Печь с чешуйчатыми изразцами: преимущества и недостатки

Русские печи — история и современность

Русская печь — явление уникальное и самодостаточное. Печь в русском доме всегда являлась «вещью в себе» — все начиналось и заканчивалось на ней, она была альфой и омегой любого дома, с ней было связано множество поверий и легенд. Русская печь была даже героем народного фольклора. «В одной старинной загадке-притче говорится: «В теплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в царстве том стужа, змий раскручинится, и начнет у него изо рта пламень огненный исходити и из ушей кудряв дым метатися, а из очей искры сыплются». Не трудно догадаться, что в этой загадке, изобилующей метафорическими образами, речь идет о русской печи, которая сравнивается в ней с каменной пещерой. Теплое царство — это крестьянская изба, в которой стоит русская печь» — так пишет о русской печи Федотов Геннадий Яковлевич — человек, посвятивший свою жизнь изучению русских ремесел и написавший о печах множество книг.

Русские поговорки и пословицы полны упоминаниями печи, да в каком контексте: «Танцевать от печки», «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил», «Добра та речь, что в избе есть печь», «в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «без печки холодно, без хлеба голодно». Печь не только отапливала, на ней готовили, в ней мылись, на ней лечились и любили — она была центром дома и его хранителем. Это, впрочем, неудивительно, поскольку климат России никогда не отличался мягкостью и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи поклонялись и придавали ей сакральный смысл, как проводнику огня — главного языческого божества русичей. Нередко ее очеловечивали, наделяя способностью разговаривать, как например в народной сказке «гуси-Лебеди» и в более поздние времена, в частности, во вполне современном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве». О духовой печи в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».

Устройство русской печи предполагало не только очаг для приготовления пищи, но и лежанку, чтобы спать в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была в первую очередь частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались, в основном, для приготовления пищи. А вот, русская печь была «много в одном»: плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи — домового. Неполные аналоги русской печи есть только в Скандинавии, где климат сходен с российским, поэтому и традиционный уклад был похож.

С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора. Камни были настолько хорошо подобраны, что герметично примыкали друг к другу. Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища: горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.

Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали изготавливаться из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь».

И коль скоро русичи в печи вкладывали сакральный смысл, то и украшениям для них придавалось большое значение. Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении.

Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов и в конце-концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.
XVII век стал пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века».

Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов. Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена.

Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку города горели и пожары наносили большой ущерб. Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».

К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции систем печного отопления были Николай Александрович Львов со своей работой «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев со своей работой «Теоретические основы печного искусства», в которой он опубликовал методику расчета размеров дымоходов и сечений газовых каналов. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топливники и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе по печному отоплению изложил теорию расчета отопительных печей.

Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей. Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу. Как бы то ни было, печи-голландки получили большое распространение в городах во многом, благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, соединенные между собой сложной системой теплотрасс, они стали прекрасным источником отопления довольно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском Дворце. О печах Большого Екатерининского дворца стоит рассказать отдельно, поскольку, как и московские изразцовые печи конца XVII века, они символизируют собой целую эпоху.

Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям витали в воздухе всегда. Этой идее отвечал Санкт-Петербург, который, кроме «окна в Европу», стал первым полностью спланированным «европейским» городом России. Многочисленные дворцы, возведенные Петром и его потомками в Санкт-Петербурге превзошли своим блеском европейские, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа не уступают знаменитому французскому Версалю по своей красоте.

Основной расцвет искусств, вызванный роскошью господствующего тогда класса дворян, пришелся на правление Елизаветы Петровны. Этот период русского искусства даже получил свое название — Елизаветинское барокко. Главным представителем направления стал архитектор Ф. Б. Растрелли, по имени которого иногда называют и сам елизаветинский стиль — растреллиевское барокко.

Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего ему петровского барокко, учитывал достижения русского искусства, сохранив в своих силуэтах традиции православной храмовой архитектуры. Царскосельские и петергофские постройки Растрелли стали закономерным результатом того, что происходило здесь до него. Его творчество полностью подчинялось вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.
Эпоха Елизаветы стала исключительно цельным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли мастерства высочайшей степени и были применены в множестве построенных и реконструированных дворцов.

«Елизавета Петровна обновила все постройки и довела дворец до такой степени совершенства, что он смело мог соперничать, в особенности своими фонтанами, с Версалью и Марли».

Большой интерес представляют изразцовые печи XVIII века, коих немало в Екатерининском дворце. К моменту возведения этих печей, в России уже давно работали кирпичные заводы, производящие «кафли». В месте расположения заводов в Стрельне были залежи хорошей глины. К 1722 году в печах Стрельны обжигалось до 3,5 млн. кирпичей в год. На стрельнинском Гончарном дворе изготавливали посуду, утварь и изразцы, политые белой эмалью и расписанные синими красками. Сюжеты были все те же, голландские — мельницы, корабли, пейзажи, каналы и другие. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландских изразцах.

В голландском стиле выполнены изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе — сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки. В этом ключе выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.

На контрасте с перечисленными помещениями выполнена Белая столовая — в ней полная монохромность и матовые текстуры. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Ю. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Помещение решено в строгих канонах классицизма и в его интерьерах имеются изящные круглые изразцовые печи, российского производства, облицованные белыми поливными изразцами с рельефными панно «Музыка» и «Живопись».

Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны, дворцы Царского села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовавших в их восстановлении.

Секрет изготовления изразцов с подглазурной живописью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его возрождать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого и были успешно реализованы работы по изготовлению изразцов. Гессеном была решена проблема полного восстановления изразцовых плиток в интерьерах Летнего дворца Петра Первого, в Монплезире и в Марли в Петергофе.

Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX — начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять. Фактически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление. Чаще в доме устанавливают камин — для сибаритской медитации на огонь и как, своего рода, признак достатка. Тем не менее, спрос на печи есть и он достаточно устойчив. Часто заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее более низкой стоимостью, но и определенным вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.

Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только последние 10-12 лет. На рынке не так много компаний, способных изготовить изразцовую облицовку для печи. К тому же, у современных заказчиков практически отсутствует потребность в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из них. Поэтому сейчас скорее речь идет об изготовлении архитектурной керамики и изразцовой плитки. Хотя иногда появляются заказы на настоящие изразцы с румпой.

Современные российские предприятия по изготовлению изразцов относятся к нескольким типам — мастерские с определенным ассортиментом форм и проектов, которые подгоняются под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальные облицовки по эскизам заказчика или создающие новые эскизы; художественные мастерские, изготавливающие авторские работы; и керамисты-частники.

В любой из перечисленных мастерских заказчик получает объект с высокой степенью уникальности, поскольку полностью идентичных изразцов не бывает и даже в рамках одного комплекта каждый изразец будет отличаться от другого. Разница между мастерскими не слишком существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а это, в первую очередь, вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае, на рынке сейчас можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских.

Одна из самых крупных в России, компания «Паллада» из Санкт-Петербурга основана художниками-реставраторами Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компания имеет в своей базе огромное количество восстановленных антикварных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи — изразцовое богатство Северо-запада».

Читайте также:  Неприятный запах из печи и камина: причины возникновения

Московская компания, созданная на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря и также имеющая большое количество восстановленных при реставрациях исторических форм изразцов — это «Керамическая мастерская Сергея Лебедева». Очень интересны работы компании «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это довольно крупное предприятие, специализирующееся, как ясно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.

Мастерские меньшего размера, но столь же отменного качества изготовления архитектурной керамики и изразцов, образованные художниками-керамистами это, например, «Студия архитектурной керамики Юрия Осинина» в Санкт-Петербурге, в которой создаются работы с необычайно точным рельефом, тонкой живописью и изумительными по своей красоте глазурными покрытиями.

Компания «АртБазл» — мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одно предприятие из Санкт-Петербурга, принадлежащее художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необыкновенно красивы.

Сказочно хороши работы семейной мастерской «Лев и Сирин» из Звенигорода, образованной потомственными керамистами Куприяновыми. Это — полностью авторская керамика, имеющая собственное лицо, стиль и характер.

Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако, работы упомянутых производств и художников притягивают к себе, волнуют душу и радуют глаз, что позволяет ставить их в один ряд с лучшими произведениями крупных мастеров прошлого.

Изразцовая печь: основы монтажа изразцовой плитки

Традиционной формой отделки печи в настоящее время является кирпич. Однако, у кирпича имеется один недостаток: кирпич подойдет не под каждый интерьер. Существует еще один способ украсить печь, добавив ей не только декоративных качеств, но и практичности и функциональности: отделка печи изразцовой плиткой. Если вы – творческая личность, вам не составит труда сделать изразцовую плитку своими руками. В остальных случаях у хозяина дома всегда есть возможность приобрести готовые изразцы, останется только выполнить монтаж изразцовой плитки.

Что такое изразцы

Изразцовая печь – это старинный способ отделки печи, не теряющий своей актуальности в наше время. Изразцы – это глиняная плитка, которая используется для отделки отопительного прибора. Разница между изразцами и традиционной керамической плиткой в толщине и конструкции. Задняя сторона изразцов напоминает короб, монтаж изразцовой плитки производят на специальные вмонтированные штыри. Благодаря своей форме, изразцовая плитка качественнее сохраняет тепло отопительного прибора: даже не следующие сутки полностью прогретая печь без дополнительного подогрева остается теплой. Существует несколько видов изразцовой плитки:

  1. плоские изразцы, монтируются на ровную поверхность;
  2. карнизные изразцы, занимают место перед карнизом или выступом;
  3. цокольные изразцы, устанавливаются первым рядом между полом и плоскими изразцами;
  4. угловые изразцы, монтируются на углы;
  5. фасонные изразцы, декорируют выпуклые части печи или отопительного прибора.

Преимущества изразцовой печи

Несмотря на не самую демократичную цену, изразцовые печи пользуются популярностью даже в наше время. Чтобы понять причины, необходимо ознакомиться с преимуществами изразцовой плитки.

  • Внешний вид печи. Преимущество изразцовой печи в ее высоких декоративных свойствах. Такая печь, благодаря дороговизне убранства, и широкому выбору дизайна плитки, впишется в любой интерьер, начиная от классической стилистики и до современной.
  • Теплоемкость и теплоотдача изразцовой плитки. Изразцовая печь быстро прогревается и длительное время остается нагретой. Достигается это благодаря прослойке воздуха меду изразцами и стенкой печи, он нагревается и сохраняет тепло. Таким образом, уровень КПД изразцовой печи возрастает, поскольку усилий потрачено столько же, а результат дольше и эффективнее.
  • Гигиеничность изразцовой плитки. В отличие от кирпича, внешняя поверхность изразцов не пористая и матовая, а глянцевая, напоминающая керамическую плитку. Благодаря этому, уход за изразцовой плиткой простой и быстрый, достаточно протереть печь тряпкой. Плитка не накапливает гарь, запахи и копоть.

