Камин в древности, средневековье, новое время и России

Немного истории о каминах

Немного истории о каминах

«Огонь — это животное, и в то же время он не похож ни на одно из них. У него нет ни ног, ни туловища, но он быстрее антилопы, нет пасти, но он дышит, ревет, рычит, у него нет ни рук, ни когтей, но он обладает всем миром. Присутствие его прекрасно:он смягчает жестокость холодных ночей, дает отдых усталым и делает людей сильными».

Единственным источником тепла, защищающим жилище от злых духов являлся огонь. Не зря его называли священным с древних времен. Человек поклоняется огню с начала его существования. Древнейшей формой религии, существовавшей у неандертальцев, было обожествление солнца и огня. Индейцы племени Сиу в Северной Америке почитали огонь как божество, воплощающее мистическую жизненную силу. В Индии Агни был одновременно богом жертвенного огня и покровителем домашнего очага. А в эпоху античности огонь воспринимался как личность. У древних греков существовало немало ритуалов, связанных с огнем. Считалось, что дым от пламени возносится к богам.

С того времени, когда человека перестали удовлетворять природные пещеры, и он начал строить жилище для безопасного убежища на ночь или от непогоды, возникла необходимость его обогрева с помощью огня. Первоначально это был открытый огонь, служивший для приготовления пищи и освещения. В климатических условиях Средней Европы он являлся необходимой частью любого помещения.

Первый очаг располагался в центре жилища человека, что было продиктовано, как мы сказали бы сегодня, мерами противопожарной безопасности. Дым выходил наружу через отверстия в крыше. Топка располагалась на земле и обрамлялась камнями. Над ней подвешивался котелок или устанавливался вертел. Только с возникновением городов над очагом стали сооружать огнестойкие трубы, не позволяющие воспламеняться деревянным конструкциям зданий. В каменных домах появилась возможность располагать огонь в любой части помещения, а сам дымоход прокладывать в стене.

Первые камины появились в римско-античный период. Их порталы вырубались в стенах со ступенчатыми косяками и отличались простотой и скромностью. Для обогрева нескольких помещений одновременно в Древнем Риме были разработаны отопительные каналы, которые находились под окнами и подавали в дома горячий воздух. Такие системы применялись в банях (термах) и на виллах.

Намного позднее камин переместился к одной из стен, и лишь следующим шагом в его развитии стало слияние топки и дымохода со стеной.

Несмотря на скромность облицовки, камин в те времена играл сакральную роль (оберегал от злых духов, поддерживал жизнь человека), и роль хранительницы очага была необычайно важна и значима. Разрушение врагом места для огня в доме было равносильно осквернению святыни.

В Средневековье камины становятся более декоративными, в феодальных замках для них создаются целые помещения — каминные залы, наиболее любимые хозяевами и их гостями. Именно здесь хранятся военные и охотничьи доспехи, оружие, гобелены, стяги и другие средневековые знаки важности.

В Средние века камины отличались большими размерами, так что рыцари-паломники могли целиком изжарить в них быка. Во французском городе Пуатье в замке герцога Беррийского можно полюбоваться тройным камином во всю торцевую стену. В каждое из трех его отделений мог бы уместиться небольшой двухэтажный дом. Очаг украшен галереей с ажурной балюстрадой, тремя причудливыми арками, каменным готическим кружевом.

Однако в большинстве средневековых домов камины были скромнее по размерам. Их обычно встраивали в стену, а дымовая труба опускалась над очагом шатровым навесом, который опирался на консоли или резные столбики. Навес по возможности украшали: штукатурили, белили, расписывали.

Каменные и кафельные печи стали появляться в богатых домах, начиная с XIV века. С отопительной задачей такие печи справлялись лучше каминов, потому что печи обогревают помещение не прямым излучением от огня, а накапливают тепло всей своей массой и постепенно отдают его вследствие конвекции.

Эпоха Возрождения

Во время Ренессанса камины стали предметом серьезного интереса художников-оформителей. Порталы камина делались из гранита и мрамора, украшались флорентийской мозаикой. Их композиция включала в себя колонны, пилястры, элементы антаблемента. Увеличились размеры дымосборника и площадь камина вдоль стены, появились резные украшения над каминными досками. В искусстве барокко и рококо надкаминные украшения делались меньшего размера, но отличались исключительным разнообразием и изысканной декоративностью.

Каминные аксессуары также становятся объектами художественного интереса. С начала XV-го столетия для защиты стены от интенсивного нагревания и в качестве украшения в задней части топки появляется отлитая из чугуна декоративная доска.

При Людовике XIV в Европе процветает стиль барокко. Поэтому вытяжная труба, которая раньше нависала над топкой шатром, теперь становится перпендикулярной каминной полке и оформляется множеством драгоценных безделушек. Низ и верх камина оформляются карнизом или цоколем, который соответствует пышному убранству всей комнаты.

Новое время

Когда пышные формы начинают утомлять глаз, в Европу приходит классицизм. Он возвращает строгие пропорции и подчеркнутую монументальность форм античных времен, четкость линий, которую так любили древние греки. Чувство меры преобладает во всем. На каминах теперь изображаются военные эмблемы, древние орнаменты, но украшения носят лаконичный характер. Портал обрамляется колоннами и несущими скульптурами, на карнизе ставятся часы, статуэтки, вазы. Над камином помещаются зеркала, отражающие неброское богатство интерьеров.

В XIX веке для художественной отделки топки начинает применяться тогда же созданный огнеупорный кирпич. Колосниковая решетка для дров, находящаяся в топке, и решетчатый углесборник до сих пор побуждают кузнецов к разнообразным художественным импровизациям. Назначение этих предметов — обеспечить доступ воздуха к дровам и дать углям полностью прогореть. Большим разнообразием конструкций и отделки отличаются щипцы для перевертывания горящих дров, специальная вилка для ворошения топлива, щетка на длинной ручке и совок для чистки топки, меха для раздувания огня. В XVIII веке в обиход входят кочерга для разбивания горящего угля на мелкие кусочки, ведерки и ящики для угля, которые впоследствии заменяются резными деревянными ящиками и решетками для топлива. В XIX веке с целью защиты деревянного пола комнаты от попадания на него горящих углей начинают устанавливать каминные экраны или специальные сетки, через которые виден огонь.

Смешанные стили, которые пришли вслед за классицизмом, не внесли в историю каминов существенных изменений. Своеобразная революция, коренным образом преобразившая внешний облик очага, произошла только в конце ХIХ — начале ХХ вв., когда наступило время модерна.

