Ландшафтной решения подчеркивающие архитектуру проекта

Ландшафтное проектирование

Ландшафтное проектирование — основа хорошего ландшафта. Без хорошего проекта не получится хорошего участка у дома, сада или сквера. Проектируя, мы постадийно развиваем ландшафтное решение от общего к частному, от концепции к деталям.

Стадии ландшафтного проекта

  1. Ландшафтная концепция и эскизный проект
  2. Проект
  3. Рабочая документация
  4. Исполнительная документация

Исходные данные

Для проектирования потребуется топографический план участка в масштабе 1:200 в формате *.dwg, планы и фасады имеющихся и планируемых зданий, проекты подземных сетей. Задание на проектирование можно получить и в офисе, но обязательно необходимо выехать на место, чтобы почувствовать его дух, оценить соседние территории и виды, которые влияют на дизайн — понять ситуацию.

Ландшафтное проектирование: алгоритм

Для успешного ландшафтного проектирования необходимо хорошее задание. Что такое хорошее задание на ландшафтное проектирование? В первую очередь, важно понять, для чего именно нужен проект, какую проблему заказчика мы решаем. Растения в саду сестры жены намного лучше, и хочется иметь место для жизни не хуже? Хорошее озеленение поможет создать атмосферу и продать квартиры в ЖК быстро и за хорошую цену? Поняв основную цель проекта, можно переходить к составлению задания. Часто для удобства заказчика, мы проводим составление задание на проектирование во время встречи и обсуждения проекта. Задание указывает площадь и этапы проектирования, требования к элементам планировки и озеленения, необходимость отражения в чертежах плана освещения и системы полива, и так далее.
После получения исходных материалов (топографический план, проекты зданий, и т.п.) мы разработаем концепцию и согласуем её или сразу приготовим эскизный проект.

Ландшафтное проектирование, в зависимости от нужд и требований заказчика, может включать все или только часть стадий:

  • Концепция;
  • Эскизный проект;
  • Проект;
  • Рабочая документация;
  • Авторский надзор.

Она включает схему плана участка, подборку аналогов, тексты и схемы, необходимые для пояснения представленной идеи. Если концепция принимается, мы дорабатываем её и разрабатываем проект. Эскизный ландшафтно-садовый проект включает план участка, иллюстрации и оценку стоимости строительства.

Эскиз

Эскиз – сжатый результат большой работы ландшафтного архитектора. Эскиз участка показывает, как будет выглядеть территория после проведения работ. На плане показаны схема планировки сада, объёмно-пространственные решения, расположение основных групп растений других элементов, схема рельефа, если он является важной частью общего проекта.

В состав эскиза также входят визуализации будущего благоустройства и озеленения участка, на них показываем основные видовые точки, важные площадки и зоны участка. Специалисты выбирают способ визуализации таким образом, чтобы он наилучшим образом отображал основную идею ландшафтного дизайна. Это может быть как черно- белая проектная графика, акварельные рисунки, эскизная трехмерная компьютерная модель ландшафта, или смешанная техника подачи проекта.

На основании эскизного проекта вы получите приблизительную оценку затрат на последующее строительство. Важно также учитывать и будущие расходы на уход за садом. Для садового участка, где ландшафтные решения несложны, эскизного проекта часто бывает достаточно для выполнения благоустройства территории, посадки растений и строительства других элементов ландшафта. Конечно, проектная документация для производства работ включает план рельефа и вертикальной планировки, разбивочный чертеж и другие документы, необходимые для проведения работ по благоустройству и озеленению, но они не предоставляются в виде отдельного комплекта чертежей и остаются внутренними проектом для специалистов компании по производству работ.

Алгоритм

На встрече с заказчиком мы совместно составляем задание на проектирование. После получения исходных материалов (топографический план, проекты зданий, и т.п.) мы готовим форэскиз (концепцию). Она включает схему плана, подборку аналогов, тексты и схемы, необходимые для пояснения представленной идеи. Если концепция принимается, мы дорабатываем её и разрабатываем проект. Эскизный ландшафтно-садовый проект включает план участка, иллюстрации и оценку стоимости строительства.

Когда мы получаем подряд на выполнение работы по своему эскизу, вторая половина его цены засчитывается в качестве скидки. При изменении задания на ландшафтное проектирование после его начала цена увеличивается 30%; при дополнительных исправлениях (больше двух) цена тоже увеличивается.

Сроки эскизного проектирования

Стандартный срок разработки эскиза (до первой подачи) – один месяц, без учета времени на правки.

Проект и рабочая документация

Сложные объекты не обойдутся без ландшафтного проектирования с подготовкой чертежей стадий «проект» и «рабочая документация». В процессе проектирования ландшафтный дизайн, придуманный на стадиях концепции или эскиза, подвергается уточнению. Проект позволяет построить сложный ландшафтный объект качественно, в срок, и с предсказуемым бюджетом.

Сроки и стоимость работы определяются площадью участка и сложностью задачи. Стандартная стоимость рабочего проекта участка втрое выше цены эскизного проекта. Аванс 50%, окончательная оплата по завершению работ. Если Вы заключаете договор на выполнение работ, то окончательная оплата за проект вычитается из первого аванса на работы.

Исполнительная документация

Ландшафтное проектирование не заканчивается сдачей рабочего проекта. После окончания работ должна оставаться информация о том, как фактически проложены коммуникации, проложены дорожки и посажены растения. Это может пригодится для возможной реконструкции участка. При сдаче мы передаем заказчику исполнительную документацию, которая содержит всю необходимую информацию о проложенных коммуникациях, высаженных деревьях, кустарниках и многолетниках, и т.д.

Примеры ландшафтных проектов

Как выглядит готовый ландшафтный проект? Как оценить ландшафтное решение? Эскизные проекты могут сильно отличаться по форме подачи и способами передачи вида, ощущений, объёмно-пространственного решения будущего ландшафта. Генеральный план разрабатывается для всех объектов. Иллюстрации, показывающие участок после выполнения работ, выполняются в черно-белой графике или в акварели, в виде трехмерной модели на компьютере или в видеоролике из этой модели, который выкладывается на youtube. Ниже приведены фрагменты из нескольких выполненных нами проектов.

Проект сделан. Что дальше?

После того, как проектирование завершено и проект готов, наступает не менее важный этап. На основе проекта участка можно начать строительство ландшафта, выполнение благоустройства, высаживать растения, начиная с крупномеров, прокладку коммуникаций, установку осветительных приборов.

Следует учитывать, что ландшафтный проект имеет дело не со строгой геометрией стен и известными заранее размерами диванов, как в дизайне интерьера, а с многообразным обликом природного материала, поэтому очень редко чертеж может выполняться без корректировок по месту. Поэтому участие в строительстве сада авторов ландшафтного проекта является обязательным условием.