Монтаж изразцовой плитки

Отделка печи изразцами – работа непростая, я бы даже сказала – весьма трудоемкая и нетрадиционная. К процессу укладки изразцовой плитки необходимо привыкнуть, понять суть процесса. Если знаний или уверенности в себе не хватает, обратитесь к бригаде специалистов. Они выполнят работу четко и правильно, материал будет использован целиком и риск поломки в процессе работы сведется к минимуму. Если же вы решили провести монтаж изразцовой плитки своими руками, перед началом работы обратите внимание на следующие моменты:

  • Перед началом работы тщательно подготовьте поверхность печи. Удалите остатки раствора, швы заглубите на 1 см для улучшения адгезии, покройте печь металлической сеткой, она выполнит роль армирования.
  • Специалисты рекомендуют изразцовую плитку замачивать перед использованием на одни сутки. Такой секрет помогает увеличить огнеупорные качества материала.
  • Помните, что при использовании клеевого состава на основании цемента, изразцовую печь разрешено топить только дровами. Уголь и другие виды топлива могут привести к разрушению клеевого состава.
  • Укладку изразцовой плитки начинайте от угла. Следите за ровностью ряда при помощи правила или строительного уровня. Воспользуйтесь установленными натянутыми маячками, чтобы ускорить работу.
  • Внимательно осматривайте изразцы перед монтажом, исключайте изразцы с дефектами из лицевой кладки. Но не выкидывайте их, они пригодятся для отделки дальних углов, возле стены, не в поле зрения людей.
  • При необходимости поделить изразец на несколько частей, перед распилом делайте насечку на лицевой стороне. Если этого не сделать, гладкий лицевой слой может лопнуть и срез получится незапланированным и неровным.

Отделка печи изразцами – недешевое удовольствие. Но не стоит забывать о длительном сроке службы материала, а также о сохранении тепла продолжительное время после тушения огня. Изразцовая печь – это не только красиво, но еще и практично и экономично.

Изразцовая печь: традиция, не теряющая актуальности!

Экология потребления.Усадьба: Кафельные печи аккумулируют тепло – накапливает и постепенно отдает его в помещение в виде так называемого «Лучистого тепла”, благотворно влияющее на организм человека. Печной изразец изготавливают из натуральных материалов, что гарантирует его экологическую безопасность.

Традиция, не теряющая актуальности и сегодня, это изразцовая или кафельная печь в доме. Все видели такие печи и камины в старых домах своих бабушек и помнят, сколько тепла, уюта и спокойствия дарит их огонь в суровые зимние вечера. Кафельные печи чаще делают прямоугольной формы и декорируют кафелем с изысканным рисунком.

Кафельные печи строят с использованием чугунных или стальных топок, работающих на твердом топливе (дровах), хотя этот тип достаточно просто можно переоборудовать для отопления на газу. Кафельные печи могут также быть частью центрального отопления дома. Современные печи и камины отличаются тем, что в них изразцами покрывается лишь каркас из металла .

Чем хороши кафельные печи?

Камины, отделанные кафелем, имеют хороший коэффициент энергосбережения и не требуют частой топки. Сам кафель благодаря своей структуре участвует в процессе отопления, аккумулируя, медленно и равномерно отдавая тепло. Огнеупорный кирпич печи накапливает теплоту и передает ее кафелю, а он, в свою очередь, нагревает воздух в комнате. Важнейшим преимуществом, которым обладают кафельные печи, является теплоотдача, продолжающаяся целый день. При этом каждый их квадратный метр отдает тепла на 0,25-0,3 кВт больше, чем какой-либо другой тип отопительных приборов. Вес печей небольшой, благодаря чему не понадобится сооружения для них отдельного фундамента.

Правильно сложенные печи из кафеля всегда служат многим поколениям жильцов дома, не требуя особого ухода.

Весь уход за изразцовыми печами состоит только в протирании пыли.

Поскольку кафель с древних времен и по сей день является продуктом исключительно ручной работы, изразцовые печи и камины считаются эксклюзивным центральным элементом интерьера дома. Широкий выбор типов, размеров, цветов и узоров позволит реализовать даже самые замысловатые дизайнерские идеи.

Кстати, ученые опытно-исследовательского института, находящегося в Австрии, доказали, что тепло, которое отдают кафельные печи, для человека является наиболее комфортным в сравнении с другими типами отопления. Пульс вблизи их ниже, чем возле других отопительных приборов, благодаря чему человек быстрее восстанавливает силы и отходит от повседневного стресса.

Особенности изготовления и свойства изразцов

Изразцовая плитка изначально была создана для облицовки печей и являлась традиционным отделочным материалом в Киевской Руси. Изразцовые плитки изготавливают из специальных сортов глины и обжигают. От других видов керамических облицовочных материалов они отличаются формой. Полая часть изразца для лучшего сбережения тепла заполняется кирпичом, камнем или гранитом и глиняным раствором. Этот прием существенно повышает его энергосберегающие характеристики, а изразцовые камины и печи являются экологически чистыми и полезными для здоровья человека.

Благодаря технологии укладки изразец является наиболее надежным материалом из всех, которыми облицовывают печки и камины.

С тыльной стороны изразцов есть специальный квадратный выступ — румпа, в которой сделаны отверстия для проволоки. Соединение плиток между собой и с кирпичной кладкой производят, заводя проволоку в швы. Для большей надежности используют еще и крабли — П-образные скобы, которыми стягивают румпы.

Коэффициент термического расширения кафеля и кирпича почти одинаков, ведь оба материала сделаны из одного сырья — глины. Кроме того, при кладке в качестве связывающего звена используется глиняный раствор. При нагреве все части в печах расширяются практически одновременно, а крепление из проволоки и скоб надежно связывает кафель.

Сегодня изразцы — это не только глянцевая плитка с цветочным или геометрическим узором. Производители предлагают кафельную плитку разнообразных форм, размеров, стилей и видов покрытия. Некоторыми даже специально разработано покрытие, имитирующее эффект старения, матовую поверхность и т.д. Изразцы, которыми облицовывают камины, можно также сделать на заказ. При этом они идеально впишутся в интерьер дома.

Каждая серия изразцов представлена рядовой плиткой размерами 220×220 мм, половинками 110×220 мм и угловыми элементами. К ним выпускаются элементы карнизов — рядовые и угловые, а также полочные угловые плитки — 90 мм и 135 мм, рядовые полочные (столы). Любые другие элементы могут быть изготовлены под заказ.