Камины в России

История камина в России насчитывает лишь несколько веков, первоначально они появляются в домах богатых бояр, а затем, в эпоху Петра I, камины все чаще устанавливают в интерьерах дворцов. Из-за сурового климата русские относились к каминам скорее как к забаве богатых. Камин в России всегда был определением уровня и социальной значимости хозяина. Наличие камина являлось одной из отличительных привилегий, дарованных Петром русскому дворянству. Затем вышел указ, разрешающий строить камины жителям Немецкой слободы в Москве.

В 1760-е годы в Россию на смену петровскому барокко пришел классицизм. Простота и ясность, гармония и единство, спокойствие и величественность, строгая мужественность и героика определили особенности этого стиля. От дворца до купеческого дома с мансардой — все это было простым и рациональным по планировке, но одновременно включало в себя торжественные и аллегорические элементы декора.

Классицизм аскетичен и точен в деталях. И одновременно пронзительно романтичен. Элементы ордерной системы, лепнина, статуи на пьедесталах — ассоциативный ряд, создающий устойчивый образ богатства и стабильности, будоражил воображение многих поколений художников и архитекторов.

Названия залов и сооружений знаменитых дворцов и усадеб указывают на источники, из которых новый стиль заимствовал формы и мотивы: греческие, итальянские, египетские залы, вестибюли и павильоны имелись не только в Павловске или Останкино. Европейский вкус в поисках идеала и стремлении приобщиться к истокам последовательно осваивал древность, двигаясь от Рима все дальше на Восток и одновременно в глубь веков.

В подражание древним храмам архитекторы все чаще обращались к природному камню, главным образом, мрамору. Им облицовывали стены, из него делали колонны, фризы, порталы . Это увлечение камнем выразилось, в частности, в создании знаменитого мраморного дворца в Петербурге и Агатовых комнат в Царском селе. Развитие геологии в ХVIII веке позволило обнаружить в России богатейшие месторождения полудрагоценных и поделочных камней в горах Урала, способствовало распространению в это время своеобразной культуры камня.

Декоративное единство оформления залов осуществлялось за счет одних и тех же повторяющихся орнаментальных мотивов. Не только порталы каминов , но и верхние части ножек пристенных консолей делали в виде античных герм или колонн классического ордера.

И сегодня, посещая прекрасные дворцы в Петергофе, Кусково, Останкино, Лефортово, мы можем любоваться прекрасными каминами, которые легко уживались с традиционными изразцовыми печами, соседствуя рядом в интерьере, украшая его живым огнем.

В настоящее время функциональная роль камина не велика, однако он не уходит с архитектурной арены, потому что вечен как символ. Камин не только согревает кров, но и подчеркивает незыблемость семейного очага.

Камин в древности, средневековье, новое время и России

Камин – это главный бриллиант в оправе архитектурного ансамбля особняка. С помощью камина может быть рассказана длинная история о положении владельца, его характере, пристрастиях и ценностях. Камин имеет поразительное свойство притягивать к себе внимание гостей. Едва гость, переступив порог, замечает камин, у него возникает желание осмотреть достопримечательность во всех подробностях. Стоит ли упускать такую возможность сообщить гостю что-то очень важное, а, возможно, и покорить его сердце?

Камин как символ роскоши

Камин в Европе претерпел долгую эволюцию. Сформировавшись ещё в Древнем Риме, он пережил мрачное средневековье и ворвался в 20 век уже в качестве части антуража элитного жилья. В России же было совсем иначе. Наши предки разработали гораздо более практичное (хотя и менее эстетичное) устройство – русскую печь. Камин попал к нам исключительно как предмет роскоши. Это произошло эпоху Петра I, когда мода на всё европейское накрыла Россию целиком. Два противоборствовавших тогда класса (или, как сейчас говорят, две конкурировавших элиты) – бояре и дворяне – начали состязаться между собой в роскоши своих усадеб. И одним из главных объектов внимания стал камин. С тех пор в России повелось судить о хозяине дома по убранству его камина.

Магия огня и камин

С древнейших времён центром жилища был очаг. Вокруг него кипела жизнь и зарождалась человеческая цивилизация. Жизнь наших далёких предков зависела от огня. Возможно, именно в этом кроется секрет магического свойства огня воздействовать на сознание человека. Люди готовы часами наблюдать за тем, как пляшут алые языки пламени. Огонь завораживает человека, вводит в медитативное состояние, наводит на раздумья, вызывает в памяти приятные воспоминания. Не даром в большинстве магических обрядов используется огонь. Примером может служить пасхальный огонь христианства, зажигаемый в храме Гроба Господня в Иерусалиме, а так же свечи, факелы и костры всех первобытных религий.

Огонь помогает расслабиться и полностью отдохнуть, не теряя при этом ясности ума. В иной ситуации огонь поможет Вам сосредоточиться и обдумать важную мысль. Хорошо у камина обсуждать и совместные планы: огонь сближает современных людей так же, как сближал когда-то наших далёких предков. Возможно, именно поэтому камины стали обязательным элементом в домах успешных бизнесменов.

История зарождения камина

Если не принимать во внимание такой этап развития камина, как костёр древнего человека, можно сказать, что камин зародился в Древнем Риме. Сам термин “камин” происходит от латинского caminus – открытый очаг. В домах римлян строились печи с открытой топкой, уходящие трубою в потолок. С их помощью отапливали довольно большие помещения. Эти печи-каминусы монтировали в центре залы, что определило местоположение камина на несколько последующих веков. Именно в Древнем Риме камин обрёл свои современные черты.

Средневековье и Готика (5-15 века)

Средневековье – довольно продолжительный период европейской истории, начавшийся с окончательным падением Рима от ударов белых варваров Севера. /Кстати, среди этих варваров было много и наших с вами предков, или, как минимум, родственников: древними славянами были, например, вандалы/. Приобщившись к развитой цивилизации Рима, предки современных европейцев начали активно строить величественные здания. Так родился стиль готика. Название стиля произошло от латинского gotico – варварское. Это оскорбительное прозвище было дано зарождавшемуся стилю ещё художниками великого, но увядающего Рима. Готика – это соединение имперского величия и фанатичной веры в Бога, что было свойственно средневековью. Мы знаем этот стиль по величественным соборам, как бы рвущимся в небеса.

Не менее величественны были и замки средневековых феодалов. Они были сложены из грубого булыжника, но архитектура их год от года совершенствовалась. Камины в таких замках могли достигать гигантских размеров. Средневековые рыцари жарили в них быков на вертеле. Камины строятся чаще около стены, а вернее в самой стене. Каминная топка могла достигать размера комнаты высотой в полтора человеческих роста. Такой камин можно увидеть в старинном аббатстве Мон-Сен-Мишель во Франции. Однако художественной ценности такие камины ещё не представляли.

