Как правильно продуть батареи отопления в доме или квартире

Как продуть батарею отопления

Вопросом о том, как продуть батарею отопления, практически каждый человек начинает задаваться тогда, когда отопление есть, а в квартире все равно холодно. Причиной этому может послужить элементарная воздушная пробка, образовавшаяся в батарее. Для того чтобы убрать воздушную пробку из батареи или, проще говоря, продуть ее.

Причины возникновения воздушных пробок в системе отопления

Довольно часто такая проблема возникает в самом начале отопительного сезона, когда в систему отопления постепенно начинает поступать горячая вода. Как правило, выяснить, что виной прохладной температуры в комнате является воздушная пробка совсем не сложно. В таких случаях радиаторы отопления в верхней части остаются холодными, в то время как в нижней части батарея просто «пышет жаром». (См. также: Как разобрать чугунную батарею отопления своими руками)

Основными причинами, повлекшими за собой образование воздушной пробки, являются следующие:

При подаче горячей воды в систему отопления в ней может присутствовать кислород. В результате нагревания воды, кислород испаряется, выделяется воздух, который и скапливается преимущественно в верхней части батарей. Соответственно, воздушная пробка, которая образовалась, мешает нормальной циркуляции воздуха.

Во время проведения ремонтных и сантехнических работ, система отопления также завоздушивается. Вообще, правильно после любых работ, спускать воздух из батарей, чтобы исключить образование пробок.

Плохая герметичность стыков соединений. Течь в местах соединения труб может быть совершенно небольшой. Ее трудно заметить, потому что горячая вода испаряется быстро, а если батарея расположена в ванной комнате, так там вообще довольно-таки часто образуется конденсат. В результате даже маленькой трещины в систему отопления может попадать воздух. Сам выйти из системы он не может, поэтому постепенно накапливается в радиаторах, что впоследствии приводит к образованию воздушного затора в трубах.

Возможно, вы неправильно спустили воздух из системы отопления, после того, как все ремонтные работы были закончены. Продувка батарей отопления должна выполняться медленно, особенно если система отопления выполнена по сложной схеме, имеет множество переходов и разветвлений. При быстром спуске небольшие пузырьки просто не успевают добраться до верха батареи.

Способы устранения

После того, как мы выяснили, откуда берется воздух в батареях, следующим этапом нужно научиться устранять его из системы. Самое главное это знать, как продуть батарею своими руками, чтобы не сделать ситуацию с отоплением еще хуже. Ведь при неправильной продувке вы только добавите еще больше воздуха в систему.

Кроме того, воздух в радиаторах отопления может привести не только к недостаточному обогреву помещения, но и к выходу из строя самих батарей. Наличие воздуха в системе способствует началу коррозийного процесса, для которого и нужно только, что бы был воздух и высокая влажность. Поэтому чем быстрее будет устранена данная проблеме, тем лучше. И теплее в квартире станет, и батареи целее будут. (См. также: Инфракрасное отопление)

Снижение эффективной работы системы отопления из-за того, что в батареях образовались воздушные заторы, очень негативно сказывается на ней, особенно в частных домах. Ведь в индивидуальном жилом доме, в качестве главного отопительного элемента, очень часто используются двухконтурные котлы. Непрерывная циркуляция воды обеспечена только за счет работы специального насоса.

Поэтому, когда очень долго образовавшаяся воздушная пробка, не устраняется, получается, что насос работает вхолостую, что приводит к быстрому изнашиванию деталей. Именно поэтому, рекомендуется периодически открывать запорные краны на радиаторах и спускать воздух, который может накопиться в системе. Даже если вы не выполняли никаких ремонтных работ, лучше лишний раз перестраховаться.

Для того чтобы устранить воздух из системы отопления понадобится кое-какой инструмент: разводной ключ и отвертка. Обязательно позаботьтесь о небольшой емкости для слива воды. (См. также: Водонагреватель для бассейна своими руками)

сначала необходимо открыть с помощью ключа клапан (его еще называют кран Маевского), у батарей отопления Prado, например, есть специальные воздухоотводы. Для того чтобы спустить воздух достаточно просто повернуть вентиль. После открытия клапан, легко шипение подскажет вам о том, что воздух начал выходить из батареи.

Обязательно подставьте небольшую емкость под кран (подойдет обычная стеклянная банка), потому что вместе с воздух может выделяться и некоторое количество воды. Итак, воздух выходит, а вам остается только ждать, пока не закончится шипение и из радиатора не потечет вода. Теперь кран можно закрывать. Через некоторое время необходимо будет проверить, нагрелись ли батареи полностью.