Секреты кладки кафельных каминов и печей

В отличие от обычной печки, особенностью процесса кладки кафельной является установка в первую очередь самих изразцов, только потом — крепление к ним кирпичного корпуса.

Кафельные печи возводят в несколько этапов, одновременно облицовывая их изразцами. Поэтому такая кладка является достаточно сложной и трудоемкой, доверить ее можно только хорошим специалистам.

В отличие от других материалов, отделка кафелем выполняется параллельно с кладкой. Она достаточно сложна и трудоемка. Поэтому доверять такую работу надо только мастерам, владеющим всеми секретами этого старинного искусства.

Изразцы, которыми облицовывают печи и камины, являются нестандартными штучными изделиями. Поэтому первым этапом работ всегда является их сортировка по цвету и выбраковка плиток с дефектами глазури или трещинами. В идеале выбраковку необходимо сделать еще перед покупкой, но если есть уже приобретенный кафель, то более темными плитками выкладывают нижние ряды, а теми, на которых есть маленькие дефекты, малозаметные места.

Вторым этапом является подгонка по размеру изразцов путем их обработки болгаркой и шлифовки бортиков. Сначала обрабатывают первый образец, который в последующем используют как эталон, подгоняя под него остальные. При подгонке сначала аккуратно подрезают заднюю кромку, а потом — глазурованную переднюю, чтобы при укладке глазурь соседних изразцов не соприкасалась. Перед кладкой для лучшего сцепления с раствором их замачивают в воде.

Если печка кладется одновременно с монтажом изразцов, используют шамотно-глиняный раствор. Если же кафельными плитками облицовывается готовая печка, то лучше использовать специальный клей Profix.

Начинают возведение печей и каминов с укладки изразцов. Затем к их первому ряду прикрепляют кирпичи. Для того чтобы проверить размещение изразцов по вертикали и горизонтали, специалисты рекомендуют вначале уложить стенку из кафеля без раствора. После проверки ее можно разобрать и начинать укладку на раствор с углов. Порядок облицовки кафелем одновременно с кирпичной кладкой показан на фото: 1 — кладка из кирпичей; 2 — кафель; 3 — румпа; 4 — штыри; 5 — скобы; 6 — вязка рядов проволокой; 7 — петли крепления.

Румпу наполовину заполняют камнями, галькой или гранитом и глиняным раствором. Раствор наносят на уровне с бортами и прижимают к кафелю кирпич. Кафель скрепляют проволокой, когда кирпичная кладка дойдет до высоты его ряда. Проволоку проводят через загнутые части костылей крепления. Затем проволоку выводят в кладку. В вертикальных рядах плитки устанавливают вплотную и скрепляют с помощью стальных скоб. Чтобы при усадке кирпичной основы кафель оседал вместе с ней, толщина швов между горизонтальными рядами плиток должна быть не меньше 3 мм.

По завершении кладки швы на печах прочищают шилом и смывают с изразцов остатки раствора. Швы заполняют гипсовым тестом. Сохнет изразцовая печь после кладки 2-3 недели. Только после этого ее можно начинать топить.

Подведение итогов

На сегодняшний день изразцовые печи и камины стали синонимом хорошего вкуса хозяев дома. Кафельная печь в доме — для тех, кто перерос товары массового спроса и предпочитает изысканность и практичность классики.

Читайте также:  Какая температура в квартире в разных странах мира зимой?

Благодаря большой аккумулирующей тепло керамической массе искусно сложенная изразцовая печь дает возможность наслаждаться уютным мягким теплом достаточно длительное время. С такой печкой никогда не придется возвращаться с работы в холодный дом. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Изразцовая печь: характеристики, преимущества, назначение

Богатый декор, изысканные украшения и аксессуары – всё это является неотъемлемыми атрибутами любого дворца, замка, резиденции, ресторана, отеля, однако такое выгодное решение может использоваться и для частных коттеджей, дачных домов. Выражается оно в использовании тематических аксессуаров, например для печей – это могут быть изразцы.

Оглавление

Изразцовые печи имеют привлекательный внешний вид, такие изделия всегда остаются актуальными, они дополняют собой как современные, так и классические интерьеры в Русских избах, деревнях. Способ закрепления простой, он выражен в наличии специальной румпы, которая позволяет производить надёжную, герметичную, прочную фиксацию к поверхности кирпичной печи.

Представление, история и разновидности изразцов

Изразцовые печи и камины выглядят очень стильно, привлекательно и гармонично, они закрепляются как с помощью специальной румпы, так и за счёт нанесения на них, поверхность кирпичного агрегата специального кладочного глиняного огнеупорного раствора. В некоторых случаях, дополнительно выполняется металлическая стяжка, если вес облицовки очень большой, также в результате выполнения облицовочных работ, между материалами и каркасом печи остаются пустоты, которые необходимо заполнить щебёнкой или мягким минеральным наполнителем.

Таким образом, вся накопленная и вырабатывающаяся печкой тепловая энергия будет более эффективно сохраняться, распределяться по дому, возрастает не только аккумуляция, теплоотдача, но и КПД отопительного агрегата. Наполнитель даёт твёрдотопливному камину возможность, не терять порядка 0,2-0,7 кВт мощности, в зависимости от габаритов помещения, площади всего дома, утеплителя и других особенностей.

Изразцовая плитка для печей может применяться в различных условиях, при этом такое изделие определяется исходя из своей классификации, разновидности, подробней с устройством вы можете ознакомиться далее:

  • Фасад конструкции, может иметь как полностью однотонную поверхность, так и различный рисунок, выпуклые элементы, при этом, роспись может наносится как мастерами вручную, так и специальными машинами. Первый вариант стоит во много раз дороже и очень ценится среди профессионалов и знатоков;
  • Задняя часть плитки имеет специальные углубления, короб, который дополняется боковинами, которых всего четыре. Такой тип внутреннего составляющего, делают сам материал и печь очень теплоёмкой, мощной, эффективной.