Мощение площадок, посадка крупномеров, массивов кустарника, цветников — все эти финишные этапы благоустройства и озеленения зависят от погодных условий. Поэтому ландшафтное строительство должно учитывать оптимальные сроки высадки растений, минимальные температуры для работы с материалами и другие сезонные ограничения. Подробнее о ландшафтных работах

На основе проекта можно начать строительство ландшафта. Подробнее о ландшафтных работах

Основные элементы ландшафтной архитектуры

В статье пойдет речь о том, что такое ландшафтная архитектура, какие инструменты есть у нее в арсенале, каково функциональное предназначение каждого из них. Фото и видео наглядно продемонстрируют, как при помощи природных и строительных компонентов можно формировать художественный образ, соответствующий выбранной стилистической концепции.

Что такое ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура – это вид пространственного искусства, который занимается преображением пространства посредством грамотной планировки территории и ее озеленения. Основная цель области – объединить природные и строительные компоненты в одну единую композицию, которая будет иметь художественный образ.

При его создании обязательно учитываются требования удобства и функциональности. Каждый проект разрабатывается с учетом особенности местности. Задача архитектора – обыграть существующие видовые характеристики, учесть особенности рельефа, найти такое визуальное решение, которое позволит подчеркнуть достоинства участка и скрыть его недостатки, не нарушая технические требования и ограничения.

Создание проекта невозможно без анализа состава почвы и ее увлажненности. Один из принципов реализации уже готовых проектов – сезонность цветения растений. С ранней весны до поздней осени любой облагораживаемый объект должен иметь ухоженный внешний вид (нарядный и благоухающий).

В арсенале современной ландшафтной архитектуры есть много инструментов, позволяющие это сделать. Все их можно поделить на несколько групп. Специалисты выделяют:

  1. Центральные строения, имеющиеся на данном конкретном участке (это может быть дворец, особняк или загородный жилой дом).
  2. Рельефровные плоскости, холмистая местность, лесной участок, горы, водоемы, террасы.
  3. Зеленые насаждения (деревья исполины, кустарники, цветы).
  4. Партерные или декоративные газоны.
  5. Клумбы, цветники, рокарии, розетки, миксборты.
  6. Архитектурные группы (фонтаны).
  7. Скульптура.
  8. Освещение.

Дизайнеры, оформляющие вверенную им территорию, могут использовать все группы ландшафтной архитектуры или использовать сочетание отдельных видов. У каждого из них – свое предназначение. Так, например, архитектура центрального строения определяет стиль ландшафтного озеленения. Если в данности есть дворец в классическом стиле, благоустройство территории вокруг него может осуществляться только с учетом принципов регулярного парка. Все, что окружает центральное строение должно быть естественным продолжением его оформления. Именно таким способом и выстраиваются все архитектурно-художественные композиции.

Дворцовый стиль можно реализовывать на ровных больших площадках, но если рельеф местности предполагает наличие больших перепадов высот, они обыгрываются при помощи создания каскадов воды, бегущих из фонтана классического исполнения. При необходимости рельеф территории способен меняться: участок можно разравнивать или наоборот, создавать дополнительные препятствия в виде горок или насыпи. Такие шаги оправданы, если того требует единая художественная композиция.

Каскады воды перед дворцом скрывают резкий перепад высот перед центральной постройкой – дворцом Источник www.1zoom.me

При озеленении выбор растений осуществляется с учетом полной сочетаемости друг с другом и с учетом природного почвенного состава. Композиции из живых растений могут быть бесконечно разнообразными, но их месторасположение, количество, формирование групп учитывается еще на этапе проектирования. Дизайнер предварительно составляет схемы рассадки, формирует объемные 3-д макеты, позволяющие зрительно оценить будущий внешний вид ландшафтного озеленения. Только так можно добиться упорядочивания и отсутствие хауса.

Живые растения – тот элемент, который помогает создавать фактуру сада. Ее можно создавать при помощи ярусного озеленения, разбивки живописных клумб. Растения помогают прикрывать неприглядные места и выгодно подчеркивать достоинства участка. Поэтому этот атрибут ландшафтной архитектуры используется очень широко и очень охотно.

Зеленые лужайки

Газоны, сегодня без них – никуда. Существует несколько их разновидностей, у каждой – своя декоративная цель.

  1. Партерный газон – настоящие произведение искусства, красивый бархатно-изумрудный фон, способный подчеркнуть красоту оформления дома и сада. Он делает его форму более мягкой, связывает между собой отдельные его зоны, помогает формировать ощущение целостности. По партерному газону не ходят ногами, им любуются со стороны.
  2. Декоративный газон – более демократичный вариант озеленения. Он создается в том случае, если есть желание сформировать зеленую лужайку, на которой можно устраивать пикники. Ее поверхность стойка к вытаптыванию, декоративный газон не прихотлив, за ним гораздо проще ухаживать. Выглядит зеленый ковер тоже очень привлекательно,поэтому он активно используется для озеленения больших парковых территорий.
  3. Специальные газонные покрытия – они используются в строго определенных целях (для обустройства тенистых кортов, полей для гольфа, для футбола) Есть травосмеси, выращивание которых помогает сдерживать расползание грунта со склонов холмов. У таких газонов мощная корневая система.
  4. Постоянно цветущие нарядные лужайки. Мавританский газон похож на дикий цветочный луг, но его формирование находится под строгим контролем.

Водоемы

Большую роль в ландшафтной архитектуре играют водоемы. Они оживляют пространство вокруг, делают пейзажи более разнообразными, сложными и интересными. Подобные составляющие можно формировать при помощи прудов и ручьев, водопадов и бассейнов с фонтанами, каналов, каскадов и гротов. Добавление влаголюбивых растений или аксессуаров, а также подсветки помогает подчеркивать выбранное тематическое направление.

Архитектурные группы и скульптуры

К ним относятся отдельно построенные композиции, которые сочетаются с другими элементами ландшафтного дизайна. Беседки, перголы, арки, искусственно созданные руины, постаменты – любые малые группы должны быть внешне привлекательными. Их оборудование должно быть оправдано с точки зрения выбранного стиля.

Садовая скульптура может быть представлена забавными фигурками гномов и животных, солнечными часами, сложенными из камня, античными статуями, маленькими стилизованными домиками и фонарями. Даже в самом скромном своем воплощении она неизменно становится венчающим акцентом. При помощи нее ярко раскрывается стиль создаваемой ландшафтной композиции, формируется ее глубина, настроение. Благодаря применению садовой скульптуры появляется смысловая наполненность, оформление становится эксклюзивным.

Для удобства выбора и предотвращения появления самых распространенных ошибок вся садовая архитектура была поделена на три категории:

Первая – античная. К ней относится все, что связано с древнеримским искусством (статуи богинь и атлетов, амуры, амфоры, каменные чаши). Такие элементы больше всего подходят для создания симметричных садов регулярного стиля.

Вторая – с выраженным национальным характером (восточная, средиземноморская, китайская, японская скульптура). Предметы легко идентифицируются с первого взгляда. Каменные львы непременно подсказывают, что перед нами пейзажный английский сад, миниатюрные мельницы отсылают нас к оформлению голландских садов, статуи Будды и чайные домики – неотъемлемая часть азиатских стилей.

Третья – пасторальные скульптуры. Они как нельзя лучше подходят для оформления садов с налетом кантри, уголков романтического забавного и трогательного сада. Если любование скульптурой заставляет улыбнуться или взгрустнуть, ее смело можно отнести к описываемой разновидности. Она – лучший оптимистический акцент, способный сформировать нужное настроение.