Возможно, наладить работу отопительного элемента не поможет даже спуск воды из него, бывает и такое. Батарея все равно остается холодной или работает нормальном режиме какой-то промежуток времени, а потом опять становится холодной. В таком случае придется выполнять такую работу, как продувка биметаллических батарей. (См. также: Как подключить водонагреватель)

Вполне возможно, что в радиаторе образовался затор из-за скопившейся в нем грязи или ржавчины, тогда будет необходимо продуть батарею. Возможно, из-за неправильного монтажа системы отопления затор образовался в месте поворота трубопровода. Такое возможно, когда при монтаже отопительной системы используются металлопластиковые трубы, а допустимые нормы уклона трубопровода соблюдены не были. В таком случае лучше всего выполнить демонтаж труб отопления и подключить их снова, но уже применив правильные значения.

Продувка чугунных батарей процесс трудоемкий. Перед тем как промывать радиаторы их придется полностью разобрать и потом промыть с помощью шланга. Если батареи, установленные в квартире, работают уже не один десяток лет, вам придется столкнуться с большими сложностями при демонтаже трубы.

Профилактические меры

Как согласится большинство, болезнь все-таки легче предупредить, чем потом лечить вызванные ей последствия. Так же и батареями, чтобы не остаться в холодное время без тепла нужно своевременно выполнять технические мероприятия по обслуживанию радиаторов отопления, а также при монтаже устанавливать дополнительные устройства, которые помогут предотвратить образования засоров и воздушных пробок.

Например, у батарей отопления Sira есть встраиваемая многофункциональная система обезвоздушивания. Во время ее использования специальные устройства для спуска воздуха из системы врезаются в нескольких местах, что позволяет выпускать воздух для каждой группы обогревательных устройств отдельно.

Для того чтобы не ломать голову по поводу того, как продуть алюминиевый радиатор отопления нужно всего лишь своевременно установить на него специальное устройство – воздухоотвод. Существует два типа данных устройств:

Воздухоотводы ручные – их обычно устанавливают с торцевой стороны батареи. Пользоваться ими для того, чтобы спустить воздух из системы отопления легко. Достаточно специальным ключом или отверткой повернуть болт и воздух начнет выходить. Учитывая их маленькую производительность, такие устройства устанавливают только для пользования в домашних условиях.

Автоматические воздухоотводы работают полностью в автономном режиме. Не нужно стравливать воздух, что-то откручивая или открывая, устройство все делают сами. Их можно устанавливать вертикально или горизонтально.

Правда, такие воздухоотводы имеют один существенный недостаток, они чувствительно к разного рода загрязнением. Поэтому дополнительно в систему придется установить фильтр для очистки сильных механических загрязнений.

При установке батарей отопления Arbonia установка полного комплекта дополнительных компонентов позволяет избавить себя от постоянного контроля за системой отопления.

Для чугунных радиаторов тоже можно установить специальные воздухоотводы, это наиболее актуально для квартир в многоэтажных домах. На самом деле это гораздо проще и легче, чем заниматься потом продувкой или промывкой батарей. В любом случае, первый вариант вернуть тепло в батарею является более простым, но если батарея засорилась, ничего кроме промывки не поможет.

Для того чтобы промыть чугунные радиаторы вам придется сначала разобрать полностью батарею, используя паяльную лампу, для того чтобы открутить соединительные гайки. Потом радиатор разбирают по секциям, зачищают ниппели (резьбовые соединения между секциями батареи), промывают, используя шланг. Все это требует неимоверной силы, ведь вес каждой секции чугунного радиатора может доходить до 7 килограмм.

Для того чтобы предотвратить засоры в чугунных батареях должны быть установлены специальные перемычки, в которых и оседает вся грязь. В квартирах многоэтажек наличие перемычек просто обязательно. Ведь зачастую вначале отопительного сезона вода в систему отопления поступает, мягко говоря, совершенно не чистая.

После долгого простоя вся грязь и ржавчина, как правило, устремляются в отопительные элементы с первым потоком горячей воды. Что и говорить, но, к сожалению, наши российские системы центрального отопления крайне несовершенны.

