-вторых, был без пяти минут женат – при ней шептал в трубку своей невесте: «Я тебя люблю». В-третьих, жил в другом городе – значит, если что, встречи с ним опять бы не отличались частотой. В общем, для Нади он оказался неотразим. Видимо, только такие ее и возбуждают. Не может, не умеет, по какой-то причине не хочет Надя строить отношения со свободными мужчинами, которые испытывают к ней серьезные чувства.

И Надя, и Женя по-настоящему понимают только один вид любви – ребенка к родителю, ведь каждый из них много лет живет со своей мамой. Живет не с партнером, а с воспитателем. Неудивительно, они и брак заключить пытались с такими же воспитателями. Женя нашел властную Галю, которая при нем сама водружает на елку «макушечку». А Надя, потупив взор, слушает, как Ипполит ее отчитывает: «Ты безалаберная! Молчи! Ты непутевая!» И если бы Лукашин в самом начале фильма пошел в гости к Катанянам, то в финале мы бы имели две семьи, без всяких фокусов скроенных по схеме «инфантильный ребенок + мудрый родитель».

Вместо этого два ребенка ушли в отрыв. Они отправили своих мировых мам к соседям. Они убежали, скрылись от своих серьезных и правильных Ипполитов и Галь. Они заперлись в квартирке площадью 33 квадратных метра и устроили свой бесшабашный детский Новый год. Пели песенки под гитару, дрались, танцевали, жаловались на обидчиков, били тарелки, рвали чужие фотографии и плевались заливной рыбой. Играли в больших.

Вот именно поэтому мы с таким удовольствием и смотрим на них. Зритель-мужчина думает: «Даже если я буду бесхребетным, пьяным и безденежным Иванушкой-дурачком, для меня все равно найдется своя Барбара Брыльска». Женщина смотрит и верит: «Даже если я не научусь за многие годы строить партнерские отношения, рано или поздно мою наглухо запертую дверь все равно откроет своим ключом принц с московской пропиской». Мамы смотрят и улыбаются: «Побегает-побегает деточка и все равно вернется ко мне, как это всегда и было». Это наша русская сказка для взрослых, где каждый видит свой хеппи-энд.

Но утром придет похмелье. И мальчик с трудом вспомнит сумасшедшую ночь. Неловко помявшись на пороге, он попрощается и, так и не сказав: «Я хочу быть с тобой», уйдет домой. К себе. Он не умеет принимать решения, он живет по принципу «будь что будет, мне все равно». Девочка соберет игрушки, поплачет и, может быть, даже побежит вслед за мальчиком. Ей ведь в школу только через две недели.

Против течения: “Ирония судьбы”

Каждый год 31 декабря многие из нас… нет, не идут в баню, этот пережиток коллективного прошлого мы благополучно переварили и отринули… начинают обсуждать главный новогодний фильм последних сорока лет – «Иронию судьбы, или С легким паром!»

5. За традиции!

Кадр из фильма “Ирония судьбы, или с легким паром!”

Самый простой ответ на вопрос «Зачем каждый год показывают “Иронию судьбы”?» одновременно является и самым исчерпывающим. Это такая традиция, а с традициями спорить сложно. Вспомните, сколько глупых с точки зрения современного человека ритуалов мы совершаем в праздники и торжества: ставим дома дерево, красим на Пасху яйца, отмечаем Международный женский день, который прекрасную половину скорее унижает, чем радует. Мы смешиваем христианские традиции и языческие камлания, путаем обычаи советского прошлого и современный новодел, легко сочетаем бабушкины воспоминания и собственный опыт – и из этого круга традиций порой очень сложно вырваться. Но так ли плохо следование традициям? У нас ведь страна победившей стабильности – нам самой природой велено быть консервативными и не выпендриваться. Если застолье, то обязательно с оливье, если шампанское, то «Советское», если мандарины, то марокканские, если горошек, то болгарский, если шпроты, то балтийские, если телевизор, то «Ирония судьбы». Кстати, телевизионные ритуалы наиболее безумны. Что предлагает нам «ящик» в новогоднюю ночь? Поздравления президента? Но речь его никогда не бывает значимой, это просто набор дежурных фраз, не несущий ни отчетного, ни направляющего смысла, этакое «за все хорошее, против всего плохого». Фактически это завуалированный тост, просто в своей компании мы умещаем его в пару слов, а президента вынуждены выслушивать пять минут, как грузинского старейшину. Бьющие в полночь куранты для подавляющей части страны и вовсе фальшивка. Все, кто живет не в едином часовом поясе с Москвой, слушают бой часов в записи. Вроде бы и мелочь, но стоит задуматься, и абсурдность ее очевидна. Следующий за курантами танцевально-музыкальный вертеп не хочется и вспоминать – вот уж в чем давно нет никакого смысла, так это в выступлениях наших замшелых эстрадных звезд, от них мутит уже даже старшее поколение зрителей. На этом фоне фильм Рязанова смотрится глыбой здравого смысла, опорой, которая единственная честно отделяет один год от другого. Стоит выбить «Иронию судьбы» из новогодней пирамиды, и посыплется весь остальной мусор. Но стоит ли рушить праздничное равновесие?

