История подстаканника в России: особенности возникновения

История подстаканника в России: особенности возникновения

Подстаканник – подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим чаем, не обжигая ладони.

Считается, что в Дореволюционной России, женщинам разрешалось пить чай из фарфора, а мужчинам только из стекла. Сами понимаете, что чай в Дореволюционной России был горячим, стекло нагревалось, а значит, возникла предпосылка к появлению некого устройства, которое служило бы для того, чтобы защищать нежные ладони мужчин. В любом случае, так это было или нет, но точная дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории. Случилось это потому, что, в начале своего жизненного пути подстаканник выполнял только техническую функцию. Выглядел подстаканник в то время, наверное, более чем неказисто и нереспектабельно…

Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце восемнадцатого века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью.

XIX и начало XX века, до Великой Октябрьской Социалистической Революции (ВОСР), характеризуется в судьбе подстаканника как наиболее высокохудожественный период. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские. Техника исполнения – художественное литье. Упор делается на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы. Хотя подстаканник изготавливается, в основном, для состоятельных любителей горячего чая, стилистика изделия либо «народная», либо это отражение различных художественных течений (готика, возрождение, модерн).

С началом ВОСР производство подстаканника прекращается вообще. Однако, он продолжает занимать достойное место в быту, но уже у творцов революции. В почете у Советских вождей продукция, произведенная еще в Царской России. Возобновляется изготовление подстаканников только в период НЭПа, маленькими частными артелями. В технологию производства наряду с уже известным литьем, вносятся гравировка и выдавливание рисунка.

Начиная с 30-х годов ХХ века, подстаканник вдруг становится популярным, мало того, он начинает нести функцию средства государственной пропаганды. Трудно сказать, кому именно из идеологов нового государства принадлежит эта идея. Определяющим здесь, скорее всего, явился тот факт, что государственная пропаганда это тема почти всего советского искусства: от кино до посуды. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Меняется и сам способ производства. Теперь это высоко точная штамповка. Подобран и материал, обеспечивающий простоту изготовления и «породистость» внешнего вида – серебро.

Поскольку подстаканник в этот исторический момент это «зеркало» событий, происходящих в СССР, выпускаются разнообразные тематические серии и отдельные подстаканники, отражающие важные аспекты политической и культурной жизни государства.

Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» приходится на период конца 40-х – начала 70-х годов. Появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь – никель – цинка» (МНЦ) с глубоким серебрением; мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Выпускаются многообразные серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные узоры и прочие. Интересно еще и то, что на этот временной период приходится расцвет производства самодельных подстаканников. Места их изготовления это: «зоны» и оборонные заводы.

Примечательно , что, несмотря на такой расцвет производства и популярность у граждан, цена на подстаканники составляет немалую сумму: за изделие из МНЦ, мельхиора, серебра – от 2 до 5 рублей за штуку, из алюминия и нержавейки – от 1 до 2 рублей.

Неизвестно, подсчитывал ли кто-нибудь точное количество всех выпущенных в Советском Союзе подстаканников, их модификаций и событий, которым они были посвящены. Можно только примерно подсчитать количество предприятий, выпускавших это изделие широкого потребления. В Советском Союзе их насчитывалось около 30.

Сейчас тоже выпускаются подстаканники и их спектр широк: от авторских высокохудожественных работ до заводских штамповок. Что касается авторских подстаканников – здесь все понятно: тенденция на эксклюзивность. С заводскими штамповками победнее: глухари, кабаны (есть в серебре и с позолотой) или пере штамповка старых образцов, но не всех, а таких как «Советский Космос» и «новый Крым». Также известны подстаканники, изготовленные из пластика и пластмассы, но художественной ценности у этих изделий никакой.

