Необычный старорусский обычай: домашняя печь в качестве парной

Русская баня и ее обычаи

тел: 8-903-899-98-51; 8-930-385-49-16

violettaru@gmail.com

Старинные русские поверья о бане.

Русская баня прочно вошла в народные поговорки, пословицы, с баней связано много обычаев и шуточных советов: «Дураки и после бани чешутся», «Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном, запей квасом», «Баня – мать вторая», «Помни день субботний – иди в баню», «Баня все грехи смоет», «В баню идти – пару не бояться»… О жаркой бане говорили: «парная баня», «пар любит баню топить». Тем, кто боятся париться, обычно говорят: «Пар костей не ломит».

Настоящая русская баня из бревна ручной рубки, согласно обычаям, имеет три отделения: парное, мыльное и предбанник. Каждое из них важное. Парное отделение – там, где парятся. Рядом с парильней – мыльня. При «порядочной» бане обязательно есть предбанник, где раздеваются, отдыхают и запивают баню квасом.

С баней у русских связано много поверий и обычаев – в каждой селится злой дух. Когда топят баню, жар этого «божка» временно выживают оттуда, а после того, как кончается мытье в бане, этот дух опять возвращается туда: в неистопленной бане дух живет всегда. Он не любит рожениц, которых, однако, по тесноте наши предки всегда поселяли в русской бане.

Банник – существо невидимое. Но его присутствие выдают разного рода шумы (шорох веников, шум падения какого-нибудь предмета, невнятный человеческий голос или другие звуки, издаваемые животными: лай собаки, рычание зверя, вой волка, мычание).

Особенно распространено поверье о баннике как о маленьком старичке, с большой головой и цветной, обычно зеленой бородой. Такой старичок может выглядывать из-за каменки, из-под лавки, приютиться в темном углу бани. Иногда банник принимает облик родственника, друга, знакомого того человека, перед которым появляется. Происходит это обычно в бане, и ошибка открывается только тогда, когда человек возвращается из бани. Иногда банник появляется в парной не один, а с целым «банным» семейством – детьми, которые иногда плачут, смеются, кричат.

Излюбленным местом пребывания банника является печка: в самой каменке, под каменкой, за каменкой. Именно отсюда банник чаще всего пугает женщин, именно отсюда раздается его жуткое храпение, свист, вой, хохот, плач. Именно отсюда банник иногда кидается камнями, сюда затаскивает тех, на кого рассердился. Другое излюбленное место банника – под полком, на котором обычно парятся: отсюда в ночной тишине слышатся его движения. Иногда он появляется на полке, чтобы наказать нарушителя банных запретов.

Зачастую банник использует в своих шалостях и злых штучках банный инвентарь: кадки, ведра, шайки, тазы, ковши и тому подобное. Следующим излюбленным местом пребывания банника является порог бани. Существовал запрет: нельзя не только стоять или сидеть на пороге бани, но даже прикасаться к нему, потому что, согласно верованиям, под порогом бани обитают духи предков.

Вера в банника, в его злые проделки была так велика, что некоторые отказывались от посещения бань. Особенно опасно считалось ходить в русскую баню поздно вечером или ночью. Во многих местах существовали поверья, что баннику принадлежит банное пространство полностью, в бане он господствует беспредельно. Считалось, что наиболее опасно ходить в баню перед праздниками.

Существовал обычай, что при посещении русской бани следует придерживаться, причем беспрекословно, правил учтивости, внимания к нуждам и запросам «хозяина» бани, даже к его прихотям и капризам. Одним из основных является запрет на посещение бани «на третий, четвертый или пятый пар». По некоторым поверьям, срубив баню, следовало сразу же договориться с банным духом, сколько людей будет приходить париться. Владелец бани просил «хозяина»: «Дай ты мне трем, четырем, пяти сменам ходить в баню!».

«Хозяин» бани обычно после трех смен начинал пугать людей четвертой и последующих смен, а иногда и вовсе не пускал их в баню. Сам же банник, иногда со своими «подельниками», моется не менее азартно и страстно, чем самые отъявленные любители бани, покрякивая и ухая от удовольствия. Потому посетителям парной запрещалось шуметь: в бане, по обычаям, нельзя было ни стучать, ни громко говорить, ни браниться.

Опасно и произносить проклятие в бане. Согласно обычаям, произнесенное в бане проклятье, тотчас сбывается. Опрометчиво поступают те, которые хвастаются перед банником своим бесстрашием. Одно из поверий гласит, что зашедший в баню с похвальбой, да еще в неурочный третий, четвертый запретный пар, ночью живым оттуда не выйдет, а в лучшем случае отделается сильным испугом.

Обычаи глубокой старины живы до сих пор… И в глубинке, и даже владельцы современных бань-«новостроек» утверждают, что «кто-то порой шалит» у них в бане. Хочется верить, что в XXI веке осталось место чуду. И чтобы быть поближе к истине и природе, чтобы быть немного владельцем чудесного, просто необходимо на загородном участке не только построить деревянный дом, но и настоящую русскую баню. Чтобы не только отводить там душу по выходным, но и прикоснуться к загадочному, непонятному и рассказывать об этом друзьям и знакомым.

Истоки и уникальные традиции русской бани

Баня стала символом России, по которому ее узнают во всем мире. Еще столетия назад необычный ритуал омовений в русской бане вызывал удивление у тех немногих иностранцев, которые уезжали так далеко от своих семей. Хлестание банными вениками и купание в проруби поражало их воображение. Эти традиционные процедуры многими из иноземцев по незнанию воспринимались в качестве религиозного самобичевания. С другой стороны, у русских людей, изредка попадавших во времена Средневековья в европейские государства, удивление вызывало то, что местный люд вовсе практически не мылся. В древности среди европейских народов бытовало такое заблуждение: мытье вредит здоровью. И почти все люди мылись всего пару раз в жизни: после рождения и перед венчанием.

А тем временем на Руси люди любили париться в бане и купаться, делая это с завидной регулярностью. Причем отдых в русской парной воспринимался как раньше, так и в наши дни не только в качестве очищения тела, но и духа. Немаловажную роль в разные века баня играла роль средства лечения многих недугов. Прошли столетия, и медики признают пользу банных процедур как вспомогательного средства при целом ряде заболеваний. Узнаем подробнее, откуда же происходит русская традиция париться в бане и какие обычаи с этим связаны.

Зарождение русской бани

До сегодняшних дней не сохранилось точной информации относительно времени появления традиции париться в бане на Руси. Первые письменные упоминания об этом относятся к Х веку нашей эры, когда летописец Нестор в своем знаменитом труде «Повесть временных лет» рассказал о парной. В летописях он указывает: уже в первом веке нашей эры люди на Руси хорошо знали, что такое баня. В частности, он упоминает о визите святого апостола Андрея с проповедями в Новгород. И там его поразили парившиеся в бане русские люди, ставшие от пара красными, словно сварившиеся раки.