Полезный совет. Если в вашей отопительной системе образовалась воздушная пробка, постарайтесь выяснить причину ее возникновения, особенно если раньше такого не случалось. Постарайтесь не только избавиться от воздуха, но и принять меры, исключающие повтор данной ситуации. Проверьте систему на предмет герметичности в местах соединения труб и радиаторов. Возможно, где-то нужно подтянуть болты, или поменять гайки, может быть, потребуется заново заделать стыки, используя больше пакли.

Как продуть батареи отопления

  • 1 Подготовка к удалению воздушных пробок
  • 2 Способы удаления пробок
  • 3 Удаления накипи методом продува
  • 4 Гидравлическая прочистка
  • 5 Видео

Эффективность прогрева жилого помещения в значительной мере определяется тем, насколько качественно проведены сезонные работы по подготовке его отопительной системы к эксплуатации. Вот почему с приходом холодов производится проверка всего входящего в систему отопления оборудования, а при необходимости – и его ремонт. При этом возможны ситуации, когда исправные на вид батареи с началом эксплуатационного периода нагреваются очень слабо или совсем не греют.

Читайте также:  Как разобрать и собрать радиатор отопления

Объясняется это чаще всего тем, что во внутреннем пространстве батарей образуются так называемые «воздушные пробки». Для их устранения достаточно продуть радиатор отопления, после чего указанная неисправность, как правило, исчезает.

Подготовка к удалению воздушных пробок

Схема развоздушивания

Перед тем как продуть батареи отопления в первую очередь следует побеспокоиться об инструменте, используемом при проведении ремонтных работ. В рабочий комплект должны входить следующие наименования:

  • ключ для регулировки вентиля Маевского;
  • отвертка и разводной ключ;
  • небольшая емкость (лучше всего, ведро);
  • промывочная жидкость WD-40 (керосин) и ветошь для протирки.

Следует обязательно убедиться в том, что именно воздушные пробки являются действительной причиной обнаруженной неисправности.

Если батареи плохо нагреваются

Удостовериться в этом вы сможете по характерному и отчетливо различимому «бульканию» в батареях, которые плохо нагреваются, несмотря на то, что горячая вода исправно поступает в систему. После выяснения причин отсутствия нормального нагрева радиаторов отопления, вы смело можете приступать к удалению пробок.

Способы удаления пробок

Откройте клапан терморегулятора

Общий порядок проведения операций по их удалению выглядит следующим образом:

  1. При наличии термостата в системе отопления следует полностью открыть его регулирующий клапан (заметьте, что порой этого бывает достаточно для восстановления нормального обогрева системы).
  2. В случае отсутствия термостата необходимо будет воспользоваться клапаном, располагающимся на специальном вентиле, который принято называть краном Маевского.
  3. С помощью специального ключа слегка ослабьте давление клапана; при этом появление отчетливо слышного шипения будет свидетельствовать о том, что воздух начал «выходить» из системы.

Кран Маевского

Специалисты рекомендуют повторять эту процедуру несколько раз, последовательно стравливая воздух небольшими порциями. И лишь после полного его вывода из системы через кран Маевского должна потечь вода, которая собирается в подготовленную ранее емкость. После того как давление воды в кране стабилизируется, а шипение в батареях полностью исчезнет – вы можете возвратить клапан в прежнее положение.

В том случае, когда ваши радиаторы не оснащены специальным клапаном для стравливания воздуха – советуем воспользоваться еще одним способом его удаления. Указанный метод предполагает использование специальной жидкости (керосина или смеси WD-40), которые наносятся на верхнюю заглушку радиатора в районе резьбы.

Затем при помощи разводного ключа заглушка осторожно отворачивается вплоть до появления характерного шипения выходящего из батареи воздуха и просачивания воды, стекающей в подготовленную заранее емкость. После того как шипение прекратилось – верните заглушку в прежнее положение, наложив прежде на резьбу несколько ниток специальной уплотнительной ленты ФУМ.

Удаления накипи методом продува

Отложения в батарее

Довольно частой причиной плохого прогрева батарей в квартире является оседание на их стенках накипи и посторонних частиц, попадающих в систему отопления вместе с горячей водой.

Исследования показали, что при толщине отложения накипи всего в 1 мм теплоотдача батареи снижается сразу на 15%. Вот почему перед началом эксплуатационного сезона желательно продуть систему отопления в соответствии с рекомендациями специалистов.

Но прежде вам нужно будет убедиться в том, что именно накипь является причиной появившихся проблем, что обычно сопровождается следующими характерными проявлениями:

  1. В случае образования толстого слоя накипи стояк отопительной системы несколько горячее самих радиаторов.
  2. При обследовании радиаторов на ощупь обнаруживается разная степень их прогрева в разных блоках.
  3. Наблюдается неравномерность прогрева отдельных секций в пределах одной батареи.