Для изготовления скульптур могут использоваться самые разные материалы: бетон, гипс, дерево, натуральный или искусственный камень. Выбор чего-то конкретного осуществляется с учетом заданной архитектурной композиции.

Видео описание

В видео показано, насколько разнообразной может быть садовая скульптура, как широко она используется в ландшафтной архитектуре:

Еще одна важная составляющая, без которой в современном мире ландшафтная архитектура никак не может обойтись. Он помогает расставлять акценты на самых красивых зонах, на самых необычных элементах, визуально увеличивать размеры архитектурного оформления участка, делать его сказочно красивым, таинственным, а иногда неприлично фееричным. Для создания подобных эффектов используются фонари, светодиодная подсветка, прожектора и отдельные светильники.

Читайте также:  Какой холодильник лучше выбрать - отзывы специалистов

Обобщение по теме

Сочетание всех перечисленных составляющих помогает дизайнерам и архитекторам создавать уникальные садово-парковые объекты, которые в дальнейшем становятся украшением и визитной карточкой какого-нибудь города. Используя отдельные элементы, можно украшать сады частных приусадебных участков и любоваться красотой художественных композиций.

Ландшафтной решения подчеркивающие архитектуру проекта

Ландшафтное проектирование представляет собой научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др. Оно охватывает широкий круг проблем.

Ландшафтная архитектура – это архитектура открытых пространств. Она позволяет формировать гармоничную среду для человека, используя для этого ландшафтные компоненты и искусственные объекты. Сфера её деятельности включает садово-парковое искусство, озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий.

Термин «ландшафтная архитектура», появился в середине XIX века, в связи с тем, что города стали вторгаться в природу, и возникла необходимость решать вопросы включения её в среду города. Гармонично сочетать различные пространства, правильно использовать природные качества среды в процессе реализации градо-строительных решений, начиная от постановки здания на участке и кончая созданием крупных планировочных образований – агломераций, межселенных коммуника-ций и т. п.

В настоящее время искусство проектирования культурных ландшафтов является одним из важнейших направлений деятельности ландшафтной архитектуры. Только ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование способны решить комплекс проблем, связанных с формированием вокруг человека по-настоящему комфортного пространства.

Вопросы планирования ландшафтной среды в настоящее время не могут рассматриваться в пределах отдельно взятого города – они должны решаться в рамках складывающихся систем расселения. В этом аспекте возможны следующие варианты планирования городов и природных комплексов:

Если населённый пункт находится в окружении близко от него расположенных в разных направлениях природных элементов, то при осуществлении ландшафтного планирования между этими элементами и населённым пунктом необходимо осуществить равномерно интенсивное развитие связей (дороги, инженерные коммуникации), сопрягающих элементы города с ближайшими элементами природы.

В густо населённых регионах возможен вариант, когда вблизи нескольких близко расположенных населённых пунктов имеется один элемент (ядро) природы (рис. 2). В этом случае может применяться схема, позволяющая осуществить интенсивное развитие связей с природным окружением путём деления природного ядра на сферы влияния городов и населённых пунктов. При этом основным и определяющим вопросом планирования является назначение схем связей (дороги, коммуникации) между населёнными пунктами и природными элементами.

В условиях наличия нескольких природных сгустков, неравномерно расположенных и отдалённых от населённых пунктов, обеспечить появление транспортных связей (пучков сбора и распределения) позволяет использование схемы связей, представленной на рис3.

Рисунок 3. Связи города с несколькими, неравномерно расположенными по отношению к нему, природными элементами

Когда населённые пункты в плане представлены вытянутыми контурными структурами, становится возможным планирование элементов природы с обеспече-нием развития сильного ствола связей вдоль линии контура города с природными ландшафтами – рис. 4.

Когда вокруг города размещаются отдельными пятнами привлекающие внимание населения, но удалённые от города природные элементы, связи с которыми можно растянуть сплошной или прерывистой полосой, дублировать и неравномерно развить их в зависимости от расстояния до города. Такая схема изображена на рис. 5.

Во всех случаях реализация представленных схем достигается методами ландшафтной архитектуры, учитывающими:

расположение застройки на территории, непосредственно примыкающей к зе-лёному поясу или водно-зелёному диаметру.

Развитие ландшафтного дизайна

Рациональное оформление ландшафтной планировки называется ландшафтным дизайном. Ландшафтный дизайн формировался и формируется под влиянием культуры человеческого общества. Развитие ландшафтного дизайна за многовековую историю сформировалось в определённые стилевые формы, присущие разным народам. Любое ландшафтное решение обычно связано или с реально увиденным или с фантастическим вымыслом.

Так основой ландшафтного дизайна Древнего Рима были: бассейны строгих геометрических форм, фонтаны, цветы, ухоженные и продуманные посадки самшита, лавра, кипариса, кедра.

Изюминкой ландшафтного дизайна античного стиля был искусственный грот, сформированный из зелёных насаждений, с бассейном и фонтаном.

В настоящее время различают два вида оформления ландшафтной планировки территории. К первому относят классический (регулярный) стиль – здесь всё подчинено законам евклидовой геометрии. Весь ландшафтный дизайн в этом случае подчинён доминанте, которой всегда бывает здание. Характерным элементом такого дизайна является партер, расположенный перед основным зданием и представляю-щий собой сочетание газона, цветников, воды, декоративных элементов, связанных между собой в сложном геометрическом рисунке.

Ко второму типу ландшафтного дизайна относится ландшафтный или пейзажный стиль. Он по своей сути предполагает подражание дикой природе, имитацию её лучших образцов. Прямые линии, симметрия, регулярность и правильность несвойственны этому стилю. Здание не доминирует над ландшафтом и большей частью скрыто в зелени посадок. Вместо ковровых клумб здесь смешиваются холмы и валуны, вместо партерных газонов – открытые поляны и водоёмы. Регулярные ритмичные посадки древесных растений вытеснены разнородными группами и массивами. Здесь не приемлемы прямые дорожки, строгие формы и искусственные материалы, напоминающие о цивилизации. Этот стиль ландшафтного дизайна требует необработанной древесины, валунов, альпийских горок, водопадов и других деталей, встречающихся в природе. Заборы в этом случае делают из бутового камня неправильной формы. Извилистые дорожки делают без бордюров из плит различной величины и конфигурации, между которыми прорастает трава. По краям дорожек лучше всего высаживать кустарник, придающий им вид лесных тропинок.

Основные элементы ландшафтного дизайна делятся на две группы: естественные (газоны и зелёные насаждения) и искусственные (различные элементы мощения). Таким образом, внося в композицию те или иные идеи, создают голландский, английский, японский или китайский сады.