У историков нет единого мнения о том, является ли баня исконно нашим изобретением или славяне переняли традицию париться у северных племен либо скифов. Но многие ученые считают, что всё же баня была явлением, придуманным на русской земле. В период с X по XII столетия во многих летописях так или иначе упоминаются бани. Интересно, что в старинных записях парная имела различные названия:

Первые три слова, согласно словарю В. И. Даля – это производные от слова «мыть». Следующие, по разным источникам, означают отделение в бане и ступеньку или полок. Получается, ключевое значение этих названий связано с процессом мытья тела, что доказывает большое внимание русских людей к личной гигиене. Известно, что частные бани имелись едва ли не в каждом доме в деревнях. Как правило, топили их один раз в неделю, чтобы помыться всей семьей. Традиционно банным днем считалась суббота, хотя в некоторых регионах это был четверг.

Уже в середине XVII столетия государство начало регулировать вопросы, связанные с русской баней. Например, в 1649 году был издан официальный указ, касавшийся норм ее строительства. В нем речь шла о том, что иметь подобное сооружение могли все люди, у которых для этого было достаточно земли. При этом возводить бани допускалось лишь на огородах и подальше от жилых помещений. Это связано с высоким риском пожаров в те времена. Нередки были случаи, когда из-за ошибок в растапливании печки в бане деревянная постройка вспыхивала. Если ее строили рядом с домами, это могло грозить масштабным пожаром, который распространился бы на всю деревню.

Банные процедуры не мыслились русскими людьми без использования специального мыла, которое готовили в домашних условиях. Его варили из льняного растительного масла и животного сала: говяжьего, свиного или бараньего. А для царских особ и высокопоставленных лиц с 1630 года Аптекарский приказ (официальный орган, в ведении которого были все больницы и частные аптекари) разработал специальный мыльный состав для лечения различных болезней.

В деревнях вместо мыла в бане часто использовали щелок, добытый из древесной золы. Причем с ним купали даже новорожденных младенцев. Для малышей использовали щелок, полученный из золы соломы, так как считали, что он нежнее древесного очищает кожу. Немного этого щелока разводили в теплой воде и в ней купали младенца. Малышей к бане приучали очень рано. Их легонько парили березовыми вениками. А чтобы не причинить вред ребенку, до банных процедур его кожу обильно смазывали дрожжами, затем заворачивали дитя в пеленку.

Традиция париться в общих банях

В прошлых столетиях иностранцы были немало удивлены бытовавшей на Руси практикой людей обоих полов париться в общих банях. Правда, это встречалось не повсеместно и с оговорками. Если говорить о деревенских русских банях, то они предназначались для посещения одной семьи. В них парились люди обоих полов, но только ближайшие родственники, а чужих людей вместе с собой купаться не пускали. По традиции, первыми в бане парились мужчины и детвора, а после всех наступал черед мыться женщинам.

А вот в крупных городах, где проживала знать, предпочтение отдавалось крупным общественным баням, где и правда русские люди парились все одновременно без различий полов и возрастов. Подобные общественные заведения представляли собой одноэтажные здания, возведенные неподалеку от рек. После того как хорошо распарились в бане, многие люди предпочитали охлаждаться в водоеме.

Внутренняя планировка общественных русских бань была довольно простая. В них было всего три типа помещений:

Взошедшая на русский престол императрица Екатерина Вторая, имевшая немецкое происхождение, посчитала недопустимым (как и многие ее соотечественники) одновременное мытье и женщин, и мужчин. Поэтому в 1743 году своим высочайшим указом она повелела разделить бани на женские и мужские помещения. Правда, как и многие официальные решения на Руси, этот указ долгое время существовал исключительно на бумаге, а люди продолжали пользоваться банями в общем порядке. Разделение на разнополые половины произошло лишь тогда, когда были массово построены новые здания парных, в которых изначально было предусмотрены разделенные помещения.

Ближе к XIX столетию банное дело все больше расцветало в Российской империи, и в крупных городах повсеместно начали открываться пафосные бани. Их отличала богатая обстановка, дорогие буфеты с изысканными яствами и качественная обслуга. Вход в подобные элитные заведения был дорогим, а значит, еще на пороге была возможность отсеивать неподобающую публику, что так нравилось высокородным господам.

Самыми известными и блистающими роскошью являлись Сандуновские бани в Москве, которые в народе прозвали просто Сандуны.

Интерьеры и архитектура этого здания настолько великолепны, что в 1992 году Сандуновские бани были официально объявлены памятником архитектуры. С тех пор они находятся под охраной государства. А это значит, что никакой собственник не сможет поменять их архитектурный облик. Отдыхать в роскошной обстановке этого заведения, открытого в 1808 году, любили не только все русские дворяне того времени, но и многие иностранцы, которые начали ценить баню.

Ключевые отличительные черты русской бани

Главные особенности во многом связаны с ее устройством. В традиционном варианте она делится на несколько основных помещений: моечную комнату, парилку с печкой-каменкой и предбанник. В некоторых случаях парилка совмещена с моечной комнатой. В предбаннике человек может отдохнуть между заходами в парилку, раздеться там, хранить емкости с водой, а также проводить там сеансы массажа. В моечной комнате, как понятно из названия, тело обмывается перед первым заходом в парную, а также в промежутках между новыми заходами в самое жаркое помещение русской бани. Входная дверь в парилку необычной конструкции: она низкая, небольшая и с высоким порогом. Это делается для того, чтобы не выпускать из парной горячий воздух и пар.

Внутри парной комнаты царит относительно средняя температура воздуха со средним уровнем влажности, что стимулирует быстрое образование горячего и очень влажного воздуха. Средние показатели температуры в традиционной бане варьируются в диапазоне от 50 до 90 градусов. Влажность составляет от 20 до 65 процентов. Именно этим русские банные традиции кардинально отличаются от подобных ритуалов в странах Европы и Азии.

Больше нигде в мире нет бань с одновременно высокими температурами, влажностью и густым горячим паром.

Но из-за этих экстремальных условий к времяпрепровождению в бане есть строгие требования. Находиться в парной нельзя более двадцати минут закаленному человеку, а новичку нужно сократить период пребывания в парилке до пяти-десяти минут. Для сравнения, в римских термах или турецком хамаме, которым свойственны невысокие температуры и довольно низкая влажность, человеку можно быть столько, сколько он хочет.

Еще одна традиция, разительно отличающая русскую баню от других подобных, это использование в парной веников, связанных из веток кустов и деревьев с добавлением целебных трав. Справедливости ради нужно отметить, что веники активно используют в саунах жители Финляндии, хотя в наших краях носить веник в финскую баню не принято. Но финны преимущественно используют для массажей лишь березовый веник, в то время как в русской традиции банным веникам уделяется особое внимание, а их ассортимент поражает разнообразием.

Наиболее распространенными являются веники, связанные из березовых, липовых и дубовых веток.

  1. Березовые вязанки славятся противовоспалительным эффектом и ранозаживляющим воздействием на тело.
  2. Дубовый веник при использовании в бане выделяет особые масла. Проникая в организм через раскрытые поры кожи, они очищают его.
  3. А липовый веник оказывает успокаивающее влияние на центральную нервную систему и помогает в лечении бронхов, почек и печени.

С помощью банного веника в парной можно сделать самомассаж, после которого кожа на теле становится шелковистой на ощупь и более упругой на вид. При правильном массаже веником человека можно избавить от болей в сустав и помочь в лечении радикулита.