Возврат к античности (15-16 века)

15-16 веках художники и архитекторы вновь обратились к идеалам античного искусства. В моду вошли статуи олимпийских богов, колонны, капители, пилястры (выступающие из стены полуколонны). Ими стали украшать как внутреннюю, так и внешнюю части здания. Разумеется, это коснулось и камина. Материалом камина, вместо привычного булыжника, стали благородные камни – гранит, мрамор. Камины украшали мозаикой, экспериментировали с их формой. В этот период камин навсегда “прирос” к стене.

Чувственность и лукавство аристократии (17-18 века)

Стиль барокко – это воплощённая роскошь, парадность, страстность и пышность. Знать полностью сформировавшихся европейских государств не отказывала себе ни в чём. В переводе с итальянского barocco означает вычурный, причудливый, странный. В эту эпоху камины стали украшать флорентийской мозаикой, увеличились размеры их дымосборников, на порталах каминов появились резные украшения. Декоративные орнаменты каминов впервые приобрели ассиметричные элементы, стали более подвижными, “текучими”. Часто изображались вьющиеся растения (виноградные лозы, листья аканта, ветки роз). Часто в орнамент включал изображения насекомых, птиц, животных, играющих детей.

Заднюю стенку каминной топки стали закрывать чугунными панелями. Их украшали рельефами с изображением библейских сюжетов или военных баталий. В качестве материалов часто использовался белый мрамор в сочетании с золочёной бронзой. На каминной полке помещались часы, вазы, зеркала и роскошные канделябры. Перед топкой камина нередко ставили шёлковый каминный экран в деревянной или позолоченной раме. Рисунок такого экрана просвечивался светом пламени и создавал дополнительный декоративный эффект. Кроме того, экран рассеивал жар огня.

Наполеон и Шерлок Холмс у камина (19 век)

Как это обычно бывает, после периода роскоши и вычурности, людям захотелось чего-то более сдержанного, лаконичного и разумного (конец 18 века). Так появился классицизм. Центром развития нового стиля стала Англия. Камин в английском стиле – это спокойный аристократизм, элегантность и простота. Камины этого направления отличает сдержанность декораций, форм и красок. Самым распространённым материалом для камина становится черный мрамор, скромно украшенный рельефами в античном стиле. Нам легко представить такие камины, поскольку мы видели их в фильме “Шерлок Холмс” по роману Артура Конан-Дойл и других фильмах об Англии 19 века. Классицизм – это деловой стиль. Дух римского практицизма пронёсся через поля Европы и дал всходы на благодатной британской почве.

В начале 19 века Франция, вслед за Британией, отказывается от стиля барокко. В эпоху правления Наполеона Бонапарта зарождается новый стиль, ставший синтезом английского лаконизма и величия Французской Империи. Ориентиром для новых художников Франции стал Рим периода расцвета. В переводе с французского empire означает “империя”. В моду входят помпезные колонны, военные сюжеты, оружие, лавровые венки. После египетских походов Бонапарта, в декор каминов вошли сфинксы и египетский орнамент. Материалом монументальных каминов в стиле ампир становится мрамор.

Романтика сельской жизни (19-20 века)

Со временем камин всё более демократизировался, всё большее число людей могли его себе позволить. И простых европейцев (включая уже и русских) стали утомлять помпезные стили прошлого. Их идеалом стала простая тихая жизнь на лоне природы. Так появился стиль кантри или рустикальный. Кантри – это сельская пастораль, с её прекрасных пастушками, весёлыми мельниками и картинной беспечностью.

Эти направления стали отражением нового стиля в литературе 19 века – романтизма. Возвышенному описанию подлежит простая деревенская архитектура, плетёная мебель, домотканые пледы и т.д. Прекрасная старина и спокойная жизнь. Камины выкладываются из простого кирпича, дымоход маскируется фанерным кожухом. Яркими представителями стиля кантри стали голландские камины.

Камин мира высоких технологий (21 век)

Стиль хай тек в архитектуре узнаётся, прежде всего, по обилию стекла (или его заменителей) в сочетании с металлом. Строительство многоэтажных насквозь просвечиваемых атриумов с прозрачными лифтами, гигантских стеклянных отапливаемых мостов стало возможным исключительно благодаря развитию высоких технологий. Камины стиля хай тек сверкают полированным металлом, имеют необычные формы, напоминающие скорее очертания космического корабля, чем домашней печи. При создании таких каминов широко применяются современные огнеупорные материалы (стекло, нержавеющая сталь, особый пластик, керамика). Порталы нередко отсутствуют совсем, а топки могут висеть над полом. Такой камин Вы без труда сможете переставить в новое место, а в случае переезда – забрать с собой. Линии каминов хай тек резкие, пересекающиеся под разными углами. Всё напоминает о цивилизации и научно-техническом прогрессе.

Возможности современного камина

Современный камин может принадлежать к любому из перечисленных выше стилей или сочетать сразу несколько из них. Главных критериев два: органичность (то есть, соответствие стиля камина остальным частям жилища) и эргономичность (то есть единство его функциональной и стилистической составляющих). Независимо от дизайна, современный камин позволит Вам созерцать огонь сквозь огнеупорное стекло и удалять золу, не гася пламени. В топку современного камина можно бросать не поленья или уголь, а экологически чистое топливо, созданное именно для данной цели. КПД современного камина составляет + – 75%. Но самое главное: современный камин – это символ престижа. Его достоинства определяются не столько ценой (которая относительно невысока), сколько точностью отражения индивидуального стиля и личности владельца дома.

История альтернативной энергетики. Камин

Как много уже было написано ранее и разными авторами, очень многие старинные технические объекты прошлого на протяжении совсем недавнего времени из-за непонимания принципа их действия обожествлялись, приспосабливались под примитивное или объяснялись эстетической необходимостью. Это лишний раз доказывает, что в человеческой эволюции был некий разрыв в степени развития с последующей деградацией, но речь сейчас не об этом, а об одном из таких технических объектов.