Готовый изразец относится к категории экологичных огнеупорных материалов, в его составе находится глина, которая для получения необходимой формы и твёрдости, обжигается в печи определённое количество раз, на протяжении заданного времени. Элементы отличаются достаточно большой массой в сравнении с керамикой и искусанным камнем, средний вес одного изделия составляет от 150 до 350 грамм.

Перед тем как построить или купить изразцовую печь, важно подробно ознакомиться с основными особенностями такого материла, о которых мы расскажем далее:

  • Русский изразец как и любой другой, может отличаться по своей форме, он может быть угловой, плоский, фасонный, карнизный. Каждый элемент предназначается для облицовки определённого участка печи. Например угловые для углов, карнизные для верхней части и формирования различных переходов. Плоскими плитками облицовывается сама печь;
  • Они отличаются и по своему рельефу, поверхность детали может быть, как идеально гладкой, так и матовой, шероховатой или комбинированной;
  • Варианты отличаются по своему внешнему виду, они могут иметь определённый рисунок, роспись или просто однотонную поверхность, окрашенную в один цвет;
  • Различают изразцы и по их стилистике, элемент может быть: русским, ярославским, голландским, немецким, испанским и др.;
  • При выборе обратите внимание на румпу, которая находится сзади каждого элемента, может быть, как стандартной, так и изогнутой.

Печь изразец, которая на сегодняшний день пользуется наибольшей популярностью и востребованностью в России – это русская печка, она часто имеет большие габариты, может иметь удобную и вместительную лежанку над уровнем пола или под потолком.

Первые упоминания о таким материале как изразец, дотируется ещё десятым веком, однако в то время они не пользовались большой популярностью, так как имели высокую стоимость и изготавливались вручную. На Руси они стали очень популярными в домах богатых и знатных особ, в момент правления Ивана Грозного.

Второе воплощение такие изразцовые печи получили уже в восемнадцатом веке, тогда – это уже стало не просто декором, а настоящим искусством, а сам правитель Пётр Первый побывав в Нидерландах начал распространять такие отопительные приборы как голландские печи, которые имели изразцовую отделку, в характерной сине-белой цветовой палитре.

Сегодня, изразец используется не только для облицовки печей и каминов в домах, но и для декорирования различных архитектурных объектов, например с их помощью оформлено Царские Село, архитектура Петергофа и СПб.

Выбор, достоинства и недостатки

Изразцовые печи Бавария и другие агрегаты с аналогичной облицовкой имеют ряд следующих преимуществ:

  • Внешний вид таких агрегатов является дорогим, изысканным, интересным, на него приятно смотреть и находится рядом;
  • Материал обеспечивает равномерный, интенсивный, постепенный нагрев помещения, способен накапливать тепловую энергию, поверхность печки не раскаляется, из-за чего вы не сможете обжечься, дрова расходуются максимально экономично, время растопки существенно увеличивается;
  • Пыль и грязь не забивается, не проникает глубоко в поры, за счёт того, что покрытие гладкое, достаточно просто протереть его смоченной в воде мягкой тряпочкой;
  • Вода не поглощается таким материалом, что позволяет ему сохранять свою прочность, внешний вид, теплоэффективность.

Изразец керамический также имеет и несколько недостатков:

  • Для того чтобы выполнить облицовку потребуется много сил, времени, каждый элемент закрепляется долго, также потребуется время на полную просушку печи, всё это в совокупности занимает порядка 2-3 месяцев;
  • Цена на покрытие сегодня достаточно высокая, причём это относится не только к изделиям создающимся и расписывающимся вручную, но и к покупным готовым вариантам.

Изразцовые печи-камины Бавария – это отличный, выгодный вариант для тех, кто не хочет тратить свои силы время и большие деньги на постройку и облицовку изразцовой печи у себя в коттедже или на даче. При покупке важно определиться с габаритами, мощностью, функционалом отопительного агрегата.

Не менее важно правильно подобрать стиль облицовки и цветовое решение, если гостиная, столовая, спальня или кухня в вашем доме выполнена в стиле классика, ретро, модерн, лучше выбирать модель в таком же стилевом направлении. Цвета изразцов также, должны сочетаться с дизайном, мебелью, аксессуарами, полом и стенами в доме. Это не обязательно будут полностью одинаковые цвета, они могут просто находиться в одном под тоне, близком цветовом спектре.

Стоимость и критерии установки печи

Ознакомиться с примерами цен, можно просмотрев тематический каталог нашего интернет-магазина, или в представленном ниже списке:

  1. Большой популярностью среди российских покупателей пользуются хлебопекарные печи, к которым относится модель, производства компании «Керамика декор», такой вариант насчитывает порядка 360 изразцов, очаг выполнен в стиле Прованс, его стоимость приблизительно составляет 400 000 руб.;
  2. Предыдущая фирма выпускает и более традиционные печи, с облицовкой изразцами, такие как «Пастораль», изделие можно купить за 500 000 рублей;
  3. «Русская Майолика» занимается производством готовых облицовок, к одной из которых относится «Чёрный всадник», её можно совмещать например с тематическим очагом Бавария. Облицовка выполнена в немецких мотивах, одни только изразцы, в данном случае будут стоить от 220 000 руб.;
  4. Можно купить и печь-камин которая будет частично облицована изразцами, к таким вариациям относится Бавария, отделка боковин которой выполнена облицовкой с названием «Зелёная арка». Модель способна отопить средние и небольшие по площади помещения, до 30 квадратных метров, цена на неё составит около 60 тысяч;
  5. Ещё один популярный производитель каминов «Экокамин», имеет в своём ассортименте печку «София барокко», которая выполнена в песочной расцветке, изделие имеет мощность в 12 кВт, при стоимости в 80 000 руб. Для растопки используется классическое топливо;
  6. Ещё одна топка предыдущего бренда – это «Эльзас незабудка мини», она отличается высокой мощностью, работает на дровах, подходит для обогрева домов и коттеджей с суммарной жилой площадью до 100-110 квадратов. В качестве облицовки используются изразцы, страна производства которых Венгрия, цена на изделие начинается от 150 000 рублей.