Стилевые и концептуальные признаки ландшафтной архитектуры

Стилевые и концептуальные признаки ландшафтной архитектуры менялись во времени в зависимости от стадии развития человеческой цивилизации. В ранний период становления человеческой цивилизации ощущалась большая зависимость планировки сада, подбора растений и других деталей композиции от природно-климатических условий, т. е. ландшафтная архитектура носила утилитарный вид. Композиция строилась на максимальном использовании полезных свойств природы, нейтрализации неблагоприятных факторов и подчинялась условиям выращивания насаждений.
По мере возрастания потребности в гармонизации окружающей среды углублялось осмысление взаимоотношений с природой. Устройство садов становилось неотъемлемой частью образа жизни человека античного мира. Античный сад считался, прежде всего, местом почитания и присутствия богов. Он был насыщен их статуями, атрибутами, священными постройками и алтарями. С религиозным культом были связаны рощи, где возвышались храмы, создавались часовни, гроты. Дальнейшее развитие общества привело к эстетизации природы, абсолютизации эстетических качеств природы. Природа входила в дом в виде живой зелени и пейзажей на стенах, раздвигавших внутреннее пространство дома. Этот стиль получил название пейзажного, или ландшафтного.
Рост антропогенного воздействия на природу, уничтожение лесов потребовало экологизации ландшафтной архитектуры. В её задачи вошли: борьба с запылённостью и загазованностью, с шумом, подтоплением и т. п.
Невозможность полноценно воспринимать природные компоненты заставило ландшафтных архитекторов обратить внимание на символическое созерцание и осмысление природы. В этом случае создаваемые композиции отражают элементы природной среды, при соответствующей фантазии наблюдателя, намёком, внешней похожестью. В наибольшей мере это наблюдается в малых садах.
Эта же причина заставила обратиться и к такому методу как «компенсация» недостающих компонентов в искусственном ландшафте похожими (вода заменяется песком, горы – камнем и т. д.).

Основные ландшафтные компоненты и их изменения в пределах городской среды

В современной ландшафтной архитектуре выделяют понятия природного и антропогенного ландшафта.
Природный ландшафт – значительные по размерам открытые пространства, сохранившие свой естественный характер, например, лесные массивы, долины рек, возвышенности, обширные акватории. Они весьма чутки к изменениям, вызываемым процессом урбанизации, промышленного и сельскохозяйственного освоения, поэтому можно говорить лишь о частичном сохранении нетронутого ландшафта в градостроительстве.
В практике градостроительного и ландшафтного проектирования под термином «природный» понимают взаимосвязанные элементы природы, противопоставляемые застройке, инженерно-техническим системам города, в том числе и те, которые имеют антропогенное происхождение (лесопарки, водохранилища, сады, композиции из растительности и камней, газонные покрытия и т. п.).
Связи город-природа должны рассматриваться как исходная и решающая, а не второстепенная позиция проектирования (после решения селитебных, производственных, транспортных, коммунально-хозяйственных, парадно-репрезентативных вопросов).
По критерию взаимосвязи с природой города находятся в неодинаковых условиях. Наиболее благоприятные условия для развития взаимосвязей создаются в городахкурортах (Сочи, Кисловодск, Ялта), городахновостройках на залесённых территориях. В небольшом городе отрыв от природы малозаметен: природные факторы входят здесь в повседневный режим его функционирования. В больших и крупных – возникает проблема изоляции центральных районов от природного окружения, которая с ростом их и развитием будет усугубляться.
Природные условия могут в значительной мере влиять на градостроительные решения, например, при необходимости сохранения всех существующих лесных массивов и водных пространств в условиях недостатка природных ресурсов. Взаимодействие природной среды и города проявляется в эстетическом образе городского ландшафта и его восприятии человеком как комфортного или дискомфортного.
В природном ландшафте, где ещё не отмечено влияние современной культуры, преобладают крупные деления – лесные массивы, степи или водные пространства. Освоение человеком территорий вызывает дробление ландшафта на части. Появляются новые факторы, влияющие на облик ландшафта: включение в него, вопервых, элементов, изменяющих поверхность земли, сельскохозяйственных площадей, водоемов, автомобильных и железных дорог, отвалов пустой породы, заброшенных карьеров и прочих неудобных земель. Во-вторых, элементов, изменяющих объемно-пространственную структуру ландшафта, населенных пунктов, промышленных сооружений, сети электропередач и прочих сооружений. Эти факторы сильно изменяют природный ландшафт. Часто, неразумное использование природных богатств, приводит к обезображиванию отдельных элементов ландшафта, а порой и к полному разрушению естественного облика целых районов.
Хозяйственная деятельность человека привела к появлению в природной среде планеты не свойственных ей ландшафтов; характеризуемых как антропогенные ландшафты. К ним относятся: городские ландшафты и их компоненты, включающие жилые и индустриальные районы. Особенностью таких ландшафтов является изменение и загрязнение в результате техногенной урбанизации компонентов природных ландшафтов и условий формирования поверхностного стока, общее сокращение площадей, занятых растительностью, наличие производственных сфер, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие сельскохозяйственные ландшафты, отличающиеся от природных однообразием, вследствие возделывания монокультур, когда почвы обеднены элементами питания, естественные природные сообщества угнетены ландшафты, образованные в результате деятельности горнодобывающих предприятий, характеризуемые изменением вертикальной планировки местности и создания карьеров, отвалов, терриконов ландшафты, сформированные в ходе нефтедобычи, отличающиеся изменением состава почв и грунтовых вод, а также искажением путей миграции сухопутных животных Большая часть людей живёт в городах, поэтому находящиеся в равновесии с природой города – это цель деятельности человечества. Одной из задач в достижении этой цели является разумная деятельность в плане проектирования и организации культурных ландшафтов.

Что такое ландшафтная архитектура простыми словами

Ландшафтные стили сада

В этой статье мы разбираем на примерах, что такое ландшафтная архитектура, её задачи и существующие типы. Здесь Вы узнаете, чем отличаются ландшафтный дизайн и архитектура? Кто может быть ландшафтным архитектором и какими навыками должен владеть?

Ландшафт и его влияние на нашу жизнь

Чтобы понять, чем занимается ландшафтная архитектура, важно иметь чёткое представление, что же такое ландшафт и какое влияние он оказывает на людей.

Ландшафт сибири

Тундра в Сибири. Фото: Dr. Andreas Hugentobler • CC BY 2.0 de

Ландшафт — это видимые особенности участка земли, его рельефа и единства с природными или искусственными объектами. Так определяет это понятие Новый Оксфордский американский словарь.

  • Ландшафт включает в себя физические элементы географически определенных форм местности, таких как
    • покрытые льдом вершины гор,
    • холмы,
    • водоемы (реки, озера, пруды и моря),
    • живые существа земного покрова, включая местную растительность,
    • элементы человеческой деятельности (различные формы землепользования, здания и сооружения),
    • а также переходные элементы, такие как освещение и погодные условия.

    Ландшафтом могут быть сельхозугодья, парк или пустыня. Земля обладает обширным разнообразием ландшафтов, включая полярные льды, горные хребты, обширные засушливые пустыни, острова и прибрежные зоны, леса и тропики.

    Что такое ландшафтная архитектура?

    Ландшафтная архитектура — это междисциплинарная область, включающая аспекты

    • ботаники,
    • садоводства,
    • изобразительного искусства,
    • архитектуры,
    • промышленного дизайна,
    • геологии и наук о Земле,
    • психологии окружающей среды,
    • географии и экологии.