А объектом сегодняшнего разговора будет камин. Прочитайте его определение по ссылке, это что-то в стиле М.Задорнова (царствия ему). Отличительной особенностью камина всегда является то, что он не расчитан на нагревание и последующую теплоотдачу от материала стенок. Основное тепло он дает за счет инфракрасного излучения от пламени, а конвекция (по Википедии) тут вообще не при чем. Те, кто имел когда-нибудь камин (я имел), знают, что от конвекции тут случаются одни проблемы – дым начинает идти наружу, загрязняя воздух и сам камин. Причём это не зависит ни от качества инженерных расчётов каминного мастера, ни от качества дров. И греет камин только тогда, когда в нём горят дрова, а прогорают они довольно быстро. При большом объёме комнаты, чтобы её прогреть, надо сидеть возле камина несколько часов, и иметь соответствующее количество дров. А теперь представьте 19 век где-нибудь в Голландии, где морозы достаточно сильные и комнаты большие. Понятно, что в таких условиях можно вымерзнуть и камин тут не нужен совсем, а нужна голландская печь. Но тем не менее камины там тоже есть. Кто попроще, переделывал их примерно так:

Камин образца 19 века, оборудованный под печь

А для чего же их вообще делали, если такие камины изначально не справлялись со своими задачами? Ну явно не для красоты и не для мистики. Возможно, климат был на северных широтах более мягким, но в камине тем не менее есть дымоход. Специалисты подтвердят, что в тёплом климате из-за обратной тяги топить камин ещё труднее. Так в чём же весь секрет? Давайте разбираться.
Итак, камин. Чем он древнее, тем больше напоминает конструкцией навес над костром, который разводят прямо на полу.

Конструкция камина, Франция, 17 век Конструкция камина, Австрия, 17 век

Кроме того, высота топки на каминах старой конструкции явно выше человеческого роста.

Образцы каминов, Европа, 18 век

Наверное, художник этих гравюр в детстве не жёг костры в пионерлагере. В данном случае даже при хорошей тяге половина дыма будет выходить в помещение. Есть даже гравюры, где люди сидят в роскошном дворце и топят камин, а из него идут клубы дыма наружу. Ощущение, что эти люди – дикари, которые попали впервые в бесхозный дворец, и никакого достойного назначения камину, кроме как жечь в нем дрова, не нашли (кстати, многие историки так и утверждают, что современные люди пришли в античные дворцы как дикари, в 18 веке). На всех старинных гравюрах камины изображают с максимально большим размером топки. Именно такими они изначально и были.

Образцы каминов, Европа, 18-19 век

Естественно, в таком виде они дровами топились плохо, и люди их дорабатывали, чтобы хоть как-то улучшить тягу. Сделать это достаточно просто. Необходимо всего лишь уменьшить размер топки, заложив его кладкой.

Образец камина, Франция, Дижон, 19 век Образец камина, Франция, Дижон, 19 век

Посмотрите на материал и качество самого камина и на белые плитки, какими уменьшен размер топки, а также на швы между ними. Факт очевиден – хозяевам дома камин достался готовым, и его доработали. Стоп. А что за предметы стоят возле камина? Для красоты или просто случайно попали в кадр? Наверное, не случайно, так как практически на всех вышеприведённых рисунках какие-то подобные предметы всегда присутствуют.

Образцы каминов. 19 век.

Как видим, в разное время и в разных странах у всех каминов есть одно общее – это наличие на задней стенке топки металлической плиты (либо исполнение всей топки в виде положенного на бок металлического кессона), и присутствие возле камина металлических кубков, которые ранее были рассмотрены здесь. Причём кубки могут быть разной величины, наибольшие ставятся к углам камина. Наличие металлического листа на задней стенке вполне понятно – он служит для излучения инфракрасных лучей при нагревании, строго перед собой, как и положено камину. А вот кубки к процессу горения дров никакого отношения не имеют. Здесь, видимо, сработала европейская ментальность. Европейцы не понимали, для чего нужны эти кубки, но раз они там стояли издревле, значит так положено и убирать их не надо. А эти кубки есть ни что иное, как устройства для концентрации атмосферного электричества, и их пошаговая установка увеличивает ток в замкнутом проводнике, вдоль которого они расставлены. Что же получается? Для начала наверное то, что в каминах у их хозяев в прошлой жизни никаких дров там не сжигалось. Да и не проектировались камины для этого совсем. Секрет их видимо в другом. И конечно, к проходу для Санта-Клауса камин тоже отношения не имеет.

Представим, что по трубе камина с крыши здания идут металлосвязи, как на рисунке, и приходят в толстый проводник, который образует рамка на входе в топку камина. Эта рамка металлически связана с плитой, находящейся на задней стенке. Эта связь может быть одиночными проводниками, а может быть сплошной, как здесь:

Камин, Франция, 19 век.

При установке кубков в непосредственную близость к рамке в ней начинает наводиться сильный вихревой ток. Этот ток порождает вихревые токи и в плите на задней стенке, примерно таким образом, концентрируясь в центре плиты.


Наверное, из-за этого в центре плиты плотность и сила тока была такой, что металл там раскалялся и начинал излучать тепло, причем так, что как в пословице – не надо ни дров, ни лучины, живи себе без кручины. Не исключено, что внутри камина тоже были секреты, и такие же кубки были вмонтированы в верхнюю часть топки. На некоторых снимках два кубка стоят не только внизу, но и вверху, что подтверждает эту версию. Кроме того, на дымоходе стояла решетка, обеспечивающая неразрывный электрический контакт металлосвязей камина. Дымоход собственно был предусмотрен не зря, из-за контакта с раскаленным железом воздух портился и был вреден для здоровья, и вот он то как раз удалялся благодаря конвекции через трубу.

Камин, Бельгия, 19 век

Посмотрите на этот камин, в нём даже места под дрова нет (если за радиатором оригинальная плита, а не современный новодел). И таких конструкций каминов, в которых объём топки скорее символичен, очень много.

Камин, Париж, 19 век

Ну а вот это настоящий камин, каким он и должен быть. Судя по виду, его содержат скорее как музейный экспонат и дровами топить или не догадались, или решили его пожалеть. Следов копоти на нём не содержится вообще. А может, на момент фото в 19 веке и не было необходимости жечь дрова в таких каминах, всё работало так, как и было задумано? Очень даже может быть. Доказательств тому масса, и есть повод задуматься и переосмыслить историю. И даже выбросить множество гравюр и литературных трудов с горящими дровами в камине. Но кому?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История камина: с древних времени и до наших дней

2612
Печник (Москва)

Говоря простым языком, камин – это специальная ниша, в которой оборудуется костер, а также воссоздается специальная труба, которая станет отвечать за отведение дымов из камина, с целью того, чтобы дым не проник в помещение и не произошло задымление.