Окончательно убедившись в наличии накипи, вы можете перейти к выбору наиболее подходящего способа ее удаления в бытовых условиях. При этом вам следует знать о том, что наиболее эффективным, но вместе с тем и самым дорогостоящим, является метод гидравлической продувки системы, который широко применяется наряду с другими известными способами прочистки (такими как химическая обработка, например).

Гидравлическая прочистка

Как уже отмечалось ранее, гидравлическая продувка отопительной системы является наиболее эффективным приемом прочистки батарей от скопившейся на их стенках накипи.

Промывка отопления

При реализации этого метода в действующий стояк под высоким давлением подается рабочая смесь, состоящая из обычной воды и сжатого воздуха. Для ее получения в домашних условиях вам потребуется компрессор соответствующей мощности, обеспечивающий требуемое давление в прочищаемом канале и гарантирующий удаление накипи, скопившейся на стенках батарей.

Практика показала, что для современных квартир с чугунными радиаторами способ гидравлической продувки является наиболее подходящим вариантом организации работ по их прочистке. В том случае, если реализация этого способа в домашних условиях невозможна – вы можете демонтировать батареи и сдать их на прочистку в сервисный центр, располагающий всем необходимым для этого оборудованием.

Видео

О проведении гидравлической прочистки подробно расскажет специалист:

Как спустить воздух из батарей и труб отопления

Образование воздушной пробки в системе отопления характеризуется частичным остыванием радиаторов либо участков водяного теплого пола. Иногда в трубах и батареях слышится журчание, указывающее местонахождение скопившегося воздуха. Интересует 2 вопроса: как его удалить оттуда и не допустить подобных неприятностей в будущем. Предлагаем рассмотреть причины завоздушивания отопительных приборов в частных домах, а потом подскажем способы, как убрать воздушные пузыри из отопительной сети.

Откуда берется воздух в системе

Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

Разновидности автоматических воздушников

Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

  1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
  2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
  3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
  4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
  5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
  6. При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.

Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой

Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.

Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.

Удаляем воздушную пробку без слива воды

О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вы наверняка знаете. Обнаружив непрогревающийся радиатор, нужно отверткой приоткрыть в нем кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. Если установлены старые батареи, где такого вентиля нет, можно попробовать удаление другими способами:

  1. Так называемая прокачка трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор заделан кран для сброса воды. Подсоедините к нему шланг, направленный в канализацию, откройте вентиль на максимум и выполняйте слив, пока движущийся с большой скоростью поток не увлечет за собой воздушную пробку.
  2. В частном доме советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и завинтите шуруповертом в стенку отопительного прибора (поближе к верху). Затем выверните саморез на пару оборотов отверткой, выпустите воздух и затяните до упора. Летом врежьте в этом месте кран Маевского.
  3. Удаление воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно выполнять двумя способами: полной перезаправкой системы либо наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивать боковые заглушки «на ходу» не рекомендуется, потом их будет сложно запаковать.
  4. Слабая циркуляция и теплоотдача могут быть следствием скопления воздуха в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце агрегата, на пару оборотов. Когда из-под резинового кольца выступят капли воды, затяните его обратно.
Читайте также:  Какие батареи отопления для частного дома лучше?

Совет. Чтобы не сталкиваться с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, наварите сверху бобышку с отверстием требуемого диаметра. В чугунных «гармошках» вентиль заделывается в боковую стальную пробку.

Фокус с самонарезающим винтом также успешно применяется для неправильно спроектированных магистралей с обращенными кверху либо книзу петлями (например, для обхода дверей и других строительных конструкций). Как убрать воздушный пузырь в неблагополучном месте трубопровода путем закручивания самореза, смотрите на видео:

Как спустить воздух с батареи

Бывает так, что отопление уже включили, а в доме все равно холодно. И батареи прогреваются не равномерно — верхняя часть прохладная, а в низу горячая. Это говорит о том, что в системе образовалась воздушная пробка и затрудняет циркуляцию теплоносителя.

Кроме того, от этого увеличивается шанс возникновение коррозии на внутренних металлических поверхностях системы, что может привести к нарушению целостности труб и поломке. Выход из сложившейся ситуации есть — нужно спустить воздух из батареи.