Польза русской бани для здоровья

В парной, к примеру, нейтрализуется сдавливающее действие перегрузок на нервные корешки, которые выходят из позвоночного канала. Благодаря этому снимается боль, что облегчает состояние людей, страдающих болезнями опорно-двигательного аппарата. И всё же перед первым походом в парную рекомендуется на этот счет проконсультироваться у врача.

Регулярное посещение русской бани поможет человеку избавиться от многих заболеваний.

Воздействие

Недуги
Например, если правильно чередовать в бане пребывание в парилке с охлаждением в бассейне или под прохладным душем, то мужчины могут избежать такой неприятности, как раннее развитие половой дисфункции.В этом случае хорошо делать массажи тазовой области с помощью веников из крапивы. Но его необходимо грамотно запарить, чтобы не причинить себе вред, поэтому рекомендуется заручиться помощью опытного банщика.
Если у человека начальная стадия вегетососудистой дистонии, нормализовать его здоровье и нейтрализовать перепады артериального давления помогут походы в русскую баню.Еженедельные походы в парную повышают тонус кровеносных сосудов. Тренировка их происходит за счет того же чередования высоких и низких температур.
Хорошо снимать физическое и психологическое напряжение в бане после тяжелого физического труда.При неправильном распределении сил у людей часто происходит так называемый «срыв спины» и ущемление нервных корешков, появляются грыжи. Посещение русской бани поможет устранить проблему гипертонизированной мышечной ткани.
Поможет баня и после спортивных нагрузок.Здоровым людям, активно занимающимся спортом, также рекомендуется регулярное посещение русской бани. В парилке перенапряженные мышцы скорее расслабятся. С обильным потоотделением из них выходит молочная кислота − главная причина болей в мышцах после активных физических упражнений.

Для женщин большое значение имеет позитивное влияние русской бани на их внешность. В первую очередь, благотворное воздействие она оказывает на кожный покров. Это связано с тем, что под воздействием высокой температуры и влажности в парилке к коже приливает больше крови. В работу включаются даже самые маленькие капиллярчики, которые в нормальном состоянии практически не задействуются. Таким образом, каждая клеточка кожи получает питательные вещества и обогащается кислородом. Разогреваясь, активно и широко раскрываются поры на кожном покрове. Вместе с обильным потоотделением через них из организма выводятся токсины, вредные вещества и жировые пробки, забившие поры. Во время массажа веником происходит естественное избавление кожи от ороговевших частичек, которые также забивали поры и портили внешний вид тела. Избавившись от мертвых клеточек, кожа начинает буквально дышать.

При регулярном повторении банных процедур не менее одного раза в неделю, женщина уже через месяц буквально не узнает свое тело. Кожа становится гладкой и упругой, а с лица исчезают прыщи, угри и другие кожные неприятности.

«Черная» баня и русская печка

Первые заведения топились так называемым методом «по-черному», поскольку они не оборудовались дымоходами. При этом подходе печка натапливалась в парилке и густой дым заполнял все ее пространство, тем самым прогревая комнату. Плюс этого метода заключался в том, что дым покрывал черной копотью все поверхности помещения бани, тем самым обеззараживая их. Но в этом заключался и его минус, так как после того, как баня хорошенько натопится, из нее выпускали дым через открытые двери, и людям нужно было очистить лавки от копоти, чтобы лежать на них.

Тем не менее, несмотря на кажущуюся грязь вокруг, в древности в бане принимали роды и лечили больных людей, ведь копоть обеззараживала пространство. И на тот момент сложно было найти в деревнях более стерильные помещения. Позже к печкам начали приделывать дымоходы, и тогда народ уже начал топить бани по-белому. Этот метод, по сути, повсеместно используется до сих пор, так как сидеть в парной в копоти никому не хочется.

Был еще очень интересный способ париться в деревнях. Для этого люди использовали традиционные русские печи, которые могли одновременно выполнять несколько функций:

  • с их помощью люди готовили пищу;
  • прогревали зимой избы;
  • спали на них сверху;
  • мылись в них.

Последняя функция особенно любопытная. Для банных процедур подходили печи с большими проемами, в которые мог пролезть человек. Размеры этих проемов были высотой в полметра, а глубина печи должна была быть не менее полутора метров, чтобы в ней можно было париться. В банный день после приготовления ужина хозяйки вытаскивали из еще теплой печи золу, вымывали печку изнутри, чтобы убрать копоть, настилали внутрь солому. Туда же ставили кадушку, наполненную горячей водой. Человек раздевался и влезал внутрь печи и начинал сбрызгивать ее стенки водой, чтобы образовывался пар. Так некоторые и парились.

Но в целом народ старался строить русские бани, чтобы иметь возможность нормально очистить свое тело. Их делали из гладко обтесанных бревен, тщательно подогнанных друг к другу. Чтобы сквозь щели не выходил жар, их законопачивали с помощью глины и даже мха. Традиционно баню натапливали несколько часов, а потому начинали этим заниматься заблаговременно.

Внутрь парной заносили сено и душистые травы, устилали ими пол и полки в бане. Эти подстилки выполняли сразу две функции.

  1. Оказывали массажное воздействие на тела парившихся людей.
  2. Под воздействие жара испаряли целебные фитонциды (это биоактивные вещества, которые нейтрализуют и подавляют развитие болезнетворных бактерий).

Долго для парной готовили банные веники.

Ветки срезали с различных кустов и деревьев, а в банный день вымачивали их в настоях из целебных трав или на квасе. Специально для бани хозяйки готовили особые сорта кваса, в которые в качестве ингредиентов добавляли различные травы, свежие ягоды и мед. А чтобы эффективнее очищать тело, вместо мыла часто использовались особые составы из замоченной золы или массы, приготовленной на основе меда и муки.

Потусторонние обитатели бани и старинные обычаи

Несмотря на то, что в русскую баню приходили за тем, чтобы очистить свои тело и успокоиться душевно, в древности это место считалось местом обитания нечистой силы. Не зря ведь даже в наши дни назойливого человека нередко раздраженно отправляют в баню. Древние славяне были уверены в том, что там живет близкий родственник домового, которого называли банником. Более того, жил он там не один, а со своим семейством.

Банника старались задабривать всеми средствами, как только могли. Сразу после возведения здания бани под порог закапывали тушку курицы черного цвета − это было своеобразное ритуальное подношение баннику. Затем, в период активного пользования парной, хозяин, который натапливал помещение бани, всегда при входе спрашивал позволения у духа на то, чтобы помыться. С собой он брал что-то из снеди в качестве дара. Уходя из парной, люди обязательно благодарили банника за хороший пар. Примечательно, что все предметы, которыми люди пользовались в бане, будь-то кадушка для воды или кружка для кваса, нельзя было заносить в жилой дом.

Не ослабли эти традиции даже с принятием русскими людьми христианства. Так, в бане не только было запрещено развешивать на стены иконы, даже в предбаннике, но и нельзя было заходить туда с нательным крестом. Впрочем, тому есть и вполне рациональное объяснение: в жаркой парной металлический крестик мог запросто обжечь своего хозяина. Потому и в наши дни важно не забывать снимать с себя все украшения при желании попариться.