Никто не станет спорить с тем, что камин пришел к нам достаточно давно, он сопровождает человека на протяжении многих веков, выполняя самые разнообразные функции, влияя на атмосферу в помещении. Наш современный камин произошел от древнего открытого очага достаточно примитивного типа, который применялся для наполнения помещения теплом, а также для приготовления пищи. То есть очаг служил и обогревательным прибором, и давал возможность приготовить вкусную еду. При этом самые первые подобия каминов не имели дымоходов, и дым мог проникать во все помещения дома. Позднее конструкцию стали дополнять, сооружая над очагом отверстия. Это и были первые попытки сделать дымовую трубу для отведения дыма. Изменения относительно дымохода создавались на протяжении нескольких столетий, дополнялись, видоизменялись. Позднее камин стал перемещаться от центра комнаты к одной из стен помещения. Следующим шагом уже было возведение первого подобия каминной топки и дымохода. Эти изменения происходили до Х11 века, потому что уже в это период исследователи отмечают тот факт, что камины устанавливались около стены, имели прямой дымоход, а также могли сооружать в центре зала или в углу. Все это было благоприятной базой для последующих изменений.

Средние века и далее

В ХV-XV1 веках камины изготавливали из тесаного камня, и они отличались достаточно массивными очертаниями. В тот период также активно готовили пищу в открытых каминных топках. Большие размеры топки позволяли приготовить еду на большое количество людей. Эпоха Ренессанса, можно сказать, принесла популярность каминов – художники в серьез заинтересовались каминами, их очертаниями, атмосферой, которую они способны подарить. В тот период каминные порталы стали изготавливаться из дорогих пород: гранита и мрамора. Некоторые изящные и красивые версии каминных облицовок украшались флорентийской мозаикой. Композиции таких каминов сегодня также популярны и носят название традиционных, классических. Их щедро могут украшать пилястрами, лепниной, дополнять колоннами.

В Германии в Средние века вошла в моду отделка каминов при помощи керамических изразцов. Такие камины стали создавать модернистический дух, они имели изысканность прямых линий и очертаний. В отделке таких каминов принимали участие растительная тематика, цветочные мотивы, а также намеки на конкретные страны, религию. В отделке таких каминов принимали участие мрамор, керамика, а также металлы, кованые и даже литые. Но это относится к периоду XV11-X1X веков. Тогда же для отделки каминов стал применяться огнеупорный кирпич.

Камины развивались и совершенствовались, так что можно было подумать и том, чтобы совершенствовать аксессуары для них, предметы, дополняющий каминный образ. Появились щипцы для того, чтобы переворачивать горящие поленья, специальная вилка для того, чтобы ворошить угли и дрова, способствующая их разгоранию. Вошла в каминный обиход щетка на длинной ручке, а также совок для чистки топки. До сих пор представляют интерес художников, коллекционеров меха, с помощью которых раздували огонь.

В XV111 веке появился такой инструмент как кочерга, помогающая разбивать горящие угли на мелкие кусочки. Стали активно применяться специальные ведерки, в которых хранили уголь для последующих растопок камина. Такие ведерки применяли недолго, потом они заменились на резные ящики из дерева и на решетки для хранения топлива.

В X1X веке стали активно применять защитные средства для того, чтобы уберечь деревянные полы в дом от попадания на них искр и горящих угольков. Такие средства получили название, которое до сих пор применяется – это защитные экраны, решетки. Эти решетки могли изготавливать из кованого металла, и они представляли собой художественную ценность, это особенные произведения декоративно-прикладного искусства и сейчас, которые ценятся собирателями старинных вещиц. Такие экраны позволяли видеть сквозь них огонь, первыми вариантами исполнения были своеобразные сети. Особая популярность каминов в России прослеживается только в последние 2-3 века. Первоначально камины появились вообще в Средние века в домах богатых бояр. Петр 1 привез моду на камины, установив их в дворцах. Русское дворянство приукрасилось от интерьеров домов, дворцов, в которых стали появляться камины – спасибо нужно сказать Петру за это успешное нововведение. Так уж сложилось в России – камин стал показателем социального уровня своего хозяина, он стал символизировать достаток, власть, привилегию в обществе. Исторически подчеркнуто, как менялись стили и традиции, наступали новые времена и эпохи: камин же подвергался всем изменениям, менял свои очертания, чем и вошло в историю каждое его перевоплощение, символизирующее особенный стиль. Сегодня камины популярны в разных стилях, и особенно ценятся те стили каминов, которые были в моде очень давно: классика, ампир, рококо, греческий стиль каминов, викторианский и т.д. Роскошь барокко и символизм рококо сегодня переросли в строгие очертания конструктивизма и технологичного хай-тека. Но каждый из стилей живет и властвует, ведь все выбирают по собственным предпочтениям модели каминов и их стили.

Издавна повелось так, что камин символизирует домашнее тепло. В подсознании человека всегда камин будет ассоциироваться с уютом семейного очага, с родным и любимым домом. Камин – это особый уют и надежность, а также защищенность, опора. Камин хорош тем, что может органично вписываться абсолютно в любые помещения дома, служить главным элементом интерьера. Интерес к каминам не будет утихать никогда. Это символичные предметы, которые способны выполнять множество функций.

Современный человек живет в больших многоквартирных домах, в городских условиях – со всеми удобствами, но все равно часто испытывает нехватку общения с природой, он ищет покой, природное уединение. То есть с природой пообщаться все равно хочется, не смотря на наличие огромного числа разной бытовой техники. Житель города поэтому тянется на дачу, чтобы насладиться природой на своем садовом участке. Многие стремятся ввести эту природу в свой дом, покупая печь или камин, надеясь ввести ту чудесную и запоминающуюся атмосферу, в которой живое пламя занимает главное место. Отдых около огня всегда для людей значил очень много: это было несколько столетий назад и это не изменилось даже сегодня – ведь человек может выбрать для себя любой отдых, но простые посиделки около костра манят особенно. Живой камин в доме создает чудесную атмосферу, но является домашним очагом, около которого собирается вся семья. И в последнее время ни на секунду нельзя задуматься о том, что камины утрачивают свое влияние. Нет, они становятся, наоборот, все популярнее, а также – доступнее. Многие решаются на покупку камина или печи, понимая все достоинства, которые принесет такая покупка.

Век каминов

Еще несколько десятилетий камин был малодоступен, в домах обычных людей редко можно было встретить стационарный камин или печку. Сегодня камины сооружают массово, привлекают к их созданию дизайнеров и инженеров – для того, чтобы разнообразить и придать уникальность конструкции. Ведь моделей сегодня масса. Сегодня много и мастеров-печников, которые знакомы с технологией создания камина, и могут самостоятельно соорудить камин в своем доме. А еще обширно местоположение, куда можно установить камин: делают это в домах, на террасах и на улицах около домов – благо выбор конструкций огромный и можно подобрать вариант по запросам. В домах, где нет центрального отопления, на дачах, к примеру, могут камин сделать центральным и единственным источником тепла. Поэтому в таком случае камин подбирается с внушающей доверие мощностью, чтобы обогреть большие территории и не дать жителям домика замерзнуть. Но обычный камин не стоит путать с мощным обогревателем: обычно камин покупается для того, чтобы включаться лишь изредка, эпизодически. А для топлива лучше применять сухостой, валежник, не засорять дымоход едкими смолами еловых, а также не сжигать влажные дрова.