Спускаем воздух

Для того, чтобы продуть батареи отопления не требуются специальные навыки, достаточно иметь желание и уметь пользоваться простым инструментом. Для устранения воздуха из системы понадобиться минимальный набор инструмента:

  • разводной ключ;
  • отвертка;
  • емкость для сбора воды.

После того, как подготовили инструмент, следует осмотреть батарею и найти специальный клапан, который обычно называют — кран Маевского. Клапан всегда находится в верхней части радиатора.

Теперь надо слегка приоткрыть клапан подставив под него емкость. Кран Маевского открывается разводным ключом или отверткой, в зависимости от конструкции. После открытия клапана послышится шипение выходящего воздуха, вместе с ним будет выходить и небольшое количество воды.

Сигналом окончания продувки послужит отсутствие выходящего воздуха и ровная струйка воды. Клапан можно закрывать. Теперь нужно дождаться, когда батареи прогреются равномерно и наслаждаться теплом в доме.

Если же радиаторы все равно не прогреваются, значит были допущены ошибки и не весь воздух удалось стравить. Придется повторить процедуру продувки заново.

Видео: Как удалить воздух из радиаторов

Причины появления воздушных пробок в батареях

Для того, чтобы в дальнейшем не возникала ситуация с возникновением воздушных пробок, необходимо знать причины их появления. Таких причин может быть несколько. Основными причинами, которые влекут за собой образование воздушной пробки, являются:

При нагревании воды из нее выделяется кислород, испаряясь он образует воздух, который скапливается в верхней точке радиатора. Таким образом получается пробка которая не позволяет циркулировать воде по системе.

Так же он может появиться после проведения ремонтных работ. Поле ремонта отопления, компания занимавшаяся ремонтом, должна продувать систему. Но, это длительная процедура и не все работники ее выполняют, а если выполняют, то частично и спустя рукава.

Одной из причин появления воздуха в батареях может служить нарушение герметичности. Обычно о разгерметизации сигнализирует утечка воды. Но не всегда это можно заметить визуально.

Протечку отопления можно и не заметить, так как горячая вода довольно быстро испаряется. А в помещениях с высокой влажностью (ванная комната, кухня) на протечку можно вообще не обратить внимания, перепутав ее с естественным конденсатом на трубах.

Стоит добавить, что спускать воздух из батарей необходимо не зависимо от того квартира это или частный дом. В случае если воздушная пробка образовалась в отоплении частного дома, это повлияет не только на тепло, но и на износ деталей.

Чаще всего отопление в частном доме функционирует с помощью насоса. При наличии воздушной пробки, насос будет работать на полную мощность, а результат практически нулевым.

Батареи отопления могут неправильно работать не только из-за образования воздушной пробки. Даже после продувки батареи остаются холодными. Причиной может быть засоренные радиаторы.

Забитые батареи

При долгой эксплуатации в батареях может скопиться ржавчина, известковый налет и другие загрязнения. если не проводить своевременные профилактические работы, то образовавшиеся загрязнения могут отрицательно сказаться на работе всей системы или полностью вывести ее из строя.

В качестве профилактики может использоваться продувка с помощью специального гидродинамического насоса. Вот только навряд ли такой насос лежит у кого нибудь в гараже и ждет своего часа. Да и для работы с такой техникой необходимо обладать специальными навыками.

Поэтому, для продувки специальными устройствами лучше обращаться в специализированные компании. Если финансовые возможности не позволяют воспользоваться услугами специалистов, можно сэкономить и почистить радиаторы самостоятельно.

Вот только работа эта не самая легкая. Первым делом, необходимо отключить свою квартиру от системы отопления. После чего снимать каждую батарею и промывать напором воды из шланга. Затем батарею ставить на место.

В заключение хочется напомнить, что профилактика является лучшим лечение. В случае с системой отопления профилактикой можно считать своевременное удаление воздуха из батарей.

Посмотрите видео: Как спустить воздух из радиатора в многоэтажном доме

Разбираемся, как продуть батарею отопления

Многие при подготовке к отопительному сезону предпочитают самостоятельно выполнять все профилактические работы. Самый важный этап в этом деле — проверка обогревательных приборов на предмет выявления неполадок. Целесообразно их устранить заранее. Но для этого нужно знать, как самостоятельно продуть батарею отопления, прочистив ее изнутри.

Почему плохо греют батареи?

Во время отопительного сезона у многих радиаторы греют не очень сильно, поэтому в помещении холодно и некомфортно. Причин такого явления может быть несколько.