4. За прошлое!

Кадр из фильма “Ирония судьбы, или с легким паром!”

Россия – страна ностальгическая. Перемены, выпавшие на долю нашей родины в последние тридцать лет, вольно или невольно заставляют несколько поколений людей, живших, выросших или даже родившихся в СССР, тосковать о былом спокойствии и не слишком радостной, но понятной предсказуемости каждого проживаемого дня. Отсюда вызревающий сегодня культ «СССР 2.0» – мол, вернем стране название, и невзгоды отступят сами собой. «Школоте не понять», но ведь в квартирах наших мам и бабушек со времен Жени Лукашина и Нади Шевелевой мало что изменилось. Хорошо, если дети купили родителям большой телевизор и микроволновку, но ведь полно квартир и домов со старинными телеками, румынскими стенками, заставленными хрусталем, пыльными диванами, над которыми висит цыганской расцветки ковер. Советский Союз распался, но советский человек живет – не в вашей квартире, но у ваших родителей, старших знакомых или даже у старушки с первого этажа, которая круглые сутки сидит на лавочке у подъезда. И на этой почве «Ирония судьбы» еще очень долго будет актуальна – многие все еще спят на тахте, купленной в 1970-х, и прикрываются «фамильной ширмой». Или, может быть, бритвы «Харьков» пропали? Ничуть, лежат на антресолях, ждут «коммунистического реванша»! В ностальгии нет ничего плохого, сложно запретить комфорт, который человек испытывает от погружения в воспоминания о своей юности. Возможно, не стоит ностальгию искусственно множить бесконечным повторением «парадов», «шествий» и «смотров-конкурсов», но и отказываться от своей истории не нужно, а «Ирония» – общее прошлое и тех, кому за 70, и тех, кому всего семь. За это общее прошлое не грех и выпить!

3. За настоящих героев!

Кадр из фильма “Ирония судьбы, или с легким паром!”

Самой массированной бомбардировке гневной критикой «Ирония судьбы» обычно подвергается за своих героев. Дескать, женщины в нем взбалмошны и легкомысленны, мужики пьющие и злющие – ни одного положительного персонажа: один напился и ворвался в чужой дом, вторая бросила потенциального жениха ради поющего про «отравленную тетю» пьянчужки. С этим сложно спорить, но только если подходить к персонажам «Иронии» самым поверхностным образом. Если же копнуть поглубже, то Женя и Надя действительно уникальные герои, но вовсе не потому, что пьют и гоняются за журавлем в небе. Со стороны Рязанова было определенной смелостью показать учительницу и врача простыми людьми с достаточно приземленными интересами, ведь обычно советский кинематограф людей труда, если уж профессии упоминались в рамках сюжета, старался воспевать – и учителя тогда были образцово-показательными, как в каком-нибудь «Доживем до понедельника», и врачи исключительно самоотверженно сражались за жизни больных при любых обстоятельствах даже в условных «Верных друзьях». В «Иронии судьбы» же, при всех отсылках к профессиональной деятельности, Лукашин и Шевелева прежде всего люди, ищущие счастья, удовольствий и простой житейской радости, выражающейся в наполнении новой квартиры разнообразной чепухой. Вот в чем их обаятельность. Не в умении пить, не в умении петь, не в остротах и не в диалогах, а в простоте и понятности – у людей Новый год совпал с новосельем, разве это не чудо? Легко говорить, что мы не такие, как Женя и Надя, мы бы никогда не напились до беспамятства и не стали бы петь про вагончики, но по большому счету ничего страшного и предосудительного в их действиях нет. Людей, живущих для собственного счастья, сегодня даже больше, чем в 1975-м, и они скорее герои нашего времени, а не советского.