Если оглянуться назад, посмотрев на старинные камины, то можно сказать, что они были совсем другими – это далекие предшественники сегодняшних «модников». Камин возник в странах Западной Европы, там он был главным обогревательным прибором, но представлял собой практически костер, который служил еще и местом приготовления пищи: котелок просто подвешивался сверху. Камины потом стали располагаться практически в толще массивных стен, а топка немного выступала наружу – получалась небольшая полка, которая поддерживалась консолями, красивыми скульптурами. Полка такого плана располагаться низко к полу – на расстояние одного метра, так, чтобы сидя или стоя на коленях на полу можно было смотреть за работой топки. Но это практическая роль каминов, которые существовали в обычных домах, точнее их подобие, конечно, не совершенное. Но камины более аристократического вида были украшением замков, дворцов, украшали богатые дома зажиточных людей. До сегодняшнего дня дошла мода украшать дом камином, пусть сегодня они выглядят совсем по-другому, но также являются символами, дополняющими сложившийся стильный образ всего дома. Раньше камины уже стали композициями со сложной архитектурой. Сегодня же ничего не изменилось, только методы и технологии, а также стало больше материалов, и появились дизайнеры. До наших дней дошли камины, которые сегодня имеют историческую ценность, произведениями, которые выполняли известные умельцы тех времен для конкретной личности или семьи.

Самое древнее из каминных устройств появилось еще в Средние века. Это своеобразные колпаки, которые располагались над топкой. Колпак имел полукруглую форму, дополнялся же он первым подобием дымоходной трубы, которая выставлялась немного вверх. На некотором расстоянии от трубы располагался дымник, который не давал проникать дыму обратно в помещение. Нужно отметить, что старинные камины имели огромные размеры. Эти устройства были настолько велики, что в них мог стоять человек во весь рост. Камины средневековых времен или времен эпохи Возрождения поражают своей сложностью и многогранностью. Такие камины часто изготавливались в толще массивных стен и чуть-чуть выступали вперед. И внешняя часть камина облицовывалась мрамором, и она уже получала достаточное количество украшений. Сложность скульптурных композиций из мрамора до сих пор ценится и является предметов восхищений, образцом качественного изготовления облицовок. Ну и такие камины сегодня называют классическими. Жерло топки такого плана щедро дополнялось пилястрами, колоннами и консолями. Такие устройства часто имели еще и практическую функцию: они служили поддержкой для плоскости, на которой располагалась дымоходная труба.

История камина

Домашний очаг с самых первых дней существования человечества наделялся особыми, в какой-то мере даже священными качествами. Во времена неолита роль очага исполнял круг из камней, в середине которого постоянно поддерживался огонь. Его потеря в те времена приравнивалась к огромной трагедии и нередко приводила к тому, что люди снимались с насиженных мест, начинали поиски и не успокаивались до тех пор, пока не находили новый источник огня. Очаг согревал наших предков в самые суровые зимы, давал им возможность готовить пищу и поддерживал жизнь на протяжении долгой зимы.

Неудивительно поэтому, что люди начинали обожествлять огонь, наделяли его сверхъестественными качествами и даже образовывали новые формы религии, адепты которых поклонялись огню и солнцу. Совсем недавно в пещерах на территории Франции, относящихся к ориньякской культуре, были найдены статуэтки, которые изображали фигуры женщин – хранительниц очага.

Подобные фигурки находили также и в других районах нашей планеты, что еще раз показывает тот трепет, который испытывали древние люди перед непонятными им явлениями. Более того, у некоторых народов огонь наделялся человеческими качествами, становился личностью и выступал не в качестве пусть и непонятного, но природного явления, а в роли божества, принявшего такую необычную форму.

С течением времени сакральный смысл пламени отходил на второй план, а вперед выступали чисто утилитарные функции. Так, к примеру, с того момента, как человек покинул пещеры и начал строить дома, огонь использовали для обогрева помещений. Поначалу для этой цели оборудовались открытые очаги, полностью удовлетворявшие немногочисленным требованиям людей. Известно, что в Средневековой Европе такие очаги являлись неотъемлемой частью интерьера и использовались не только для обогрева, но и для приготовления пищи.

Интересен тот факт, что во многих случаях источник огня старались размещать в центре помещения. И если вначале это было продиктовано требованиями обрядовых церемоний, то в средние века хозяева дома больше задумывались не о религии, а о безопасности своего жилища. Для отвода дыма из помещений в крыше дома проделывались отверстия, которые, однако, не всегда хорошо выполняли возложенные на них функции.

Известно немало случаев, когда по причине отсутствия вентиляции люди умирали во сне, отравившись продуктами сгорания. Только с активным ростом городом ситуация несколько изменилась. Над очагом стали располагать огнестойкие трубы, которые выводили дым из помещения и предотвращали распространение искр. С появлением каменных строений у людей появилась возможность сместить очаг из центра комнаты к какой-либо из стен, в которую, в свою очередь, встраивался дымоход.

Рим

Первые же камины, об истории которых мы и хотим вам рассказать, появились во время римской империи, в период расцвета античной цивилизации. Первоначально они вырубались в стенах домов и не отличались особыми декоративными изысками. В некоторых случаях камины вообще выносились за пределы здания и использовались в качестве отопительной системы, подавая теплый воздух в окна домов через специальные каналы.

Описание римских каминов нам известно из знаменитого трактата, автором которого был Андрео Палладио – один из самых авторитетных зодчих эпохи Возрождения. Он, в частности, писал: «Древние имели обыкновение строить в своих домах камины, использующиеся для обогрева помещений. Камин располагался в центре дома и представлял собой несколько колон, поддерживающих архитравы, над которыми высилась пирамида. Через нее из комнаты уходил наружу дым». Из этого описания мы можем сделать вывод о том, что в Древнем Риме камин представлял собой обособленное сооружение, никак не связанное со стенами зданий.

Перемещение камина к одной из стен произошло несколько позднее, а следующим шагом в его развитии стала конструкция, объединяющая в себе топку и дымоход, вмурованный в стену. В те времена камин не только выполнял функции отопительной системы, но и продолжал играть сакральную роль. Именно с ним связывали защиту дома от действий нечисти и злых духов, которые, по преданиям, больше всего на свете боялись именно огня. Разумеется, не было речи о том, чтобы разрушить уже построенный камин. Это приравнивалось к святотатству со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Средневековье

В средние века камины все чаще становились предметом декора, нежели объектом поклонения людей. В огромных феодальных замках для них отводили целые залы, в которых по традиции проводились пиры и праздничные мероприятия. В каминном зале хранились военные и охотничьи трофеи, гобелены, стяги, оружие и прочие предметы, имеющие особую важность для хозяев дома.