Очень важно, изначально подобрать подходяще место для установки, печь в котором будет не только смотреться красиво, но и обеспечивать безопасное использование и нахождение в доме. Крупногабаритные печи лучше всего размещать в соответствующих комнатах, в которых есть много свободного места, имеются большое окна и высокие потолки.

При этом, постарайтесь обеспечить выгодный обзор на топку камина не только с одного конкретного ракурса, например с дивана, но и со входа, при нахождении около окна, для этого можно купить трёхгранную топку со стеклянной дверцей.

Если же сама по себе печь-камин имеет небольшие размеры, их напротив, лучше размещать в небольшом помещении, с невысокими потолками, в более просторных они не будут в полной мере выполнять свою отопительную функцию и просто потеряются среди прочего декора и предметов мебели.

Изразцовая печь – это стильное, интересное и всегда актуальное решение для любого дома, в независимости от его габаритов, площади и этажности. Однако такая облицовка и сама подстрока кирпичного агрегата займёт много времени, вы потратите свои силы, что же касается цены, она также очень высокая.

Как более доступный, но не менее выигрышный вариант, рекомендуем отдать предпочтение современным печам-каминам с частичной облицовкой корпуса или боковин изразцами. Подробней ознакомиться с такими моделями и купить их с доставкой по Москве и области вы можете в нашем интернет-магазине.

В данном видео ролике подробно показывается и рассказывается о том, как кладётся опытным печником, своими руками изразцовая печь:

Возможно, Вам будет также интересно:

27 февраля 2019 1401 0

26 февраля 2019 6197 0

25 февраля 2019 1022 0

24 февраля 2019 2375 0

22 февраля 2019 1452 0

21 февраля 2019 2604 0

Изразцовые печи и камины: особенности, достоинства и критерии выбора

Фото: Gutbrod Keramik

Изразцами облицовывают не только печь, но и дымовую трубу, причём нередко в пределах всех жилых этажей дома. Фото: «Керамика Декор»

Классические изразцы — это толстостенные керамические плитки особой формы: их тыльная сторона снабжена контурным бортиком — румпой. Коробчатая форма позволяет надёжно прикрепить изразец к кирпичной кладке отрезками проволоки, пропущенными через отверстия в бортике.

Изразцы окрашивают глазурованием. Современные глазури очень разнообразны и позволяют создавать широкую палитру ярких цветов и пастельных тонов. Фото: Gutbrod Keramik

Фото: «Керамика Декор»

Изразцовые печи: историческая справка

Изразцовые печи были широко распространены на Руси уже в XVII в. Увы, до наших дней большинство из них дошло в разрушенном или многократно перестроенном виде, так что восстановить первоначальный облик крайне сложно; можно лишь предположить, что все такие печи топились по-белому.

Немногочисленные сохранившиеся экземпляры (в доме купчихи Шумиловой в Гороховце, в доме купца Шарапова в Торопце, в Новодевичьем монастыре, Троице-Сергиевой Лавре и др.) представляют собой прямоугольные в плане сооружения с дымо­оборотом, но без лежанок, духовок и конфорок. То есть служили они исключительно для отопления. Такие печи устанавливали в углу помещения или специально обустроенном проёме (чтобы обогревать две смежные комнаты). Порой конструкцию оборудовали топ­ливным каналом, что позволяло топить из сеней.

Читайте также:  Рассказываем о том, как получить мягкий пар в бане

Зато сами изразцы сохранились во множестве. В XVI в. они украшались рельефным узором без росписи и глазуревого покрытия и имели цвет обожжённой глины. В следующем столетии господствовали рельефные расписные и зелёные глазурованные («ценинные» и «муравлёные») изразцы, а при Петре I распространение получили гладкие белые плитки с синим узором («дельфтские кафли»).

Изразцовые печи сегодня

Сегодня изразцовые печи строят по индивидуальным проектам несколько российских компаний — «Гильдия Мастеров», «Веста-Керамика», «Керамика Декор», «Русская Майолика» и др. Кроме того, можно заказать облицовочные комплекты для стальных и чугунных топок, а также сборных (модульных) печей из шамота. Ну и наконец, изразцовая облицовка присутствует на некоторых моделях готовых металлических печей-каминов.

Современные художники и мастера с успехом воссоздают старинные изразцы и реконструируют печи, стоявшие в царских палатах и монастырях.

Фото: «Гильдия Мастеров»

Фото: «Керамика Декор»

Преимущества израцовых печей и каминов

Для начала поговорим о практических преимуществах «кожуха» из глазурованной керамики.

Гладкие изразцы с рисунком, нанесённым эмалью, — визитная карточка старонемецкой школы. Фото: Gutbrod Keramik

Фото: «Керамика Декор»

Основная функция изразцов декоративная, однако всегда ценились и другие качества керамической облицовки, в частности — долговечность и простота в уходе. С гладкой глазурованной поверхности очень легко удалять пыль и другие загрязнения, благодаря чему печь всегда аккуратно выглядит и от неё никогда не пахнет гарью.

Облицовку из складских утильных плиток изготовят за 2–3 недели. Индивидуальный проект реализуют до 3 месяцев.