Как и в старые добрые времена, основным заказчиком подстаканников является Министерство Путей Сообщения (МПС), на железных дорогах которого и проще всего встретить некогда такой популярный в народе предмет. На этих славных путях сообщения до сих пор встречаются очень редкие образцы Советских подстаканников. Они, как найденные при раскопках бивни вымершего крупного Союзно-Советского Социалистического мамонта, дают нам возможность ощутить дыхание давно прошедшей эпохи судьбоносных свершений, великих побед и такого же великого маразма. Так, что оказавшись в поезде, обязательно закажите горячего чайку…

Славная история русского подстаканника

Подстаканник — неизменный атрибут русского чаепития, вещь редкая и ценная, не теряющая своего очарования и актуальности.

Подстаканники появились в российском быту в начале XX века, когда в изготовлении посуды отказывались от фарфора и фаянса в пользу стекла. Чтобы горячий стакан не обжигал руки, его ставили в металлический подстаканник с ручкой. Со временем качественные подстаканники стали обязательным атрибутом домов и кабинетов крупных руководителей — а теперь стали ярким символом ушедшей эпохи.

Правда, многие культурологи высказывают мнение, что , скорее, подстаканник, как атрибут чайного стола, появился в России еще в первой четверти XIX века. Это было веяние восточной моды, принесённой из кавказских походов.

Интересно и другое распространённое мнение, что за одним столом женщины пили чай из чашек, мужчины – чаще всего из стаканов. Так ли это — достоверно не известно — но упоминание об этом встречается часто.

Помимо выполнения чисто утилитарных функций, подстаканник, особенно из серебра, стал играть роль предмета, украшавшего обыденную жизнь. Серебряный подстаканник относился к числу самых популярных подарков. Его дарили коллеги сослуживцу, пациенты врачам, студенты преподавателям, преподносили родственникам в дни семейных праздников, близким друзьям, любимому мужчине.

«Можно даже предположить, что подстаканник – русское изобретение. В пользу этого говорит не только традиция нескончаемого русского чаепития, в котором нет четкой привязанности к определённым часам и ритуалам, но и то обстоятельство, что подстаканник как предмет сервировки чайного стола весьма редко встречается в мировых специализированных коллекциях и соответствующей литературе».

Подстаканники, которые часто делались на заказ и отражали индивидуальные вкусы, могут многое рассказать о структуре русского общества, о социальной психологии его различных слоев. Подобно русским средневековым чаркам и чашам, подстаканники зачастую имели традиционные надписи-пожелания. Самая распространённая из них, выполненная в технике резьбы или чеканки, – «Пейте на здоровье!» – размещалась в верхней части. Очень часто подстаканники украшались надписями с именем владельца или художественными монограммами из двух-трех букв.

Формы подстаканников

Чрезвычайно разнообразны и интересны формы подстаканников. В середине XIX века в оформлении тулова (корпуса) и ручки преобладали мотивы неорококо и неоклассицизма. С 1870-х годов в соответствии с эстетикой «русского стиля» подстаканники создавались в виде сруба крестьянской избы, высокого бревенчатого забора, бочонка, кадушки, плетеного берестяного кузовка. Тулово подстаканника украшалось литыми накладками, резными цветочными гирляндами, гравюрами, изображающими сельские или городские романтические пейзажи. По гладкой поверхности летели резные стайки ласточек и рассыпались трогательные букетики ландышей и фиалок. Чеканные, а чаще штампованные, с высоким рельефом, подстаканники конца XIX – начала ХХ века являли миру вереницы стремительных троек, сцены удачной охоты.

Читайте также:  Эфирные масла в бане могут нести вред организму?

Всеобщее увлечение музыкой Вагнера и его знаменитой оперой «Лоэнгрин» отразилось в оформлении подстаканников в виде фигуры лебедя с поднятыми и экспрессивно изогнутыми крыльями.

Популярны были также рельефные изображения древнерусских богатырей, богатырских застав, а также царевен в роскошных кокошниках. Как и во всем русском ювелирном искусстве рубежа XIX – ХХ столетий, в декоре подстаканников нашли яркое отражение былинные и сказочные, а также исторические сюжеты. Для начала ХХ века характерно горельефное изображение лошадиной головы на длинной изогнутой шее в обрамлении хомутов, подков, стеков, охотничьих рожков и других атрибутов охоты и скачек.