Возникновение бани в незапамятные времена и тот факт, что она пользуется большим уважением в наши дни, свидетельствует о давней традиции русских людей следить за личной гигиеной. Многие из ритуалов и древних обычаев сейчас вызывают улыбку. Но ключевые особенности русской парной благополучно дожили до современности, что лишний раз доказывает их эффективность.

Отменить ответ

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Тайны русской печи

П ечка на Руси согревает, кормит, освещает, стирает, сушит, лечит, прогнозирует погоду и заклинает мороз.

Ученые исчисляют возраст предка русской печи многими тысячелетиями. Впервые человек поместил огонь под глиняный свод еще в каменном веке. На Руси глинобитные сводчатые печи строились в X–XI веках, а свой привычный, традиционный облик они обрели к XVIII веку.

Начиная возводить избу, сначала определяли, где сложить печь, и лишь после этого делали планировку остальных помещений. Отсюда и пошли знаменитые пословицы и поговорки: «Плясать от печки» и «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил». Печку строили на настиле массивного сруба — опечье, а под ним оставляли пустое место — подпечье. На опечье хранили всю печную утварь: ухваты, кочерги, лопаты для выпечки хлеба. В подпечье зимой сажали кур, чтобы они грелись и лучше несли яйца.

Зачем в русскую печь сажали детей

Русские печи традиционно строились больших размеров, вокруг них сосредотачивалась основная домашняя деятельность и протекал семейный отдых. Печка не только грела и варила — в ней было достаточно места, чтобы париться. Мыться в печах предпочитали молодые девицы, опасавшиеся «банной нечисти». Издревле считалось, что печной пар исцеляет от множества болезней. Не зря говорили: всякая хвороба отцепится, если прогреть свои косточки в печи. Наши предки выгребали из протопленной печи угли и золу, а затем сажали на лопатах в топку прогреваться больных детей. Печная зола на Руси была обязательным компонентом мазей и отваров.

Как узнать прогноз погоды у русской печки

Сельские жители умели по печи предсказывать погоду. Существовал целый свод народных примет, по которому крестьяне подмечали разные детали, а затем толковали их значение.

Если дрова в печи горят с треском — будет мороз, а если с гудящим шумом — жди бурана.

Дрова горят вяло или гаснут — в ближайшие дни наступит оттепель.

Дрова в печи хорошо разгораются и горят с легким потрескиванием, а дым из трубы поднимается вверх — верный признак солнечного и безветренного дня.

Дым выгибается коромыслом и стелется по земле — подтверждение предстоящего ненастья.

Как на печи заклинали мороз

Настоящим испытанием для печей становились крепкие морозы матушки зимы — никольские, рождественские, васильевские или крещенские. В это время становилось понятно, достаточно ли долго печь держит тепло и много ли жару дают заготовленные дрова. Не меньшую роль играла и печная труба. Тепло и чистота воздуха в доме зависели от того, открыты или закрыты в ней задвижки и заслонки. Откроешь заслонку — гарь и дым исчезнут, закроешь — дольше сохранишь тепло.

Обычно печные стенки имеют толщину 25–40 сантиметров, и благодаря этому создается хорошая теплоаккумуляция и возникает эффект термоса. Преимущество настоящей русской печки — в равномерном распределении жара. Даже в самый лютый мороз она может с одной протопки поддерживать тепло в избе на протяжении суток.

Для защиты озимых культур и фруктовых деревьев от вымерзания с помощью открытой печной трубы либо волокового окна крестьяне по традиции совершали обряд заклятия мороза.

Прабабушка мультиварки

Крестьяне на печи сушили грибы, ягоды и мелкую рыбешку. До середины ХIХ века на Руси любимым овощным блюдом были пареная репа или тыква. Поскольку репа готовилась очень легко, возникло выражение «проще пареной репы». Вымытыми репами набивали чугунный горшок и ставили его на ночь в теплую печь. Готовое кушанье с солью или без с удовольствием ели все члены семьи. Тыкву предпочитали без семян запекать на металлических листах отверстием вниз, а затем ели ее с молоком и хлебом.

Традиционная русская печь позволяет приготовить практически все что угодно. В отличие от современных духовок она позволяет придать блюдам особый аромат и национальное своеобразие. На растопленной утром печи можно готовить весь день.

Пироги из поднявшегося за ночь теста с фруктовой или овощной начинкой от печного жара становятся пухлыми, пышными и невероятно вкусными. Отсюда пошла и русская пословица: «Красна изба углами, а печь — пирогами».

История русской печи

Появление печи и ее место в доме

Первобытные люди разводили огонь в своих пещерах, грелись около него и готовили на костре пищу. Какой-то рационализатор придумал поддерживать огонь под сводом из глины еще в каменном веке. Первая русская печь появилась X–XI веке, это было сводчатое глинобитное строение, немного отличающееся от традиционного привычного варианта. Та печка, которую сегодня знают все, стала возводиться в домах в начале XVIII века.

Есть поговорка «Плясать от печки». Возникла она не просто так, а потому что перед тем как начать строительство избы, люди прикидывали место расположения печи. Планировка остальных посещений зависела именно от этого. Сначала строили опечье, то есть специальный массивный настил, на котором затем располагали все печные аксессуары, а их было немало – кочерги, хлебные лопаты (на них выпекали вкусные караваи), ухваты. Под опечьем находилось подпечье, место, где в холодное время года сидели куры. Они не должны были мерзнуть, иначе семья могла лишиться свежих яиц.

Женщинам печь заменяла стиральную машину, а зола – отбеливатель. Белье укладывалось в горшок из чугуна, заливалось водой. Туда же кидался мешочек с золой, взятой из печки. Горшок ставили в печь и кипятили. Чудеса, но после этого белые вещи становились не просто чистыми, а приобретали белоснежный оттенок. К тому же увеличивалась их прочность.

Народные приметы, связанные с печью

Печь была с человеком всю жизнь. С этим предметом связано немало народных примет, в которые в старину свято верили.

Если в дом приходила сваха, то в первую очередь она протягивала руки к огню, чтобы очиститься и получить помощь. Девица же в момент прихода сватов должна была спрятаться на печке, и если она все же соглашалась слезть, это было ее согласием принять предложение жениха.

Когда наступало время свадьбы, молодые заходили в дом и три раза обходили вокруг печки. Это символизировало благодарность жениха, его «спасибо» очагу, который взрастил невесту. Одновременно молодой просил здоровья для своей будущей семьи. А современная традиция бить бокалы с шампанским на свадьбе пришла из древности: после свадьбы в печку кидали пустой глиняный горшок со словами «На сколько черепков расколется, столько и детей будет».

Когда член семьи куда-то уезжал, то печь нужно было закрыть заслонкой. В этом случае путь должен был быть легким и приятным.

Печь охраняла избу от ругани и ссор. Сегодня говорят: «Не выражайтесь, тут дети или женщины», а раньше бы сказали: «В избе печь!» Дорогих гостей укладывали спать на полати, что означало полое приятие и доверие.