    Деятельность ландшафтного архитектора может варьироваться

    • от создания общественных парков до планирования площадок для частных застроек,
    • от проектирования жилых комплексов до планов гражданской инфраструктуры,
    • от управления большими областями дикой природы до освоения деградированных ландшафтов (выработки или свалки).

    Ландшафтная архитектура работает над всеми типами сооружений и внешнего пространства — большого или малого, городского, пригородного и сельского. Они используют в своей работе как «твердые» (построенные), так и «мягкие» (засаженные) материалы. Особое внимание при этом уделяет экологической устойчивости.

    Ландшафтная архитектура — это проектирование, планирование, управление и забота о застроенных и естественных средах.

    Профессиональные ландшафтные архитекторы принимают во внимание такие вещи, как уклон, состояние почвы, погода, климат, цель использования пространства и другие. Они проектируют районы, города, поселки и другие объекты,

    • защищая природу и преобразуя пространство,
    • учитывая природные и человеческие факторы.

    Результатом такой работы должна быть здоровая удобная для жизни людей среда без вреда для экологии, но с обоюдной пользой. Некоторые объекты ландшафтной архитектуры созданы и построены; другие — сохраняют природные угодья, улучшая эстетику и качество использования.

    Ландшафтная архитектура

    Эко-парк «Заповедный луг» номинант на IX Российскую национальную премию по ландшафтной архитектуре

    Виды ландшафтной архитектуры

    Ландшафтная архитектура занимается различными видами деятельности.

    Планирование регионов

    Этот вид деятельности в первую очередь разрабатывает документ для использования в будущей жизни и экономической деятельности района. Включает в себя поверхностные и подземные дренажные системы, геологию, гидрологию и классификацию. Примерами могут служить генеральные планы и проекты жилых, технических, общественных и сельских районов.

    Генеральный проект застройки района

    Вид генплана застройки района

    Городское планирование

    Это означает планирование городов и поселков, их инфраструктуры и схемы роста с учетом естественных географических особенностей и ограничений. Он может включать в себя план городских улиц с

    • жилыми и административными зданиями,
    • коммунальными кварталами,
    • транспортными магистралями и развязками,
    • обеспечением безопасности,
    • академическими кампусами и общественными заведениями,
    • озеленением и площадями.
    Усовершенствование или развитие районов

    Структурирование пригородной застройки земли требует учёта тех же узловых элементов, что и при планировании новой территории. Только дополнительно требуется точная и грамотная привязка к уже существующим реалиям. Улучшение, обновление и реконструкция кварталов со всеми включениями городского планирования.

    Парки и зоны отдыха (садово-парковая архитектура)

    Ландшафтная архитектура выросла из садово-паркового искусства, более всего известного по дворцовым и приусадебным паркам Европы и России. Сегодня этот вид деятельности охватывает создание общественных садов, дендрариев, парков, детских площадок, полей для гольфа, стадионов, спортивных сооружений, памятников, зоопарков, пляжей, курортов и рекреационных зон.

    Вид ландшафтной архитектуры - проект тактильного сада

    Тактильный сад «Шестое чувство»- открыть мир природы с новой стороны, «наощупь», через звуки и запахи, адрес: Москва, 4-й Вешняковский проезд, д.1, корпус 1.

    Кому интересно узнать об особенностях основных стилей ландшафтного дизайна сада, кликайте по ссылке. Там рассказано о 13 традиционных и современных формах садово-парковой архитектуры и дизайна.

    Экологическое планирование окружающей среды

    Это проектирование общественных мест с использованием существующих, естественных пространств и элементов с наименьшими изменениями к ним. Сюда относятся плановые посадки зеленых насаждений, природные парки с объектами экологического дизайна, развитие прибрежных зон и водных путей.

    Ландшафт болотный

    Болота в Лахемааском национальном парке Эстонии. Фото Lysy • CC BY-SA 3.0

    Сохранение наследия природных угодий

    Этот тип ландшафтной архитектуры охватывает поиск и обнаружение исторически обусловленных природных районов, их защита и восстановление. Занимается возрождением естественной среды обитания для разных видов живого мира, их охраной и разработкой способов восстановления экологии.

    Что такое ландшафтная архитектура

    Рисовые террасы Батад в Филиппинских Кордильерах, первое место, которое включено в категорию Культурных ландшафтов Списка всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 году. Фото Adi.simionov • CC BY-SA 3.0

    Услуги

    К ландшафтной архитектуре также относят

    • только дизайнерские услуги по оформлению участков, дворов и других территорий,
    • разработка проектов и/или их осуществление,
    • создание и сопровождение объектов.

    Последние тенденции развития ландшафтной архитектуры

    Мир меняется и всё большее влияние на Землю оказывает разрушающая деятельность человека. Для предотвращения экологической катастрофы ландшафтные архитекторы обратили внимание на самые острые проблемы, которые требуют быстрого решения. Вот некоторые из последних тенденций, включенных обществами ландшафтных архитекторов в сферу своей заботы:

    • восстановление и защита исчезающих водно-болотных угодий;
    • обеззараживание местности, загрязнённой промышленными отходами и ядовитыми веществами;
    • проектирование зон, восстанавливающих здоровье Земли и человека.

    Примерами деятельности в этих направлениях могут служить:

    • Создание целебных садов, способствующих снижению стресса, укреплению иммунной системы, повышению физической активности и сокращению времени выздоровления после болезни.
    • Биоремедиация — восстановление биологического равновесия местности с помощью естественных свойств растений, грибов и / или почвенных почвенных микроорганизмов (червей). Таким образом загрязненные промышленные объекты, свалки и т.п. зоны преобразуются в безопасные общественные зеленые насаждения.
    • Зеленые крыши, которые помогают экономить на отоплении до 8% зимой, а летом на охлаждении — до 50%, очищают дождевую воду и дают среду обитания для насекомых и птиц.

    5 фактов из истории ландшафтной архитектуры

    Ландшафтная архитектура может преобразовать пространства, и делала это на протяжении веков. Вспомните великие королевские сады Франции и Англии. В период до 1800 года история садово-паркового искусства (позже названного ландшафтной архитектурой) во многом связана с планированием и дизайном сада для усадеб, дворцов и королевских владений, религиозных комплексов и других центров управления.

    • Первым человеком, написавшим о создании ландшафта, был английский писатель и политик Джозеф Аддисон (Joseph Addison) в 1712 году.
    • Термин «ландшафтная архитектура» придумал шотландец Гилберт Лейнг Мизон (Gilbert Laing Meason) в 1828 году.
    • А как профессиональный титул название было использовано впервые «отцом американской ландшафтной архитектуры» Фредериком Лоу Олмстедом (Frederick Law Olmsted) в 1863 году при проектировании Центрального парка, Нью-Йорк, США. Здесь сочетание традиционного ландшафтного садоводства и появляющейся области городского планирования придало работе уникальную направленность.

    Так в конце 19-го века термин «ландшафтный архитектор» стали использовать профессионалы, занимающиеся ландшафтным проектированием, а утвердили его после того, как Фредерик Лоу Олмстед-младший и другие основали Американское общество ландшафтных архитекторов (ASLA) в 1899 году.

