Почему баня на Руси прослыла «нечистой»: основные причины

Почему в бане на Руси нельзя было париться одному

С глубокой древности народы, проживавшие на севере России, воспринимали баню не только как место для проведения гигиенических процедур, но и как пограничную зону, на пороге которой отворяются ворота в мир мертвых.

Из свидетельств арабского пилигрима X века Ибн Фадлана очевидно, что славяне-язычники и финно-угорские народы придерживались похоронного ритуала, венцом которого было сожжение тела умершего. По их верованиям, огонь представлял собой окно в мир мертвых, где обитали души предков, покинувших реальный мир. Подобная практика существовала до XII века и была привычной вплоть до времен правления Владимира Мономаха, а затем уступила место христианскому обряду, когда тело усопшего предавали земле.

Изменив ритуал, древние люди не поменяли свое сознание, поскольку перенесли все сверхъестественные свойства погребального костра на огонек, теплившийся в каменке бани. Превратив парилку в святилище предков, они воспринимали ее как портал между явью и навью, где встречались жизнью со смертью. Неслучайно именно в бане протекал процесс рождения детей и проводилась процедура последнего омовения покойника.

В большинстве карельских былин зафиксировано, что баня этим этносом воспринималась двояко. С одной стороны, мыльня представляла собой некий семейно-родовой храм, в котором жили духи-хозяева и первопредки, а с другой — опасное для живого человека место, где обитает нечистая сила.

Именно поэтому посещение бани в старину было строго регламентировано бесчисленными запретительными суевериями, оставшимися в народной памяти в виде устойчивых выражений, например: «Если долго сидеть в бане — то увидишь черта» или «Кто ходит в баню в одиночку — тот колдун».

Считая, что в бане открываются ворота между мирами, северные народы нередко практиковали страшный, с христианской точки зрения, ритуал умерщвления стариков, инвалидов и неизлечимо больных, который проводился только зимой. Для его исполнения умирающего человека переносили в холодную нетопленную баню, у которой разбирали крышу, потому что считалось, что душа так быстрее достигнет неба.

Совершив поминальное омовение, родные покидали мыльню, а спустя пару дней возвращались, чтобы закопать окоченевший труп в земляной пол бани, поскольку в суровых условиях севера рыть яму на открытом месте было весьма проблематично.

Однако куда чаще при раскопках, проводимых археологами на месте старинных бань, обнаруживаются детские скелеты. Объясняется этот факт тем, что в старину мыльня была местом, где бабки-повитухи принимали роды. При нормальном течении процесса малыша после первого купания отправляли домой, а если в результате осложнений ребенок умирал, могилой ему служила земля под полом бани.

Фольклорист Валерий Зиновьев отмечал, что в таких случаях роженица покидала баню с поленом, обряженным как дитя, а в деревне все считали, что банник подменил ребенка, забрав его в потусторонний мир, где он воспитывался и рос в семье своих духов — предков. Причем существовало поверье, что в один прекрасный день он может покинуть мир мертвых и вернуться к живым родителям, которые на протяжении всей жизни молились, чтобы свершилось чудо возрождения.

Порой о подмене малыша говорили и в том случае, когда он, запаренный теплом, не проявлял прежней активности. Чтобы избежать отрицательных последствий, мамашам в бане рекомендовалось чаще прикасаться к детям, дабы отвести от них злых духов.

Андрей Дачник в своей книге «Баня. Очерки этнографии и медицины» предполагает, что поверья об обитающей в бане нечистой силе не лишены основания. Однако объясняет он их не сверхъестественными эзотерическими явлениями, а способом топки бани, влиявшим на состав ее атмосферы.

Практиковавшийся на Руси розжиг баньки по-черному с переменным режимом прогрева предполагал протопку, нагрев каменки, воды и камней, а затем проветривание помещения, плотное закрытие дверей, окон и дымницы, а также непременное удаление из печи золы и углей. Но на холодном севере к теплу относились весьма бережно, поэтому редко кто выбрасывал отдававшие жар продукты горения и качественно проветривал внутреннее пространство. В результате воздух в бане представлял собой высоковлажную атмосферу с пониженным содержанием кислорода и повышенной примесью угарного газа. Вдохнув такое газовое ассорти, пожилые люди, а также те, кто страдал сердечно-сосудистыми заболеваниям, в лучшем случае испытывали недомогание, а в худшем становились жертвами внезапной смерти. Не жаловавшиеся на здоровье посетители бани из-за кислородного голодания мозга, усиленного тепловым стрессом, впадали в состояние психомоторного возбуждения, сопровождавшегося различными галлюцинациями. Именно поэтому злоупотреблявшие водными процедурами северные парильщики могли видеть в бане разнородную нечисть от черных кошек, змей и собак до поросших шерстью банников, обдерих и чертей. Все видения и несчастные случаи в бане люди связывали с происками злых потусторонних сил, а никак не с попустительским отношением к технике безопасности и охране здоровья.

И только знахари и шаманы понимали истинную причину возникновения фантомных образов и использовали это знание в своих целях. Сжигая в каменке одурманивающую белену, натирая людей мухоморовым маслом и одурманивая их галлюциногенными травами, они намеренно «погружали» сознание купальщиков в пограничное состояние, где теряется линия между миром живых и мертвых.

Почему на Руси осина ассоциировалась с нечистой силой

Среди деревьев, представленных в славянской мифологии, осина всегда занимала одно из центральных мест. С одной стороны наши предки связывали это растение с нечистой силой, а с другой делали из него обереги и применяли для лечения болезней.