Первая — банально в батарее скопился воздух. На это указывает характерный звук, похожий на бульканье. Радиатор частично становится холодным из-за недостаточной циркуляции теплоносителя. В такой ситуации продуть батарею очень просто. Если установлен алюминиевый радиатор, на котором есть термостат, достаточно его полностью открыть и стравить воздух. Если термостата нет, открывают кран Маевского или заглушку.

При открывании через отверстие воздух вырвется наружу с сильным шипением. Его необходимо стравливать, пока он весь не выйдет, и не польется вода. Равномерная ее струя укажет на то, что воздушная пробка ликвидирована, и радиатор можно эксплуатировать в нормальном режиме. На чугунных радиаторах для стравливания воздуха используются специальные краны.

Второй причиной плохой циркуляции теплоносителя становится не воздух, а плотная пробка из накипи и крупных частичек, которые курсируют по системе отопления вместе с горячей водой. Специалисты обращают внимание на то, что даже миллиметровая толщина отложений накипи снижает теплоотдачу батареи на 15%. Поэтому желательно перед началом каждого сезона продуть систему и сделать это правильно.

Как понять, что причиной неэффективной работы отопительных приборов в квартире является скопившаяся накипь? Нужно обратить внимание на следующие признаки:

  1. Стенки покрылись накипью, если стояк горячее радиатора.
  2. Пощупайте радиаторы во всех комнатах в квартире. Разная интенсивность их нагрева — повод для «лечения».
  3. Неравномерный прогрев секций одной батареи.

Какие методы существуют для устранения подобных проблем?

Методы прочистки

Самостоятельная продувка вполне возможна, при этом существует несколько методов:

  • Гидравлическая продувка.
  • Индивидуальная прочистка.
  • Прочистка при помощи кальцинированной соды.
  • Пневмогидроимпульсивная промывка.
  • Химический метод.

Чем они отличаются друг от друга? Оборудованием, которое используется для выполнения операции.

Гидравлическая продувка

Гидравлическая продувка отопления — самый эффективный, но и самый дорогой метод прочистки батареи. При этом в стояки при помощи компрессоров подают смесь, состоящую из сжатого воздуха и воды. Высокое давление позволяет нагнетать среду, которая провоцирует отслоение налета и накипи, осевших на внутренних стенках батарей.

Для чугунных радиаторов это самая эффективная прочистка. Она не требует применения опасных химикатов, поэтому ее можно назвать экологически безопасной. Но чтобы осуществить гидравлическую продувку, необходимо отсоединить батареи и отвести их в специальный сервисный центр, где есть компрессорное оборудование.

Специалисты для ускорения отслаивания накипи используют размягчающие средства. После процедуры выполняется промывка радиатора обычной водой, после чего он становится чистым.

Индивидуальная прочистка

Применять гидравлическую прочистку имеет смысл, если в многоквартирном доме все соседи одновременно хотят участвовать в подобной профилактической работе. В противном случае при запуске системы отопления прочищенные батареи очень быстро забьются заново, и все траты будут напрасными. Если нужно решить проблему локально, то есть в одной квартире, лучше выбрать другой метод — индивидуальную промывку.

Сначала радиатор снимается и относится в ванную комнату. Предварительно стоит ванну полностью закрыть тряпками. Так эмаль сохранится и не повредится при промывке радиаторов. На слив целесообразно установить сетку. Она предотвратит образование канализационного засора.

Промывается батарея довольно просто. В один ее конец вливается при помощи шланга горячая вода, и периодически прибор переворачивается. Полезно просунуть в тело батареи проволоку или любое другое подручное средство и им попытаться очистить внутреннюю накипь. Процедуру можно прекращать тогда, когда из противоположного конца пойдет чистая вода.

Читайте также:  Какие бывают разновидности регистров отопления, всё о расчёте и установке.

Прочистка при помощи кальцинированной соды

Прочистка кальцинированной содой мало чем отличается от вышеописанного способа. Разница лишь одна — в горячую воду, которую необходимо залить в радиатор, добавляют соду. Противоположный конец батареи закрывают и дают раствору немного постоять внутри радиаторов.

Сода размягчает налет. Но чтобы достичь максимального результата, целесообразно постучать по всей поверхности прибора молотком из дерева. Затем можно сливать воду. Процедуру необходимо повторять до тех пор, пока из радиатора не польется чистая вода.

Обратите внимание! Вместо соды можно использовать молочную сыворотку или специальный очиститель для прочистки автомобильного радиатора.

