Энергетики про незаконную установку приборов учета тепла

5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?

По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, далее – Закон № 261-ФЗ).

Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.

В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.

Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?

Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. “к” п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).

Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?

Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.

Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.

Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.

ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.

Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. “к” п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).

В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.

Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).

Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?

Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.

В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?

Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:

  • почтового отправления;
  • электронного сообщения на адрес электронной почты УК;
  • государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) – dom.gosuslugi.ru;
  • нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме;
  • через консьержа МКД, если услуга консьержа предусмотрена договором управления домом;

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

Почему УО стоит поторопиться с установкой ОДПУ теплоэнергии

Общедомовые приборы учёта тепла нужно установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2019 года в соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ. Обязанность по их установке лежит на собственниках помещений в МКД. Однако невыполнение жителями требований законодательства может негативно отразиться на работе УО. Узнайте, почему.

Обязанность установить ОДПУ теплоэнергии

Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечивать соответствие таких зданий требованиям энергетической эффективности. Одно из таких требований – установка общедомовых приборов учёта в многоквартирных домах.

Ситуация с ОДПУ тепловой энергии сложилась особая: до выхода Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ общедомовыми приборами учёта теплоэнергии можно было не оснащать дома, потребление теплоэнергии в которых составляло более 0,2 Гкал/час. Однако с 31 июля 2017 года обязанность устанавливать ОДПУ тепла закреплена за всеми МКД независимо от объёма потребления ресурса (ч. 8 ст. 13 № 261-ФЗ).

Решение об установке ОДПУ принимают собственники помещений в МКД на общем собрании. Инициировать такое собрание может как управляющая организация, чтобы уведомить собственников о необходимости установить прибор учёта и решить вопросы о его установке, так и собственники помещений в МКД. На собрании рекомендуем обсудить вопросы о:

  • способе установки прибора учёта – силами РСО или подрядной организации;
  • сроках установки прибора учёта;
  • размере взноса на его установку и ввод в эксплуатацию;
  • способе финансирования – единым платежом или в рассрочку.

В какие сроки нужно установить счётчик тепла

Обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта теплоэнергии собственникам помещений в МКД необходимо в срок до 1 января 2018 года, согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 № 261-ФЗ до 1 июля 2018 года ресурсоснабжающие организации обязаны довести до сведения УО информацию о необходимости установить приборы учёта тепла в домах, в которых ОДПУ тепловой энергии ещё не установлены. Несоблюдение этого требования грозит РСО штрафом от 100 000 до 150 000 рублей (ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ).

Управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, в свою очередь, обязаны сообщить эти сведения собственникам до 31 декабря 2018 года (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ). Если этого не сделать, УО получит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ).

Если собственники не обратят внимания на уведомления управляющей организации и не установят ОДПУ теплоэнергии, ресурсоснабжающая организация установит его самостоятельно до 1 января 2021 года. Оплачивать установку будут собственники помещений в МКД.

В случае принудительной установки ресурсоснабжающей организацией ОДПУ теплоэнергии, собственники помещений не смогут заранее согласовать с РСО стоимость прибора, его установки, ввода в эксплуатацию и порядка расчётов за его установку. Жители будут расплачиваться за установку прибора в течение пяти лет, при этом размер выплат будет учитывать ставку рефинансирования. В итоге может получиться так, что за принудительную установку ОДПУ жители заплатят на порядок больше.

Читайте также:  Чем заменить веник в бане: несколько простых вариантов

Когда прибор учёта можно не устанавливать

Устанавливать ОДПУ теплоэнергии не придётся, если для этого нужно провести реконструкцию или капитальный ремонт здания.

Многое также зависит от места установки прибора учёта. Если после установки ОДПУ невозможно будет обеспечить его нормальную эксплуатацию, устанавливать его нет необходимости. Должную эксплуатацию обеспечить не получится, если:

  • внутридомовые сети МКД в аварийном состоянии;
  • невозможно будет обеспечить доступ к прибору учёта для его обслуживания и снятия показаний;
  • в помещении, предназначенном для установки ОДПУ, нарушен температурный режим, уровень электромагнитных помех и влажности.

Если прибор учёта в МКД не был установлен из-за отсутствия технической возможности, этот факт нужно зафиксировать актом по форме приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627. В противном случае обязанность собственников помещений многоквартирного дома по установке ОДПУ будет считаться неисполненной.