Проклятое дерево

Корни страха возникающего у наших предков при соприкосновении с осиной необходимо искать в библейских историях. Дело в том, что именно из осины был сделан крест, на котором распяли Иисуса Христа. Впоследствии Богородица так сильно рассердилась на это дерево, что прокляла его. По преданию, в качестве наказания она наделила осину «вечным страхом». Считается, что именно по этой причине ее листья постоянно дрожат на ветру, подобно человеку, которого обуял жуткий страх. Тем не менее, в традициях дохристианской Руси, осина также считалась деревом «неблагонадежным». По народным поверьям ведьмы варили колдовские зелья на костре, разожженном исключительно из осиновых поленьев. В свою очередь оборотню чтобы превратится из человека в волка, нужно было несколько раз перекувырнуться через осиновый пень. У Восточных славян существовало устойчивое поверье: там, где растет осина, день и ночь вьются черти. Не удивительно, что славяне старались не использовать осину в своих хозяйственных нуждах. Из нее не строили домов, не топили печь, и даже присесть отдохнуть под кроной этого дерева всегда считалось большим грехом.

Магические обряды

Чаще всего осина фигурирует в народных традициях славян в качестве подручного средства для проведения магических обрядов. Согласно народному преданию, для того, чтоб стать невидимым колдуну необходимо было несколько раз перепрыгнуть через пять вбитых в землю осиновых кольев. Чтобы сбить человека с пути, злоумышленнику необходимо было бросить перед ним осиновую ветку. Считается, что даже лешего славянские колдуны вызывали стоя на ветках высохшей осины. Впрочем, было бы несправедливо утверждать, что осина использовалась исключительно в темных целях. До наших дней сохранилось немало преданий, согласно которым осину можно было использовать на благо людям. В западных областях России осину использовали для того, чтобы наказать вора. Для этого ствол дерева расщепляли пополам и вкладывали туда вещь, до которой дотрагивался побывавший в доме грабитель. Считалось, что злоумышленника тут же начнет бить лихорадка, и он вернет украденное сам. С помощью специального ритуала с использованием этого дерева можно было опознать ведьму. Осиновый кол вбивали в землю, строгали с него щепки, которые тут же бросали в огонь. Славяне верили, что деревенская ведьма тут же явится и попросит не жечь ее. Если в деревне умирал человек, считавшийся колдуном, то его тело сжигали на костре из осиновых веток, чтобы он после смерти не преследовал селян. Ну и самым распространенным поверьем было вбить в грудь умершему колдуну, вампиру или самоубийце осиновый кол. Считалось, что дерево, на котором был распят Иисус Христос, не даст мертвецу подняться из могилы.

Обереги

Наряду с магическими ритуалами наши предки активно использовали осину и в качестве сильного оберега. Заговоры от укуса змеи, обычно, читали над осиновой корой, которую затем прикладывали к ране. Для защиты посевов от порчи колдуна, по краям поля втыкали осиновые колья. В том случае если от сглаза хотели защитить скотину, корове на рога привязывали осиновую бересту. Чтобы купленная лошадь долго служила своему хозяину, ее заставляли перешагнуть через осиновое полено, положенное в воротах дома. Самое интересное, что, несмотря на то, что дома на Руси никогда не строили из осины, в фундамент строения всегда втыкали осиновые колья. Считалось, что в этом случае дом будет надежно защищен от любой беды и простоит века. При зубной боли, к больному зубу прикладывали сучок осины. В некоторых деревнях осина и вовсе считалась средством от любой болезни. Захворавшего человека, приводили в лес и сажали на осиновый пень. Считалось, что болезнь уйдет в пень и никогда не вернется к человеку.

Истоки и уникальные традиции русской бани

Баня стала символом России, по которому ее узнают во всем мире. Еще столетия назад необычный ритуал омовений в русской бане вызывал удивление у тех немногих иностранцев, которые уезжали так далеко от своих семей. Хлестание банными вениками и купание в проруби поражало их воображение. Эти традиционные процедуры многими из иноземцев по незнанию воспринимались в качестве религиозного самобичевания. С другой стороны, у русских людей, изредка попадавших во времена Средневековья в европейские государства, удивление вызывало то, что местный люд вовсе практически не мылся. В древности среди европейских народов бытовало такое заблуждение: мытье вредит здоровью. И почти все люди мылись всего пару раз в жизни: после рождения и перед венчанием.

А тем временем на Руси люди любили париться в бане и купаться, делая это с завидной регулярностью. Причем отдых в русской парной воспринимался как раньше, так и в наши дни не только в качестве очищения тела, но и духа. Немаловажную роль в разные века баня играла роль средства лечения многих недугов. Прошли столетия, и медики признают пользу банных процедур как вспомогательного средства при целом ряде заболеваний. Узнаем подробнее, откуда же происходит русская традиция париться в бане и какие обычаи с этим связаны.

Зарождение русской бани

До сегодняшних дней не сохранилось точной информации относительно времени появления традиции париться в бане на Руси. Первые письменные упоминания об этом относятся к Х веку нашей эры, когда летописец Нестор в своем знаменитом труде «Повесть временных лет» рассказал о парной. В летописях он указывает: уже в первом веке нашей эры люди на Руси хорошо знали, что такое баня. В частности, он упоминает о визите святого апостола Андрея с проповедями в Новгород. И там его поразили парившиеся в бане русские люди, ставшие от пара красными, словно сварившиеся раки.

