Мозаика: происхождение и виды

История мозаики

Мозаика (от франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально – посвященное музам) – это изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу элементов (камень, смальта, стекло, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. Мозаика широко используется для украшения интерьеров, а также произведений декоративно-прикладного искусства и для создания станковых картин.

«Сложенная из кусочков» – так называют мозаику со времен ее изобретения.

Историческая справка(история мозаики)

История мозаики насчитывает много веков. Родилась она в Древней Греции, распространилась и в Древнем Риме. Она укладывалась на пол, а стены украшались фресками. Римская мозаика крупнее и поэтому менее изысканна. В Византии искусство мозаики получило дальнейшее развитие, панно из смальты в храмах известны своей утонченностью. На Руси смальтовую мозаику изобрел заново Михаил Ломоносов, наладил производство и создавал произведения в стиле академической живописи.

Существует два приема набора мозаики:

«прямой», при котором элементы поштучно вдавливаются в цементный или клеевой слой, предварительно нанесенный на поверхность, и «обратный», при котором элементы сначала наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, а потом композиция целиком или по частям монтируется на планируемую поверхность. В конце снимают основу с рисунком, на которую набирали мозаику, обнажая лицевую сторону изделия.

Первый прием более древний, трудоемкий и дорогой, используется для специальных художественных задач в ручном наборе художником неоднородно окрашенного материала (камень, смальта). Второй прием более распространен в дизайне интерьеров, применим для всех видов мозаики.

Элементы, из которых набирается мозаичная поверхность, могут быть одного размера и правильной геометрической формы, или разными по размеру и форме, или сложными, вырезанными по шаблону, но всегда плоскими и примерно не более 5 на 5 см (большие по размеру элементы уже называются плитками).

Одной из самых простых технологий принято считать геометрическую. Используя простой подбор цветов мастер, или сам заказчик, создает рисунок-сетку — с указанием цветов, в соответствии с которым плитка выкладывается на сетке матрице, а затем закрепляется на поверхности.

Создание более сложных мозаичных рисунков с использованием фотографий и произведений живописи требует применения специализированных компьютерных программ (Мозаик 2005, Mosaic Deluxe) или редактора изображений Photoshop. Они обрабатывают изображения, рассчитывают количество и размеры плиток с учетом реальных размеров, что особенно важно для правильного визуального восприятия готового панно, и осуществляют подбор цветовой гаммы.

Виды мозаики

По используемому материалу мозаика бывает каменная, смальтовая, стеклянная, керамическая, металлическая, деревянная

Каменная мозаика

Каменная мозаика выполняется из каменных элементов. Они могут быть неправильной разнообразной формы, и тогда эта мозаика более походит на самую сложную из всех древнюю флорентийскую мозаику, которая собиралась из многооттенночной палитры разных пород натурального камня, имитируя произведения станковой живописи.

Отличительная особенность флорентийской мозаики – тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости. Художественный эффект этой мозаики основан на идеальном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. В настоящее время в дизайне интерьера используется редко.

Элементы каменной мозаики (плитки, чипсы) могут быть квадратными, собранными в палетты (большие фрагменты) и прикрепленными к сетке. Это самый простой вид каменной мозаики, не для сюжетных «картин». Надо заметить, что чем более неоднородна по цвету текстура камня, тем более пестрым получается «ковер» из такой мозаики.

Для мозаики из камня используются туф, известняк, мрамор, гранит, яшма, оникс. Мозаика из натурального камня дороже, но долговечнее, цвет не меняет, однако сохраняет все свойства природного камня.

Это почти идеальный материал для отделки фасадов домов интерьеров офисов, магазинов, баров, ресторанов. Природное происхождение камня, долговечность, красота, многообразие форм, также позволяют чрезвычайно широко использовать его в обустройстве ландшафта (изготавливают дорожки, площадки, подпорные стенки, бордюры, садовые скамейки). Часто применяется морская, речная, озерная галька, а также различные валуны.

Стеклянная мозаика

Одним из древнейших отделочных материалов является стеклянная мозаика. В древние времена этот материал могли позволить себе только самые обеспеченные представители общества, они украшали живописными панно из кусочков цветного стекла свои дворцы, храмы, фонтаны.

Стеклянная мозаика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов.

Технология изготовления стеклянной мозаики такова, что она становится намного прочнее стекла, хотя химический состав абсолютно одинаковый. Это происходит по двум причинам: первая – после разлития стекломассы по формам ее подвергают высокотемпературному обжигу до 800ºС, вторая причина – минимальный размер модуля – 2*2 см. Во избежание трещин, вызванных температурными напряжениями, отформованную мозаику подвергают отжигу в так называемых туннельных печах, где она охлаждается до комнатной температуры, с постоянной скоростью двигаясь по конвейеру.

Стекло сегодня самый распространенный материал для производства мозаики. Оно долговечно, жаростойко, водостойко, морозоустойчиво и ударопрочно, а также химически интактно (неповрежденный, не вовлеченный в какой-либо процесс). Стекло имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий. Цветовая палитра стекла очень разнообразна. Самая распространенная форма наборных элементов – квадратная. Чипсы (элементы мозаики) бывают трех размеров: 10х10 мм, 20х20 мм, 50х50 мм, толщиной от 3 до 12 мм. Чем мельче чипсы, тем детальнее получится изображение. Стеклянная мозаика применяется для облицовки стен, полов в любых закрытых помещениях с любой влажностью, в том числе кухонь, ванн, бассейнов, а также поверхностей мебели, каминов, фасадов зданий.

На рынке существует огромное разнообразие мозаики на основе стекла:

1) с эффектами драгоценных и полудрагоценных камней (авантюрин, гранат, халцедон);

2) с эффектом перламутра;

4) «золотая» и «серебряная» (между слоями прозрачного стекла проложена золотая или серебряная фольга)

5) металлизированная мозаика;

6) искрящаяся стеклянная мозаика;

7) с рисунком на поверхности элементов стеклянной мозаики, нанесенным способом печати;

8) микс стекло + камень;

9) микс стекло + керамика;

10) микс стекло + керамогранит;

11) микс стекло + дерево;

12) микс керамика + дерево

Смальтовая мозаика

Смальта – это древний материал, получаемый из растертого в порошок стекла обработкой оксидами металлов, прессованием и нагреванием до +700°+800° С в течение суток. В результате получается насыщенный цвет, поверхность гладкая, приятная на ощупь, а физико-химические свойства намного превышают свойства стеклянной мозаики: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным средам, устойчивость к абразивному износу.

Смальта одновременно непрозрачна и полупрозрачна, что создает эффект внутреннего свечения и глубины. Каждый квадратный элемент немного отличается по цвету и текстуре, так как технология не позволяет унифицировать материал. Имеющиеся технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты. Это разнообразие приближает смальтовую поверхность по эстетическим качествам к натуральному материалу. Смальта применяется там же, где и стеклянная мозаика. Но, конечно, выглядит достойнее, гордо демонстрируя свое древнее происхождение и художественно-эстетические достоинства.