2. За звезды!

Кадр из фильма “Ирония судьбы, или с легким паром!”

Что ни говорите, а актерский состав в фильмах Эльдара Рязанова всегда отличался какой-то особенной красотой, у него всегда играли лучшие из лучших, по ролям в именно рязановских картинах запоминали актеров, ленты этого режиссера были наиболее востребованы зрителями многих поколений. У поколения 90-х может возникнуть непонимание – ну как Андрея Мягкова можно считать симпатичным? Что за жуткие подружки у главной героини? Почему у Жени такая неприятная компания? Но это взгляд поклонников Джонни Деппа, Анджелины Джоли и Майкла Фассбендера, взгляд «блокбастерный» и «спецэффектный». Актерам же иного поколения не нужны были компьютерный грим и латексный костюм захвата движений – они играли без «костылей» и отлично соответствовали поставленным режиссером задачам. Известно, что на роль Лукашина Рязанов пробовал Андрея Миронова, но отказался от этой кандидатуры, посчитав, что в такого Женю зрителям поверить будет трудно, нужен был человек не самый симпатичный, чуть чудаковатый, простой и скромный. Непрост был и выбор актрисы на роль Нади – Рязанов искал незаезженное актерское лицо, необычный типаж, во внутреннюю красоту и глубину которого было бы легко поверить. И зрители поверили – польская гостья Барбара Брыльска очаровала советских зрителей. Элегантная и аристократичная, умная и красивая Надя действительно отразила на экране целый пласт советских женщин: достойных счастья, но неустроенных в жизни по той или иной причине. А Георгий Бурков, Александр Ширвиндт и Александр Белявский? Неужели вы и вправду полагаете, что Брэдли Купер, Зак Галифианакис и Эд Хелмс в «Мальчишнике в Вегасе» лучше сыграли незадачливых выпивох? А может, Кэтрин Хан и Кристин Белл из «Очень плохих мамочек» оказались лучше Валентины Талызиной и Лии Ахеджаковой? А статный красавец Юрий Яковлев? Можете ли вы найти аналог этому блистательному актеру в Голливуде или Европе? Нет такого, уникальный мужчина с бескрайним диапазоном талантов. «Ирония судьбы» блестяще сыграна самыми лучшими отечественными актерами, и это нужно просто принять как факт. И незамедлительно выпить!

1. За лирику!

И все же, при всех великолепных актерах, при новаторском подходе к персонажам, при жизненной правде картины, главное в «Иронии судьбы» – лирическое настроение. Эльдар Рязанов блестяще умел создавать настроение в своих картинах, но лирика «Иронии» – это что-то невообразимо прекрасное. Особенное настроение в фильме создают и мягкий, приглушенный, «комнатный» свет, и звуковая палитра, в которую то врываются звуки торжества, то все замирает, чтобы зритель мог расслышать шепот, и несколько удивительно уместных стихотворений, прочитанных или положенных на мелодию, и, пожалуй, самое главное, музыка Микаэла Таривердиева. Музыка, как это ни странно, в «Иронии» – основа основ. Вынесите ее за скобки, и фильм утратит львиную долю своего очарования. Таривердиев принес в фильм грусть и нежность, с его мелодиями герои стали ранимыми и душевными. Талант этого композитора широко известен, а его умение сделать музыку частью сюжета уникально – представьте себе «Семнадцать мгновений весны» без музыки Таривердиева? Не можете? То-то же, это вам не черно-белый кадр раскрасить. И «Ирония судьбы» – это фильм не только Рязанова и Брагинского, но и Таривердиева. Лирический настрой картины – это именно то, что делает «Иронию» даже не долгоиграющей, а бессмертной. Времена меняются, вырастает поколение циников и скептиков, но лирическое теплое настроение всегда будет востребовано и уместно, особенно в такие праздничные дни, когда светлая грусть об уходящем периоде жизни встречается с радужными надеждами на счастливое будущее. «Ирония судьбы» – это тот самый двенадцатый удар курантов, с которого начинается новый период в жизни, волшебный взрыв хлопушки, выстрел пробки шампанского, переход из прошлого в будущее. Если ваше настроение бывает таким «переходным», то «Ирония судьбы» покажется вам вполне уместной не только 31 декабря, но и в мае или августе. А если вы прожженный реалист, то медицина здесь бессильна. Вас даже в баню не возьмут! Лучше выпейте за лирику, и хорошее настроение не покинет больше вас!

Добавить комментарий