Что будет в случае неустановки ОДПУ тепла

Бывает так, что собственники помещений не соглашаются на предложение управляющей организации установить ОДПУ тепла и оплачивать расходы за прибор и его установку в рассрочку. Решения установить прибор учёта другим способом на общем собрании они также не принимают. Тем не менее обязанность установить ОДПУ теплоэнергии остаётся и установить счётчик всё равно придётся.

В случае, если ОДПУ не будет установлен до 1 января 2019 года, ресурсоснабжающие организации смогут применять повышающий коэффициент при расчёте размера платы за тепловую энергию для домов, не оборудованных ОДПУ.

Такую надбавку можно будет считать убытком для управляющей организации. Собственники не исполнят свои обязательства, а плату за отопление управляющая организация обязана рассчитывать им исходя из нормативов потребления. Повысить размер такой платы УО не может. Значит, разницу между начисленными ресурсоснабжающей организацией суммами и начислениями потребителям коммунальных услуг управляющим организациям придётся оплачивать самостоятельно.

Если УО планирует установить в доме ОДПУ и ей требуется согласие собственников на эти расходы, помочь ей может сервис «ОСС на 100%». Узнайте, как это сделать.

Что мешает учету тепла в России? (статья)

В марте 2017 года правительство России отменило норму, в соответствии с которой жители домов без общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов должны платить за потребленные гигакалории, киловатты и кубометры в 1,5 раза больше жильцов домов, которые платят по счетчику. Происходит это не впервые: точно такое же решение премьер Дмитрий Медведев принял ровно год назад, в марте 2016-го. Как показывает практика, «силовыми» методами добиться энергоэффективности ЖКХ невозможно. Особенно в ситуации, когда учет тепла, несмотря на годы борьбы за его повсеместное внедрение, по-прежнему работает фрагментарно.

Учет то ли есть, то ли нет

В конце 2009 года вступил в силу закон «Об энергосбережении», в соответствии с которым каждый объект теплоснабжения, включая жилые дома, должен иметь прибор учета тепловой энергии. Первоначально на их установку давали два года — до 1 января 2012-го. Сейчас соответствующая статья закона включает столько поправок и оговорок, что ее невозможно даже прочесть с одного раза. Что же касается ее исполнения, то лучше всего об этом говорят данные, поступающие из регионов.

Например, в Комсомольске-на-Амуре из 1635 многоквартирных домов, где должны быть установлены общедомовые теплосчетчики, имеются они только в 79. Из оставшихся 1556 зданий смонтировать узлы учета представляется возможным только в 506, а еще 550 должны ждать капитального ремонта.

Конечно, не везде ситуация столь показательно катастрофична. Так, в Череповце теплосчетчиков не хватает в 30% домов, а в Москве они установлены почти везде, однако говорить о настоящем энергосбережении можно только в том случае, если прибор учета тепла есть в каждом здании, без каких-либо исключений. И при этом одной только его установки не достаточно.

«Если прибор учета в доме есть, это еще не значит, что по нему ведутся расчеты. Он может быть сломан, не принят в эксплуатацию, своевременно не поверен, а подчас и просто украден. Иногда счетчик не работает годами, а расчеты ведутся по нормативу. Фактически состояние жилого фонда во многих регионах таково, что сама по себе установка теплосчетчика может привести к обратному эффекту. Прибор регистрирует более высокое реальное потребление тепловой энергии, которая теряется через ветхие стены, изношенные окна и двери. В итоге мы часто не можем говорить ни о каком сбережении, потому что теплосчетчик сам по себе ничего не экономит, он лишь показывает текущую ситуацию с потерями энергии и заставляет задуматься о мероприятиях по их устранению или, по крайней мере, снижению», — комментирует Константин Волыхин, руководитель направления учета тепловой энергии компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.

Разнообразие разнообразию рознь

Во многом ситуация объясняется беспорядочным состоянием российского рынка приборов учета тепла. Их номенклатура сейчас чрезвычайно широка, что, конечно же, хорошо, поскольку у потребителя всегда есть выбор и возможность проголосовать рублем за добросовестного производителя. Вот только денег для этого голосования у собственников жилья нет: как правило, их хватает только на то, чтобы установить узел учета тепла один раз. И в случае неудачного выбора собственники остаются и без денег, и без счетчика.