Следует отметить, что тяга ко всему огромному и величественному находила свое отражение и при строительстве каминов. В те времена это были поистине большие сооружения, в которых без особых проблем можно было зажарить целого быка. Некоторые феодалы шли еще дальше. Например, в замке герцога Беррийского, что расположен во французском городке Пуатье, расположен тройной камин, занимающий всю торцовую стену. Чтобы вы могли представить его замеры достаточно сказать о том, что в каждое из трех отделений мог поместиться небольшой двухэтажный дом. Этот очаг был украшен с помощью ажурной балюстрады, трех каменных арок и готических узоров.

Несмотря на описанный выше случай, огромные камины были все-таки редкостью. Их строили только в замках, а в домах простых людей возводили небольшие и удобные камины, встраиваемые в стену и имевшие дымовую трубу, которая находилась прямо над очагом и опиралась на небольшие консоли или столбики. Обычно эту трубу штукатурили, белили и расписывали замысловатыми узорами.

В конце XIV века на смену каминам пришли кафельные печи. С отоплением дома они справлялись намного лучше, так как накапливали тепло и постепенно отдавали его воздуху за счет процессов конвекции.

Эпоха Возрождения

В период Ренессанса камины перестали использоваться в качестве отопления и стали выполнять чисто декоративные функции. Особый же интерес к ним проявляли художники-оформители, для которых каминные панели были великолепным местом для выражения своих талантов и способностей. Сами панели изготавливались из мрамора, гранита, оникса и прочих видов природных камней, которые дополнительно украшались флорентийской мозаикой. Очень часто композиция каминов включала в себя пилястры, колонны, элементы антаблемента.

В этот период существенно увеличились размеры дымосборника и общая площадь каминов, а также появились резные узоры над каминными досками. Следует отметить, что в стилях барокко и рококо украшения над каминами были небольшими по размерам, однако отличались тонкой отделкой, изящными линиями форм и исключительной декоративностью.

Объектом интереса художников становились не только камины, но и различные аксессуары. С начала XV века в домах европейцев появились первые декоративные доски, которые использовались, как в качестве защитного элемента стен от чересчур сильного нагревания, так и в качестве украшения в задней части топки. При Людовике XIV в моду вошел стиль барокко, что отразилось и на каминах. Вытяжные трубы, которые раньше нависали прямо над камином, отныне устанавливались перпендикулярно по отношению к каминным полкам. Кроме того, они украшались множеством разноцветных безделушек. Что касается низа и верха камина, то они оформлялись карнизом или цоколем, который во многом повторял пышное убранство всего остального интерьера.

Камины в Новое время

Несмотря на красоту и пышность форм, чересчур вычурные камины начинают утомлять людей, и особенно явно это проявилось во времена классицизма. Этот стиль искусства возвратил каминам строгие пропорции и подчеркнутую монументальность, характерную для античных веков. Главными целями теперь считаются не изысканность и внешний лоск, а чувство меры. Вместо узоров на каминах появляются военные эмблемы, традиционные старинные орнаменты, лаконичные украшения. Портал во времена классицизма оформлялся колоннами и скульптурами, а на карнизы ставились статуэтки, вазы и часы. Очень часто над каминами устанавливалось зеркало, которое отражало новую эпоху и неброское богатство интерьеров.

Изменился и состав материалов, из которых делались камины. В частности, топочная часть изготавливалась из огнеупорного кирпича. Вообще, в новое время камины обзавелись множеством аксессуаров, которые облегчали пользование этим сооружением. Появляются колосниковые решетки для дров, решетчатые углесборники, щетки на длинной ручке, совки для чистки топки, вилки для ворошения топлива и специальные щипцы для переворачивания дров.

Все эти аксессуары отличались огромным разнообразием конструкций и отделки. В XVIII на смену всем вспомогательным приспособлениям пришло одно крайне простое, но эффективное устройство – кочерга. Примерно в это же время ведерки и ящики для угля постепенно заменяются резными деревянными ящиками и решетками для топлива. В конце же XIX века у каминов появляется еще один важный элемент – специальные сетки, которые предотвращали разбрасывание углей во время горения.

Камины в России

На Руси история каминов отнюдь не такая длинная, как на Западе. В наших домах они появились только в эпоху Петра I, да и то первоначально ими могли пользоваться только богатые бояре. Простой же люд воспринимал их как забаву, коей они в принципе и являлись. В суровом климате гораздо эффективнее каминов были обычные печи. Вместе с тем, потихоньку западные веяния проникали и в нашу страну. Особенно же популярны стали камины у дворян, которые таким образом подчеркивали свой высокий статус и привилегии. Указ Петра, разрешающий строить камины и простым людям, вышел намного позже и сначала распространялся только на жителей Немецкой слободы в Москве.

В XVIII веке Россия вслед за Европой испытала на себе влияние классицизма. В моде входят простота и естественность, единство формы и содержания, сдержанное спокойствие и величественность. Менялись не только интерьеры домов, но и их внешний вид, который стал являться единством сдержанной торжественности и аллегорического декора. В подражание античным мастерам, зодчие начинают активно использовать мрамор и гранит, из которых делались стены, колонны, фризы и, конечно же, камины. Отражением торжества классицизма стал знаменитый мраморный дворец в Петербурге и Агатовы комнаты в Царском селе.

В наши дни камин полностью утратил свое утилитарное значение. Он используется только в целях удовлетворения эстетических потребностей человека и подчеркивает, как и много веков назад, незыблемость семейного очага.

Камин — история возникновения

История камина, где источником тепла служит живое пламя, насчитывает много веков. В мифологии древних народов он не просто обогревает жилище, но и символизирует уют семейного очага, вокруг которого собираются обитатели дома. Тем удивительнее, что принцип работы камина напрямую связан с технологиями альтернативной энергетики, которая начала развиваться только в наше время. И создание данного отопительного устройства стало первой попыткой человечества использовать для своих нужд инфракрасное излучение.