Сначала планировалось место для печи, а уж потом – для остальных помещений.

Если в семье кто-то умирал, и его родные не могли справиться с тоской, то надо было открыть заслонку, вымести мусор и произнести: «Сор в печь, а тоска с плеч». Во время поминок нельзя было закрывать трубу, а на печку следовало положить какой-нибудь гостинец, чтобы душа ушедшего могла прилететь и порадоваться угощению.

Жители деревень не нуждались в прогнозах погоды – им помогала в этом печь. Например, если дрова сильно потрескивали, значит, надо было ждать морозов. Дровишки горели шумно – буран будет, а уж если погасли – оттепель на пороге. Дымок из трубы выходит ровным вертикальным столбиком – будет солнечно и безветренно. А если дым капризничал и принимал причудливые формы, или же стелился по земле, стоило ждать плохой погоды, с ветрами, дождем.

Ребенок? В печь! Или для чего дети сидели в печи

«Печные» приметы сопровождали человека с момента рождения. Если малыш появился в момент, когда огонь горел тихо, ровно, то ребенок должен был быть здоровеньким и спокойным. Плохо, если огонь потух – в будущем дите могло стать злым, непослушным.

У некоторых славянских племен была традиция «допекания» младенцев. Как это происходило: при рождении недоношенного или слабого ребенка следовало завернуть его в тонкий слой теста (если теста не заготовили, подходила рубаха матери), положить маленького человечка на хлебную лопату и запихать в предварительно протопленную печь. Это символизировало гибель болезни и возрождение здорового ребенка.

Сегодня печь выглядит современно и стильно, и может стать полезным украшением дома.

Русская печь обычно строилась большой. Она была центром семейного быта, отдыха. Несмотря на то, что во многих дворах стояли бани, родители предпочитали мыть детей в печи. Люди верили, что все хвори и болезни уйдут, если прогреть кости в печке. Молодые девицы тоже любили мыться там, не выходя из дома, ведь иначе их могла напугать «банная нечисть». Печной пар считался целительным. На основе золы делали отвары и готовили мази.

Как заклинали мороз на печи

Любая печь должна была пройти испытание морозом. Это сегодня потеплело, зимы стали слякотными и не суровыми. В старину крещенские или рождественские морозы были проверкой на прочность для дома и печки.

Хозяева выясняли, на сколько часов хватает тепла, как горят дрова, которые были приготовлены на зиму, достаточно ли жару они дают. Хорошая печь должна хорошо распределять и держать тепло не менее 24 часов, и это с одной протопки в самый сильный, жестокий мороз. Толстые стенки (до 40 см) помогают в создании теплового эффекта.

Чтобы защитить озимые и плодоносящие деревья от обморожения проводили обряды заклинания мороза. Это интересный и забавный ритуал, который сегодня смотрится смешным, а раньше считался самым важным и действенным. Старший мужчина в семье должен был забраться на печку, держа в руке большую деревянную ложку, доверху наполненную киселем. Просунув голову в волоковое окно, старик вежливо приглашал мороз угоститься, нахваливая кисель и приговаривая: «Мороз! Не побей ты наш овес, а лен да коноплю вколоти в землю». После этого мужчина должен был закрыть окно и вернуться в дом. В момент, когда он уже почти слезал с печки, старшая баба в доме плескала на него водой из ковша. Это должно было закрепить просьбу. Крестьяне читали, что после такого ритуала мороз не мог не подобреть и перестать быть лютым.

Что готовили в русской печи или проще пареной репы

Печь использовали в качестве прибора для заготовок – на ней хозяйки сушили дары леса – грибы и ягоды, мелкую рыбу. Есть поговорка «проще пареной репы», а пришла она из печки! Долгие века на Руси очень любили пареную тыкву или репу. Это простое, вкусное, и очень быстрое блюдо. Репу мыли, плотными слоями закладывали ее в горшок из чугуна и оставляли в теплой печи на ночь. Утром вкусный завтрак был готов. Посоли да ешь! Немного иначе готовили тыкву, ее очищали от семян и запекали на металлических листах.

На самом деле, в настоящей русской печи можно сделать любое блюдо. Никакие духовки, микроволновки, пароварки и прочие достижения техники не помогут придать еде тот аромат, который она имеет после приготовления в печи. Кстати, достаточно было растопить печку ранним утром, и она оставалась горячей на целый день, можно было использовать ее для готовки раннего завтрака и позднего ужина. Чаще всего готовили щи в горшке, самые разные каши, блины, в них также варили картошку, парили ягоды.

Самыми известными стали русские пироги. Приготовленные из поднявшегося теста, с потрясающими начинками из фруктов, овощей, мяса, рыбы, такие пироги в печи приобретают пышность, мягкость, они просто тают во рту. Не зря иностранных гостей всегда угощали и угощают именно пирогами.

Оладушки и блинчики – еще одно произведение русской печной кухни. Тепло окружает тесто со всех сторон, этого невозможно добиться при приготовлении на плите. Блины пекли на сковороде, а для того, чтобы легко установить ее в печь, использовали сковородник (прихватка из металла на длинной палке).

И, конечно, в печи готовили хлеб – самый важный и уважаемый продукт на Руси. Надо сказать, что процедура выпекания хлеба была не так уж проста, как может показаться. Потому женщина, которая умела хорошо это делать, была в семье очень уважаемым человеком.

Как пекли главное блюдо, хлеб, который «всему голова»?

Вечером хозяйка приступала к подготовке квашни (так называется деревянная кадка для теста). Натирала ее солью, хорошо смешанной с закваской, заливала теплой водичкой и бросала кусочек теста. Он всегда должен был быть под рукой, потому от предыдущего раза всегда оставляли маленький комок теста. Закваска размешивалась мутовкой (деревянная лопаточка). Сверху засыпалась мука через решето или сито. Тесто тщательно месилось, пока не становилось похожим на сметану. Все, квашню можно было ставить в теплое местечко, не забыв накрыть полотенцем.

Утром тесто должно было подняться и его надо было как следует вымешать, что требовало сил и умения, оно должно отставать от рук и квашни. После вымешивания его опять ставили в тепло, ждали, пока оно поднимется, и повторяли вымешивание еще раз. Наконец, тесто делили на круглые хлеба, которые сначала должны были выстояться немного, и только потом их ставили в хорошо протопленную, очищенную от золы и сора печку. Поверхность пола печки закрывали дубовыми или капустными листочками, а если их не было, то хлебная лопата должна была быть обсыпана мукой.

Чтобы узнать, хорошо ли пропекся хлебушек, хозяйка вынимала его и простукивала. Если возникал своеобразный, напоминающий звук бубна, звон, значит, хлеб готов и его можно доставать.

Современная и древняя русская печь

Неизменным свойством печи является то, что она является центром тепла и уюта.

Русская печь совсем не гасла никогда. Она потихоньку теплилась в своем уголке при индустриализации, электрификации, газификации, и всегда была объектом пристального внимания специалистов ввиду своих замечательных качеств. Ныне русская печь переживает второе рождение; немалую роль в этом сыграли ее экономичность и многофункциональность.