Несмотря на разнообразие предложений, качество многих приборов учета по-прежнему оставляет желать лучшего. Из соображений сиюминутной экономии в домах нередко устанавливаются теплосчетчики, собранные из комплектующих непонятного происхождения и ненадлежащего качества, что сказывается на их работе в процессе длительной эксплуатации. Выяснить это порой удается только после того, как прибор выйдет из строя: внезапно под крышкой корпуса с российским наименованием обнаруживаются детали с маркировкой чуть ли не на всех мировых языках. В лучшем случае такие счетчики могут работать нестабильно или не иметь должной защиты от несанкционированного перепрограммирования, в худшем — просто ломаются во время отопительного сезона.

Возникают проблемы и при использовании популярных в России электромагнитных теплосчетчиков. Поскольку в отечественных теплосетях нередко циркулирует плохо очищенная или чрезмерно жесткая сетевая вода, то под воздействием электромагнитного поля соли жесткости, металлическая стружка и окалина начинают оседать внутри расходомеров, нарушая их проходимость и выводя из строя.

В результате деньги, потраченные на оборудование узла учета, оказываются выброшенными на ветер, а экономия, если она и была, не зачитывается собственникам жилья. Более того, становится невозможно оценить эффект от проведения различных энергосберегающих мероприятий или рассчитать срок их окупаемости. Наименее восприимчивы к внешним факторам ультразвуковые приборы учета тепла. Они не имеют движущихся частей и не создают электромагнитное поле, что исключает взаимодействие с солями жесткости теплоносителя или взвесью, обладающей магнитными свойствами. Поэтому даже при низком качестве сетевой воды ультразвуковой прибор будет работать исправно.

Есть у этого класса приборов и другое преимущество: они не требуют подключения к электросети, поскольку питаются от батарей. Это объясняется низким энергопотреблением ультразвуковых расходомеров. То есть в случае отключения электричества или в любой аварийной ситуации теплосчетчик будет продолжать функционировать. Причем заряда батарей, от которых питаются такие приборы, хватает на длительное время: как правило, на межповерочный интервал работы теплосчетчика.

У семи нянек дитя без глазу

Вопрос упорядочения парка разнородного оборудования не единственный на повестке дня. Не менее важно решить существующую на сегодняшний день проблему технических согласований, которые часто тормозят процесс установки теплосчетчиков. Еще один важный аспект — финансовый. Сами приборы учета, их обслуживание, поверки, ремонт — все это стоит денег. Теоретически, согласно Жилищному кодексу, узлы учета принадлежат собственникам жилья. Они же должны нести все расходы по их установке и содержанию. Однако на это далеко не у всех есть средства. «Люди считают, что это несправедливо. Их заставляют вытряхнуть свои кошельки на фоне повысившихся цен и введения платежа за капремонт. И это притом что зарплаты не растут», — комментирует Ольга Аринцева, возглавляющая рабочую группу по вопросам ЖКХ в Общественной палате Калининграда.

Ситуация усложняется тем, что порядок монтажа, эксплуатации действующей редакцией Правил учета тепловой энергии никак не регламентирован. Этим может заниматься и ТСЖ, и управляющая компания, и энергоснабжающая организация. Финансовые взаимоотношения и долговые обязательства при этом также возникают самые разные. Более того, нет даже однозначного правила для определения балансовой принадлежности теплосчетчиков. Поэтому и вопросы учета зачастую решаются годами.

«Закон гласит, что учет тепла является обязательным, но не уточняет, для кого именно он обязателен. Ведь для всех — на практике значит ни для кого. Если мы хотим достичь поставленной цели и прийти к учету и экономии тепла, то нужно создать четкий и однозначный регламент взаимодействия между различными субъектами ЖКХ по этому вопросу. Возможно, установку приборов учета целесообразно даже вывести за рамки программ капитального ремонта, а также привлечь к решению вопросов финансирования кредитные организации. Можно прибегать к различным рецептам, но что-то делать точно надо, потому что иначе приборный учет у нас заработает не раньше, чем это обещает известная поговорка», — считает Константин Волыхин.

При ближайшем рассмотрении вопроса повсеместного внедрения учета тепла выясняется, что он носит больше организационный, нежели технический характер. Для решения проблемы в ее нынешнем состоянии недостаточно просто изыскать средства. Чтобы не потратить их впустую, необходимо создать четкий регламент контроля и регулирования в сфере учета коммунальных ресурсов.