Фото: «Керамика Декор»

Кроме того, в силу своей микропористой структуры толстостенная керамика имеет свойство одновременно изолировать и накапливать тепло, то есть стенки прибора не раскаляются до опасной температуры, а после окончания топки медленно остывают в течение ночи, что намного повышает комфортабельность печного отопления. При этом инерционность печи зависит от ширины (высоты) румпы и технологии облицовки.

Детали сборного камина с керамической облицовкой

Визуализация: Игорь Смирягин/Burda Media

Фото: «Керамика Декор»

Как создают изразцы

Художественные изразцы для реализации индивидуальных проектов сегодня, как и в старину, производят вручную. Облицовочный комплект, помимо рядовых (стенных) плиток, обычно включает цокольные, поясные, карнизные, угловые и полочные элементы, а иногда ещё и розетки, балясины, полуколонны с капителями и арки.

Размерного стандарта в изразцовом деле не существует — всё зависит от габаритов и формы печи, а также художественного замысла облицовки; толщина стенок изразцов обычно составляет 7–10 мм.

Фото: «Керамика Декор»

Процесс работы над комплектом изразцов (печным набором) начинается с создания эскизов и моделей, обычно пластилиновых. С моделей делают слепки и получают набор гипсовых форм. Их сушат, затем заполняют глиной, часто с добавлением керамической крошки, мелкого гравия или песка. В таком виде заготовки выдерживают в сушильном шкафу не менее недели, чтобы глина не растрескалась при обжиге. Далее изразцы подвергают первому («утильному») обжигу в специальной печи при точно заданной температуре, затем расписывают, покрывают защитной глазурью и обжигают вторично; может потребоваться до пяти обжигов — в зависимости от числа слоёв эмали и глазури.

У каждой компании есть каталог работ и типовых орнаментов, однако ничто не мешает заказчику предложить собственные эскизы или просто высказать идеи, касающиеся стиля или сюжета будущих рисунков. Здесь можно дать полную свободу фантазии — например, попробовать сочетать классическую «дельфтскую» технику с современной тематикой, скопировать манеру импрессионистов или по-новому осмыслить сюжеты русских сказок.

Повышенная безопасность: керамическая облицовка никогда не нагревается до температуры выше 60 °С, обжечься о стенку печи невозможно.

Высокая стоимость (по сравнению с простыми кирпичными, а тем более бюджетными стальными печами).

Теплоаккумулирующие свойства. При использовании металлической топки облицовка служит барьером на пути «жёсткого» инфракрасного излучения, накапливает тепло и медленно отдаёт его.

Значительная масса, зачастую мешающая установить печь без фундамента или усиления перекрытия.

Простота в уходе. С поверхности керамических изделий легко удаляются любые загрязнения. Они стойки к воздействию кислот и растворителей.

Сравнительно невысокая стойкость к механическим повреждениям и сложность ремонта облицовки.

Необычные возможности оформления интерьера в самых разных стилях.

Технология строительства

Особенность строительства классической изразцовой печи в том, что кирпичную кладку и облицовку ведут одновременно. При этом ряды изразцов связывают друг с другом штырями (костылями) и скобами и фиксируют на стенках печи витыми отрезками стальной проволоки, которые замуровывают в швы кирпичной кладки. Плитку кладут впустошовку, однако полость румпы и пространство между румпами соседних изразцов заполняют глиняным раствором с добавлением кирпичной крошки или дресвы (особого мелкого гравия).

Существуют технологии, позволяющие отделать изразцами и уже построенную печь. Можно, например, использовать для этой цели кладочную или дорожную сетку, которую крепят к печи стальными анкерами, а уже к ней вяжут изразцы. Или, срезав румпу, просто приклеить элементы облицовки жаростойким клеем, например Universal HKM (Wolfshöher Tonwerke) или Scanmix Fire (Scanmix). Клеевой способ дешевле классического и позволяет уменьшить число фасонных элементов, но при нём не добиться хорошего теплоаккумулирующего эффекта.

Заводские печи комплектуют в основном монохромной облицовкой, однако плитка может быть рельефной. Фото: Hein

Если в основе печи или камина — чугунная или стальная топка, то возможны несколько способов её облицовки. Чаще всего топку обкладывают кирпичом или блоками из лёгкого бетона, а затем приклеивают изразцы.

Другой вариант предполагает изготовление контурного металлокаркаса (например, из уголка) — независимого или приваренного к стенкам топки. Для крепления изразцов к каркасу используют проволочную вязку, пластины и скобы.

Наконец, облицовка может быть самонесущей: изразцы с высокой румпой кладут, как кирпичи, на расстоянии от стенок топки, никак не связывая с ней, но армируя кладку проволокой, прутками, а кое-где и стальными профилями.

Изразцы без румпы можно приклеивать к кладке жаростойким клеем. Фото: «Веста-Керамика»

Критерии выбора каминной (печной) топки

  • Тепловая мощность. Если прибор планируется использовать как основной источник тепла во время весенних, осенних и зимних визитов на дачу, то следует руководствоваться формулой: 1 кВт номинальной теп­ловой мощности на 10 м2 площади помещения.
  • Материал. Чугунные изделия считаются более долговечными. Если топка стальная, то желательно, чтобы её колосник был выполнен из чугуна, а стенки защищены футеровкой из шамотных блоков.
  • Тип дверцы. Для изразцового камина лучше выбирать топку с традиционной распашной, а не подъёмной дверцей. Стилизовать конструкцию под старину помогут арочные створки.
  • Наличие функций дожига дымовых газов и чистого стекла. Эти опции увеличат эффективность прибора и упростят его обслуживание.
  • Наличие функции длительного горения. Как правило, такие топки оснащены точными регуляторами воздушных заслонок и шибером на выходном патрубке. Они довольно экономичны и способны работать на одной закладке дров до 4 ч.