Керамическая мозаика

По сути дела, это керамическая плитка квадратной или прямоугольной формы и размером менее 5 х 5 см. Поверхность может быть гладкой, глазурованной, фактурной, с вкраплениями, имитирующей дикий камень, состаренной. Свойства определяют область применения и не отличаются от аналогичных для керамической плитки. Выпускается специальная низкопористая мозаика для бассейнов.

Керамический материал для плиток мозаики получают из смеси, содержащей каолин или глину.

Также к этой смеси добавляются различные добавки в виде шамота, кварцевой муки и флюса, которые ускоряют спекание нерастворимых в воде материалов.

Таким образом, керамическая мозаика представляет собой экологически чистый и безопасный материал. Поверхность мозаики покрывают глазурью, при этом может получиться как гладкая (полированная) поверхность, так и матовая (шероховатая), которая может содержать всевозможные «спецэффекты» — кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности.

Мозаика из керамического гранита

Керамический гранит тоже используется для изготовления мозаики. Керамогранит прочный, имеет низкое водопоглощение, высокую износостойкость, широкую палитру цветовых оттенков. Из него производят готовые панно. Эскиз заказчика или дизайнера оцифровывается, просчитывается, сколько и какой плитки потребуется и выполняется компьютерная нарезка элементов. Матрицы (части панно) также наклеиваются на сетку или бумагу и монтируются на месте.

Мозаика из битой плитки

Эта мозаика используется в разных культурах, она очень декоративна. Достаточно вспомнить любимую отделку на зданиях известного архитектора Гауди.

Производители каждый год удивляют новинками – имитация смальты с блестками, рельефная, в форме гальки ярких цветов, «состаренная золотая», «золотая» с цветным стеклом и пр.

Металлическая мозаика

Этот вид мозаики появился недавно. Модули представляют собой штампованные пустотелые металлические пластинки-колпачки высотой 4 мм из нержавеющей стали, латуни, меди, запрессованные на пластиковую основу или резиновую подложку, которая придает плитке необходимую степень жесткости. Модули могут иметь разную форму, фактуру и цвет поверхности. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу. Поверхность стали делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы. Золотую мозаику используют поштучно, делая вставки.

Металлическая мозаика хорошо сочетается с другими видами мозаики, кроме мозаики из растительных материалов. Этот шикарный материал устойчив к влаге, механическим повреждениям, отлично подходит для отделки бассейна, санузла, кухни.

Экзотические виды мозаики

Встречаются экзотические виды мозаики, придуманные в наше время: перламутровая, металлическая, деревянная, бамбуковая, из кокосового ореха (скорлупа, волокно) и т. п. Это сугубо декоративные материалы.

Особенности реализации мозаики

В продажу любая мозаика поступает:

1) в виде отдельных элементов (россыпью);

2) в виде листов (палетт, матриц) размером около 30 х 30 см, состоящих из 225 плиточек величиной 2 х 2 см каждая;

3) в виде художественных панно (целиком или во фрагментах – при большом общем размере).

Отдельные элементы приобретаются для нестандартных задач по замыслу дизайнера.

Панно, выполненные в технике матричной сборки, собираются из элементов правильной формы при помощи компьютерной программы, которая обрабатывает любое изображение так, что оно разделяется на части соответственно имеющимся на производстве, как на пикселы.

Художественные панно – это произведение мозаичного искусства, Выполняется из колотой или разрезанной вручную мозаики (стекла, смальты, камня, в том числе полудрагоценного) по индивидуальному заказу.

Область применения мозаики уже частично описана, но добавим, что являясь броским декором, кроме пола и стен она может появиться в самых неожиданных местах – на крышах, трубах, фронтонах зданий, на лестницах и пандусах, фонтанах, ландшафтных объектах, скульптуре, садовой мебели, на подоконниках, изголовье кровати, скамьях, креслах. Мозаикой могут быть выложены столешницы.

Мозаичные (террацевые) полы

Мозаичные (террацевые) полы часто устраивают в общественных зданиях. Террацевые полы изготавливаются непосредственно на стройке из цветных цементных смесей и представляют собой мозаику, отдельные участки которой разделены. Мозаичные полы отличаются долговечностью и широко применяются в вестибюлях и коридорах общественных зданий. Их достоинством является возможность создания рисунка по замыслу архитектора-дизайнера, включая цветные узоры.

Заключение

Сохранившиеся до наших дней ископаемые образцы древней мозаики лучшее подтверждение долговечности и эффективности мозаичных покрытий. При этом не важна форма плиток, главное условие их долговечности – качество исходного материала и производства. Высокая эстетичность, устойчивость к износу, неприхотливость в эксплуатации позволяет применять мозаику практически во всех помещениях современного дома и квартиры.

В интерьере жилых комнат и гостиных мозаика из керамики или смальты поможет создать эффект заполнения свободного пространства и сделать обстановку необычайно привлекательной.

Таким образом, даже краткий обзор свойств, характеристик, художественной привлекательности и возможных применений в интерьере помещений, говорит в пользу мозаики в качестве материала для отделки.

История мозаики. Красота изнутри

Мозаика — как много чувства, красоты и грации в этом слове. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Материал мозаики служит, как керамика и стекло, так и дерево, простые камни, смальта и т.д.

Смальта — кусочки прямоугольной формы разноцветного, плотного и непрозрачного стекла. Самые ранние образцы создания мозаики из смальты относятся к 4 веку до нашей эры.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 1

История мозаики. Красота изнутри, фото № 2

История мозаики. Красота изнутри, фото № 3

По составу такое стекло почти не отличалось от обычных сортов современного стекла. Песок, используемый при его производстве, имел примеси, которые придавали стеклу зеленоватый или грязно-синеватый оттенок, но спустя примерно 200-150 лет до нашей эры было получено прозрачное стекло, и примерно в то же время была налажена технология прессования стекла в открытых формах и уже в 1 веке нашей эры технология производства стекла стала более доступной. Начались эксперименты с формой и цветом стекла, а спустя несколько веков палитра непрозрачного стекла — смальты насчитывала уже тысячи цветов и оттенков.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 4

К новым и нетрадиционным материалам можно отнести скорлупу яиц, применяют в тех случаях, что бы придать трещиноватость каменной стене или создать эффект цветения. Для большего эффекта объемности и видимости обычно добавляют красители.