Старинные русские подстаканники — сейчас предмет коллекционирования, роскошь, которую могут позволить себе немногие.

Подстаканник «Лебеди» в стилистике русского модерна. Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, фирма поставщиков Двора Бр. Грачевых, 1899-1908гг. Продан за 330 000 руб.

Подстаканник большой с массивной литой композицией «Тройка». Серебро, литье, гравировка, монтировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Андреева Г.А. , 1896год.

Подстаканник с изображением вида Санкт-Петербурга и моста через Неву в стиле неоклассицизма. Серебро, литье, гравировка, штамп, золочение. Россия, Санкт-Петербург, мастерская, мастерская Каторского Ильи Иванова, 1894 год. Продан за 220 000 руб.

Подстаканник «Кавказъ» в виде бочонка с черневым орнаментом. Серебро, литье, гравировка, чернь. Россия, Москва, 1886год.

Подстаканник в форме плетеного лукошка с ручкой, имитирующей веточку березы. Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, неизвестный мастер, 1890год.

Подстаканник в неорусском стиле. Серебро, литье, монтировка, гравировка. Россия, Санкт-Петербург, мастерская Исакова М.Я., конец 19в. Продан за 8 500 $

Подстаканник в русском стиле с изображением городских типажей «Горожанин и горожанка». Серебро, литье, прочеканка, гравировка, выпиловка, золочение, монтировка. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Исакова М.Я., 1896 г. Продан за 153 000 руб.

Подстаканник в неорусском стиле с крышкой, украшенной фигуркой ящерицы, ползущей к поленнице дров и серебряной ложкой с мишками на дереве. Россия, конец XIX века. Продан за 350 00 руб.

Подстаканник «Тройка в еловом лесу » на фигурном резном основании. Серебро, литье, штамп, выпиловка, монтировка, гравировка. Россия, Москва, фабрика серебряных изделий Баладановой В.А., 1896-1908гг. Продан за 150 000 руб.

Подстаканник, выполненный в редкой технике витражной эмали в сочетании с эмалью по скани. Серебро, литье, оконная «витражная» эмаль, скань, полихромные эмали по скани. Россия, Москва, мастерская Егорова Дмитрия Александровича, 1894год. Продан за 420 000 руб.

К счастью, и сейчас мастера продолжают изготавливать подстаканники по старинным образцам и по старинным техникам. Причем, разнообразие их поражает. Это и жостовские подстаканники, и подстаканники в технике «ростовская финифть», и даже филигранные образцы. Цена их велика. Подстаканник и сейчас остается дорогим подарком. Правда, по сравнению с образцами XIX-начала XX века, они все-таки более доступны.

Подстаканник «Жостово» — 9 000 рублей

Подстаканник «Ростовская финифть» — 52 000 рублей

Набор из филигранных подстаканников — 12 000 рублей

История подстаканника – от создания до сегодняшнего дня

Подстаканники создали, дабы не обжигать пальцы во время чаепития. Горячий гранёный стакан — именно для него придумали необходимое изобретение — было неудобно брать: ручек на нём не было.

Стук колёс, километры дороги и аромат чая

В России и странах СНГ подстаканники неотъемлемо связаны с романтикой поездов. По подсчётам, установленным статистиками РЖД, только за 2016 год было выпито 14 миллионов кружек чая общим объёмом 3 миллиона литров! Путешественники выбирают чай именно с сахаром, именно из стаканов в подстаканниках. Спроси любого, с чем ассоциируются путешествия в поезде, ответ будет прост: кипяток у проводника, чай в стакане с подставкой. Одно время привычный атрибут заменяли на пластиковые стаканы, но тогда теряется традиция и история. Кстати, о ней сейчас мы вам расскажем.

Подстаканник: история появления

Специалисты разнятся в определении точной даты начала использования подстаканников, поэтому конкретно её определить нельзя.