Пневмогидроимпульсивная промывка

Данный вид прочистки осуществляется при помощи специального пистолета. Им можно чистить радиаторы, диаметр сечения секций которых составляет не более 15 см. Пистолетом можно удалить накипь на расстоянии 50 м и сделать точечную прочистку, не демонтируя радиатора.

Нужно ли приобретать профессиональное оборудование для прочистки?

Решая, нужно ли приобретать профессиональное оборудование для прочистки батарей, необходимо руководствоваться личными потребностями. С одной стороны, описываемая работа — разовое мероприятие, которое осуществляется раз в год. Поэтому есть смысл обратиться в соответствующую сервисную службу.

Если есть желание купить компрессорную установку и пользоваться ею самостоятельно, экономя на вызове специалистов, можно приобрести компрессор для прокачки воды в специализированном сантехническом магазине. А чтобы она работала эффективно, необходимо при покупке обращать внимание на такие технические параметры установки, как рабочее давление, объем потребления воды, возможность настраивать импульсы подачи воды и использовать средства для внутренней дезинфекции.

Метод химической очистки

Во многих квартирах качество системы теплоснабжения оставляет желать лучшего. И трубы, и радиаторы уже давно забились накипью, устранить которую описанными выше методами невозможно. Что делать в такой ситуации? Использовать химическую очистку. В чем она заключается?

Химикаты качественно и быстро справляются с обозначенной проблемой. Химикаты — это органические кислоты, композитные растворы, щелочи или растворители. Работать с ними нужно крайне осторожно, сохраняя руки и дыхательные пути, поскольку все эти вещества токсичны.

Обратите внимание! Химический метод очистки нельзя использовать для алюминиевого радиатора, что может привести к нарушению герметичности прибора. Зато прочистка химикатами эффективна для чугунных радиаторов.

Для того чтобы осуществить химическую прочистку, необходимо использовать специальное оборудование — шланги, насосы, емкости и химические смеси.

Обобщение по теме

Во время эксплуатации любой системы отопления на внутренних стенках металлических элементов образуется накипь, от которой необходимо периодически избавляться. В противном случае в разы ускоряется механический износ отопительного прибора, и падает эффективность обогрева. Избежать всего этого помогает прочистка батарей, которую можно осуществить несколькими методами.

Разбираемся: как почистить дымоход от сажи

Оборудование для промывки систем отопления — виды и способы применения

Как выполняется промывка теплообменника газового котла своими руками: способы, материалы и технологии

Отопление дома посредством электрической энергии

Разбираемся, как почистить газовую колонку своими силами

Как можно продуть батарею отопления в квартире?

Вопрос, как продуть батарею отопления, может возникнуть и при профилактической подготовке к отопительному сезону, и в том случае, когда отопление уже включено, но радиаторы почему-то остаются холодными.

Причин плохого прогрева батарей может быть несколько.

Во-первых, возникшие во внутреннем пространстве агрегата воздушные пробки, которые препятствуют свободной циркуляции горячего теплоносителя внутри радиатора и не дают ему нагреваться должным образом.

Во-вторых, скопившаяся во внутреннем пространстве батареи накипь. В обоих случаях решить проблему поможет продувка отопительных элементов, но действовать в том или ином случае нужно по-разному.

Почему возникают воздушные пробки и как от них избавиться?

Определить, что причиной холодных батарей стала воздушная пробка, довольно просто. На это может указывать специфичный булькающий звук, который можно услышать в радиаторе. Кроме того, при наличии воздуха в батарее снизу она прекрасно прогревается, а вот верхняя часть остается ледяной.

Воздух может скапливаться в системе отопления по нескольким причинам. Так, при подаче в систему горячей воды в ней находится кислород, который при нагревании выделяется в воздух и, скапливаясь в пространстве радиаторов, уменьшает их теплоотдачу.

Воздух может попасть в батарею и во время проведения ремонта либо санитарно-технических работ.

Нарушение целостности самой батареи или стыковых соединений тоже может стать причиной воздушных пробок. Часто такие микротечи остаются незамеченными, но для системы отопления они довольно опасны.

Воздух может скапливаться и в том случае, если в предыдущий отопительный сезон воздух был спущен слишком быстро и не успел полностью покинуть систему.

Так как продуть батареи, чтобы наверняка избавиться от воздушной пробки? Чтобы избавиться от воздуха в системе отопления, необходима некоторая подготовка.