Читайте также:  Как сшить круглую подушку из лоскутов: мастер класс

История мозаики. Красота изнутри, фото № 5

История мозаики. Красота изнутри, фото № 6

Мозаика в том виде, в каком мы ее привыкли видеть в наше время, за могие тысячилетия прошла немало школ и этапов развития в технологии своего производства. В настоящее время под мозаикой чаще всего подразумевают отделочный материал, состояший из множества одинаковых по своей форме и цвету кусочков, упорядоченных в неком интересном рисунке.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 8

История мозаики. Красота изнутри, фото № 9

История мозаики. Красота изнутри, фото № 10

История появления мозаики уходит своими корнями в глубокую древность. Невозможно точно определить где именно она появилась, и какая цивилизация начала ее использовать первой. Известно, что уже в древне шумерских городах она использовалась для украшения храмов и изготавливалась из обожжённой глины. Дошедшие до нас шедевры были созданы за 4 тыс. лет до н.э. Мозаичные украшения присутствуют и в усыпальнице египетского фараона Тутанхамона (15 в до н.э.).На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве, это вызвало расцвет мозаичного искусства. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхого монастыре.

Самый сложный способ получения мозаики использовали флорентийские мастера — для своих произведений они использовали природную красоту рисунка камня. Тщательный подбор оттенков, идеальным соединением швов, создавался потрясающий по своей красоте колорит флорентийской мозаики. К концу XVI столетия полностью сформировалась флорентийская техника выполнения картин и до наших дней в ней не наблюдается особых изменений.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 11

В качестве материалов для флорентийской мозаики использовались такие камни как малахит, тигровый глаз, авантюрин, агат и многие другие. Применение разнообразных камней, как драгоценных так и полудрагоценных, было принято для оформления мебельных фасадов, различных столешниц, различных дверей, отделки каминов и даже в оформлении шкатулок. Темой для таких картин могли быть узоры из цветов, либо фигурки различных животных, людей, птиц, или пейзажи и различные библейские сюжеты.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 12

История мозаики. Красота изнутри, фото № 13

История мозаики. Красота изнутри, фото № 14

История мозаики. Красота изнутри, фото № 15

История мозаики. Красота изнутри, фото № 16

Способы укладки

История мозаики. Красота изнутри, фото № 17

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 18

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

История мозаики. Красота изнутри, фото № 19

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.

Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

История мозаики. Красота изнутри, фото № 20

Виды мозаики

По способу укладки мозаичного полотна можно выделить следующие виды:

4. Блочная мозаика

Теперь про каждый из них немного поподробней.

Паркетри

При укладке используются кусочки мозаики правильных геометрических форм, в основном прямоугольных. Получается очень простой рисунок. Рисунки, которые получается на мозаичном полотне, представляет узор или абстракции.

Заранее на бумаге или ином материале наносится рисунок. Специально подобранные кусочки, склеиваются боковыми поверхностями. Если кусочки имеют собственную структуру, то нужно одновременно учитывать фон и рисунок, что орнаментный набор был грациозен.

Наиболее часто из материалов используют, смальту, и дерево, обычно из очень дорогих пород (красное дерево, розовое дерево, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево). В таких картинах, очень часто употребляют вставки металлов (меди, латуни), слоновой кости, черепашьих панцирей.

Интарсия

При интарсии мозаичная картина приминает вид фигурного изображения, узоры из различных материалом и форм укладываются. Особенностью укладки является, что отдельные пластинки подгоняются друг к другу по кромкам, склеивают и вкладывают в пол или стену, где режущими инструментами сначала вырезают контур. Лицевые стороны пластиной шлифуют и полируют, все в зависимости от желаемого эффекта.

Расцвет интарсии был в эпоху возрождения в Италии. Мозаичные панно украшали мебель, стены, утварь. Из материалов использовали слоновую кость, дерево, камни, перламутр, но основным все, же является дерево. Орнаменты по форме напоминали экзотические растения или геометрические орнаменты. Фон выбирался обычно темный, а рисунок светлый.

Инкрустация

Инкрустация способ укладки мозаики осуществляется врезанием в поверхность различных пластин. Главной особенностью является то, что пластины врезаются на одном уровне с поверхностью.

Существует также имитация инкрустации. Она осуществляется заполнением небольших углублений цветными пластинами, для имитации слоновой кость, малахита. Метод в современности применяется очень редко, из-за своей большой сложности и трудоемкости.

Блочная мозаика

Блочная мозаика — это вид мозаики, когда рисунок или орнамент составляется из кусочков (блоков). Что бы представить себе, можно просто увеличить блоки мозаики до размеров плитки. Настенный рисунок из плитки представляет собой блочный рисунок. Так и мозаике, только блоки маленькие.

Данный вид мозаики зародился на Древнем востоке, она получила развитие в Италии, где назывался чертозианская.

Мозаика

Термин « мозаика», как считается , восходит к латинскому musivum — посвящение музам. Столь возвышенное название прекрасно подходит удивительному искусству , позволяющему создавать самые разнообразные и необыкновенные произведения.

Мозаика

Техника и материалы

Мозаика — это вид декоративно-прикладного и монументального искусства , подразумевающий создание изображения путем компонования и закрепления однородных небольших частиц.

Как правило , мозаика создается по заранее подготовленному эскизу. С древности существуют два основных метода исполнения мозаики: прямой и обратный. При прямом наборе мозаичные частицы сразу укладывают и вдавливают в грунт ( им может служить мастика , цемент , известка , воск ). При обратном наборе частицы мозаики сначала укладывают лицевой стороной вниз на бумагу , картон , сетку или иную подложку , а затем закрепляют. После затвердевания основы подложку удаляют. Мозаичные швы затирают клеем или иным скрепляющим раствором. Иногда уже сложенная мозаика шлифуется и полируется для получения более гладкого , блестящего и реалистичного изображения.

Фрагмент мозаики. Вилла Пре-Ба Лупиана (Эро, Франция). Источник изображения: JYB Devot

Искусство мозаики весьма разнообразно по своим художественным возможностям. В качестве материала исполнения могут использоваться самые разные природные и искусственные источники: галька , ракушка , природный камень , смальта ( глушеное непрозрачное стекло), эмали , бисер , керамика и даже металл. Подобная вариативность материала и его размера позволяет добиться самых разных художественных эффектов и цветовых решений. Мозаика позволяет создавать различные изображения от крупных монументальных архитектурных панно до изящных декоративных элементов предметов прикладного искусства.

Пьетро Каваллини. Благовещение. Из цикла мозаик с шестью сценами из жизни Святой Марии в церкви Санта Мария в Траставерде в Риме

История мозаики

Мозаика — одно из древнейших искусств , ее первые известные нам образцы относятся к III тысячелетию до нашей эры. Еще в Древней Месопотамии подобием мозаики украшали стены жилых домов , дворцов и храмов: конусами из обожжённой глины выкладывали геометрические узоры на колоннах и стенах зданий , а затем шляпки конусов раскрашивали в красный , черный и белый цвета.

Штандарт из Ура. Ок. 2600−2400 до н.э. Британский музей. Источник изображения: pinterest.com

Одним из наиболее впечатляющих артефактов этого времени является « Штандарт из Ура» — инкрустированное изображение войны и мира из морских раковин , перламутра и ляпис-лазури.