Первая половина, которую составляют историки, считает временем появления подстаканника начало XX века в связи с отказом от фарфора, предпочитая стекло. Чуть позже аксессуар стал необходимым предметом в домах значимых лиц и чиновников.

Другие утверждают, что подстаканник, история появления аксессуара, появился в России с 1720-х годах, в то время, когда страну провозгласили Российской империей, были введены новые правила этикета. В чайной церемонии женщинам полагалось пить чай из фарфоровой посуды, а мужчинам – из стаканов. Как уже было сказано, пить горячий чай из стакана неудобно. Тогда и придумали подстаканники.

Третьи считают началом истории появления подстаканника 1631 год, когда в страну привезли чай. Соответственно и «железные доспехи» для стеклянного стакана были также «заморскими». Мужской быт теперь украшал не только, портсигар, табак, но и подстаканник. Кстати, ближе к XIX веку в Россию привезли и дамские маленькие подстаканники. Маленькие потому, что женщинам не надобно было много есть и пить. Тоже по этикету.

Декор и внешний вид подстаканников

Поначалу подстаканник функционировал, как поддержка для посуды, производился по той же причине для удобства. Затем, когда подстаканники стали появляться на торжественных столах, мастера стали декорировать их – ввели технику художественного литья и гравировки. Какие только рисунки не украшали подстаканники! История, литература, искусство и сама эпоха отражались в украшениях подстаканников! В зажиточных домах хранились подстаканники из серебра. Изготовленный из дорогого по тем временам предмет чаепития был излюбленным подарком коллегам, друзьям и уважаемым людям. У простого рабочего класса подстаканники хотя и были дома, но как атрибут чайной церемонии не прижился: наливали в блюдечко чай, чтобы быстрее остыл. А после революции 1917 года подстаканники производили хоть и в меньших количествах, но классовой принадлежности предмета не было: им пользовались и рабочие, и крестьяне.

Формы у подстаканников были настолько различны, насколько хватало фантазии у мастера. Первые изготовления были скучны, но практичны: стакан попросту обрамляла пластинка из меди или латуни по форме. В XIX веке «подставка» под посуду стала преображаться. В форме избы, бочонка, дерева, украшенные цветами или животными – здесь отразился деревенский быт и уклад. Чуть позже, когда «защита» для пальцев появилась в богатых домах, подстаканники стали украшать гербами, семейными инициалами. Создавались целые картины, на первый взгляд, на обычном предмете посуды.

Читайте также:  Как спланировать участок правильно и по закону?

Рельефные подстаканники XX века украшали фольклорные образы и сюжеты. Тут и Илья Муромец защищал землю русскую, и сестрица Алёнушка спасала своего брата от проклятья.

Действительно, подстаканник – исконно русское изобретение. Доказательством тому будет традиция, которой до сих пор следует люди.

Подстаканник – символ ушедшей эпохи

Тенденция 21 века – возвращение к прошлому: винтаж, мода 50-х – 90-х годов. То же самое и с чайной традицией. Подстаканник вновь вживается в быт русского человека. Мастера могут нанести абсолютно любой рисунок: начиная от анималистических деталей, заканчивая портретом. Всё зависит от того, насколько искусный мастер. А в магазине Самоваров Град в наличии подстаканники на любой вкус и цвет: на морскую и военную тематику, в подарок и другу, и обладателю охотничьего ремесла. Для путешественника такой презент будет весьма кстати: ведь так приятно попивать горячий чай в стакане, поддерживающем собственным подстаканником, и разглядывать русские пейзажи за окном поезда. Помните: подстаканник – ценный и солидный подарок!

История возникновения подстаканников.

Доброе время суток, гости и подписчики моего магазина!

Сегодня я хочу рассказать Вам об истории возникновения подстаканника, показать небольшую подборку великолепных экземпляров.

В моем магазине можно купить редкий экземпляр 1894 года, эпохи Николая II

Каждому известно, что подстаканник представляет собой специальную подставку, которая охватывает и поддерживает простой стеклянный стакан. В своем большинстве подстаканники имеют цилиндрическую форму и удобную ручку, чтобы держать емкость и при этом не обжигать ладони.