    Ландшафтный архитектор: всё о профессии

    Профессия ландшафтного архитектора дает возможность развернуться фантазии, но при этом сопряжена с большой ответственностью. Эта работа подходит людям, которым нравится заботиться о природе и людях, превращая ландшафт в более удобную и экологичную для всех живых существ жизненную среду. Работающие ландшафтные архитекторы должны постоянно повышать свою квалификацию и следить за событиями в мире.

    Самое основное, что надо знать о работе ландшафтного архитектора

    Чтобы стать ландшафтным архитектором необходимо закончить высшее учебное заведение со степенью магистра. Работа ландшафтного архитектора предполагает посещение объектов, т.е. полевые работы. Это нужно для того, чтобы иметь четкое представление о планируемой зоне (тип почвы, растительность, рельеф), провести дополнительные измерения, осмотр и оценку. Поэтому здоровье человека должно быть способно переносить умеренные физические нагрузки в любую погоду, жару, дождь и мороз.

    Основная работа ландшафтного архитектора – составление проектов при помощи программ автоматизированного проектирования, например CAD, визуализации и обработки данных. Но часто первичный эскиз или чертёж делают непосредственно на объекте карандашом. Приходится много времени проводить в напряжённой позе за компьютером, при этом создаётся большая нагрузка на глаза.

    Обычный график работы – с понедельника по пятницу, в среднем 40 часов в неделю. Но так как работа творческая, то часто встречается гибкий график работы и неравномерная трудовая нагрузка. По мере приближения срока окончания проекта возникает необходимость работать по вечерам и в выходные дни.

    Чем занимается ландшафтный архитектор?

    Часто сотрудничая с архитекторами и инженерами-строителями специалист в области ландшафтной архитектуры делает:

    • анализ и дизайн ландшафта,
    • проектирование сооружений,
    • надзор за застройкой ландшафта,
    • реставрацию исторических мест и памятников,
    • пространственное планирование,
    • оценку экологических воздействий и
    • хозяйственное управление зелеными насаждениями.

    В результате деятельности появляется детальная или общая планировка, дизайнерский проект озеленения городской зоны, площади или даже ландшафтная скульптура.

    Чем отличается ландшафтный дизайнер от ландшафтного архитектора?

    Как частный случай ландшафтной архитектуры рассматривается работа ландшафтного дизайнера, который непосредственно делает

    • зеленые насаждения,
    • устраивает пруды,
    • мостит территорию плиткой,
    • строит террасы, подпорные стенки и пр.

    Ландшафтным дизайнером можно работать со степенью бакалавра.

    Чем отличается ландшафтный архитектор от архитектора?

    Как ландшафтные архитекторы, так и архитекторы влияют на внешний вид района или региона, но они сосредоточены на разработке разных вещей. Оба они проектируют, однако, ландшафтные архитекторы сосредотачиваются на окружающей среде, в то время как архитекторы — на зданиях.

    Архитекторы проектируют конструкции, такие как дома, офисы, театры и другие, а ландшафтные архитекторы разрабатывают планы открытых площадок вокруг конструкций. Они могут проектировать общественный парк, делать планировку территории школы или бизнес-центра и т.д.

    Какую профессиональную карьеру может иметь ландшафтный архитектор?

    Трудовые обязанности и сфера ответственности ландшафтного архитектора во многом зависят от его квалификации.

    1. Недавно окончивший университет дипломированный ландшафтный архитектор с магистерской степенью работает над проектами под руководством более опытного специалиста.
    2. Имея достаточный опыт работы можно получить следующую профессиональную квалификацию уполномоченного ландшафтного архитектора. Это даёт «зелёный свет» делать проекты самостоятельно, под свою ответственность.
    3. После окончания докторантуры и при наличии соответствующего опыта работы можно получить квалификационное свидетельство уполномоченного ландшафтного архитектора-эксперта. Это — специалист высшей категории, который кроме перечисленных работ, делает сложные экспертные оценки и входит в состав жюри на международных конкурсах.

    Где учиться на ландшафтного архитектора?

    Обучение начинается в бакалавриате, но для работы ландшафтным архитектором требуется магистерская степень. Лучшие учебные заведения, где готовят по специальности «ландшафтная архитектура»:

    МГТУ им. Н. Э. Баумана

    Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

    Получить профессию ландшафтного дизайнера можно во многих учебных заведениях.

    Будущим ландшафтным архитекторам следует в общеобразовательной школе обращать основное внимание на черчение, геометрию, изобразительное искусство, культуру, географию и работу с компьютером.

    Профессия ландшафтного архитектора пользуется все большим признанием в обществе и получившим данную специальность обычно удается найти работу в

    • в бюро ландшафтной архитектуры,
    • проектных, инженерных и архитектурных бюро,
    • в местных самоуправлениях,
    • государственных учреждениях,
    • природоохранных организациях и центрах развития,
    • учреждениях системы образования,
    • а также внештатными специалистами.

    Опытные ландшафтные архитекторы могут открывать собственные бюро. Одним из показателей стандартов специалиста является его членство в Ассоциации ландшафтных архитекторов в России.

    Ассоциация ландшафтных архитекторов России (АЛАРОС) объединяет ландшафтных архитекторов и ученых в соответствующей области. Стать членами этой организации могут не только профессионалы, но и студенты.

    АЛАРОС входит в Международную федерацию ландшафтных архитекторов International Federation of Landscape Architects (IFLA) — всемирное объединение ландшафтных архитекторов, которое координирует требования к профессиональной деятельности и квалификации.

    «Кодекс профессиональной этики ландшафтного архитектора» соответствует международным нормам и определяет высочайшие стандарты в процессе предоставления своих профессиональных услуг. На первом месте стоит профессиональная ответственность перед окружающей средой. Затем идут взаимоотношения с общественностью и клиентами. В 3 разделе определены правила взаимоотношений с коллегами.

    Можете ознакомиться с профессиональным стандартом «Ландшафтный архитектор» , который был утверждён 29 января 2019 г. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Здесь прописаны и основная цель деятельности, и трудовые функции для каждого уровня квалификации, и необходимые умения и знания.

    Начиная с 2010 года в Москве проводят творческий конкурс Российская национальная премия по ландшафтной архитектуре . Это высшая профессиональная награда национального значения в этой области. В конкурсе профессионального мастерства могут принимать участие

    • ландшафтные архитекторы,
    • общественные объединения,
    • некоммерческие организации,
    • органы власти,
    • девелоперские компании,
    • коммерческие компании и
    • профессионалы, выдвигаемые за достижения в Российской Федерации по популяризации профессии «ландшафтный архитектор».

    Есть целый ряд номинаций за лучшие публикации, фильмы, общественную и преподавательскую деятельность, за эффективное управление и другие. Для молодёжи до 25 лет тоже проводят конкурсы в рамках Российской национальной премии. Показать свои работы, заявить о себе ландшафтным архитекторам есть где.

    Теперь Вы знаете, что такое ландшафтная архитектура и дизайн, чем занимаются ландшафтные архитекторы и где можно получить нужное образование.