Штандарт из Ура. Фрагмент. Ок. 2600−2400 до н.э., Британский музей Источник изображения: pinterest.c

Штандарт из Ура. Фрагмент. Ок. 2600−2400 до н.э., Британский музей
Источник изображения: pinterest.com

Широчайшее распространение мозаика получила в античности. Чаше всего она служила напольным покрытием и стенным декором. В связи с развитием технологий производства стекла появляется смальта , известная своей невероятной долговечностью и художественным потенциалом. Известными образцами греческого искусства можно считать мозаики , найденные в Коринфе , Олинфе , Эретрии и Пелле ( конец IV века до н. э.).

Дионис верхом на Леопарде. Дом масок. Делос, Греция. Источник изображения: pinterest.com

В эпоху Древнего Рима мозаика достигает своего расцвета , появляются несколько специфических техник: opus barbaricum ( мозаика из природной гальки), opus tesselatum ( мозаика складывалась из предварительно обработанных тессер , одинаковых кусков мягкого мрамора), opus vermiculatum ( мелкомодульная мозаика , уподоблявшаяся живописи), opus sectile ( из тонких пластин натурального камня). Процесс создания мозаики поделился на 2 части: техническую , выполняемую рабами — накол модулей , и художественную — выкладку мастером изображения из уже готовых модулей.

Морская мозаика, Помпеи. Техника opus vermiculatum. Национальный археологический музей. Неаполь, Ита

Морская мозаика , Помпеи. Техника opus vermiculatum. Национальный археологический музей. Неаполь , Италия.

Римская мозаика отличалась реализмом трактовки , разнообразием бытовых , исторических , мифологических , пейзажных мотивов. Она украшала жилые дома в Помпеях и Геркулануме , фонтаны и бани. Первыми образцами opus tesselatum , или римской техники , стали мозаики сицилийского города Моргантина ( III век до н. э.). Вершиной мастерства этого времени можно считать помпейскую мозаику « Битва при Иссе», созданную Филоксеном из Эретрии из полутора миллионов фрагментов в технике opus vermiculatum.

Битва при Иссе, или Александрова мозаика. Ок. 100 г. до н.э. Национальный археологический музей. Н

В Византийской империи , правопреемнице античных традиций , мозаика пережила свой расцвет , достигнув небывалых художественных и смысловых высот. В первую очередь мозаика украшала культовые , а не светские сооружения: реалистичность уступила место выразительности , мозаичные полотна располагались на сводах и куполах храмов , главным материалом стала смальта с тончайшими золотыми платинами сверху. Благодаря прикреплению тессер методом прямого набора , каждый элемент отличался своей уникальной поверхностью и положением в пространстве , и потому цельное мозаичное полотно воспринималось движущимся и живым , мерцающим в свете свечей золотом.

Непревзойденными шедеврами этого времени являются мозаики Равенны ( церкви Сант-Аполлинаре-Нуово , начало VI века; Сан-Витале , 546−547 гг.; Сант-Аполлинаре-ин-Классе , 549 г.) и Святой Софии в Константинополе.

Церковь Сан-Фредиано. XIII в. Лукка, Италия. Источник изображения: Richard F. Ebert

Мозаика Феодоры. 547 г. Сан-Витале. Равенна, Италия. Источник изображения: Petar Milošević

Византийская мозаика появилась во многих странах , испытывавших влияние империи: в Древней Руси ( Софийский Собор , 1030−1040 гг.), Грузии ( Гелатский монастырь , 1125−1130 гг.), мусульманских странах ( мечеть Омейядов в Дамаске , 707−711 гг.) и Западной Европе ( церковь Жерминьи-де-Пре , 806 г.).

Мечеть Омейядов. 707−711 гг. Дамаск, Сирия. Источник изображения: benissa.eklablog.net

В эпоху Возрождения в мануфактурах Медичи появляется еще одна мозаичная техника: флорентийская мозаика , затем распространившаяся по всей Европе. Восходящая к opus sectile , она отличается разновеликими тессерами из камней , плотно уложенными друг к другу , подчеркивающими своей формой характер изображаемого предмета. Для достижения наибольшей выразительности природной структуры камня , мозаика полировалась до блеска.

Флорентийская мозаика «Обоняние и осязание». Царское село. Источник изображения: amberroom.ru

Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. Читать дальше

. Для мозаики этого времени поначалу было характерно использование раковин моллюсков и бисера для декорирования небольших предметов вроде шкатулок. Широко известны мозаики из города Бриар , их часто использовал Эжен Грассе, представитель стиля ар-нуво.

Мозаичное Искусство 1 356 слов читать ~9 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки

Что такое мозаика? Мозаика – это декоративное искусство создания рисунков и узоров на поверхности путем размещения небольших цветных кусочков стекла, мрамора или других материалов в слое из цемента, гипса или клея. Используемая как форма внутреннего или внешнего украшения и первоначально разработанная в Древней Греции, мозаика широко применялась римскими мастерами, в основном, для украшения полов. Позже, в эпоху византийского искусства, художники специализировались на создании мозаичных рисунков для стен и были известны своими блестящими шедеврами из золота и разноцветного стекла. Как форма орнаментального христианского искусства, мозаика во времена Возрождения уступила место фресковой живописи. Возрождение этого искусства произошло в 19 веке, когда многие общественные здания стали вновь украшать мозаикой (например, Вестминстерский католический собор). Теперь, как правило, для этого использовали массового произведенную керамическую плитку или стекло. Определенные стили дизайна, такие как готическое возрождение и ар-нуво, предоставили новый дизайн и использование этой формы искусства. Сегодня мозаика остается популярным ремеслом во всем мире, ее продвигают такие организации, как Британская ассоциация современной мозаики (BAMM) и Общество американских мастеров мозаики (SAMA) и она доступна в качестве предмета в некоторых из лучших художественных школ Америки и Европы.

Читайте также:  Как отмыть скотч от пластика - лучшие средства

Как создаются разные типы мозаики?

Существует три основных способа построения мозаики: прямой метод, косвенный метод и двойной косвенный метод.

Прямой метод построения мозаики включает прикрепление отдельных элементов непосредственно к поверхности выбранной опоры. Предварительно могут быть сделаны наброски на украшаемом участке. Прямой метод был популярным подходом используемым традиционными художниками при выполнении многих известных европейских мозаик стен и потолка. Он также используется в сочетании с поверхностями трехмерных объектов, таких как вазы. Одним из недостатков прямого метода является то, что мозаист должен работать непосредственно на участке, который нужно декорировать, что может оказаться невозможным в течение длительного времени. Современное усовершенствование предполагает использование сетки из стекловолокна. Мозаика создается на сетке в мастерской художника перед тем, как разместиться ​​на своем окончательном месте.

Непрямой (косвенный) метод создания мозаики, обычно используемый для крупномасштабных заказов с повторяющимися элементами дизайна. Компоненты (стекло, плитка и т.д.) крепятся лицевой стороной вниз на липкую основу. Позже их отправляют в конечный пункт назначения. Преимущество такого подхода в том, что он дает художнику возможность вносить изменения.