История подстаканников началась в Дореволюционной России, в тот период женщины пили чай из фарфоровых чашек, а вот мужчинам было позволительно пить этот популярный горячий напиток только из стеклянных стаканов. Соответственно чай был слишком горячим, стекло нагревалось, поэтому нужно было придумать некое устройство, дабы пить чай мужчины могли спокойно, не переживая о том, что смогут обжечь свои ладони. Кто-то верит, что именно по этой причине и в это время были изобретены подстаканники, а кто-то думает иначе, но в любом случае точной даты появления подстаканников никто не знает. Ко всему прочему в то время, когда появились первые подстаканники, их не принимали как что-то достойное и весьма полезное, ведь выглядели они уж очень нереспектабельно.

Во второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки. И серебряный подстаканник становится символом благополучия. Аристократы и купцы пьют чай из стакана в серебряном подстаканнике, украшенном вензелем. Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты — даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки — например, в виде желудей или орнамента. И оригинальная форма — польские мастера представили парные подстаканники «На двоих», что очень романтично. Подстаканники, как произведение искусства, создавали лучшие ювелиры — Хлебников, Овчинников, Сазиков, Клингерт, Лорие, Грачев, Дехтерев, Ольсониус и многие другие. Но главное, что подстаканники делал сам Карл Фаберже.

После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям – например, Суворову и Пушкину. Однако не стоит думать, что в советское время перестали выпускать подстаканники из серебра. Великоустюгский завод «Северная чернь» делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся в XVIII веке и возродившаяся в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением: на нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказов А.С.Пушкина. Некоторые заводы — например, «Ленэмальер» — выпускают серебряные подстаканники, украшенные техникой горячей эмали.

Стоит сказать, что в Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов.

В наши же дни производство подстаканников находится на совершенно другом уровне, их делают из мельхиора, латуни, серебра и меди. Для защитно-декоративного покрытия используют золото, серебро и никель. Подстаканники требуют ювелирной работы при нанесении рисунка, поверхность готового подстаканника полируется, что придает изобретению характерный блеск.

История подстаканника

Для многих подстаканник – свидетель душевных разговоров в поезде и… он так романтично погромыхивал под стук колес!

Говорят, что причиной появления подстаканника вполне прозаические – до революции женщины пили чай из фарфоровых чашек, а мужчины из стекла. В своем “Кулинарном словаре” Александр Дюма рассказывал французам об удивительном русском обычае: “мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора”. Ну, неудобно же пить горячий чай из стеклянного стакана, и ручки нет… Вот и придумали подстаканник. Так это или не так, но точная дата изобретения этого красивого и полезного приспособления – неизвестна. По некоторым источником подстаканник появился в употреблении в конце XVIII века. По крайней мере, именно с этого времени встречаются упоминания подстаканника как элемента русского чаепития.

Дизайн подстаканника стал разнообразным в XIX веке. Изготавливали подстаканники многочисленные авторские и частные мастерские. Как произведения искусства их создавали лучшие ювелиры: Хлебников, Сазиков, Овчинников, Лорие, Дехтерев и другие. Даже сам Карл Фаберже приложил к этому производству свою руку. Главной техникой исполнения было художественное литье. В конце XIX веке на одном из крупнейших российских заводов по обработке цветных металлов – “Товарищество латунного и меднопрокатного заводов А. Кольчугина” во Владимирской губернии – не менее 30% прибыли давал цех производства посуды, главной продукцией которого были как раз подстаканники.

Часто подстаканники делали на заказ. В разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Иногда подражая застольным чаркам древней Руси, их украшали традиционными надписями-пожеланиями. Самой распространенной была чеканка или резьба в верхней части подстаканника: “Пейте на здоровье!” Если подстаканник изготавливался для знатного семейства, он мог украшаться надписью с именем владельца или монограммой.