    Если остались вопросы, то задавайте в комментариях.
    Забирайте статью себе на стену в социальных сетях или поместите в загладки, чтобы не потерять.
    Ставьте оценку, выбрав нужное число звёзд ниже.

    Основы ландшафтной композиции

    Насаждения — деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения — составляют основу формирования парковой среды. Они нерасторжимо связаны с другими компонентами ландшафта — рельефом и водой и с учетом климата определяют пространственную структуру и характерный облик каждого объекта. В процессе исторического развития ландшафтного искусства сложились различные виды парковых насаждений. В регулярных парках они принимают геометрические формы — это боскеты, аллеи, группы, солитеры. Открытые пространства представлены партерами — газонными, цветочными, водяными. В пейзажных парках, где композиция строится на асимметричном равновесии объемов и в ее основу положен принцип воссоздания образа естественной природы,— это массивы, аллеи, группы, солитеры. Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в основном выполняют тождественные функции в пейзажах и различаются стилистически.

    Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород

    Типы пространственной структуры

    Организованное пространство — это среда для жизни и деятельности человека, подчиненная материальным и духовным запросам общества. Безграничное пространство — «великая пустота», по определению Демокрита,— не может быть воспринято органами чувств человека. Пространство постигается нами при наличии в нем материальных тел, при условии той или иной степени материального ограничения. Ландшафтный арх. Дж. Саймондс (США) говорил: «Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознает, что имеет дело не с площадями, а с объемами и пространствами». Творческий метод ландшафтного искусства, опираясь на экологические свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиций 3 пространственных категорий: пространство (собственно территория) и его составляющие — плоскость (поверхность земли на различных формах рельефа) и объем (насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф).

    Соотношение типов пространственной структуры

    Участки закрытых, полуоткрытых и открытых пространств по своим размерам и общей площади, а так- же размещению в структуре парка определенным образом соотносятся друг с другом. Это соотношение определяется требованиями психофизиологической комфортности среды для человека. Решение задач по созданию благоприятного микроклимата парковой среды зависит от климата района, в котором организуется парк. Так, в южных районах необходима защита от солнца и летнего зноя, поэтому здесь предпочтение отдается закрытым пространствам насаждений, создающим тень и прохладу. Площадь открытых пространств незначительна. Они, как правило, невелики, посетителей наиболее привлекает их затененная часть, опушка формируется рыхлой — продуваемой, способной обеспечить необходимую аэрацию и таким образом избежать застоя перегретого воздуха. В северных районах, наоборот, предпочтительнее участки, освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров. Поэтому здесь значительную часть, а иногда и большую, занимают открытые пространства полян, более прогреваемые, чем массивы насаждений. В северной, а также в северо-западной части поляны имеют плотную опушку, защищающую от холодных ветров.

    Композиции открытых пространств (полян и партеров)

    Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков. В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных — поляны. Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисе, кизильник, туя, в России использовалась ель).

    Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований

    В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свои высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт, т. е. все основные показатели, влияющие на художественное качество ландшафтной композиции. В зависимости от этого меняются оптимальные расстояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и изменения декоративно-художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа. Рост и развитие древесных насаждений происходят неравномерно. В первые годы рост растений, как правило, замедлен. Наибольший прирост у большинства видов наблюдается в 10. 30 лет. В средней и южной зонах европейской части России период наиболее быстрого роста у дуба 10. 15 лет; у лиственницы 20. 30 лет. Рост старых деревьев почти прекращается, появляется суховершинность, отсыхает часть боковых ветвей, крона изреживается.

    Пейзажно-пространственная композиция

    Свойства растительности как одного из строительных материалов ландшафтной архитектуры играют важную роль в создании общей пространственной структуры садов и парков. Характер пейзажа определяется прежде всего соотношением объемных растительных элементов и плоскостных, образуемых поверхностью земли и водоемами. Под термином «пейзаж» следует понимать составную часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-цельное пространство. Конкретные условия зрительного восприятия определяют масштабные пределы пейзажа. Скажем, цветочный партер или группа деревьев находится за низшим порогом понятия «пейзаж», а крупный массив насаждений или сложная система водоемов — за его высшим порогом. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов. Вид — фрагмент пейзажа, предельно ограниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая поляна в густом лесу, мост над водой с двумя-тремя группами деревьев, беседка в парке и т. п.).

    Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений

    Садово-парковая растительность организуется в виде лесных массивов и рощ, групп деревьев и кустарников, аллейных посадок, живых изгородей, стриженых стен, боскетов, полян, декоративных газонов и различного типа цветников. Массивы насаждений лесного типа применяют, чтобы воссоздать естественный ландшафт, они занимают площадь от 1 до 4 га в парках и десятки гектаров в лесопарках. В зависимости от господствующих древесных пород массивы подразделяются на хвойные (темно- и светлохвойные) и лиственные (широко- и мелколиственные), по составу — на чистые, составленные из одной породы, и смешанные, по структуре — одноярусные и многоярусные (когда полы крон расположены на разной высоте). Выбор главных пород массива определяет его облик — ель, пихта, бук, граб с темными стволами и густым облиствением образуют сумрачные тенистые насаждения; сосна, береза, лиственница, ясень, акация, имеющие прозрачные кроны, образуют солнечные и светлые насаждения. Сопутствующие породы улучшают и обогащают лесную среду, подчеркивают декоративные качества основной породы путем контраста или нюансных отношений.

    Группы из деревьев и кустарников

    Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В русских парках XVIII—XIX вв. группы создавались преимущественно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины), черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам. Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII—XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.

    Формы применения воды в ландшафтном проектировании

    В ландшафтном проектировании применение воды имеет несколько уровней. В ландшафтном дизайне вода используется в утилитарных и декоративных устройствах. К утилитарным устройствам, наиболее часто применяемым, относятся питьевые фонтаны, колодцы, плескательные бассейны, рыбные пруды, каналы. Из декоративных устройств следует отметить декоративные фонтаны (струйные), с объемной скульптурой, пристенные, водные зеркала, каскады, водопады. Слабо используется возможность применения воды для теплоизоляции, шумозащиты, ограждения.

    Виды цветочного оформления

    Цветочные и декоративные травянистые растения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. С помощью цветников оформляются планировочные узлы парка — партерные площади, входы, места отдыха, создаются акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др. Различаются следующие виды цветочного оформления.

    Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика

    Одна из характерных черт современного мирового паркостроения связана с большим размахом работ по преобразованию отработанных территорий. Речь идет о ландшафтной рекультивации, превращении бывших шахтных разработок, свалок мусора, заброшенных карьеров, пустырей и т. п. в места отдыха. По нашим подсчетам, около половины парков, заложенных в последние 10 лет, созданы на «неудобных» землях. Широкий интерес к этому виду паркового строительства связан с дефицитом свободных от застройки и не занятых под сельское хозяйство естественных ландшафтов вблизи крупных городов, большим распространением нарушенных территорий, а также теми новыми творческими возможностями, которые открывает ландшафтному архитектору современная техника — мощные землеройные и транспортирующие механизмы, применяемые для горных работ.