Двойной косвенный метод подобен косвенному методу с дополнительной стадией. Вместо того, чтобы класть плитки лицевой стороной вниз на липкую основу, они кладутся лицевой стороной вверх. Это позволяет мастеру мозаики увидеть создаваемый узор. Как только мозаика закончена, поверх нее наносится еще один слой липкой основы. Затем снимается исходный слой. Затем мозаику можно перенести на место окончательного размещения.

Примечание : Мозаика отличается от инкрустации тем, что ее составные элементы покрывают поверхность полностью, в результате повышая уровень конечного слоя (иногда для этого предварительно готовится выемка). Каждый фрагмент мозаики невелик и декоративное значение он приобретает только тогда, когда он является частью общего дизайна.

Компьютерные проекты

Теперь мозаику можно создавать с помощью программного обеспечения автоматизированного проектирования (САПР). Эти программы могут использоваться отдельными мастерами или роботизированными производственными системами. Чтобы ускорить процесс изготовления мозаики, устранить ошибки и снизить затраты, мозаики теперь собираются роботами, управляемыми компьютером, а не вручную. Производство может быть в десятки и сотни раз быстрее с меньшим количеством ошибок.

Творческие атрибуты мозаичного искусства

Мозаика, как вид искусства, ближе всего к живописи: они представляют собой двухмерное изображение. Также и мозаика и роспись подходят для масштабной отделки поверхностей. Однако, в отличие от живописца, мозаист ограничен в цветовой палитре и выборе материалов. Таким образом, чрезвычайно трудно добиться того же тонального изменения света и тени, которое может быть достигнуто с помощью (скажем) масляной краски, цветовой спектр которой огромен. Тем не менее, мозаика имеет атрибуты, которые делают ее более эффективной для создания восприятия на расстоянии. Главным из них являются световозвращающие качества используемых стеклянных мозаичных элементов , которые можно еще больше усилить, нанеся золотую или серебряную фольгу на заднюю часть стеклянных элементов или установив элементы под углом отражения.

История мозаичного искусства

Самые ранние известные мозаики, созданные с использованием гальки, датируются 8 веком до нашей эры. Эта техника работы с галькой используемая как для тротуаров, так и для стен, позже была значительно усовершенствована греческими мастерами в V веке. Они научились создавать замысловатые узоры используя камешки диаметром от одного до двух сантиметров. Контуры создавали с помощью крошечных черных камешков, а к 4-му веку для большего разнообразия были добавлены цветные камни, окрашенные в красный и зеленый цвета, что помогло греческим художникам создавать сложные геометрические узоры, а также детализированные сцены людей и животных. (См. Также: Греческое искусство.)

Каменные полы

На протяжении всей классической античности мозаика оставалась в первую очередь техникой украшения тротуаров или полов, где прочность была главным приоритетом. Камень, особенно известняк и мрамор идеально подходили для этой цели. Его можно было разрезать на крошечные кусочки и его естественный оттенок обеспечивал достаточный базовый диапазон цветов для большинства живописных дизайнов.

Тессеры и первое использование стекла

В эпоху эллинистического искусства (323–27 гг. до н.э.), греческие мозаисты добились дальнейшего прогресса. Во-первых, они начали использовать не только камень, но и стекло. Стекло можно было изготовить практически любого оттенка, что значительно расширило цветовую гамму, доступную художнику. К концу 3-го века до нашей эры возникли небольшие фабрики по производству специальных мозаичных элементов ( тессеров ), предлагающих достаточно дополнительных деталей, чтобы позволить мастерам мозаики имитировать картины. И хотя стекло не подходило так, как камень для тротуаров и полов, его легкость делала его идеальным для настенной мозаики, где декоративные качества были важнее долговечности.

Римские мозаики

Греческие мастера были наняты в большом количестве Римом после того, как Греция пришла в упадок, хотя римляне использовали мозаику в основном для полов в домах. Выдающиеся образцы сохранились в Геркулануме, Помпеях и Остии. Мозаичные рисунки в римский период – обычно посвященные сценам, прославляющим богов, домашним темам и геометрическим узорам – выполнялись по всей Римской империи, но уровень навыка не всегда был высоким. Мозаики, сделанные в Северной Галлии или Римской Британии, например, были заметно более примитивными, чем итальянские и греческие образцы. (См. Также римское искусство.)

Стеклянные стены

В эпоху раннехристианского искусства (около 300-400 гг. н.э.) в Византийской империи настенная мозаика стала популярной с ростом церковной архитектуры и декора, заменив на время религиозные картины и должна была оставаться основной формой декоративного искусства во время приближающейся византийской эпохи Юго-Восточной Европы (450–1450). (См. также: Русская средневековая живопись.) Также, в раннехристианский период, художники впервые создали мозаику из золотого и серебряного стекла, нанеся металлическую фольгу на обратную сторону стеклянных предметов. Этот тип «зеркального стекла» обеспечивал еще большую интенсивность визуальных эффектов за счет отражения света.

Византийская мозаика

С падением Рима, Византия (Константинополь) стала центром христианства и привлекла огромное количество римских и греческих мастеров, в том числе мастеров мозаики. Действительно, в этот период мозаика достигла новых высот творчества и техники, став важной чертой византийской архитектуры. Новые стеклянные тессеры ( смальты ) изготавливались из толстых листов цветного стекла. Смальты содержали осадок, поэтому свет преломляется в стекле. Также в VI веке византийские мозаисты разработали метод установки стеклянных мозаик в клеевой раствор под острым углом , чтобы отражать еще больше света. Эти улучшения привели к созданию великолепных мерцающих мозаик византийского периода.

Лучшие византийские мозаики были в основном библейским искусством, созданным для церквей и мечетей в Константинополе, таких как Собор Святой Софии и для зданий по всей Византийской империи. (См. Также: Христианское искусство, византийский период.) Известные примеры: произведения, созданные в Дафни около Афин (11 век); в соборе Равенны и в церквях Сан Аполлинер Нуово и Сан Витале (XII век); в Торчелло недалеко от Венеции и в Капелле Палатин (Дворцовая часовня); в соборе Монреале в Палермо (все 12 век) и в соборе Святого Марка в Венеции (с 11 по 14 века). (О других формах средневекового декора см.: Искусство витражей.)

Исламская мозаика

Тем временем, начиная с VIII века исламские художники начали включать мозаику в декоративные схемы своих мечетей. Мозаика была идеальной формой украшения для исламского искусства, которое запрещало фигуративные изображения в религиозных зданиях, вместо этого сосредотачиваясь на абстрактных или геометрических рисунках. Когда мавры вошли в Испанию из Северной Африки, они принесли исламскую мозаику на Пиренейский полуостров. Эти мавританские мозаики, выполненные из камня, стекла и керамики, можно увидеть в Большой мечети в Кордове и во дворце Альгамбра в Гранаде.