Наиболее разнообразными были формы подстаканников. Если в середине XIX века их часто делали по образцам неорококо или неоклассицизма, то во второй половине появились изделия, выполненные в “русском стиле”. Несмотря на то, что такие подстаканники чаще всего изготавливали для зажиточных людей – простонародные мотивы очень даже приветствовались. Так в руки любителя выпить горячего чая попадал то “бревенчатый забор”, то “бочонок”, то “берестяной кузовок”.

Читайте также:  Про кондиционер с низкотемпературным очищением воздуха

Во время всеобщего увлечения музыкой Вагнера, на подстаканниках появилась фигура лебедя, переносящая любителей оперы в волшебный мир “Лоэнгрина”.

На рубеже XIX-XX веков наиболее любимыми сюжетами стали изображения древнерусских богатырей и прекрасных русских царевен в кокошниках. Первое десятилетие XX века принесло моду на подстаканник с лошадиной головой, а также всевозможной охотничьей атрибутикой.

Наиболее престижными считались мельхиоровые и серебряные подстаканники, они и стоили недешево. Более доступными были изделия из алюминия и нержавеющей стали. В 70-х гг. XX века появляются подстаканники, изготовленные из сплава “медь- никель – цинк” (МНЦ) с глубоким серебрением. Самый весомый вклад в производство мельхиоровых подстаканников внес Кольчугинский завод мельхиоровых изделий.

Интересно, что в советское время отношение к подстаканникам было действительно серьезным. Забавный момент – когда 1980 году в честь московской олимпиады было произведено 10 тысяч подстаканников из дорогого материала с символикой “Олимпиады” и “Олимпийский мишка”, они не стали популярны СССР. Не стыковался образ озорного мишки и спортивного события с таким серьезным посудным аксессуаром. Зато на Западе такие подстаканники сразу стали пользоваться большим успехом.

Сейчас мало кто пьет чай с подстаканником. Они все больше становятся предметом коллекционирования или семейной реликвией. А жаль…

Как появились и в чем особенность подстаканников СССР?

Подстаканники СССР — это аксессуары, главное предназначение которых заключалось в том, чтоб из стаканов удобно было пить горячие напитки. Подстаканник похож на цилиндрическую подставку, в которую ставится стакан, с ручкой, которая позволяла удобно держать посуду в руке, не обжигая ладонь.

Серебряные подстаканники СССР

История появления аксессуара

Согласно историческим данным, первые подстаканники появились еще в Российской империи. Этот факт связан с тем, что женщинам по правилам этикета полагалось пить напитки с фарфоровых чашек, а вот мужчины могли делать это только с помощью стаканов. Это было достаточно неудобно, поскольку горячее стекло обжигало руку.

Изначально подстаканник выполнял только функцию поддержки посудины и производился исключительно для удобства. Но со временем этот предмет приобрел более торжественный вид, а для его изготовления использовалась техника художественного литья. Подстаканник стал более качественным и красивым. Для его изготовления выбирались рисунки, придумывалась композиция. Аксессуар могла себе позволить буржуазия, считая этот предметом роскоши.

После революции вожди Советского Союза продолжали пользоваться старыми образцами подстаканников до периода НЭПа. Именно тогда выпустили первый подстаканник в Советском Союзе и поставили его на производство.

Особенности подстаканников СССР

Изначально в союзе подстаканники изготавливали маленькие предприятия. Начиная с 30-х годов, эти предметы стали пользоваться спросом и обрели вторую волну популярности. Поэтому чиновники решили проводить пропаганду социализма с помощью подстаканников. И это у них замечательно получалось, поскольку рисунки и узоры на этих предметах полностью соответствовали требованиям власти и носили патриотический характер.