Камин — пример альтернативной энергетики

Священное пламя

Слово «камин» восходит к латинскому caminus — «открытый очаг». С древнейших времён огонь был для людей не только источником тепла, но и сакральной силой, оберегающей от бед и напастей. Пламя очага считалось священным, ему поклонялись как божеству.
Первые очаги располагались в центре человеческих жилищ. Дым выходил наружу сначала через общий вход, затем придумали делать для этой цели отверстие в крыше.
Позже очаг для удобства стали располагать возле одной из стен, а затем оборудовали дымоходом. Первые такие устройства для обогрева и приготовления пищи появились в античном мире — и это уже были прототипы современных каминов. Известно, что древние римляне делали в многокомнатных помещениях специальные отопительные каналы, идущие от больших каминов, такие системы в основном применялись в банях.
Во времена Средневековья появилась традиция украшать камины. Для них в замках создавали специальные помещения — каминные залы, где хозяева принимали гостей. Здесь хранились военные и охотничьи доспехи, а также располагались портреты предков и предметы роскоши, призванные подчеркнуть социальный статус владельца. Такие залы предназначались для отдыха и досуга.
Средневековые камины в замках аристократов отличались огромными размерами — над ними можно было подвесить для жарки тушу быка. В настоящее время самым большим из сохранившихся подобных устройств является камин в старинном французском аббатстве Мон-Сен-Мишель — площадь его нижней части составляет более 12 квадратных метров. Этот монастырь бенедиктинцев давал приют многочисленным рыцарям и странникам, которых надо было кормить.
Камины в жилищах простолюдинов, конечно, были и меньше, и проще. Они служили не только для обогрева и приготовления пищи, но могли быть частью домашней мастерской — например, с их помощью выплавляли свечи или красили ткани.

Как особая привилегия

С наступлением эпохи Возрождения камины стали восприниматься как часть художественного интерьера. Их украшали мозаикой, фигурами античных богов, а также колоннами из мрамора и гранита. Мастера каминного дела очень ценились, их труд оплачивался в 2-3 раза выше работы обычных строителей. Поэтому умение создавать подобные отопительные устройства передавалось от отца к сыну и было семейной тайной.
Начиная с XVIII века большое внимание стало уделяться каминным аксессуарам — кочерге, ящикам и ведеркам для дров и угля, щипцам. Благодаря красивой отделке такие предметы превращались в настоящие произведения искусства.
В это же время первые камины появились в России. Моду на них ввёл Пётр I после своей поездки в Европу. Государь издал указ о том, что наличие камина в доме — одна из отличительных привилегий дворянства. Таким образом, новые отопительные устройства стали показателем социального статуса хозяев. Но из-за сурового российского климата к каминам относились только как к заморской забаве — их устанавливали для антуража, а помещения в основном продолжали отапливать с помощью привычных печей. Даже построенные во время правления Елизаветы Петергофский и Царскосельский дворцы по приказу императрицы оборудовали традиционными русскими печами. И только когда к власти пришла Екатерина II, камины снова стали неотъемлемой частью интерьеров аристократических жилищ.

Знаете ли вы что…

Прообраз инфракрасного обогревателя

Современные исследования показали, что главной отличительной особенностью каминов является инфракрасное излучение, с помощью которого осуществляется обогрев. Тепловая энергия передаётся не контактным способом, как у печей (от нагретых стенок устройств), а принципиально иным путём, с помощью электромагнитных волн. Открытое пламя испускает инфракрасные лучи, которые проходят сквозь воздух и нагревают находящиеся в комнате поверхности (стены, мебель и т.п.). А уже эти поверхности отдают тепло окружающему пространству.
По сути камин — древний прообраз отопительных приборов нового типа, которые активно разрабатываются в наше время. Сейчас инфракрасные обогреватели, позволяющие экономить энергию и давать тепло в нужном объёме, получили очень широкое распространение. Их главные конструктивные элементы — излучающий электронагреватель в виде сетки, трубки либо спирали и отражающая сферическая или параболическая зеркальная поверхность. Инфракрасные лучи, направленные на нужный предмет, нагревают его без необходимости обогрева всего помещения. Такие приборы (в быту их называют рефлекторами) имеют компактную форму и широко применяются не только в жилищах, но и в рабочих помещениях.

Изобретатель, ставший графом

Почему же камины, в отличие от современных инфракрасных обогревателей, не отличаются эффективностью и экономичностью?
Главная причина — отсутствие отражающей поверхности, которая позволяет направлять инфракрасные лучи в нужное место. Хотя ещё в XVIII веке американский учёный и изобретатель Бенджамин Томпсон (именно он придумал симпатические чернила, а также армейскую полевую кухню) создал камин усовершенствованной конструкции — с задней стенкой, которая отражает тепло. Во время войны за независимость США Томпсон сражался на стороне англичан и после их поражения уехал в Европу, где был советником и министром при дворе баварского курфюрста. За заслуги перед Баварией он получил титул графа Священной Римской империи — после чего стал именовать себя графом Румфордом, по названию маленького городка в штате Массачусетс, где изобретатель когда-то учился. Усовершенствованные камины с задней стенкой до сих пор официально называются каминами Румфорда.
Но даже такие обогревающие устройства имели коэффициент полезного действия всего 8-12% (для сравнения: КПД русской печи — от 60 до 80%). Во-первых, задняя стенка отражала только небольшую часть инфракрасного излучения, поскольку не была зеркальной. Во-вторых, её плоская форма и неподвижность не позволяли направлять тепловые лучи только в нужные места. В итоге камины Румфорда так и не стали качественно новыми устройствами. Правда, уже в наше время их снабжают специальными вентиляторами, которые позволяют лучше прогревать отапливаемое помещение.

Чулок для Санта-Клауса

Зато современные камины, уже чаще всего не связанные с приготовлением пищи и обогревом жилищ, продолжают оставаться не только статусными предметами интерьера, но и символами домашнего очага. С ними связаны мистические легенды — к примеру, Санта-Клаус попадает в дома через их дымоходы, и именно над камином нужно вешать чулки для подарков рождественского волшебника.
Также камин, согласно европейским верованиям, — место, куда с крыши может спуститься трубочист. А прикосновение к серебряным пугови»цам его чёрной одежды обязательно принесёт удачу.
Легенда гласит: в 1651 году в доме английского священника и врача Джона Пордейжа на черепичных поверхностях камина проступили очертания полушарий земли и подвижные фигуры призраков. Их перемещение сопровождалось ужасными звуками — и удалить эти изображения не удавалось никакими способами.
Камины неразрывно связаны с семейными ценностями. Около них собираются родные и близкие люди. Поломка или разрушение такого обогревающего устройства предвещает бедствие в доме. А камин, преподнесенный в подарок, приносит счастье и успех — ведь неповторимое зрелище живого огня создаёт в доме совершенно особую душевную атмосферу.

Журнал: Тайны 20-го века №25, июнь 2019 года
Рубрика: Неизвестное об известном
Автор: Маргарита Капская

Читайте также:  Березовые веники для бани: секреты и советы по изготовлению
Добавить комментарий