Мозаика продолжала быть характерной чертой романского искусства (1000–1200 гг.) и готической архитектуры, хотя и в меньшей степени.

Вытеснение фресками

С появлением искусства эпохи Возрождения (около 1400 г.), мозаика постепенно пришла в упадок как вид искусства: не в последнюю очередь потому, что фресковая живопись предлагала больший реализм для художников, которые в любом случае устали от стилизованного декоративного качества византийского искусства.

XIX век

Возрождение мозаичного искусства произошло во второй половине XIX века, когда многие общественные здания часто украшали мозаичными узорами и картинами, как правило из керамической или стеклянной мозаики массового производства. Примеры этого – мозаики в византийском стиле в Вестминстерском соборе в Лондоне и в базилике Сакре-Кер в Париже. Готическое возрождение в архитектуре оказало важное влияние, как и события в венецианской стекольной промышленности. Производство мозаики также стимулировалось движением ар-нуво: см., например, исключительные керамические мозаики Антонио Гауди (1852-1926) и Хосепа Марии Жужоля в парке Гуэля в Барселоне.

Интересной современной мозаикой является мозаика половинного размера Гобелена Байё, созданная в 1979-99 годах Майклом Линтоном. В настоящее время он выставлен на всеобщее обозрение в городе Джеральдин, Новая Зеландия.

Самая знаменитая византийская мозаика XII века находится в соборе Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) – это изображение Христа Пантократора (Спас Вседержитель) в верхней южной галерее. Прекрасный образец средневекового религиозного искусства Восточной Православной церкви.

Категории визуального искусства
Определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.

Значение искусства
Подробнее о различных видах
изобразительного и декоративного искусства см.:
Значение и определение искусства.

МОЗАИКА

МОЗАИКА (франц. mosaїque, итал. mo­sai­co, от лат. musivum, букв. – по­свя­щён­ное му­зам) – вид мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си; изо­бра­зи­тель­ные и ор­на­мен­таль­ные мо­за­ич­ные ком­по­зи­ции, со­став­лен­ные из не­боль­ших еди­но­об­раз­ных эле­мен­тов (так называемые тес­се­ры) как при­род­но­го (галь­ка, ра­ко­ви­ны, при­род­ный ка­мень), так и ис­кусственного (смаль­та, эма­ли) про­ис­хо­ж­де­ния, за­кре­п­лён­ных на грун­те.

Мозаикой ук­ра­ша­ют по­лы, по­тол­ки, сте­ны, ко­лон­ны, ре­же – пред­ме­ты де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства; ино­гда мозаика ис­поль­зо­ва­лась для стан­ко­вых про­из­ве­де­ний (мо­за­ич­ные ико­ны и портреты).

Древ­ней­шие па­мят­ни­ки мозаики от­но­сят­ся к III тысячилетию до н. э. Тех­ни­ки, близ­кие к мозаике, мож­но об­на­ру­жить в искусстве Древ­ней Ме­со­по­та­мии (свя­ти­ли­ще в Уру­ке, около 3500 года до н. э.; «Штан­дарт из Ура», около 2600 года до н. э., Бри­тан­ский му­зей, Лон­дон).

Ши­ро­чай­шее рас­про­стра­не­ние мозаика по­лу­чи­ла в ан­тич­ном ми­ре в ка­че­ст­ве сред­ст­ва на­поль­ной де­ко­ра­ции. Главной тех­ни­ка­ми ан­тич­ной мозаики бы­ли так называемые opus bar­baricum (мозаика из при­род­ной цвет­ной галь­ки), opus tesselatum (из об­ра­бо­тан­ных вруч­ную ка­мен­ных тес­сер), opus vermi­cu­latum (мел­ко­мо­дуль­ная мозаика, по­зво­ляв­шая на­би­рать слож­ные ил­лю­зио­ни­стические изо­бра­же­ния, упо­доб­ляв­шие­ся жи­во­пи­си), opus sectile (из тон­ких пла­стин на­ту­раль­но­го кам­ня). В Древ­ней Гре­ции по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние на­поль­ные га­леч­ные мозаики в Олин­фе (V век до н. э.) и Пел­ле (конец IV века до н. э., Му­зей, Пел­ла).

В искусстве эл­ли­низ­ма на­ча­ла скла­ды­вать­ся тра­ди­ция ис­поль­зо­ва­ния на­поль­ных мозаик из об­ра­бо­тан­ных вруч­ную тес­сер (жи­лые до­ма на о. Де­лос). Об­шир­ные мо­за­ич­ные ан­самб­ли от­кры­ты в жи­лых до­мах (в Пом­пе­ях и Гер­ку­ла­ну­ме), за­го­род­ных вил­лах (Вил­ла дель-Ка­са­ле близ г. Пьяц­ца-Ар­ме­ри­на на Си­ци­лии), фон­та­нах, ба­нях и других об­щественных со­ору­же­ни­ях в Древ­нем Ри­ме и его про­вин­ци­ях. В них пред­став­ле­но ог­ром­ное раз­но­об­ра­зие сю­же­тов: на­тюр­мор­ты-об­ман­ки («Не­под­ме­тён­ный пол» – ими­та­ция му­со­ра, ко­то­рую вы­кла­ды­ва­ли на по­лах сто­ло­вых), сце­ны охо­ты, спор­тив­ных игр, ис­то­рические ком­по­зи­ции («Бит­ва при Ис­се», II век до н. э., Национально ар­хео­ло­гический му­зей, Не­аполь), 3-мер­ные ил­лю­зио­ни­стические ор­на­мен­ты.

В ран­не­хри­сти­ан­ском искусстве со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ция позд­не­ан­тич­ных на­поль­ных мо­за­ик (в пат­ри­ар­шей ба­зи­ли­ке Ак­ви­леи, IV век; см. иллюстрацию к этой ста­тье). Од­на­ко в пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ст­ва про­ис­хо­дит су­ще­ст­вен­ное из­ме­не­ние тех­ни­ки мозаики. Её главным ма­те­риа­лом ста­но­вит­ся смаль­та, ко­то­рая в со­че­та­нии с тон­чай­ши­ми пла­сти­на­ми зо­ло­та и се­реб­ра при­об­ре­та­ла све­то­от­ра­жаю­щие свой­ст­ва (ещё бо­лее уси­ли­ваю­щие­ся бла­го­да­ря при­кре­п­ле­нию тес­сер к по­верх­но­сти под раз­ны­ми уг­лами), а ме­стом её раз­ме­ще­ния – сте­ны (впо­след­ст­вии и сво­ды) хра­мов. Ран­не­хри­сти­ан­ские мо­за­ич­ные ан­самб­ли со­зда­ют­ся в Ри­ме (мав­зо­лей Кос­тан­ции, церковь Сан­та-Пу­ден­циа­на, церковь Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре), Ра­вен­не (Гал­лы Пла­ци­дии мав­зо­лей).