Подстаканник в СССР приобрел точную штамповку и полностью отображал происходящее эпохи. Если в союзе намечалось масштабное событие, то по этому поводу обязательно выпускали серию подстаканников. Для каждого слоя населения выпускались разные подстаканники, сделанные из сплавов:

  • Меди никеля и цинка — наиболее популярный сплав, который обладал прочностью и легкостью одновременно.
  • Латунь — легкие подстаканники, часто встречающиеся в обиходе и сегодня.
  • Мельхиора — чаще всего им покрывали части или весь аксессуар.
  • Серебра — наиболее дорогие варианты, проба серебра была 585, поскольку высокопробные сплавы не выдерживали температур. К тому же считалось, что этот металл наиболее полезен для здоровья. Часто использовался в комплекте с серебряной ложкой.
  • Алюминия — легкий металл, который не очень хорошо держал форму, но ценился за счет доступности.
  • Нержавейки — позднее производство подстаканников для удешевления их стоимости.

Мельхиоровый подстаканник СССР

Их цена колебалась от 2 до 5 рублей за дорогостоящие аксессуары, 1-2 рубля стоил подстаканник СССР из алюминия или нержавейки. Поэтому подстаканники были у многих семей, тираж выпуска был достаточно большой, а заводы по производству были в каждом крупном городе Советского Союза.

Памятные даты, полет в космос, олимпиада, посвящение событиям или известным личностям — вот тематика для подстаканников СССР. В период с 1940 по 1980 года их выпускали около 30 предприятий по всему союзу. А также существовали самодельные аксессуары, сделанные в местах лишения свободы или на оборонных заводах.

Основным покупателем подстаканников было Министерство путей сообщения. В частности, подстаканники можно увидеть и сегодня — для этого просто достаточно заказать чай в поезде. К тому же производство подстаканников не остановлено, оно продолжается. Правда, главное преимущество и то, что отличает подстаканник СССР от современного аналога, заключается в эксклюзивности товара. Подстаканники используются в качестве аксессуара и дополнения интерьера, поэтому их можно сделать на заказ, а также покрыть золотом или другими драгметаллами.

Такой предмет, как подстаканник СССР, сегодня интересует коллекционеров. Это могут быть коллекции, посвященные одному периоду или набор аксессуаров одной тематики. Цена на аукционах у подстаканников разная. Она зависит от:

  • Тиража аксессуара. Соответственно, если экземпляров мало, значит, они будут ценнее.
  • Материала изготовления и степени серебрения.
  • Сохранности подстаканника.
  • Года выпуска.

Вещь можно приобрести как бывшую в обиходе, так и заказать новую, идентичную тематике СССР. Нередко, вместе с подстаканниками, коллекционер интересуется и сахарницами или другими кухонными предметами.

Диаметр у подстаканников был стандартный, несмотря на завод, где они выпускались. В подстаканник СССР можно было поставить как обычный стакан, так и хрустальную посудину с полировкой и алмазной доработкой. Правда, такой набор уже считался предметом роскоши.

Самые часто покупаемые и коллекционные подстаканники из каталога СССР:

  • 100 лет В. И. Ленину.
  • 250 лет Ленинграду.
  • 50 лет СССР.
  • Богатырь.
  • Большой театр.
  • Виноградная гроздь.
  • Вся власть Советам.
  • Героям миноносца «Стерегущий».
  • Максим Горький.
  • Кремль.
  • МГУ. Подарочный.
  • Н. В. Гоголь.
  • Москва. Юбилейный.
  • Московская Олимпиада.
  • Очарование.
  • Россия.
  • Советская женщина.
  • Аврора.
  • 25 съезд КПСС.
  • Розы.
  • Морской.
  • Чапаев на коне.
  • Серп и молот.

Выбор тематики подстаканников представлен производителями на любой вкус. Цена отдельных экземпляров доходит до 20 тысяч рублей. Все они выполнены из разных материалов и посеребрены на разную глубину. Чем глубже серебрение, тем польза от подстаканника и его стоимость возрастает. А также существуют коллекционные подстаканники с позолотой:

Часто они продаются с позолоченной ложкой в комплекте.

Подстаканники пользуются особым спросом у любителей антиквариата, а также могут стать интересным дизайнерским решением. Подстаканники СССР становятся отличными подарками любителям раритета.

Добавить комментарий