У историков нет единого мнения о том, является ли баня исконно нашим изобретением или славяне переняли традицию париться у северных племен либо скифов. Но многие ученые считают, что всё же баня была явлением, придуманным на русской земле. В период с X по XII столетия во многих летописях так или иначе упоминаются бани. Интересно, что в старинных записях парная имела различные названия:

Первые три слова, согласно словарю В. И. Даля – это производные от слова «мыть». Следующие, по разным источникам, означают отделение в бане и ступеньку или полок. Получается, ключевое значение этих названий связано с процессом мытья тела, что доказывает большое внимание русских людей к личной гигиене. Известно, что частные бани имелись едва ли не в каждом доме в деревнях. Как правило, топили их один раз в неделю, чтобы помыться всей семьей. Традиционно банным днем считалась суббота, хотя в некоторых регионах это был четверг.

Читайте также:  Уникальный двухконтурный солнечный тепловой насос: что это такое?

Уже в середине XVII столетия государство начало регулировать вопросы, связанные с русской баней. Например, в 1649 году был издан официальный указ, касавшийся норм ее строительства. В нем речь шла о том, что иметь подобное сооружение могли все люди, у которых для этого было достаточно земли. При этом возводить бани допускалось лишь на огородах и подальше от жилых помещений. Это связано с высоким риском пожаров в те времена. Нередки были случаи, когда из-за ошибок в растапливании печки в бане деревянная постройка вспыхивала. Если ее строили рядом с домами, это могло грозить масштабным пожаром, который распространился бы на всю деревню.

Банные процедуры не мыслились русскими людьми без использования специального мыла, которое готовили в домашних условиях. Его варили из льняного растительного масла и животного сала: говяжьего, свиного или бараньего. А для царских особ и высокопоставленных лиц с 1630 года Аптекарский приказ (официальный орган, в ведении которого были все больницы и частные аптекари) разработал специальный мыльный состав для лечения различных болезней.

В деревнях вместо мыла в бане часто использовали щелок, добытый из древесной золы. Причем с ним купали даже новорожденных младенцев. Для малышей использовали щелок, полученный из золы соломы, так как считали, что он нежнее древесного очищает кожу. Немного этого щелока разводили в теплой воде и в ней купали младенца. Малышей к бане приучали очень рано. Их легонько парили березовыми вениками. А чтобы не причинить вред ребенку, до банных процедур его кожу обильно смазывали дрожжами, затем заворачивали дитя в пеленку.

Традиция париться в общих банях

В прошлых столетиях иностранцы были немало удивлены бытовавшей на Руси практикой людей обоих полов париться в общих банях. Правда, это встречалось не повсеместно и с оговорками. Если говорить о деревенских русских банях, то они предназначались для посещения одной семьи. В них парились люди обоих полов, но только ближайшие родственники, а чужих людей вместе с собой купаться не пускали. По традиции, первыми в бане парились мужчины и детвора, а после всех наступал черед мыться женщинам.

А вот в крупных городах, где проживала знать, предпочтение отдавалось крупным общественным баням, где и правда русские люди парились все одновременно без различий полов и возрастов. Подобные общественные заведения представляли собой одноэтажные здания, возведенные неподалеку от рек. После того как хорошо распарились в бане, многие люди предпочитали охлаждаться в водоеме.

Внутренняя планировка общественных русских бань была довольно простая. В них было всего три типа помещений:

Взошедшая на русский престол императрица Екатерина Вторая, имевшая немецкое происхождение, посчитала недопустимым (как и многие ее соотечественники) одновременное мытье и женщин, и мужчин. Поэтому в 1743 году своим высочайшим указом она повелела разделить бани на женские и мужские помещения. Правда, как и многие официальные решения на Руси, этот указ долгое время существовал исключительно на бумаге, а люди продолжали пользоваться банями в общем порядке. Разделение на разнополые половины произошло лишь тогда, когда были массово построены новые здания парных, в которых изначально было предусмотрены разделенные помещения.

Ближе к XIX столетию банное дело все больше расцветало в Российской империи, и в крупных городах повсеместно начали открываться пафосные бани. Их отличала богатая обстановка, дорогие буфеты с изысканными яствами и качественная обслуга. Вход в подобные элитные заведения был дорогим, а значит, еще на пороге была возможность отсеивать неподобающую публику, что так нравилось высокородным господам.

Самыми известными и блистающими роскошью являлись Сандуновские бани в Москве, которые в народе прозвали просто Сандуны.

Интерьеры и архитектура этого здания настолько великолепны, что в 1992 году Сандуновские бани были официально объявлены памятником архитектуры. С тех пор они находятся под охраной государства. А это значит, что никакой собственник не сможет поменять их архитектурный облик. Отдыхать в роскошной обстановке этого заведения, открытого в 1808 году, любили не только все русские дворяне того времени, но и многие иностранцы, которые начали ценить баню.

Ключевые отличительные черты русской бани

Главные особенности во многом связаны с ее устройством. В традиционном варианте она делится на несколько основных помещений: моечную комнату, парилку с печкой-каменкой и предбанник. В некоторых случаях парилка совмещена с моечной комнатой. В предбаннике человек может отдохнуть между заходами в парилку, раздеться там, хранить емкости с водой, а также проводить там сеансы массажа. В моечной комнате, как понятно из названия, тело обмывается перед первым заходом в парную, а также в промежутках между новыми заходами в самое жаркое помещение русской бани. Входная дверь в парилку необычной конструкции: она низкая, небольшая и с высоким порогом. Это делается для того, чтобы не выпускать из парной горячий воздух и пар.