Между прочим, в столовой у Билла Гейтса стоит настоящая русская печь, в которой ему пекут пироги и кулебяки с мясом и другие блюда русской кухни. Очень многие иностранцы открыто заинтересовались этим чудом «русских инженеров».На лондонском аукционе братьев Батье, крупному английскому бизнесмену была продана печь работы российского мастера — Василия Федорова, за двадцать тысяч долларов.

При расчете по готовым формулам и упрощенным методикам КПД русской печи выходит где-то 25-30% Это значение издавна внушало сомнение, и в 1927 г. Наркомзем СССР провел натурные испытания. Результат ошеломил специалистов: точно измеренное значение оказалось 68%! Это выше КПД большой ТЭЦ! Тогда же был объявлен конкурс на усовершенствование печи. Образцы, разработанные в ВТИ (Всесоюзный теплотехнический институт), Грумм-Гржимайло и Подгородниковым, показали КПД около 80%. Исследования русских печей ведутся по сей день: еще вполне не понятно, как достигается такой КПД.

Русская печь уникальна по своей сути. Являясь очень важным элементом быта, русская печь по праву заняла свое заслуженное место в истории. В старину на Руси существовал обычай, что при сватовстве пришедшие сваты, зайдя в избу сначала крестились перед образами, а после этого клали руки на печь, чем показывали чистоту и порядочность своих намерений и «приобщались» таким образом, к семье хозяев, считались близкими людьми…

А уж если кому доводилось получить приглашение поспать на печи, то после этого он в данной семье навсегда почитался родственником.

В разных уголках России русские печки имели разную форму, иногда встречались очень необычные экземпляры, но основные размеры все же соблюдались довольно строго. Русская печь, это массивная конструкция, среднестатистическая русская печка имела следующие размеры: ширина русской печи составляла – 2 аршина (около 142 см), длина – 3 аршина (около 213 см), а высота от пола до лежанки – 2,5 аршина (около 180 см)

Курная русская печь (печь без дымовой трубы), использовавшаяся в Древней Руси на протяжении долгого времени была прообразом известной «русской печки». Когда же избы стали топить «по-белому», то пришлось озаботиться материалом для труб. Поскольку по трубе прямо из топки шли горячие газы, ее вынуждены были делать из огнеупорного материала – из битой глины или кирпича. Чтобы как можно лучше улавливать выходящий из печи дым, непосредственно перед устьем печи труба расширялась, образуя так называемый кожух. За сходство с предметом женской одежды, его еще прозвали епанчой. Впоследствии для устойчивости епанчу стали подпирать снизу двумя стойками, которые опирались на припечек. Возможно, что именно эти шестики и дали новое название припечку, который стали называть шестком.

Шесток – полочка перед устьем печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонке сгребались раскаленные угли, предназначенные для следующей топки.

У простой русской печи шесток в основном предназначается для горшков и чугунов,которые отсюда вносятся с помощью ухватов в печь. Во время варки чугунки время от времени выставляют на шесток, чтобы проверить степень готовности варева и добавить что-либо. Сюда же хозяйка выдвигает их в конце варки перед тем, как отправить на стол.

Хотя в основном шесток служил подставкой для печной посуды, в некоторых случаях его использовали в качестве открытого камина. Например, нужно подогреть варево, а печь давно остыла – не затапливать же ее снова. На выручку и приходил шесток. На нем размещали небольшую кованую треногу, называемую таганком. Сверху на обод таганка ставили чугунок, кастрюлю или чайник. Устье печи закрывали заслонкой таким образом, чтобы ее ручка была повернута в сторону топки. Открыв вьюшку, под треногой разжигали небольшой костерок из коротких чурочек. Если таганком обзавестись не пришлось, из подпечка доставали два кирпича и ставили их на ребро на некотором расстоянии друг от друга. Между кирпичами также разводили костерок, а сверху ставили посудину с пищей или чайник с водой.

В боковой стене печи делались неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы и лучину для растопки. В теплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу. В русской печи всегда имелись многочисленные полочки и ниши, которые служили как для увеличения площади поверхности печи, а, следовательно, повышенной теплоотдачи, что позволяло быстрее прогреть помещение, так и для хранения всевозможной посуды и домашней утвари.

В русской печи обжигали глиняную посуду. В русской печки обжигали не только посуду, но и игрушки. Причем игрушки обжигались, как правило во время обычной топки. Пивовары – варили в печи пиво, петельщики (так в старину называли людей, которые плели корзины) – распаривали в печи ивовые прутья для придания им мягкости и гибкости…

Сон на полатях – крепкий и глубокий. 6 часов его достаточно, чтобы всласть выспаться; просыпаешься всегда бодрым, с ясной головой.Указанные свойства сна на полатях относятся к медленно выстывающей за ночь печи. Сходный, но значительно более слабый эффект дает пользование хорошим фирменным электроодеялом с автоподстройкой по физиопараметрам.

Места же на печи отводились каждому члену семьи согласно строгой системе иерархии, старики обычно – внизу, справа от устья, а детвора – на полатях (верхняя часть печи, так называемая «лежанка»).

Местные непослушных, вредных, безалаберных детей нередко укоряли: «Видно, что не на полатях тебя делали!»

УКЛАДКА ДРОВ

Мало кто знает что в Русскую печь необходимо по особому укладывать дрова”клеткой”(хотя можно топить чем «чем Бог послал»: ,хворост, валежник, солома, курай (сухие сорняки), кизяк, антрацит, уголь-семечку, торфобрикеты, торфокрошку, опилки а в безлесных частях страны в ход шли солома, тростник, бурьян и даже кизяк. Но печь хлеб нужно только на дровах или древесном угле. Иначе вкус получится магазинный.)

Дрова для того, чтобы они прогорали одновременно и давали хорошие угли, стараются наколоть и подобрать одинакового размера, без больших сучков. При этом, чтобы угли получились равномерными, дрова больше не подкладывают, а стараются протопить печь одной партией дров, держа жар от углей, как можно дольше. Чтобы растопить русскую печь дрова укладывают колодцем.

Укладывается от 7 до 13 поленьев, длинной деревянной лопатой. желательно как можно дальше от устья.Первое полено укладывается поперёк печи.Три следующих вдоль печи дальними концом на первое полено.,5,6,7 поперёк второго,третьего , четвёртого и так далее.

Делается такой колодец для того чтобы дрова загорались и прогорали разом.Для этого ,на самый низ, между поленьями укладываются и поджигаются пучки длинных лучин.

Русская печь работает только на медленно горящем твердом топливе. Быстро сгорающие жидкое и газ требуют много воздуха, подток которого русская печь обеспечить не может. Ставить в горнило форсунку для мазута или газовую горелку не только бесполезно, но и опасно для жизни.

ПИЩА

Русская печь в крестьянской избе топилась каждый день зимой и летом. Она обогревала избу, в ней готовилась еда для семьи. Более того, благодаря своей большой массе прогретая печь очень долго сохраняет отданный ей пламенем жар, т.е. очень долго остывает. Таким образом, еда — приготовленная с утра оставалась горячей до глубокой ночи, сваренные каши – распаривались и становились рассыпчатыми, молоко, поставленное в печь – томилось практически без вмешательства хозяев, целый день трудившихся в поле или по хозяйству, а вечером лакомившихся таким любимым на Руси напитками как топленое молоко, простокваша и ряженка.В ней же готовили корм для скотины. Размеры русской печи были очень внушительны. Через широкое устье свободно проходил двухведерный чугун. По высоте проходила глиняная корчага с солодом для пива.