Ху­дожественные воз­мож­но­сти мозаики в наи­боль­шей сте­пе­ни бы­ли рас­кры­ты в искусстве Ви­зан­тии, где мак­си­маль­но ис­поль­зо­ва­лись её све­то­нос­ность и спо­соб­ность по­сред­ст­вом ма­лень­ко­го мо­ду­ля ор­га­ни­зо­вы­вать боль­шие по­верх­но­сти, в т. ч. не­пра­виль­ной фор­мы. При императоре Юс­ти­ниа­не мо­за­ич­ное уб­ран­ст­во по­лу­ча­ет Свя­той Со­фии храм в Кон­стан­ти­но­по­ле, церк­ви в Ра­вен­не (Сант-Апол­ли­на­ре-Нуо­во, начало VI века; Сан-Ви­та­ле, 546-547 годы; Сант-Апол­ли­на­ре-ин-Клас­се, ос­вя­ще­на в 549 году), в г. Фес­са­ло­ни­ки (церковь Св. Ге­ор­гия, конце IV века; церковь Св. Ди­мит­рия, первая половина VII века), на Си­нае (цер­ковь Синайского монастыря Св. Ека­те­ри­ны, 548-565 годы). В Боль­шом императорском двор­це Кон­стан­ти­но­по­ля соз­да­ют­ся на­поль­ные мозаики с охот­ничь­и­ми и пас­то­раль­ны­ми сце­на­ми.

Читайте также:  Материалы для фундамента

В сред­не­ви­зан­тий­ский пе­ри­од сло­жи­лась осо­бая сис­те­ма при­ме­не­ния мозаики в уб­ран­ст­ве кре­сто­во-ку­поль­но­го хра­ма: отдельные ико­но­по­доб­ные ком­по­зи­ции в со­от­вет­ст­вии со стро­гой ие­рар­хи­ей раз­ме­ща­лись на кри­во­ли­ней­ных (вы­пук­лых или во­гну­тых) по­верх­но­стях на раз­ных яру­сах хра­мо­во­го про­стран­ст­ва (церковь Ус­пе­ния Бо­го­ма­те­ри в Даф­ни, около 1100 года; ка­фо­ли­кон монастыря Оси­ас-Лу­кас в Фо­ки­де, 1030-1040-е годы; ка­фо­ли­кон монастыря Неа-Мо­ни на о. Хиос, 1042-1055 годы, и др.).

Ви­зантийская мо­за­ич­ная сис­те­ма по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние так­же в стра­нах, вхо­дя­щих в аре­ал куль­тур­но­го влия­ния Ви­зан­тии: в Древ­ней Ру­си (в Кие­ве – в Со­фий­ском со­бо­ре, 1030-1040-е годы, и Ми­хай­лов­ском Зла­то­вер­хом монастыре, 1108-1013 годы, ны­не большая часть в Со­фий­ском со­бо­ре), в Гру­зии (храм в се­ле­нии Шо­ре­ти, первая половина VII века, Национальный му­зей Гру­зии, Тби­ли­си; главный храм Ге­лат­ско­го мо­на­сты­ря, 1125-1130 годы) и др.

Бла­го­да­ря ви­зантийским мас­те­рам мозаика ста­ла ис­поль­зо­вать­ся и в му­сульманских стра­нах (Ку­пол Ска­лы в Ие­ру­са­ли­ме, 691-692 годы; Омей­я­дов ме­четь в Да­ма­ске, 707-711 годы; ме­четь в Кор­до­ве, 965 год). Тра­ди­ция на­поль­ных мозаик про­дол­жа­лась в средне-вековой Си­рии и Па­ле­сти­не (сце­ны охо­ты в ба­нях, вторая четверть VIII века). Ви­зантийские мас­те­ра в пе­ри­од ико­но­бор­че­ст­ва прив­нес­ли искусство мозаики в Западную Ев­ро­пу (цер­ковь в Жер­ми­ньи-де-Пре, около 806 года). Греческими мо­заи­чи­ста­ми бы­ло ук­ра­ше­но аб­бат­ст­во Мон­те­кас­си­но (1071 год, не сохранилась), соз­да­ны ан­самб­ли Свя­то­го Мар­ка со­бо­ра в Ве­не­ции, церковь Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та на о. Тор­чел­ло; на Си­ци­лии – Па­ла­тин­ской ка­пел­лы (1140-1150-е годы) и Мар­то­ра­ны в Па­лер­мо (около 1143 года), со­бо­ров в Че­фа­лу (около 1148 года) и Мон­реа­ле (1180-1094 года).

В от­ли­чие от Ви­зан­тии, в Ев­ро­пе пре­об­ла­да­ло сплош­ное де­ко­ри­ро­ва­ние стен и сво­дов хра­ма; мозаика ис­поль­зо­ва­лась для соз­да­ния нар­ра­тив­ных ком­по­зи­ций, а сис­те­ма де­ко­ра кре­сто­во-ку­поль­но­го хра­ма бы­ла адап­ти­ро­ва­на к ба­зи­ли­каль­но­му ти­пу цер­ков­но­го зда­ния. Под­ра­жа­ние ран­не­хри­сти­ан­ским па­мят­ни­кам сыг­ра­ло важ­ную роль в воз­ро­ж­де­нии мо­за­ич­ных де­ко­ра­ций в Ри­ме в XII-XIV веках (церковь Сан-Кле­мен­те, 1128 года; Сан­та-Ма­рия-ин-Тра­сте­ве­ре, 1140-1143 годы и др.). В конце XI – начале XIV веков в Ри­ме раз­ви­ва­ет­ся осо­бая тех­ни­ка, по­лу­чив­шая на­зва­ние кос­мат­ских мо­за­ик.

На­чи­ная с эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния мозаики во мно­гом ут­ра­чи­ва­ет свою спе­ци­фи­ку, на­чи­на­ет под­ра­жать друшим ви­дам жи­во­пи­си и по­сте­пен­но вы­тес­ня­ет­ся ими. В конце XVI-XVII веков мо­за­ич­ным цен­тром про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся Рим, где дей­ст­ву­ет мас­тер­ская, в ко­то­рой соз­да­ют­ся мозаика для Свя­то­го Пет­ра со­бо­ра. В XVI веке во Фло­рен­ции на ма­ну­фак­ту­рах гер­цо­гов Ме­ди­чи ро­ж­да­ет­ся т. н. фло­рен­тий­ская мо­заи­ка (вос­хо­дя­щая к другим-римским opus sectile), от­ли­чаю­щая­ся круп­ны­ми шли­фо­ван­ны­ми тес­се­ра­ми, вы­ре­зан­ны­ми из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней по кон­ту­ру изо­бра­зительных эле­мен­тов: ею де­ко­ри­ро­ва­лись пред­ме­ты ме­бе­ли (сто­леш­ни­цы, ка­би­не­ты), ин­терь­е­ры (усы­паль­ни­ца Ме­ди­чи в церкви Сан-Ло­рен­цо, Фло­рен­ция). В искусстве клас­си­циз­ма второй половины XVIII – певрой половины XIX веков под влия­ни­ем ан­тич­ных па­мят­ни­ков, от­кры­тых в Пом­пе­ях и Гер­ку­ла­ну­ме, по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние мо­за­ич­ная ми­ниа­тю­ра, ко­то­рой де­ко­ри­ро­ва­лись ме­бель и пред­ме­ты де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства, юве­лир­ные из­де­лия.