Внутри парной комнаты царит относительно средняя температура воздуха со средним уровнем влажности, что стимулирует быстрое образование горячего и очень влажного воздуха. Средние показатели температуры в традиционной бане варьируются в диапазоне от 50 до 90 градусов. Влажность составляет от 20 до 65 процентов. Именно этим русские банные традиции кардинально отличаются от подобных ритуалов в странах Европы и Азии.

Больше нигде в мире нет бань с одновременно высокими температурами, влажностью и густым горячим паром.

Но из-за этих экстремальных условий к времяпрепровождению в бане есть строгие требования. Находиться в парной нельзя более двадцати минут закаленному человеку, а новичку нужно сократить период пребывания в парилке до пяти-десяти минут. Для сравнения, в римских термах или турецком хамаме, которым свойственны невысокие температуры и довольно низкая влажность, человеку можно быть столько, сколько он хочет.

Еще одна традиция, разительно отличающая русскую баню от других подобных, это использование в парной веников, связанных из веток кустов и деревьев с добавлением целебных трав. Справедливости ради нужно отметить, что веники активно используют в саунах жители Финляндии, хотя в наших краях носить веник в финскую баню не принято. Но финны преимущественно используют для массажей лишь березовый веник, в то время как в русской традиции банным веникам уделяется особое внимание, а их ассортимент поражает разнообразием.

Наиболее распространенными являются веники, связанные из березовых, липовых и дубовых веток.

  1. Березовые вязанки славятся противовоспалительным эффектом и ранозаживляющим воздействием на тело.
  2. Дубовый веник при использовании в бане выделяет особые масла. Проникая в организм через раскрытые поры кожи, они очищают его.
  3. А липовый веник оказывает успокаивающее влияние на центральную нервную систему и помогает в лечении бронхов, почек и печени.

С помощью банного веника в парной можно сделать самомассаж, после которого кожа на теле становится шелковистой на ощупь и более упругой на вид. При правильном массаже веником человека можно избавить от болей в сустав и помочь в лечении радикулита.

Польза русской бани для здоровья

В парной, к примеру, нейтрализуется сдавливающее действие перегрузок на нервные корешки, которые выходят из позвоночного канала. Благодаря этому снимается боль, что облегчает состояние людей, страдающих болезнями опорно-двигательного аппарата. И всё же перед первым походом в парную рекомендуется на этот счет проконсультироваться у врача.

Регулярное посещение русской бани поможет человеку избавиться от многих заболеваний.

Воздействие

Недуги
Например, если правильно чередовать в бане пребывание в парилке с охлаждением в бассейне или под прохладным душем, то мужчины могут избежать такой неприятности, как раннее развитие половой дисфункции.В этом случае хорошо делать массажи тазовой области с помощью веников из крапивы. Но его необходимо грамотно запарить, чтобы не причинить себе вред, поэтому рекомендуется заручиться помощью опытного банщика.
Если у человека начальная стадия вегетососудистой дистонии, нормализовать его здоровье и нейтрализовать перепады артериального давления помогут походы в русскую баню.Еженедельные походы в парную повышают тонус кровеносных сосудов. Тренировка их происходит за счет того же чередования высоких и низких температур.
Хорошо снимать физическое и психологическое напряжение в бане после тяжелого физического труда.При неправильном распределении сил у людей часто происходит так называемый «срыв спины» и ущемление нервных корешков, появляются грыжи. Посещение русской бани поможет устранить проблему гипертонизированной мышечной ткани.
Поможет баня и после спортивных нагрузок.Здоровым людям, активно занимающимся спортом, также рекомендуется регулярное посещение русской бани. В парилке перенапряженные мышцы скорее расслабятся. С обильным потоотделением из них выходит молочная кислота − главная причина болей в мышцах после активных физических упражнений.

Для женщин большое значение имеет позитивное влияние русской бани на их внешность. В первую очередь, благотворное воздействие она оказывает на кожный покров. Это связано с тем, что под воздействием высокой температуры и влажности в парилке к коже приливает больше крови. В работу включаются даже самые маленькие капиллярчики, которые в нормальном состоянии практически не задействуются. Таким образом, каждая клеточка кожи получает питательные вещества и обогащается кислородом. Разогреваясь, активно и широко раскрываются поры на кожном покрове. Вместе с обильным потоотделением через них из организма выводятся токсины, вредные вещества и жировые пробки, забившие поры. Во время массажа веником происходит естественное избавление кожи от ороговевших частичек, которые также забивали поры и портили внешний вид тела. Избавившись от мертвых клеточек, кожа начинает буквально дышать.

При регулярном повторении банных процедур не менее одного раза в неделю, женщина уже через месяц буквально не узнает свое тело. Кожа становится гладкой и упругой, а с лица исчезают прыщи, угри и другие кожные неприятности.

«Черная» баня и русская печка

Первые заведения топились так называемым методом «по-черному», поскольку они не оборудовались дымоходами. При этом подходе печка натапливалась в парилке и густой дым заполнял все ее пространство, тем самым прогревая комнату. Плюс этого метода заключался в том, что дым покрывал черной копотью все поверхности помещения бани, тем самым обеззараживая их. Но в этом заключался и его минус, так как после того, как баня хорошенько натопится, из нее выпускали дым через открытые двери, и людям нужно было очистить лавки от копоти, чтобы лежать на них.

Тем не менее, несмотря на кажущуюся грязь вокруг, в древности в бане принимали роды и лечили больных людей, ведь копоть обеззараживала пространство. И на тот момент сложно было найти в деревнях более стерильные помещения. Позже к печкам начали приделывать дымоходы, и тогда народ уже начал топить бани по-белому. Этот метод, по сути, повсеместно используется до сих пор, так как сидеть в парной в копоти никому не хочется.