Снять со счетчика: ФАС против обязательных приборов учета тепла в квартирах

Федеральная антимонопольная служба вслед за Минстроем выступила против обязательной установки счетчиков тепла в новостройках. Об этом «Известиям» заявил замруководителя ФАС Виталий Королев. Стоимость приборов учета высока, нельзя навязывать эти расходы гражданам, сказал «Известиям» замглавы Минстроя Максим Егоров. Норма об обязательных счетчиках действует в стране с 2012 года, но чиновники уже не первый раз ставят ее необходимость под сомнение. По словам экспертов, сегодня плата за тепло — самая непрозрачная статья расходов на услуги ЖКХ.

Читайте также:  Как слить воду из водонагревателя - видео инструкция

Антимонопольная поддержка

Обязательная установка поквартирных счетчиков тепла в каждой новостройке может быть отменена. Инициативу об отказе от этой нормы, с которой ранее выступал Минстрой, поддержала ФАС.

Антимонопольная служба придерживается принципов стимулирования потребителей энергетических ресурсов к их более эффективному и рациональному использованию, заявил «Известиям» заместитель руководителя ФАС Виталий Королев. Необходима не обязательная установка счетчиков, а, например, оснащение домов системами автоматического регулирования потребления тепла в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, а также развитие института энергосервисных контрактов (когда инвестор меняет оборудование в жилом доме на сберегающее и зарабатывает на экономии электричества. — «Известия), пояснил он.

Установка приборов учета воды и тепла

В ФАС считают, что один из недостатков обязательной установки счетчиков в новостройках — невозможность абсолютного контроля потребления тепловой энергии внутри помещений в многоквартирном доме.

–– Многоквартирные дома отапливаются в целом как единый объект, поскольку происходит переток из теплого пространства в более холодное. Этот процесс никоим образом не подвержен контролю или измерению счетчиком в квартире, –– сказал Виталий Королев.

Замглавы ФАС также сообщил, что отказ от обязательной поквартирной установки индивидуальных приборов учета в новостройках не повлечет каких-либо изменений при расчете тарифов в сфере теплоснабжения.

Поквартирные счетчики тепла устанавливают в новых домах с 2012 года — после вступления в силу поправок в закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Ранее об идее отменить эту норму заявлял Минстрой.

Заместитель министра строительства и ЖКХ Максим Егоров заявил «Известиям», что нельзя навязывать гражданам установку и затем содержание индивидуальных приборов учета (ИПУ) тепла, так как это достаточно затратно. При этом он отметил, что жильцов никто не лишает права на добровольную установку счетчиков.

По словам Максима Егорова, помимо установки индивидуальных счетчиков, есть требование об обязательном общедомовом приборе учета, которое сохранится.

Как будет делиться между жильцами общий объем, граждане вправе определить сами, отметил замминистра.

–– Для этого могут быть как установлены индивидуальные счетчики в квартирах, так и выбран расчетный способ — например, делить по числу жильцов или по площади жилья, –– добавил он.

Принцип прозрачности

Как ранее писали «Известия», Минстрой выступил с инициативой отказаться от обязательной установки ИПУ на тепло в январе 2019 года. В ведомстве указывали, что стоимость одного счетчика составляет 6,5–8 тыс. рублей, работ по установке или его замене — 6 тыс., поверки — 2–3 тыс.

За сохранение обязательной установки тогда выступили в Минэкономразвития и в аппарате вице-премьера Виталия Мутко. В министерстве отмечали, что с квартирными счетчиками дом потребляет до 20% меньше тепла.

В аппарате Виталия Мутко не смогли оперативно сообщить действующую позицию по этому вопросу. В Минэкономразвития «Известиям» сказали, что позиция ведомства не изменилась.

В Минэнерго не прояснили свою позицию, сообщив лишь, что вопрос обязательности оснащения индивидуальными приборами учета потребления тепловой энергии находится в стадии обсуждения. В январе в ведомстве заявляли, что поддерживают позицию Минстроя.

Плюс обязательной установки счетчиков –– возможность контролировать и руководить потреблением тепла. Минус –– более сложная система расчета и высокая стоимость самих приборов, пояснил «Известиям» генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин.

По словам эксперта, приборы устанавливает застройщик, но все расходы на это он включает в стоимость квартиры. Алексей Макрушин также отметил, что позволить жильцам самим решать, ставить счетчики или нет, не совсем реально.