Пояс. Фото: «Керамика Декор»

Изразцовые печи-камины

В наши дни едва ли не самый популярный дровяной отопительный прибор — это печь-камин. Компактные заводские изделия из котловой стали или чугуна просты в транспортировке и монтаже и достаточно долговечны: реальный срок их службы составляет 20–40 лет.

Облицевать изразцами можно топку любого типа — пристенную, угловую и даже тоннельную. Важно правильно выбрать способ крепления плитки.

Зарубежные компании ABX, La Nordica, Enbra и другие производят печи-камины с керамической облицовкой. Разумеется, это не совсем изразцы, а скорее имитация, однако внешне они точно воспроизводят традиционные изделия, да и по свойствам мало от них отличаются. При этом большинство керамических печей-каминов не только изящно выглядят, но и обладают впечатляющим набором функций, в том числе дожигом дымовых газов, самоочисткой стекла дверцы и даже встроенным теплообменником для подключения водяного контура.

Печь с чешуйчатыми изразцами: преимущества и недостатки

Поверхность печей и каминов, сложенных из обыкновенного глиняного кирпича, часто облицовывают печными изразцами или цветными глазурованными плитками.
Конечно же, оштукатуренная печь более проста в исполнении, но керамическая облицовка имеет перед штукатуркой ряд преимуществ. Во-первых, за облицованной печью легче ухаживать. Ее проще содержать в чистоте. Во-вторых, облицовка предотвращает проникновение дымовых газов из печи в жилое помещение, так как образует защитный панцирь.

Облицовка печей и каминов керамической плиткой.
Для непрофессионала лучше порекомендовать облицовку керамическими плитками. Для этой цели, как правило, используются глазурованная напольная плитка квадратной или прямоугольной формы толщиной порядка6 мм. Плитка должна обладать высокими термостойкими качествами и стойкостью к перепадам температур. На тыльной стороне плиток должны быть насечки для более прочного сцепления с раствором. Существуют и специальные печные плитки с пазами и комплиментарными им гребнями на боковых гранях, благодаря которым становится возможной бесшовная облицовка.

Различают 2 способа облицовки печей и каминов керамическими плитками:
Традиционная облицовка, аналогичная облицовке вертикальных поверхностей.
Для того чтобы плитка не трескалась под воздействием высоких температур, основание отопительного прибора рекомендуется обтянуть сеткой рабицей (на дюбелях) и оштукатурить. Укладку плитки ведут по оштукатуренной поверхности.
Облицовка с использованием алюминиевых уголков (рис. 44).
Данный способ предполагает использование специальных алюминиевых полосок с отверстиями, которые устанавливают в вертикальные швы кирпичной кладки печи (камина). В дальнейшем к полоскам на болтах крепятся алюминиевые уголки (тавровый профиль), между которыми и укладывают керамические плитки. Понятно, что вертикальность кладочных швов печи не должна оставлять сомнения, в противном случае возникнут серьезные проблемы с облицовкой. Зазор между плитками и кирпичной кладкой печи заполняют раствором.

Кстати о растворе, для облицовки печей и каминов используют глиняный или глиняно-цементный раствор. В отличие от цемента глина с повышением температуры становится только прочнее. Состав глины для облицовочного раствора не имеет большого значения.

Облицовка печей изразцами.
Если облицовка керамическими плитками производится по окончанию основных работ по возведению печи, то облицовку изразцами производят одновременно с кладкой печи. Поэтому этот способ декоративной отделки — более трудоемкий и требующий серьезных профессиональных навыков. Более того, облицовка печи изразцами сродни настоящему искусству. И, к сожалению, в настоящий момент людей, владеющим этим искусством, становится все меньше и меньше.

А ведь в былые времена изразцы были нашей национальной гордостью.
Печные изразцы — это не просто декоративная отделка. Печь, покрытая изразцами, отличается большей теплоотдачей, чем обычная печь. С каждого1 м2 нагревательной поверхности изразцовой печи теплоотдача увеличивается на 0,23-0,3 кВт. Однако выложить печи изразцами не то же самое, что покрыть кафельной плиткой.
Порядок облицовочных работ таков: первыми устанавливают изразцы, а потом к ним крепят кирпичи. Укладка изразцов, как и кирпичей, ведется по рядам, снизу вверх, начиная с углов. До того, как приступить непосредственно к кладке изразцов на растворе, настоятельно рекомендуются сложить стенку печи насухо.
Кладка каждого изразцового ряда включает в себя следующие этапы:

1. С обратной стороны изразца на половину румпы наносят глиняный раствор, в который с силой вдавливают речную гальку или кирпичный щебень. Сверху наполнитель заделывают кладочным раствором и выравнивают.
2. К внутренней стороне изразцов аккуратно прижимают кирпичи.
3. Дабы увеличить прочность кладки, зазоры между изразцами заполняют плоской щебенкой.
4. Выложив кирпичи до верха изразцового ряда, изразцы стягивают между собой проволокой, пропущенной через загибы костылей. Костыли осаживают, а концы проволоки выводят в кирпичную кладку.
5. В вертикальных рядах румпы изразцов скрепляют стальными скобами.

Самый ответственный момент изразцовой кладки — устройство первого ряда. Если вы уже на этом этапе допустите хоть малейшую ошибку, то дальнейшая работа только усугубит дефект. Для того чтобы его исправить, возможно, придется разобрать уже уложенные ряды изразцовой кладки, включая первый. При кладке второго и всех последующих рядов костыли изразцов осаживают до уровня нижерасположенного ряда одновременно с кирпичной кладкой. Обратите внимание, что костыли первого изразцового ряда должны быть немного короче самих изразцов.
Облицованную изразцами печь очищают от грязи. Если между изразцами есть швы, то их лучше смазать жидким гипсовым тестом, тогда они станут нарядно-белыми.

Добавить комментарий
ПреимуществаНедостатки