Был еще очень интересный способ париться в деревнях. Для этого люди использовали традиционные русские печи, которые могли одновременно выполнять несколько функций:

  • с их помощью люди готовили пищу;
  • прогревали зимой избы;
  • спали на них сверху;
  • мылись в них.

Последняя функция особенно любопытная. Для банных процедур подходили печи с большими проемами, в которые мог пролезть человек. Размеры этих проемов были высотой в полметра, а глубина печи должна была быть не менее полутора метров, чтобы в ней можно было париться. В банный день после приготовления ужина хозяйки вытаскивали из еще теплой печи золу, вымывали печку изнутри, чтобы убрать копоть, настилали внутрь солому. Туда же ставили кадушку, наполненную горячей водой. Человек раздевался и влезал внутрь печи и начинал сбрызгивать ее стенки водой, чтобы образовывался пар. Так некоторые и парились.

Читайте также:  Дверки для каминов и печей: секреты и советы по выбору

Но в целом народ старался строить русские бани, чтобы иметь возможность нормально очистить свое тело. Их делали из гладко обтесанных бревен, тщательно подогнанных друг к другу. Чтобы сквозь щели не выходил жар, их законопачивали с помощью глины и даже мха. Традиционно баню натапливали несколько часов, а потому начинали этим заниматься заблаговременно.

Внутрь парной заносили сено и душистые травы, устилали ими пол и полки в бане. Эти подстилки выполняли сразу две функции.

  1. Оказывали массажное воздействие на тела парившихся людей.
  2. Под воздействие жара испаряли целебные фитонциды (это биоактивные вещества, которые нейтрализуют и подавляют развитие болезнетворных бактерий).

Долго для парной готовили банные веники.

Ветки срезали с различных кустов и деревьев, а в банный день вымачивали их в настоях из целебных трав или на квасе. Специально для бани хозяйки готовили особые сорта кваса, в которые в качестве ингредиентов добавляли различные травы, свежие ягоды и мед. А чтобы эффективнее очищать тело, вместо мыла часто использовались особые составы из замоченной золы или массы, приготовленной на основе меда и муки.

Потусторонние обитатели бани и старинные обычаи

Несмотря на то, что в русскую баню приходили за тем, чтобы очистить свои тело и успокоиться душевно, в древности это место считалось местом обитания нечистой силы. Не зря ведь даже в наши дни назойливого человека нередко раздраженно отправляют в баню. Древние славяне были уверены в том, что там живет близкий родственник домового, которого называли банником. Более того, жил он там не один, а со своим семейством.

Банника старались задабривать всеми средствами, как только могли. Сразу после возведения здания бани под порог закапывали тушку курицы черного цвета − это было своеобразное ритуальное подношение баннику. Затем, в период активного пользования парной, хозяин, который натапливал помещение бани, всегда при входе спрашивал позволения у духа на то, чтобы помыться. С собой он брал что-то из снеди в качестве дара. Уходя из парной, люди обязательно благодарили банника за хороший пар. Примечательно, что все предметы, которыми люди пользовались в бане, будь-то кадушка для воды или кружка для кваса, нельзя было заносить в жилой дом.

Не ослабли эти традиции даже с принятием русскими людьми христианства. Так, в бане не только было запрещено развешивать на стены иконы, даже в предбаннике, но и нельзя было заходить туда с нательным крестом. Впрочем, тому есть и вполне рациональное объяснение: в жаркой парной металлический крестик мог запросто обжечь своего хозяина. Потому и в наши дни важно не забывать снимать с себя все украшения при желании попариться.

Возникновение бани в незапамятные времена и тот факт, что она пользуется большим уважением в наши дни, свидетельствует о давней традиции русских людей следить за личной гигиеной. Многие из ритуалов и древних обычаев сейчас вызывают улыбку. Но ключевые особенности русской парной благополучно дожили до современности, что лишний раз доказывает их эффективность.

Отменить ответ

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Как мылись древние славяне?

Древние славяне имели множество интересных традиций, которые связанные с купанием. Они отстраивали бани и парилки, в которых очищали не только тело, но и душу. Древние славяне считали, что вода имеет самые лучшие свойства и каждый человек в своей жизни связывал важные события с баней.

Многие историки утверждают, что сплетни о грязи вони на Руси совершенно ложные, ведь русский народ еженедельно по субботам парился в банях. Давайте попробуем порассуждать над тем — были ли русские “грязнулями” или все же это клевета “немытой” Европы?

“Немытая” Европа считает нас варварами?

Многие историки, прежде чем описывать древнюю Русь, тщательно изучали все документы и свидетельства про гигиену и красоту. Многие западные страны считают, что древние русичи были варварами, немытыми и грязными, но это далеко не так. Западные люди тщательно списывают все “беды” на русских людей, при этом даже не изучая историю и факты.

Одно из самых первых упоминаний о том, что русские действительно купались было найдено в записях у Геродота. Еще в 5 веке до нашей эры он писал, что славянские люди странно моются — они льют воду на горячие камни и сидят в своих хижинах.

Иностранные туристы, которые приезжали еще в 5 — 8 веках всегда отмечали аккуратность и чистоплотность русского народа. Они удивлялись тому, что русские были единственным народом, который мылся под струей воды. Им нравилось то, что дома русских стояли не рядом друг с другом и была прекрасная возможность тщательно проветривать их. Также их привлекало, что русская общинность помогает жить в чистоте, ведь никогда никто не мог выплеснуть ведро помоев, как в Европе, на улицу, показывая свое личное пространство и плевок на соседей.