Ис­то­ризм XIX века по­влёк за со­бой воз­ро­ж­де­ние мозаики. Мо­за­ич­ные мас­тер­ские воз­ни­ка­ют в Па­ри­же (где соз­да­ёт­ся де­кор за­ла Мель­по­ме­ны в Лув­ре, 1810 год). В Ве­не­ции около 1860 года на­чи­на­ет ра­бо­тать мас­тер­ская А. Саль­виа­ти, от­крыв­ше­го не­пря­мой ме­тод мо­за­ич­но­го на­бо­ра, при ко­то­ром ком­по­зи­ции со­став­ля­ют­ся в зер­каль­ном ото­бра­же­нии по пред­ва­ри­тель­но­му жи­во­пис­но­му эс­ки­зу на кар­то­не и за­ли­ва­ют­ся за­кре­п­ляю­щим рас­тво­ром в мас­тер­ской, а за­тем пе­ре­но­сят­ся на сте­ну. Ве­не­ци­ан­ски­ми мас­те­ра­ми в 1860-1870-е годы соз­да­ны мо­за­ич­ные ком­по­зи­ции для Ме­мо­риа­ла Аль­бер­та (1862-1875 годы) и Свя­то­го Пав­ла со­бо­ра в Лон­до­не, Па­риж­ской опе­ры. Мас­те­ра мо­дер­на и национально-ро­ман­тических те­че­ний (А. Гау­ди в Ис­па­нии, Г. Климт в Ав­ст­рии, и др.) час­то об­ра­ща­лись к тех­ни­ке мозаики из различных ма­те­риа­лов. В мозаики XX века пре­об­ла­да­ют ком­по­зи­ции, по­стро­ен­ные на со­че­та­нии бро­ских ло­каль­ных цве­то­вых пя­тен (Р. Гут­ту­зо, Ф. Ле­же, Д. Ри­ве­ра, Д. Си­кей­рос, Х. Эр­ни).

В Рос­сии тех­ни­ку смаль­то­вой мозаики воз­ро­дил в XVIII веке М.В. Ло­мо­но­сов (в 1753 году от­кры­то про­изводство цвет­но­го стек­ла и смаль­ты), под руководством ко­то­ро­го бы­ли соз­да­ны «Порт­рет Пет­ра I» и кар­ти­на «Пол­тав­ская ба­та­лия» (1762-1764 годы), а так­же мо­заич­ные ми­ниа­тю­ры.

С це­лью из­го­тов­ле­ния мозаики для Исаа­ки­ев­ско­го со­бо­ра в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 1847 году ос­но­ва­но Императорское мо­за­ич­ное за­ве­де­ние (в 1862 оно вли­лось в пе­терб. АХ), рус. ху­дож­ни­ки-мо­заи­чи­сты в 1847–51 обу­ча­лись в Ри­ме в спе­ци­аль­но от­кры­той сту­дии под рук. М. Бар­бер­ри.

В даль­ней­шем русскими мо­заи­чи­ста­ми соз­да­ва­лись ико­ны для Се­ва­сто­поль­ско­го со­бо­ра в Санкт-Пе­тер­бур­ге, Чу­до­ва монастыря в Мо­ск­ве, мо­заи­ки на фа­са­дах ве­ли­ко­кня­же­ской усы­паль­ни­цы в Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В хра­ме Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Санкт-Пе­тер­бур­ге мо­заи­ки по­кры­ва­ют фа­са­ды и внутренние сте­ны (за­ни­ма­ют свыше 7 тыс. м2; мас­тер­ская Фро­ло­вых по эс­ки­зам и кар­то­нам М.В. Не­сте­ро­ва, В.М. Вас­не­цо­ва, В.В. Бе­ляе­ва и др., 1895-1907 годы).

Мозаика ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась в советском деко­ра­тив­но-офор­ми­тель­ском искусстве: в оформ­ле­нии стан­ций Московского мет­ро­по­ли­те­на («Ма­я­ков­ская», художник А.А. Дей­нека; «Ком­со­моль­ская-коль­це­вая», художник П.Д. Ко­рин); фло­рен­тий­ские мо­заи­ки Г.И. Оп­рыш­ко. Во второй половине XX – начале XXI веков яр­кие об­раз­цы мозаики соз­да­ют Н.И. Ан­д­ро­нов, А.В. Вас­не­цов, В.В. Мель­ни­чен­ко, Д.М. Мер­перт, Б.П. Ми­лю­ков, А.Ф. Ры­ба­чук, И.М. Ра­би­но­вич, Б.А. Таль­берг, З.К. Це­ре­те­ли, В.Б. Эль­ко­нин, Е.Н. Мак­си­мов, А.Д. Кар­нау­хов и др.

Что такое мозаика: виды материалов и шикарные примеры в интерьере

Что такое мозаика? Происхождение и виды этого искусства украшения интерьеров – тема данного исследования от редакции HouseChief.Современный рынок предоставляет широчайший выбор материалов для облицовки и декоративной отделки любых поверхностей. И мозаика среди них выделяется самым выгодным образом.

Из небольших модулей различной фактуры получается прочная и влагостойкая облицовка, отличающаяся сложной конструкцией узоров

Из небольших модулей различной фактуры получается прочная и влагостойкая облицовка, отличающаяся сложной конструкцией узоров

Читайте в статье

Что собой представляет мозаика

Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.

Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.

Что такое мозаика: происхождение и виды в истории

Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.

Узор геометрического орнамента был выложен из обожжённых кусочков глины

История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.

Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)

Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)

Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.

Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)

Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)

В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.

Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века

Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века

Материалы для различных видов мозаики

Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

Стекло и смальта

Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Благородная игра цвета стеклянной мозаики

Благородная игра цвета стеклянной мозаики

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

  • долговечностью;
  • жаро- и морозоустойчивостью;
  • ударопрочностью;
  • водостойкостью;
  • богатством колорита.

Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Керамика и металл

Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Что такое мозаика: виды материалов и шикарные примеры в интерьере

Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

Натуральный и искусственный камень

Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

Прочие материалы

Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

Основные способы мозаичной кладки

Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа.

Маркетри

Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.

Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов

Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов

Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.

Интарсия

Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.

Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения

Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения

Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.

Инкрустация

Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.

Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью

Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью

Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.

Блочная мозаика

Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.

Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок

Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок

Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.

Ссылка на основную публикацию