Конструкция русский печи позволяла готовить на ней не только каши, но и печь хлеб(а его за один раз можно испечь порядка шестидесяти килограмм, что являлось недельным хлебным запасом для целой семьи), пироги. Кроме того, как в печи так и на печи сушили грибы, ягоды, рыбу ,зерно и т.д.

На чердаке,в дымоходе устраивали специальные коптильни.

Конструкция печи позволяла использовать одно и те же ее части для различных видов тепловой обработки пищи. Пищу можно было варить или парить, жарить, печь или томить.

Обычно:

• жарили у входа в топку;

• на шестаке подогревали ранее приготовленную пищу;

• томили продукты внутри печи, после топки;

• на поду – выпекали.

Кулинарная русская печь, приготовление пищи в которой проработано веками, по-прежнему неповторима. Современные кухонные печи, духовки, микроволновки и пароварки уже дают совсем другой эффект.

Секрет вкуса пищи, приготовленной в русской печи, заключается в том, что жар печи распределяется равномерно и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнем, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая.

В русской печи безо всяких перегородок и закоулков, усложняющих, а то и делающих невозможным ремонт или чистку, образуется виртуальный сложный дымовой канал, по эффективности превосходящий любой лабиринтный. Остается жалеть лишь об одном: имя или имена создавших ее гениев так и остаются в безвестности.

ПЕЧЬ –БАНЯ

Лечить разную простудную хворь и то могла печь. Больного на специальном лежаке заталкивали в печь, чтобы он хорошенько пропотел. Снаружи печь обрызгивали водой или квасом, и густой «хлебный» пар был своего рода ингаляцией и благотворно влиял на больного. Также в печах лечили грудных детей от рахита. Малышей обмазывали глиной и клали в теплую печку. Такой общий прогрев организма приводил к исправлению костей.

В печи еще и парились. Места в русской печи достаточно. Отопительная печь занимала не меньше трети избы, и внутрь могли забраться сразу два взрослых человека.

Веником в ней, конечно, не размахнуться, но аккуратно париться вполне можно. Неизвестно, чего больше в такой изобретательности – рачительности (чего теплу зря пропадать, чугуны поставим – и вода согреется) или «Емелевской» лени (зачем баню топить, если в печке вымыться можно).

После растопки под очищали выметая тщательно золу и выстилали соломой, чтобы не прожигало, ставили внутрь чугуны с водой, после чего можно было использовать печь в качестве своеобразной мини-бани. На шесток клали чистый половичок. Дальше человек залезал в печь и садился на солому. Можно было плеснуть из ковша на раскаленные стены, а можно просто, помочив веник, потрясти его за спиной. Если хочется вдохнуть свежего воздуха, можно лечь головой к устью. Первыми парились мужчины, потом мать с ребятишками. Взрослые мылись сами, чаще по одному, а детей и стариков подавали внутрь на деревянной лопате.

Мылись щелоком, для мытья волос использовали золу или яйцо. Поддавали пару, обливая водой горячие стены печи. Русским людям нравилось мыться в печке, баню топили, только для большой компании.

Именно поэтому предложение “в печи попариться”, которое для современного человека звучит подозрительно и даже дико, в контексте старорусских времён звучало совершенно нормально.

Интересно, что девушки мылись в печке чаще, чем мужчины. В некоторых областях – например, во Владимирской губернии – девушкам вообще считалось грешным мыться в бане. Ходить туда разрешалось лишь замужним, а девицам или вдовам приходилось использовать домашние русские печи. А может быть, они сами не хотели мыться там, напуганные рассказами о баннике – нечистой силе, хозяине бани, который мог и раскаленный камень из банной печи бросить в немилого гостя, и дверь наглухо закрыть. Русская печка же стояла в доме, где висели иконы и каждый угол кропили святой водой. Поэтому мыться в ней было спокойнее.

ИСТОЧНИК СВЕТА

Разожженная печь в зимнее время была одним из основных источников света, а важнейшим женским рукоделием в те времена было прядение. Сидя на лавке возле устья печи, женщина правой рукой вращала веретено, левой же сучила нить и, конечно, то и дело поглядывала в ту сторону. Если печь стояла слева от входа, свет падал не удобно для работы. Еще в начале XX века в русской деревне было множество курных изб, работали у печи домашние мастерицы. Не случайно в словаре В. И. Даля изба с левосторонним расположением печи названа «избой-неряхой» за то, что в подобном жилище женщине не с руки прясть.

МЕСТО В ИЗБЕ

Существует три традиционных варианта ориентации устья печи.

Наиболее древний – южнорусский. Печь располагается в одном из дальних от входа углов. Печной угол (не путать с углом, в котором стоит сама печь) занимает пространство от устья до противоположной ему стены. Если он отделен занавеской или перегородкой, то это будет «кухня». Угол, лежащий от устья по диагонали, называется большим, или красным. Здесь стоят стол, сундук, длинные лавки и висят иконы. В четвертом углу под потолком устраиваются полати (настил из досок для спанья). Выгороженный занавеской, он делается «спальней». Рукомойник, ведра с водой и весь кухонный инвентарь находятся в печном углу. Красный угол одновременно является прихожей, столовой, гостиной и местом для работ. Такая планировка крестьянских домов распространена от южного Подмосковья до среднего течения Дона.

Второй вариант – севернорусский. Устье («чело», «цело») основной, хлебной печи обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между ними оставалось 20-30 см, где хранили кухонную утварь. Между печью и торцевой стеной, над входом, устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской. В крестовых домах и пятистенках с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком. Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, располагавшееся между койкой и печью, – «под порог». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между печью и стеной, где располагался «передний угол», называли «куть». Оно традиционно принадлежало женщине и предназначалось в основном для приготовления пищи и шитья. Там стоял «ящик» с вещами хозяйки – сундук с приданым, взятым из дома родителей. Возле печи был вход в подполье. К печи со стороны входной двери примыкала небольшая лавочка.

В третьем варианте ось печи перпендикулярна продольной оси дома. На севере этот вариант называют «финским», так как он встречается в жилищах обрусевших финнов, на юге – украинским. Печь стоит рядом с дверью, но устье смотрит не на противоположную от входа, а на боковую стену. Соответственно красный угол расположен так же, как и в севернорусской избе, а вот печной – у входа, весь на виду, поэтому он является одновременно и кухней, и прихожей.

Срединное расположение печи в доме совершенно не свойственно жилищам восточнославянских народов.

ПЕЧЬ В СОВРЕМЕННОМ СТИЛЕ

Нет предела совершенству. Появляются новые технологии, новые материалы, новые строительные возможности. Меняются вкусы, взгляды.

Некоторые современные русские печи дополнительно содержат котёл с разводкой труб по дому.