Нужно запастись подходящим инструментом (разводным ключом и отверткой) и приготовить емкость, в которую будет сливаться вода из батареи, спускаемая вместе с воздухом.

Если радиатор оснащен термостатом, то для спуска воздуха достаточно до упора открыть клапан, регулирующий температуру. Эта нехитрая процедура легко избавит отопительную систему от воздушных пробок.

Если термостата конструкцией отопительного агрегата не предусмотрено, то воспользоваться нужно краном Маевского или заглушкой.

При их открытии воздух начинает стравливаться из батареи с характерным шипением.

После того как шипение прекратилось, а из радиатора равномерно пошла вода, можно говорить о том, что воздуха в системе отопления не осталось.

Главное, что нужно знать, чтобы правильно устранить воздушную пробку: стравливать воздух нужно очень медленно, особенно если отопление имеет сложную и разветвленную схему монтажа.

Лучше всего проводить данную процедуру в несколько этапов: открыть клапан, спустить воздух, закрыть, и так по кругу несколько раз до полной уверенности в отсутствии воздуха.

Удаление накипи с помощью продувки

Вторая распространенная проблема, которая может стать причиной плохо нагретых батарей в квартире – это скопление внутри отопительного агрегата накипи вследствие неудовлетворительного качества воды, поступающей в систему.

Накипь является серьезной проблемой, существенно влияющей на теплоотдачу отопления. Так, при наличии внутри пространства батареи хотя бы одного миллиметра накипи КПД работы снизится на 15 %.

Признаками скопившейся в отопительном агрегате накипи может быть более горячий по сравнению с радиатором стояк, разница температур батарей, находящихся в разных комнатах, неоднородных прогрев секций одного радиатора.

Продувать батареи с накипью можно несколькими способами, различающимися в зависимости от используемого оборудования.

Гидравлическая прочистка отопительных агрегатов считается наиболее действенным методом, но отличается от других большими экономическими затратами.

Чтобы сделать гидравлическую продувку, нужно подать в стояк отопительной системы смесь из сжатого воздуха и воды.

Для этого потребуется компрессор, который и будет нагнетать давление в системе, за счет чего накипь в батарее будет отслаиваться.

Специалисты, занимающиеся такой продувкой, добавляют в рабочую смесь еще и специальные смягчающие вещества, за счет которых отслойка происходит эффективнее.

Заканчивается гидравлическая продувка промыванием радиатора чистой водой, после чего батарея готова для дальнейшей эксплуатации.

Стоит учитывать, что в многоквартирных домах такой способ очистки будет действенным только в том случае, если все жильцы квартир, находящихся на одном отопительном стояке, одновременно проведут гидравлическую прочистку.

Иначе батареи очень быстро забьются накипью и микроскопическим мусором, который вода принесет из соседних квартир, ведь циркулирующая в системе вода переходит из одного радиатора в другой на протяжении всего стояка.

Индивидуальная прочистка применяется в тех случаях, когда невозможно прочистить весь стояк целиком вышеуказанным способом.

Индивидуальная промывка является очень простым в применении способом. Для этого нужно снять батарею и промыть ее в ванной при помощи горячей воды.

Получается, что поток воды, входящий в радиатор с одной стороны и выходящий с другой, вынесет из внутреннего пространства основной мусор.

Чтобы данный способ был эффективнее, отопительный агрегат необходимо переворачивать в процессе промывки.

Можно попытаться сантехнической проволокой «покопаться» внутри батареи, чтобы немного счистить накипь с ее стенок. Промывку можно считать законченной, когда вода, выходящая из батареи, станет чистой.

Усиление эффекта вышеуказанного способа может дать очистка кальцинированной содой. Для этого в снятую батарею, помещенную в ванну, наливается раствор воды и соды, который оставляют внутри радиатора на некоторое время.

После этого конструкцию промывают горячей водой, постукивая по батарее деревянным молотком, пока вода не станет чистой.

При очистке батарей от накипи применяются еще способы пневмогидроимпульсной и химической очистки. Однако они малоприменимы в домашних условиях.

В первом случае необходимо приобретение специального пневмооборудования, а во втором – сильнодействующих химикатов, опасных для жизнедеятельности человека.

Периодическая промывка и прочистка батарей благоприятным образом влияет на состояние отопительной системы в целом.

В чистых радиаторах воздух скапливается в меньшем объеме, теплоотдача улучшается, а значит, они будут лучше прогреваться и эффективнее отапливать помещение.

Добавить комментарий