Всем известно, что Европа не мылась просто веками и об этом свидетельствует княгиня Анна, дочь Ярослава Мудрого, которые выдал ее замуж за Генриха Первого. Она была удивлена, что ее муж совершенно не умеет читать и писать. Анна была возмущена тем, что в этой грязной деревне даже негде умыться и ухаживать за собой.

Далеко не секрет, что духи были продуманы чтобы не пахнуть приятно, а попросту не вонять.

Чистота — заповедь Перуна?

Многие русичи утверждали, что именно Бог Перун приказал народу омывать свои грехи и очищать себя по струями воды. Для людей это было не просто купание, а самое настоящее очищение. Помогающее омыть не только свое тело, но и душу от грязи.

Русичи считали, что Перун дал заповеди, когда прилетал 25 тысяч лет назад на землю. Именно поэтому русским как будто генетически заложена любовь к чистоте, аккуратности и чистоплотию. Согласитесь, ведь как только вы потрудитесь или пройдетесь по жаре хочется поскорее помыться, чтобы чувствовать себя свежо и бодро. Даже детям мы до сих пор прививаем привычку мыть руки после улицы.

Как мылись русичи?

Древние славяне всегда очень трепетно относились к чистоте и опрятности. Русским были известны секреты по уходу за кожей, волосами, лицом и руками. Можно сказать, что славяне изобретали разные крема и маски из молочных продуктов, которые очень хорошо питают кожу. Волосы они питали яичными желтками, а смывали это все отваром из трав. Для отваров они использовали самые разные травы — мелиссу, липу, мяту и прочее. Кажется, что именно их опрятности наши нынешние девушки обладают столь красивыми и крепкими шевелюрами.

Разные ягоды и растения использовались для создания косметики. Они помогали делать румяну, помаду, тени, а для создания черных стрелок применяли сажу. Для того, чтобы быть белокожими, они натирали свое тело мукой и мелом.

В бани же использовали разные средства по уходу за кожей. Люди делали друг другу массаж из репейного масла, ударяли пучками из березы и дуба. В некоторых банях даже были специальные работники, которые вырывали волосы и делали это безболезненно. Баня была обязательно каждую неделю и русичи считали, что баня — первое дело в субботу.

А как вы думаете, почему Европа говорит столько клеветы в сторону древних славян, называя их грязнулями?

Приметы про баню

Издревле люди верили в приметы про баню и старались соблюдать определенные правила.

После 12 ночи в баню ходить нельзя

Баня на Руси была особенным местом.Считалось,что баня-это нечистое место во всех отношениях: в ней живет нечистая сила,в ней люди смывают все свои грехи и грязь.Поэтому с ней связано очень много поверий и примет про баню.

Приметы при строительстве бани

При строительстве бани в старину следовали определенным обячаям,чтобы задобрить злого духа,который обитают в бане:

      • под порогом нужно было закопать черную курицу
      • при первой топке печи-каменки бросить туда щепотку соли
      • после первой парной баннику надо обязательно оставить хлеб с солью,чтобы в дальнейшем с ним жить в мире

На месте сгоревшей бани нельзя ничего строить

Раз баня сгорела,значит так захотела нечистая сила.Нельзя строить на этом месте ни новую баню,ни тем более дом. Обязательно будет новый пожар,не дай боже,с человеческими жертвами. Только в крайних случаях,когда была безвыходная ситуация,не было другого места или еще по какой причине,принималось решение построить баню заново.Тогда обязательно проводился обряд очищения места от нечистой силы,устанавливалась защита от огня.

Баня должна строиться на задворках,подальше от дома

Возможно люди боялись нечистой силы,потому что заходили мыться в баню без нательного крестика,беззащитными.

К тому же,баня -место смывания грязи,грехов,болезней,где «нечистые»женщины рожали детей, поэтому она должна быть изолирована от жилья.

Раньше люди ложились спать с заходом солнца.Так было положено,потому что в темное время суток начиналась жизнь других существ. И чтобы с ними не пересекаться,выбегая ночью по нужде,бани строились на задворках.

Баня смывает все грехи и болезни

На Руси считалось,что баня смывает не только грязь,но и все грехи. Поэтому люди ходили туда регулярно. Не мыться в бане было грехом.

Считалось,что и болезни возникают от грехов.У человека болит то,чем он грешит. Например,горло болит от богохульства и сквернословия. А проблемы с желудком от чревоугодия.

Церковь считала очень сильным грехом гордость,потому что от нее происходят высокомерие, презрение других, высокое мнение о себе, крайний эгоизм. Гордость ведет прямо к болезни. Об этом говорил преподобный Нил Синайский (15 век):

«Гордость есть опухоль души, наполненная испорченной кровью, если созреет, прорвется и причинит большую неприятность».

Чтобы вылечить болезнь человека сначала обязательно вели его в баню. Баня смывает грязь,грехи и дает силу для выздоровления.

Там же и заговаривали от болезней,например таким заговором на горящие угли:

«Батюшка ты, Царь-Огонь, всем ты царям царь, всем ты огням огонь. Будь Ты кроток, будь ты милостив! Как ты жарок-пылок, обжигаешь, палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья… Тако же я молюся и корюся тебе-ка, батюшко, Царь-Огонь, — жги и спали с раба божия (Имя) вся- ки скорби и болезни, страхи и переполохи…»

Женщина не должна мыться первой в бане

Церковь считает женщину не чистой. Даже при крещении очередь выстраивают так: сначала мужчины,потом дети,а женщины креститься должны только в последнюю очередь.