    Ярусная композиция парка

    Типичной композиционной задачей таких парков является выявление пространственной структуры склона, которая часто сводится к формированию системы террас, т.е. чередованию подъемов и относительно плоских ступеней рельефа. Решающую роль играют при этом бровки — четкие переломы, переходы от плоских элементов к наклонным. Именно отсюда, с бровок открываются виды вниз, здесь формируются силуэтные линии ограничения видимости при восприятии парка снизу. Параллельные линии бровок вместе с наиболее крутыми участками склона определяют вид парка при фронтальном его рассмотрении, в то время как плоские ступени скрыты от наблюдателя. Цель ландшафтного архитектора — подчеркнуть с помощью архитектурно-ландшафтных средств эту ступенчатую, ритмичную структуру рельефа. Другая особенность заключается в том, что основные парковые сооружения, а также такие элементы, как спортивные площадки и т.п., размещаются на указанных ступенях в тех местах, где они достигают наибольшей ширины.

    Парки на сложном рельефе

    Парк, расположенный на горе или холме, имеет свои композиционные особенности. Куполообразный или конусовидный объем возвышенности в максимальной степени связывает парк с внешним окружением, в нем почти нет замкнутых пространств. Здесь трудно выделить определенные видовые точки, по сути дела весь парк представляет собой сплошную видовую «поверхность», а раскрытие видов имеет многосторонний или круговой характер. Композиция парка-холма обычно строится на сети дорог, которые принимают вид спирали или серпантина.

    Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве

    Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Ограничение частей, или разделение пространства, в ландшафтном искусстве обусловлено функциональным назначением — разделением на участки с различными видами занятий и природными условиями, подсказывающими возможность формирования того или иного типа пространственной структуры. Единство требует выявления главного и подчиненного, неразрывной связи формы и содержания. Оно проявляется в выделении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей. Это может быть сооружение, поляна, водоем и др. Соподчинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь. Так, в исторических парках доминантой является дворец, которому подчинена территория парка. Их единство решается разными приемами: с помощью визуальных связей (в створе просек, дорог и видовых лучей многократно и часто неожиданно возникает дворец); определенного членения пространства (более мелкого и тщательно проработанного ближе к дворцу и более крупного по мере удаления от него); насыщенности цветочным оформлением и скульптурой придворцовой части и более скромным тематическим повторением в других частях парка и т. д. Эта связь тонка и ненавязчива.

    Урок №4. Методики ландшафтного проектирования

    Дизайн парка

    Каждый человек мечтает жить красиво, при этом все мы вкладываем в понятие «красивой жизни» какие-то свои критерии и ценности. Но, безусловно, сходимся во мнении, что истинная красота – это гармония, естественность и непринужденность. Именно такой красотой обладает природа. Именно такую красоту стремится воссоздать человек, организуя пространство вокруг себя.

    Ландшафтное проектирование – это комплекс архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений, используемый для разработки методов художественного оформления открытого пространства. Основных методов два, остальные являются разновидностями, возникшими в результате поиска решений для той или иной ситуации (например, придомовые полосы многоквартирных домов проектируются иначе, нежели придомовые полосы таунхаусов).

    Системно-ландшафтный метод связан с проектированием, строительством и поддержанием отдельных элементов среды, подверженных постоянному изменению в результате воздействия природы или деятельности человека.

    Экологический метод связан со стремлением удачно вписать деятельность человека в природный ландшафт, минимализируя нанесение ущерба экологии, а также восстановить уже поврежденные территории посредством озеленения и создания садово-парковых ансамблей.

    Если говорить применительно к частной собственности, то используются такие методы:

    • – метод расчленения пространства: участок разбивается на отдельные зоны, имеющие условные границы, но связанные между собой;
    • – метод продления: лес, растущий за забором владения, посредством проектирования «лесной зоны», продолжается на участке;
    • – метод копирования: на участке полностью воссоздаётся окружающий ландшафт;
    • – метод контраста: среди свободных, пейзажных форм окружения располагают объект в чётком регулярном стиле, или наоборот.

    Выбор того или иного метода при проектировании напрямую зависит от выбранного стиля.

    Эскизирование, поиск индивидуального проектного решения, создание концепции.

    В первую очередь идёт поиск индивидуальности оформления участка, стремление облечь стандартные желания (дом, сад, баня) в нестандартное, непохожее на других исполнение. Так возникает концепция – видение облика, идеи, которые нужно проработать и воплотить в жизнь.

    Эскизирование – это творческий поиск, поиск идеи и замысла. И основывается он на информации, полученной в ходе разработки задания и отбора исходных идей. Творческие процессы не всегда подчиняются общей схеме и основаны на индивидуальных способностях, образовании, остроте мышления, владении средствами выражения идеи. В качестве исходной методики поиска проектного решения предлагается подведение итогов и фиксация результатов трех стадий: наброски (клаузура), эскиза-идеи, эскизных вариантов.

    Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным. В состав клаузуры входят рисунки плана и перспективы, наиболее ясно раскрывающие концепцию или образную характеристику участка в окружающей среде.

    Эскиз-идея — это фаза, на которой сочетаются исследовательский и творческий процесс; на основе критической оценки собственных предложений, зафиксированных в клаузуре, формируются предложения по дальнейшему развитию темы.

    Эскизный вариант – это предложение нескольких путей достижения результата.

    Способы эффективной подачи проекта – видовые точки, разработка общего и подробного, детального плана.

    Вряд ли нужно объяснять, что для того, чтобы стал понятен облик участка, одних слов мало – нужны «картинки». Хотя бы минимальный набор: общий план и пара видовых точек.

    Общий план позволит уяснить всю планировку участка, его зонирование и наполненность элементами.

    Детальный план даст представление о том, где, что и в каком количестве находится.

    Видовая точка – картина, открывающаяся взору с какого-либо места.

    Архитектор Наталья Триандафилиди

    Ландшафтная проектная графика.

    Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В ландшафтной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи. При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. К графике относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе.

    Ландшафтная проектная графика может быть: компьютерной и ручная подача.

    Ручная подача выполняется в технике акварели, пастели.

    Компьютерная графика – это Автокад, Архикад, СкетчАп, Геопланикад и похожие программы.

    Вид участка с северной стороны

    Архитектор Наталья Триандафилиди

    Приемы оформления проекта в различных техниках.

    В процессе ландшафтного проектирования придается большое значение не только технической части проекта, но и отражению в нем чисто эстетических требований, предъявляемых в современном ландшафтном строительстве. Для придания изображению на чертеже большей наглядности, для подчеркивания рельефности элементов, для придания чертежу большего сходства с натурой служат различные приемы художественно-графического оформления проектов. Диапазон художественно-графических средств широк и многообразен: отмывка, работа сухой кистью, сплошная заливка прозрачными и непрозрачными красками, точечная тушевка, штриховка, набрызг при помощи аэрографа, торцевание по трафарету и шаблону, имитация, аппликация, а также различные сочетания этих методов.

    Из существующих графических компьютерных программ самой подходящей для этих целей является Фотошоп.

Ссылка на основную публикацию