–– Поскольку речь идет о новостройках, то здесь пока нет жильцов, которые будут решать этот вопрос. Надо либо устанавливать счетчики при вводе дома в эксплуатацию, либо вообще не устанавливать. Поскольку речь идет о домах, где есть горизонтальная разводка, решение об этом лучше принимать на этапе строительства. И если ставить приборы учета, то с самого начала, потом будет сложнее, –– сказал он «Известиям».

Счетчик сам по себе не дает экономию платежей, но дает прозрачность, поскольку без учета непонятно, как рационально расходовать тепло, пояснила «Известиям» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», член Общественной палаты Светлана Разворотнева.

–– Плата за тепло — это от 50% до 70% нашей квитанции. Это самая затратная статья расходов и самая непрозрачная, потому что никто не контролирует температурные графики. Также значительное количество субъектов платит за тепло не по периоду отопления, а круглый год. Берутся показатели за прошлый год, делятся на 12 месяцев, а после уплаты делается перерасчет. В начале 2019 года москвичам выставили по несколько тысяч рублей перерасчетов, –– отметила Светлана Разворотнева.

Эксперт считает, что обязательную установку счетчиков лучше сохранить, чтобы была ясная картина, кто и за что платит.

Впрочем, руководитель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты Игорь Шпектор полагает, что инициатива Минстроя вполне приемлема, учитывая, что некоторые жильцы, имеющие индивидуальные счетчики тепла, могут намеренно понижать температуру в квартире, создавая неприемлемые условия для своих соседей.

Энергоэффективности же, по его словам, можно достичь с помощью общедомового счетчика и узла управления подачей тепла, который в автоматическом режиме регулирует расход тепловой энергии в зависимости от погодных условий –– температуры, скорости ветра.

Установка приборов учета обязательна… но не для всех

До 1 июля в многоэтажках должны были быть установлены общедомовые приборы учета, поскольку именно с этого дня — согласно Федеральному Закону №261-ФЗ «Об энергосбережении» — расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных со счетчиков. После 1 июля закон разрешает энергетикам самим устанавливать приборы учета на наши дома принудительно. Однако в том же законе есть исключения и нюансы, о которых необходимо знать.
Собственники жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах обязаны установить общедомовые приборы учета на потребляемые энергетические ресурсы до 1 июля 2012 года. Организации, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией и электрической энергией (с условием, что их сети имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации приборов учета. Указанные ресурсоснабжающие организации (РСО) не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены 149-м приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г.
Обязанность по установке приборов учета энергоресурсов Федеральным законом от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ возложена на собственников помещений. До 1 июля 2012 года собственники обязаны обеспечить установку приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии (а природного газа — в срок до 1 января 2015 года).
С 1 января 2012 года все вводимые в эксплуатацию и, в том числе, реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться также и индивидуальными теплосчетчиками в каждой квартире. С момента принятия 261-го закона ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды не допускается.
Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета. Если собственник не в состоянии сразу оплатить прибор учета и его установку, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за такой кредит устанавливается по действующей на момент заключения договора об установке приборов учета ставке рефинансирования Центробанка РФ.
Постановлением от 6.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правительство РФ утвердило новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Так, Раздел III «Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества» был дополнен пятью новыми пунктами (п. п. 38(1) — 38(5)). Первый из них (п. 38(1)) касается оплаты принудительно установленного общедомового прибора учета.
Пункт 38(1) Правил содержания общего имущества конкретизирует приведенные положения Закона «Об энергосбережении». В частности, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку коллективного прибора учета на основании счета, выставляемого РСО, если соответствующие суммы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, установленных для членов ТСЖ.
Причем РСО должна указать в счете для каждого собственника как общую сумму расходов на установку прибора учета, так и долю, пропорциональную доле в праве общей собственности на общее имущество, которая должна быть оплачена этим собственником.
Кроме того, п. 38(1) Правил содержания общего имущества предусмотрена возможность оспорить сумму расходов РСО, сначала обратившись непосредственно в РСО, а затем обжаловать выставленный счет в судебном порядке.
Нужно ли собственникам
помещений многоквартирного дома собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК — донести информацию до собственников о том, что установка приборов учета необходима согласно закону «Об энергосбережении» и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ,
ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета, и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.
Согласно пп. «с» п. 31 новых Правил исполнитель коммунальных услуг обязан подчиниться решению общего собрания собственников помещений об установке коллективного прибора учета (при условии включения в плату за содержание и ремонт расходов на его приобретение и установку).
Какую ответственность несут собственники за отказ от установки приборовучета?
Если до 1 июля 2012 года и до 1 января 2015 года (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно п. 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» собственники помещений должны не только обеспечить допуск РСО к местам установки счетчиков, но и оплатить понесенные ими расходы. Этой же нормой предусмотрено, что в случае отказа в добровольном порядке возместить расходы РСО на установку приборов учета собственники помещений обязаны также оплатить их затраты, связанные с необходимостью принудительного взыскания.
Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборовучета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.
Есть ли исключения изтребований по установке приборов учета?
Да, есть. Федеральным Законом №261-ФЗ также указываются случаи, когда общедомовые приборы учета не устанавливаются:
— ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года;
— объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии);
— максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Помимо всего прочего, изменения в действующем федеральном законодательстве предоставляют возможность не ставить приборы учета собственникам жилья, где для этих целей отсутствуют технические возможности.