Точно также и в бане: сначала парятся и моются мужчины,потом дети,а потом женщины.Только так и никак иначе.

Возможно причина возникновения такого правила идет из Св. Евангелия от Марка, глава 5, 25-34:

«Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, —услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

Типа,если женщина вымоется в бане первой,то все ее грехи(болезни) могут перейти на тех,кто будет в бане после нее.

Читайте также:  Электрический котел отопления своими руками - видео инструкция

После 12 ночи в баню ходить нельзя

В бане хозяин банник.А ночью к нему в гости приходит всякая нечисть,поэтому и нельзя. Если бы к вам не званные гости пришли после полуночи ,вы были бы рады? Так и банник считает,что не званных гостей нужно учить уму разуму,вот и «шуткует».А его друзья ему в этом помогают. В зависимости от их настроения «шутки» могут закончиться очень плохо для человека.

Во всяком случае,на Руси придерживались этого правила. Исключением были гадания,которые как раз нужно было проводить именно ночью,потому что в гаданиях должен был участвовать банник и другие темные силы. Это и доказывает,что любые гадания-это от нечистого.

Баня и Новый Год

Это не Эльдар Рязанов придумал в фильме «С легким паром»,что нужно 31 декабря идти в баню,а -это старинная примета про баню: человек должен войти в новый год не только чистым телом,но и очиститься в бане от болезней(грехов).

Перед походом в баню нужно прибраться в доме,очистить его от старой энергетики,накопленной за год,освободить пространство для новой положительной энергии дома и человека. Обновленный человек из бани должен придти в чистый дом,в чистой одежде,чтобы новый год начался для него положительной,чистой энергетикой для дальнейшего успеха в жизни и обретения крепкого здоровья.
Хотя в наше время многие считают все поверья и приметы про баню предрассудками,но все же они имеют место и сейчас.

P.S.Ответ на вопрос по эрудиции,заданный в статье «Интерьер в бане»:

Пьеса называлась «Ирония судьбы». А фраза была с такими словами:»Вы что, ребята, в баню никогда не ходите и пива не пьете?».

Как вести себя в бане — приметы

Любителям париться в бане приметы подготовили немало сюрпризов. Это волшебное, сильное место — в банях издавна читались заговоры и вершилось колдовство. Какие правила там нужно соблюдать?

Суеверия про банника

Банник, как и домовой — добрый дух. Но происходит он от нечистой силы, что сказывается на характере. Выглядит как старик с огромными когтями и банными листьями вместо одежды. Иногда описывали его как обнаженного мужчину с густыми волосами на теле.

Хозяина бани задабривали, чтобы не пакостил. Он может спрятать вещи, плюнуть кипятком или холодной водой. Обмороки, угары и пожары считали делом рук банного. Впрочем, сам он редко наказывает нерадивых хозяев. Чаще это делают друзья и родственники банного — кикиморы, черти и заложные покойники.

Без спросу в баню не ходят. Перед тем, как войти, надо постучать и спросить разрешения:

Банник-банник, в дом к тебе прошусь, от зла защищусь. Твои правила знаю, их заклинаю! Гостя прими по чину да по совести. Нашли не беды, а благости! Ключ, замок!

Банный дух придерживается старых устоев и первыми должны париться мужчины. Если первой зайдет женщина, сущность нашлет болезни и прочие неприятности. По другим суевериям, пострадают идущие после нее. Женщину когда-то считали нечистым существом, и нечисть, смываемая с нее, остается в бане.

Не плюют в помещении, особенно на камни — это оскорбляет сущность. В ответ можно получить плевок кипятком. В бане не кричат, не ссорятся и не сквернословят, это проявления неуважения.

Подобно домовому, банник следит за порядком в доверенном ему помещении. Беспорядок будет строго наказываться. Вместо угощений для духа в угол кладут новый кусок мыла раз в месяц. После каждого использования бани оставляют в тазу воду и веник. Подношение в виде сахара поправит здоровье. Перед растопкой его оставляют в углу, после мытья убирают за порог. Через сутки сахар можно унести под любое дерево.

Время для посещения парной

С полуночи до рассвета баня полностью принадлежит баннику и прочим сущностям, которых он приглашает в гости. Мыться ночью опасно, нельзя ночевать в бане. Нечистая сила любит это помещение из-за отсутствия икон.

По примете про волосы — не мыть голову в понедельник, чтобы не облысеть. Она берет корни из банных поверий, где понедельник — день банника, когда не парятся, чтобы не расстаться с косой. Во вторник, четверг и субботу дух особо рьяно присматривает за нечистой силой, поэтому эти дни считаются лучшими для похода в баню.

Не парятся в православные праздники. Во-первых, долгое время церковь запрещала это. В праздник нельзя работать, а для того, чтобы помыться, нужно было принести воду из колодца, наколоть двор, развести печь. Во-вторых, в святой день нечисть прячется в помещение без икон, дабы избежать божьего гнева. Баня на Новый год — старинная традиция, нужно быть чистыми душой и телом.

Пропаривать баню больше трех раз подряд нельзя, иначе банник задушит. Первыми идут мужчины, вторыми — женщины, затем купают детей. Он парится четвертым и после себя никого не пускает. Поэтому после трех посещений в баню не заходят, чтобы не стать жертвой разгневанной сущности. В некоторых регионах не ходят в третий пар. Третьим парится банный, а дети моются вместе со взрослыми. Нарушившего правило он окатит кипятком или задушит.