Печь помимо своих прямых функций начала становится предметом декора интерьера. В любом помещении печь всегда будет в центре внимания, всегда будет «гвоздем». Неизменным свойством печи является то, что она является центром тепла и уюта. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Как мылись в русской печи

Быт наших предков был идеально приспособлен к условиям, в которых они жили. Русская печь по праву занимала ключевое место. Что и немудрено – суровый климат с длинными и морозными зимами, ставил запасы топлива вровень с запасами продовольствия. И дровишки, так же, как и хлеб, давались ох, как нелегко.

Откуда пошёл обычай мыться в печи?

Только представьте себе, дерево (обычно берёза, она обладает отличной теплоёмкостью, почти в два раза больше, чем ель, уступая среди местных видов, пожалуй, только дубу) растёт минимум в километре, а то и в двух-трех. Это потому что вокруг русской деревни всё выкорчевано и перепахано. Надо добираться, понятное дело, не пешком, а на телеге. Дерево нужно свалить. Сейчас с помощью бензопилы это лёгкая задача, а раньше приходилось топором изрядно помахать. Потом сваленное дерево необходимо было разделить на части, чтобы погрузить. Затем доставленные к дому брёвна распилить на чурбаки, которые следовало наколоть и аккуратно сложить, по возможности прикрыв сверху от дождя. У двоих крепких работников на один воз уходил целый день.

На зиму, средней крестьянской семье требовалось не менее 10–15 возов дров. А если при этом топить знаменитую русскую баньку, то и все 25.

ВАЖНО! Обычай помогал заметно экономить ресурсы и таким образом, оказывал немалое влияние на многие аспекты жизни в деревне в старину.

Кто мылся в печи?

Понятно, что баня была роскошью, которую могли себе позволить только весьма крепкие хозяйства. Что касается остальных, то их очередной раз выручала чудо-печка, не требующая для помывки целой семьи никаких дополнительных дров. Просто используя то тепло, которое оставалось от приготовления пищи. В силу своей рациональности этот обычай был распространён по всей территории Руси, о чём существует немало свидетельств.

Как раньше мылись в русской печи

Всё начиналось ещё на стадии строительства. Печь строилась так, что в ней должен был свободно помещаться взрослый человек и одна-две шайки с водой. Ещё должно было остаться место, чтобы и веником помахать. Поэтому сердце русской избы выходило таким большим, что иной раз могло занимать едва ли не треть всего помещения. Чтобы представить себе как выглядела такая печь, можно посмотреть фото. Но это делало возможным спать на ней сверху, в тепле, когда вся изба потихоньку остывала. В холодное время года большой размер был существенным достоинством.

Топилась печь, разумеется, утром. Хозяйка вставала раньше всех, разжигала огонь и готовила еду. Грели чугуны с водой. Когда угли прогорали, оставшуюся золу выметали наружу. Уже подстывшую печь мыли. Причём необходимости мыть свод не было, из-за высокой температуры, когда горели дрова, вся сажа отваливалась сама, практически без следа. Так называемый под выстилали соломой для пущего комфорта. В шайки, обязательно деревянные, чтобы не обжечься, наливали воду и заранее приготовленные отвары лечебных трав.

СПРАВКА. Некоторые травы, которые на Руси использовались для приготовления банных отваров.

  1. Полынь. Высушенным и измельчённым растением натирали кожу. Делалось это для исцеления от ран, ушибов и язв. Кроме того, процедура снимала головную боль, нервное напряжение и повышала работоспособность.
  2. Зверобой. Также использовался в высушенном и измельчённом виде. Порошком посыпали тело для избавления от кожных болезней и подагры.
  3. Полевая мята. Использовалась больше для поднятия настроения, поскольку обладает очень приятным запахом. Но также есть сведения, что она оказывает положительное влияние на организм при простуде.
  4. Ромашка. Растение, широко известное своими лечебными свойствами, содержит большое количество витаминов и эфирных масел. Оказывает положительное влияние на здоровье кожи.
  5. Липовый цвет. Будучи запаренным, издаёт очень приятный запах, успокаивающий нервную систему, способствует крепкому освежающему сну.
  6. Хрен. В любом виде отлично борется с простудой. Укрепляет иммунитет.
  7. Аналогично действуют и листья чёрной смородины.
  8. Хвоя сосны и ели, заваренная в кипятке, настоянная, будучи выплеснутой на камни и обращаясь в пар, способно оказывать положительное комплексное влияние на организм.
  9. Зелёные шишечки хмеля способны вызвать прилив сил. Их следует применять, если после бани у вас ещё много дел.

Сначала мылись те, кто любил погорячее. Понятно, что по температуре русская печь могла дать фору любой парилке. Поэтому следовало соблюдать осторожность. Ну а по мере остывания и все остальные. Самых маленьких мыли в конце, когда жар спадал, сажая их на деревянную лопату, и подавая внутрь к ожидавшей там матери. Если жара начинало не хватать, зёв печи закрывали снаружи заслонкой. В этом случае все процедуры приходилось делать на ощупь. Что, конечно, требовало некой сноровки. Если нужно было мыть хворого или немощного, то его так же, как и ребёнка подавали внутрь, только не на лопате, а положив на широкую доску. Она должна была быть непременно липовой. Поскольку и дух от липы приятный и нет смолы как от ели или сосны.

Вместо современных шампуней и гелей использовали золу или куриное яйцо. А часто, и вовсе ничем не пользовались. Горячая вода, да ещё с духмяным взваром из всевозможных трав, прекрасно всё отмывала, не иссушая кожу, а оставляя её мягкой и шелковистой.

Ещё один интересный обычай связан с помывкой в русской печи. Дело в том, что в баню можно было ходить только замужним женщинам. Пращуры искренне верили в «банника» — эдакого варианта домового, которого красным девицам и вдовам следовало всерьёз опасаться. Здесь, возможно, тоже есть своё рациональное зерно. Девицу до свадьбы нужно было дорастить в чистоте и непорочности, а баня обычно стоит в отдалении, и уединении, мало ли что. Уж пусть лучше в печи париться, всё спокойнее.

Любопытно, что вода, которую, довольно обильно, лили на себя парильщики, утилизировалась практически без внешнего вмешательства. Большая её часть, проходя сквозь солому и, положенные вплотную без раствора кирпичи и слой песка просто стекала в подпол или прямо на земляной пол.

Кроме мытья, печь стояла и на страже здоровья. Представьте себе ситуацию. Ноябрь. Дождь. Ветер. Очень зябко на улице. К вечеру в избу вваливается уставший, промокший и продрогший работник. Беда! Завтра же с жаром свалится! Но опытная хозяйка заставляет его скинуть всю мокрую одёжку и — греться в печь, с утра ещё натопленную, не теряя ни минуты. А уж потом, распаренного и красного, переодевшегося в сухое и чистое, сажает за стол. Наутро человек бодр и вёсел, ни о какой простуде и речи нет.

Вот такое чудо-РУССКАЯ печь, создал коллективный гений наших пращуров, и которым и по сию пору кое-где пользуются.

Читайте также:  Все, что нужно знать про вечную батарею от Atmosic Technologies
Добавить комментарий