Читайте также:  Двери в парилку в бане: особенности и секреты выбора

Энергетики про незаконную установку приборов учета тепла

Споры с ресурсоснабжающими организациями давно уже стали неотъемлемой частью работы управляющих компаний. В данной статье поговорим о расчетах с теплоснабжающими организациям, если в доме отсутствует ОДПУ.

Порядок определения объема коммунальных услуг при расчетах с ресурсоснабжающими организациями установлен «Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124» ( далее – Правила 124).

В соответствии с пп. «е» п.22 указанных Правил, при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Следовательно, чтобы управляющей организации избежать дополнительных расходов в виде повышающего коэффициента, необходимо оформление акта об отсутствии технической возможности установки ОДПУ.

Как правило, такой акт составляется представителями РСО и управляющей организации совместно с собственниками помещений МКД.

Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (далее – Приказ Минрегиона 627), утверждены: критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета; форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета; порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.

Из содержания Приказа Минрегиона 627 следует, что установка приборов учета потребляемой энергии невозможна, если:

для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем;

при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, месту и порядку его установки;

в месте установки прибора учета невозможно обеспечить требования к условиям его эксплуатации (в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены);

если МКД имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления (кроме МКД, для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено требование по их оснащению приборами учета на момент их ввода в эксплуатацию).

Как указано в Приложении 1 к Приказу Минрегиона 627, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие вышеперечисленных критериев.

Таким образом, при отсутствии акта обследования с заключением об отсутствии технической возможности установки ОДПУ, выставление повышающего коэффициента управляющей организации со стороны РСО является законным.

Как указано в Письме Минстроя Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г. № 19506-00/04 «О применении повышающих коэффициентов при оплате стоимости тепловой энергии», повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Федерального закона). При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление выставляемой управляющей организации. При этом, применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление потребителям коммунальных услуг не предусмотрено.

Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой:

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018г суд удовлетворил требования «Нижнетагильские тепловые сети» о взыскании задолженности за тепловую энергию с применением повышающего коэффициента. Заявляя об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета в ряде многоквартирных домов, соответствующих доказательств не представило, указанное обстоятельство документально не подтвердило.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционный суда от 24 ноября 2017 г. по делу № А40-20967/2017, удовлетворяя требования теплоснабжающей организации в виду отсутствия акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОДПУ, суд также указал, что с огласно подпункту « е» пункта 22 Правил № 124 (в редакции действовавшей до 01.01.2017), при наличии обязанности и технической возможности по установке ОДПУ стоимость поставленной тепловой энергии определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.

В Решении Арбитражного суда Хабаровского края от 19 сентября 2016 г. по делу № А73-6340/2016 суд сделал вывод, что повышающий коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов , подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Зачастую, удовлетворяя требования теплоснабжающих организаций о взыскании задолженности с учетом повышающего коэффициента суды ссылаются на Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 № АПЛ16-403, в котором указано, что работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи, с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ.

Таким образом, только оформление акта об отсутствии технической возможности может спасти управляющую организацию от применения повышающего коэффициента.

При этом не редко в процессе обследования МКД и оформлении акта мнение РСО и управляющей организации о наличии/отсутствии технической возможности принципиально расходятся. В этом случае расставить все точки над «i» может только суд.

Компания «Бурмистр.ру» запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно здесь.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Добавить комментарий