Оккультное значение бани

На Руси она всегда имела особое значение. Самые сильные заговоры, читаемые здесь, относились и к черной, и к белой магии. В бане можно приворожить или испортить, снять порчу, поставить мощную защиту от чужого колдовства. Все заговоры, которые читаются на воду для мытья или умывания, срабатывают быстрее и эффективнее. Как сказано выше, в бане собираются темные силы, приглашенные их обитателем, который и сам родом из тонкого мира. Если снять нательный крест и наступить на него правой ногой, можно увидеть черта.

Необязательно колдовать, чтобы почувствовать на себе силу бани. Просите воду своими словами очистить от негатива. Можно наговаривать «Отче наш» и другие молитвы на нее или травы, соль для купания. Это место очищения физического и духовного. Прыжки в снег или прорубь не только усиливают иммунитет, но и снимают грехи. Несмотря на это, ходить в храм после мытья в старину запрещали, чтобы не принести в святое место чертей, бывающих в гостях у банника.

Баня — место с сильной энергетикой, исполняющее желания. Заходить туда нужно с чистыми намерениями, в хорошем настроении. Перешагните порог и забудьте обо всех огорчениях. Желание смыть негатив естественно, но концентрация на проблемах и трудностях недопустима, иначе получите их еще больше.

Пар убирает любой негатив. Если имеется возможность, перед снятием порчи или другой негативной программы, попарьтесь от души, работа пойдет легче. После очищения вытираются новым носовым платком, потом сжигают его.

В парной можно не только смыть негатив, но и зарядиться жизненной энергией. В старину говорили, что человек, которому даже пар сил не прибавляет, не жилец. Перед важными событиями обязательно парились — перед свадьбой , например. Роженицу вели в баню после появления младенца на свет, чтобы быстрее восстановить здоровье. В ряде регионов рожали прямо там, чтобы мать и ребенок были сильны духом и телом.

Поверья о мыле

Больной и здоровый не должны пользоваться одним мылом, чтобы болезнь не перешла. Особенно, если это малознакомый человек. Читая заговор про себя, можно переложить хворь на мыло.

Нельзя пользоваться обмылками. Вместо хорошего самочувствия получите испорченное настроение. Если банник будет в недобром расположении духа, можно и заболеть. Сейчас обмылки выбрасывают, в старину их закапывали в землю, чтобы не достались колдунам. На мыло, которым пользовался конкретный человек, можно навести приворот или порчу. Изготовленный из обмылков кусок годится разве что для подарка недругу.

Мыло сломалось на две части — к разлуке с любимым. Упало на пол с полки или из рук — к неприятностям, краху планов и ссорам. Девушки гадают на мыле. Измыливается ровно — муж будет богатым. С одной стороны кусок стал меньше, семейная жизнь пройдет в нужде.

Приметы про банный веник

Вязать банные веники лучше всего в полнолуние, когда энергия ночного светила находится на пике. Такие веники будут прибавлять здоровье и улучшать настроение. На Ореховый Спас делают их из орешника, на Ивана Купала принято заготавливать их на весь год.

Самый распространенный материал — береза и дуб. Берут обычно ветки с разных деревьев — чем больше веток взять у одного, тем ему больнее. Обязательно просят прощения у растения за причиненную боль.

Для веника нельзя брать ветки горевшего дерева, тем более, если в него попадала молния. В последнем случае на них сидел черт — так говорят суеверия о Рябиновой ночи. Деревья, у которых два ствола растут из одного корня, тоже не подходят. Веник должен быть крепким. Рассыпется — жди неудачи. Впрочем, возможно, банник так играет. Купание лучше прекратить, игры нечистой силы иногда заходят слишком далеко.

Свадебные приметы советуют молодым сходить в баню перед брачной церемонией. Но мало кто знает, что веники жениха и невесты должны быть особенными — собранными из веток семи ив. Тогда их жизнь будет долгой и счастливой, а союз — наполненным любовью и лишенным измен и ссор.

Нельзя пользоваться чужим веником, возьмете на себя чужие грехи и проблемы. Особенно остерегались предки брать тот, которым пользовалась «нечистая» женщина. Старый веник сжигают. Сейчас не считается дурной приметой выбросить его, но следует помнить: после снятия порчи или сглаза в бане веник нужно предать огню.

Суеверия о расположении бани

На месте старой бани не строят дом. Это нечистая территория — гости банного духа помнят ее расположение и могут вернуться в любой момент. Да и сам он не уходит с насиженного места, ждет, когда ему снова дадут возможность насладиться горячим паром. На месте сгоревшей бани не строят ничего, даже сарай или новую баню.

Бани строят подальше от дома, на задворках. Это место смывания грехов и болезней и обитания нечистой силы. Под порогом полагается закопать черную курицу, в фундамент — монеты. Это дар банному духу.

В новой бане первым делом нужно оставить новый кусок мыла для банника, а уже потом топить ее. Через месяц, как описано выше, этот кусок меняют на свежий. Никто не должен им пользоваться. Перед тем, как топить, бросают в топку соль. После первого мытья в новой бане для банника нужно оставить угощение — хлеб с солью.

Баня — сакральное место силы, в старину имеющееся при каждом доме. В ней смывают грехи, остерегаясь при этом проделок банника и нечистой силы. Чтобы уберечься от последней, следует соблюдать старинные приметы и не ссориться с банным духом.

Добавить комментарий